Виктор панин образование. Панин, Виктор Евгеньевич — Электронная энциклопедия ТГУ

Именно так - «Российским гражданам - достойное образование» - называется Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг. За каким образованием будущее? Что такое студенческий стандарт качества? Находят ли общественные организации понимание со стороны Рособрнадзора? На эти и другие вопросы ответил председатель комитета ОЗППОУ, член Экспертного совета при Правительстве РФ Виктор ПАНИН.

ПАНИН Виктор Викторович - председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам - достойное образование», член Экспертного совета при Правительстве РФ.
Родился в 1969 году в Саратовской области. Окончил Рижское высшее военно-политическое Краснознаменное училище им. Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
Автор многочисленных методических рекомендаций по самозащите прав потребителей в сфере образования, аналитических обзоров «Коррупция в образовании современной России», соавтор федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ», руководитель ряда федеральных социальных проектов, член рабочей группы при Минтруда РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Руководитель рабочей группы по совершенствованию общественного контроля в РФ (в рамках создания системы Открытого правительства).
Женат, воспитывает четырех сыновей и дочь.
Кредо: через тернии к звёздам (per aspera ad astra).

Виктор Викторович, с одной стороны - провозглашается образование доступное и, следовательно, массовое, с другой - в стране очевидны тенденции культивирования образования элитарного. За каким, по вашему мнению, будущее?

Да, такое противопоставление есть, и тенденции очевидны, вы правы. Безусловно, образование в России должно быть эгалитарным - массовым и доступным для любого члена общества. По той простой причине, что это дает стабильность в государстве, возможность полнее реализовать себя любому гражданину, который готов работать над собой. Система образования - уникальный социальный лифт, выравнивающий различия между бедными и богатыми. Если ты получаешь качественное образование, если имеешь возможность проявить свои таланты, развить жизненный потенциал, то сможешь достичь чего-то большего. Любое государство, которое предоставляет такие возможности, заслуживает самых лестных отзывов и становится привлекательным для жизни собственных граждан, более социальным, сплоченным и крепким в результате. Наша организация со своей стороны делает для этого всё возможное.

Качество образования должно соответствовать ФГОС - это привычно и в целом понятно. Появляются профессиональные стандарты, но их применение ещё в новинку, и не всё здесь ясно. А вот студенческий стандарт качества образования - это что?

Честно признаюсь, хотя активно участвую в создании этого стандарта, вначале самому было не совсем понятно, что же мы должны написать и что сами студенты хотели бы заложить. Летом на Селигере около 80 студентов из разных вузов нашей страны включились в обсуждение проекта стандарта. В ходе трехдневной дискуссии высказывали свои предложения, спорили друг с другом, и с нами в том числе - экспертами, лекторами. В итоге пришли к мнению, что должно, наверное, быть такое понятие, как «стандарт комфортности». Что в него входит? Подразумевается наличие определенных, разных совершенно условий и возможностей в образовательных организациях: материально-технических - как для обучения кадров, так и для здорового питания, удобного проживания, а также возможностей для творчества, личностного развития. Точнее, необходимо наличие так называемой «открытой свободной среды», возможностей участвовать в принятии решений администрацией образовательной организации, в какой-то степени влиять на эти решения в адекватной форме. Все эти нюансы нашли отражение в проекте студенческого стандарта качества образования. Мы неоднократно обсуждали концепцию стандарта на уровне Общественной палаты, на площадке Рособрнадзора, который также активно в этом обсуждении участвует. Медленно, но верно движемся к определенным согласованиям. Думаю, что конечная точка будет поставлена в ближайшее время.

- Можно ли найти проект студенческого стандарта качества образования в открытых источниках?

Пока это ещё очень сырой документ. Работа над ним ведется в закрытой экспертной среде, но мы планируем опубликовать проект стандарта для публичного обсуждения на сайте ozppou.ru . Чем больше людей участвует в предварительном обсуждении, тем интереснее, полезнее и весомее будет конечный результат.

- Какие механизмы обеспечения гарантий качества образования, по-вашему, наиболее эффективны?

Механизмы обеспечения гарантий качества образования заложены, прежде всего, в законе об образовании. Можно спорить с чем-то, можно не соглашаться, но там, в принципе, даны четкие рекомендации, изложены концепции, основы государственного контроля качества образования. Вместе с тем необходимо развивать независимую общественную оценку качества образования. К сожалению, на сегодняшний день она у нас не настолько развита, как в других цивилизованных странах. Здесь есть чему поучиться и куда шагать.

- И выходим мы на проблему формирования гражданского общества?

