Занятие по развитию речи в старшей группе "в гостях у зимующих птиц". Занятие по развитию речи Конспект занятия по развитию речи тема птицы

Исхакова Светлана Миннулловна, воспитатель
МАДОУ №106 "ЗАБАВА" г. Набережные Челны

Тема: Домашние птицы.

Программное содержание:

- развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

Развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам .

Предварительная работа. Разучивание песни «Вышла курочка гулять», рассматривание иллюстраций в книгах домашних птиц, чтение сказки «Курочка – Ряба», рассматривание картины «Курица с цыплятами», миска с пшеном, травка.

Материалы и оборудование. Набор настольных игрушек – домашняя птица;, изображения семейства: гуси, утки, куры, бумажный заборчик на доску и картинка «птичий двор» для сюрпризного момента, мешочек; бумажные фигурки цыплят на магнитах, 2 мольберта, интерактивная доска, (если ее нет то можно использовать плакат с изображением деревни) .

Индивидуальная работа: Матвей, Амилия называние и звукоподрожание птицам.

Словарная работа: Селезень, Гусыня, птичий двор

Интеграция: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

1. Организационный момент.

Ребята куда это мы свами сегодня попали (в деревню) . (Слайд и звуки деревни.) Слышите звуки деревни? Давайте присядем на стульчики. (На магнитной доске Забор) Что это на картинке? (Это забор) , а за забором (птичий двор) . Давайте посмотрим кто живет за заборчиком. Здесь живут (домашние птицы) . А почему они так называются? (называются они так потому что живут рядом с человеком, и человек заботится о них, кормит) .

2. Основная часть.

Ребята, кто это? (петух) . Правильно. А какие у петуха перья, хвост, гребешок?Давайте прочтем петушку стихотворение (дети самостоятельно) :

Петушок, петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?

Ребята, а как петух поет? (ку-ка-ре-ку!) Ой, а кто это услышал петуха? (ставится картинка Курица) Скажите какие перья у курицы? (пестрые) А хвост?

Загадка

Белый камешек разбился

Богатырь на свет явился

Богатырь на курьих ножках

В красных кожаных сапожках. (яйцо, цыпленок) .

Курица несет (яица) , а из этих яиц вылупляются...(цыплята) Правильно! (Раздаю детям бумажных цыплят) .

Желтые цыплятки, славные ребятки.

Спят у мамы под крылом,

Так уютно в доме том.

Ребята, какого цвета цыплята? (Желтые) . А цыплята как пищат? (Пи-пи-пи) Цыплята любят клевать зернышки.

Выполняем музыкально-ритмические движения под песенку «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Давайте соберем цыплят возле нашей курицы. (Прикрепляем Цыплят на доску) Один малыш потерялся. (утенок) . Это его мама? Нет. Конечно, это не цыпленок. Это утенок. А маму у утенка как зовут? (утка) , папу утенка зовут - Селезень

Пушистый матросик, лопаточкой носик. - На ножках коротеньких красные боты.

Расскажите про утку. Как утка крякает? (Кря-кря) Какой у утки нос? (большой, лопаточкой) . Какие у нее лапки? (короткие) . А какого цвета? (Красного) На лапках имеются перепонки. Утки любят плавать в пруду или в реке, любят щипать траву.

Также плавать любят гуси. Деток у гусей зовут? (Гусятами) маму-гусыня, а папу-гусь. А как гуси кричат? «Га-га-га»

3. Игра «Чудесный мешочек» По считалке выбираем участника достаем игрушки из мешочка изображаем звуки и называем. «Ко-ко-ко, квохчет... «Ку-ка-ре-ку!» - кричит... «Га-га-га, го-го-го», - гогочет... «Кря-кря-кря», - крякает...

Физкультминутка

4. Пальчиковая гимнастика.

Наши уточки с утра «Кря-кря-кря» (всепальчики округляем в щепоть)

Наши гуси у пруда «Га-га-га» (пальчики собранные вщепоть вытягиваем вперед)

Наши курочки в окно «Ко-ко-ко». (Делаем пальчиками куриный гребешок)

А как Петя-петушок рано по утру. (Большим и указательным делаем. Нам споет «Ку-ка-реку» клюв, а остальные выпрямляем)

5. Подведение итога: Про кого мы говорили сегодня? Поиграли, потанцевали. Нужно домашних птиц беречь и за ними ухаживать.

Домашние птицы приносят человеку пользу. Кто знает, какую?

Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух.

А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки-пуховички тоже состоят из их пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

И закончим мы наше занятие веселым танцем «Танец утят» .

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цели: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.Предварительная работа.Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц по количеству детей, таблички с названиями, картина с изображением солнца, мнемоквадраты-интонации (3 шт.), аудиозапись голосов птиц.Ход занятияДети садятся на ковер, делают вид, что спят. Входит педагог.Педагог (П.).Доброе утро! Птицы запели.Добрые люди, вставайте с постели!Прячется вся темнота по углам,Солнце встает и идет по делам.Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»П. Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.П. Посмотрите на дерево прилетели птицы. Педагог и дети называют перелетных и зимующих птиц.Физкультминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Педагог раздает детям картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, предлагает детям рассмотреть их и выполнить задание. Картинки с изображением зимующих птиц поместить на ковролин, а картинки с перелетными птицами положить на стол.Воспитатель предлагает загадку:Особа всем известная,Она крикуха местная,Увидит тучку темную -Взлетит на ель зеленую.И смотрит словно с трона.Кто она? (Ворона.)Дети показывают таблички.Дети находят ее на ковролине, отмечают, что ворона - самая большая среди городских птиц. Педагог читает вторую загадку:Птичка-невеличка,Ножки имеет,А ходить не умеет.Хочет сделать шажок -Получается прыжок.Кто это? (Воробей.) Дети показывают таблички.П. Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый…)(описание по схеме) Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко…) А теперь сравните ворону и воробья. Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.) А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.) У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.) А у вороны? (Большая голова - головища.) У воробья клюв какой? (Маленький клювик.) А у вороны? (Клюв большой, черный - клювище.) У воробья глаза какие? (Глазки маленькие - бусинки.) А у вороны? (Глаза большие - глазищи-чернищи). У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.) А у вороны? (Большой черный - хвостище.)Педагог предлагает пальчиковые игры.1. «Птичка».Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы - голова, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. Дети вместе с педагогом выполняют движения и читают стихотворение.Птичка крылышками машетИ летит к себе в гнездо.Птенчикам своим расскажет,Где она взяла зерно.2. «Птенчики в гнезде».Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.

Птички в гнездышке сидят,

Маму ждут и есть хотят.П. Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны - воронята, птенцы воробья - воробьишки.)Педагог предлагает детям послушать слова поговорку и повторить их с разной силой голоса - сначала тихо, затем громче и наконец громко:

«Где птица не летает, а свое гнездо знает.»

Затем предлагает детям маски-интонации. На этот раз эту поговорку произнести:- вопросительно;- удивленно;- испуганно (использование мнемоквадратов «эмоции»).Релаксация «голоса птиц»Педагог предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.

Музыка меняется на бодрую. Дети встают.(пока дети лежали педагог выставляет перелетных птиц.

П. Посмотрите, пока мы отдыхали к нам прилетели и другие птицы. Как они называются (ласточка, грач, кукушка). Подберите к ним таблички. А что делают птицы весной (ответы детей). Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные птицы) А птиц, которые были с нами всю зиму? (зимующие птицы).

П. Ребята, что мы делали на занятии?(Ответы детей).

П. Молодцы ребята. Много знаете про птиц. А тут мне птички тоже просили вам что-то передать. (дети получают шоколадные яйца).

Занятие закончено.

Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: "Зимующие птицы"

Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС "Солнышко"с. Голубинка Бахчисарайского Республика Крым
Тема: «Зимующие птицы»
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с природой и на занятиях по развитию речи. Это занятие направлено на воспитание у детей чувство сострадания к птицам и всему живому. Учит детей составлять описательный рассказ о птице. Развивает слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику.

Цель: Закрепление и уточнение знаний по теме: «Зимующие птицы».
Программные задачи: Уточнить название зимующих и перелетных птиц. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить давать полные ответы на вопросы. Учить детей составлять описательный рассказ о птице. Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Обогащать словарь по теме «Птицы». Продолжать учить определять количество слогов в слове. Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением зимующих птиц; пособие – разрезные картинки птиц; изображение Короля птиц; грамзапись с голосами птиц, видео для дошкольников «Зимующие птицы»
Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке.

Ход занятия.

Воспитатель: - Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в «сказочный зимний лес».
(слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком).
Воспитатель: Ребята,к нам в гости пришел « снеговик»,он проводит нас в зимний лес, но прежде снеговик задаст вам несколько вопросов.
(Закрепление пройденного материала.)
- Какое сейчас время года? (ответы детей)
- Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (ответы детей)
- Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей)
- Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? (ответы детей) Перечислите их.
- Все ли птицы улетают в теплые края? (ответы детей)
Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо,от тех птиц которые остались зимовать, от самого «Короля птиц -Горного Орла».
Читаем письмо: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Снеговик пообещал мне найти таких детей.- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Королю птиц?
- Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...
(Снегири)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Воспитатель: - Как мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие). Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
воспитатель: - Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы пойдем по зимнему лесу (Звучит фонограмма записи птичьих голосов, дети идут по группе)Слышите, здесь кто то есть.(Ответы детей) Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой.
Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают голос птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Сорока – стрекочет
Синица – щебечет
Снегирь – посвистывает
Дятел – трещит
Сова – ухает
Клест – клекочет
- Ребята, голоса птиц мы слышим,но их спрятала и заколдовала Баба Яга. Пойдемте их искать. (Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком идут по импровизированным следам Бабы Яги, вырезанные из бумаги и разложены по группе)
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель: Ой детки,посмотрите на нашем пути сугроб.(нарезанные из бумаги снехинки,под которыми спрятан конверт).
Упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.
- Посмотрите, что это за конверт? В конверте разрезанные на части картинки.- Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. (Дети складывают картинки).
Дидактическая игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)
- Чтобы птички наши совсем оттаяли и разлетелись по домам, нужно выполнить еще одно задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.
Игра: «Сколько слогов в слове?»
- Молодцы дети, что помогли освободить птичек. Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
С горки все домой пришли,
воспитатель: Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные, Присаживайтесь на стульчики и мы посмотрим, как они долетели домой (просмотр видеофильма «Зимующие птицы» и беседа по просмотренному видео).
Птички дома, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами,когда птички улетали.(ответы детей).Правильно покормить.
- Чем можно угостить птиц:
Воробья – хлебными крошками
Снегиря – ягодами рябины, боярышника
Синичка – любит сало
Ворона, сорока – всеядные Кому не хватило угощения? (сове, дятлу)
Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.
- Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц.
Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые, храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешочек насыпим зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц.(снеговик уходит)
Заканчиваем занятие стихотворением:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
4. Итог занятия.

Разделы: Работа с дошкольниками

Образовательные:

  • закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность.

Развивающие:

  • расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова);
  • имен прилагательных: зимующие, птичий;
  • глаголов: перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел.
  • закреплять в речи предлоги (в, на, под, перед, за, над и др.)
  • развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти.
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, коротколапый, пестрокрылый и др.) образовывать глаголы с помощью приставок при, об, за, вы, у, пере.
  • развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки).
  • учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).

Воспитательные:

  • Учить отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять навыки ориентировке в пространстве.

Оборудование: картинки "зимующие птицы" большие и маленькие, запись голосов птиц, схемы "где спрятались птицы", каркуша, атрибуты к игре, картинки с изображением дерева, елки и кормушки, загадки, панно на ориентировку на плоскости.

Ход занятия

Давайте поздороваемся с нашими гостями.

А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Скажите, какое сейчас время года? (зима)

Докажите.

Зима какая?

Сегодня утром я беседовала с Каркушей и она пригласила нас в зимний лес погулять и познакомиться со своими друзьями - птицами. Хотите?

Но чтобы попасть в зимний лес нужно выполнить 2 задания.

1. Назовите зимние слова.

Кто правильно назовет, тот и пойдет со мной в лес.

2. Придумайте к этим словам слова признаки.

  • Зима какая?
  • Снег какой?
  • Снежинка какая? И т.п.

Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:

Вернись, крутись в зимнем лесу окажись

Дети садятся.

А где же Каркуша?

Вот она. Здравствуй, Каркуша. А где твои друзья?

Спрятались. Давайте их поищем.

1, 2, 3, 4, 5 где же птичек нам искать? Может птичка на снежинке, может птичка за сугробом? Давайте поищем где спрятались ваши птички. (дети работают с карточками)

Вот и нашлись все птицы.

На доске открываю картинки с изображением зимующих птиц.

Кто изображен на этих картинках?

Кто такие птицы?

Как вы узнали, что это птицы?

Как можно одним словом назвать всех этих птиц?

Чем похожи все птицы?

Чем отличаются?

Назовите их.

По каким признакам вы узнали, что это ворона? (воробей, синица, дятел и др.)

Если у синицы желтая грудка, как можно про неё сказать? Какая она?

  • Сорока - белобокая
  • Ворона - чернокрылая
  • Голубь сизокрылый
  • Дятел - пестрокрылый
  • Воробей - коротколапый
  • Снегирь красногрудый

А где зимуют птицы?

Давайте посадим птиц на свое место

(Тех птиц, которые зимуют в лесу посадить на елку (дятел, сова, сорока),а тех, которые постоянно живут в городе - на дерево (воробей, голубь, ворона), а тех, которые прилетают поближе к жилью человека (снегирь, синица, свиристель) - на кормушку)

А чем питаются птицы зимой в лесу? В городе?

Молодцы.

Ребята, у вас на столах лежат атрибуты к игре. Посмотрите на них и оденьте. Я вам загадаю загадки, и те птицы, которые узнают себя в них выйдут ко мне.

Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук да тук ответил... (дятел)

Черная шапочка
и полоска шарфика
у желтогрудой птички
по имени...(синичка)

Выпал снег, метут метели,
а к нам гости прилетели,
на рябину посмотри-
там расселись...(снегири)

В серой шубке перьевой,
и в морозы он герой,
назови его скорей
кто там скачет? (воробей)

Трещала с самого утра
Пор- р -ра, пор-р-ра.
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит...(сорока)

Всю ночь летает
Мышей добывает,
А станет светло
Спать летит в дупло. (сова)

Окраской сероватая
повадкой - вороватая,
крикунья хрипловатая,
известная ворона
кто она? (ворона)

Эта птица рядом с нами
мы совеем их сизарями,
и зимой в голод и холод
не покинет город... (голубь)

Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь в зимующих птиц превратитесь.

Игра "мы играем в стайку"

Мы играем в стайку
Стайка полетай-ка.
Полетели птички
Птички-невелички.
Птички улетают
Устали не знают!
Стоп!
Сели птички на дорожку
Поклевали птички крошки:
Клюю-клю-клю-клюем
Потом песенку поем.
Но быстро зимний день кончается
Птичьи игры прекращаются.

(дети снимают атрибуты и садятся на места)

Ребята, вы же знаете, что птицы непоседы.

Они прыгают с места на место, перелетают с ветки на ветку.

Вот и наши птицы перелетают с места на место в поисках пищи.

Вот и к нам прилетел воробей. Назовите те действия, которые проделывает воробей.

  • Воробей (что сделал?) прилетел.
  • Вокруг дерева...(облетел)
  • В гнездо...(залетел)
  • Из гнезда...(вылетел)
  • С ветки на ветку...(перелетел)
  • И на другое дерево...(улетел)

Давайте поможем остальным птицам в поисках пищи.

(дети выполняют задание и четко проговаривают свои действия:

Посади синичку на две клеточки выше дерева.

(Я посадила синичку на две клеточки выше дерева)

(Я посадил воробья на три клеточки справа от дерева и т.п.)

Молодцы

Так у кого мы сегодня были в гостях?

Почему птицам тяжело найти корм зимой? (снегопад, мороз, ветер)

Давайте еще раз повторим, почему птицам тяжело зимовать зимой.

  • Короткий день.
  • Сильные морозы.
  • Нет корма.

Правильно. Многие птицы погибают в суровую зиму в лесу и городе, поэтому птицы и летят поближе к человеку туда, где легче найти корм.

А как мы с вами помогаем птицам перезимовать зиму? Чем мы кормим на улице птиц?

Я бы хотела, чтобы вы и дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!