Абсолютно. На проблему гражданского общества, на проблему идентичности, проявления социальной активности, желания участвовать в реализации общественных проектов. Причем зачастую это участие выражается в неоплачиваемой, волонтерской деятельности, которая развита во многих странах, а у нас находится в зачаточном состоянии.

Подходы к независимой оценке качества образования с позиции государственных контролирующих органов и с позиции общественного контроля разные или единые?

Дуализм в отношениях общества и государства всегда был, есть и будет. И, конечно, подходы к независимой оценке качества образования тоже будут разными. Достаточно сказать, что государственные контролирующие органы руководствуются всё-таки формальными требованиями, заложенными в тех же ФГОС. Наш подход гораздо шире, поскольку мы стараемся учитывать многие другие вопросы, которые в стандартах никак не отражены. В качестве примера могу привести вопросы организации здорового питания детей в образовательных организациях. К сожалению, ни во ФГОС, ни в каких-то других нормативных документах, которые касаются качества образования, ничего ровным счетом не сказано о вопросах обеспечения здоровья детей в образовательных организациях, в том числе с приведением каких-то конкретных критериев. Мы же считаем, что это один из ключевых вопросов. Задача образовательных организаций заключается не только в том, чтобы дать качественное образование, но и, в первую очередь, в сохранении и приумножении здоровья ребенка, который здесь учится. Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья - отдельная тема. Глубоко убежден, что только здоровый ребенок может получить качественное образование в полном объеме. В противном случае больные дети вынуждены тратить время, средства семьи на лечение, наверстывание упущенного. В итоге всё это складывается в ухудшение качества образования.

- Находят ли общественные организации, в частности ОЗППОУ, понимание со стороны Рособрнадзора?

Да, мы активно взаимодействуем, часто проводим консультации. С прежним руководителем много спорили, с нынешним - конструктивно обсуждаем многие вопросы и в узком кругу, и широком. Правда, есть и непонимание, но в то же время есть встречное движение, вопросы, по которым достаточно быстро находим общий язык.

Нынешнее руководство Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки однозначно прогрессивнее прежнего, гораздо активнее в обсуждении острых вопросов. Они стараются не только слушать, стремятся ещё что-то и предлагать. Вот это радует. Меняется вектор в процессе государственно-общественного диалога по самым узким вопросам, так называемым «развилкам». Надеюсь, в ближайшее время мы порадуем наших граждан и, кстати говоря, региональных чиновников от образования определенными совместными решениями ОЗППОУ и Рособрнадзора.

Из четырех принципов создания системы Открытого правительства (так называемых четырех «К»: Кадры, Коррупция - точнее, противодействие ей, Конкуренция, Качество жизни) применительно к системе образования что, на ваш взгляд, первично?

Кадры решают всё. Этот политический лозунг, безусловно, не потерял актуальности и в наше время. Очень многое зависит от того, насколько профессиональные, ответственные, понимающие кадры будут работать в образовательных организациях. Мы сталкиваемся с серьезными проблемами на всех уровнях управления не только образованием, но и в других сферах. Профессионализм и компетенция тех, кто должен по роду своей деятельности выполнять те или иные управленческие функции, часто, к сожалению, оставляют желать лучшего. Собственно и та же коррупция, и конкуренция очень связаны с качеством кадров. И вопросы качества жизни тоже вытекают из вопросов подготовки специалистов, которые на местах обеспечивают это качество.

- «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал», - писал поэт Павел Коган. Это про вас?..

Читайте в следующем номере «АО».

«Новости»

100 тысяч школьников и студентов обратились за защитой своих прав в 2009 году

Несмотря на все усилия государства по борьбе с коррупцией, проблема «карманных платежей» в школах и вузах остается. О том, с какими нарушениями своих прав чаще всего сталкиваются школьники и студенты, в интервью РИА Новости рассказал замглавы комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.- Если говорить о вузах, то в первую очередь за помощью обращаются студенты, которые учатся на договорной основе. Как правило, речь идет о всевозможных нарушениях договора о платном образовании. Например, в договор неоправданно включают пункт, что в случае отчисления студента по неуспеваемости или иной причине внесенные им деньги за обучение не возвращаются. То есть если студент оплатил весь год обучения, но в первом семестре его отчислили, деньги не возвращают, несмотря на то, что ему не оказали ту услугу, за которую он заплатил.
ссылка:http://www.potrebitel. net/main/news/32714/

Виктор Панин: Инициаторы реформ в системе образования находятся за кадром

Уровнем образования в стране недовольны все – и родители, и учителя, и дети. По данным ВЦИОМ, более 80% граждан РФ считают коррупцию основной проблемой образования. Каждый третий респондент лично сталкивался с фактами коррупции в сфере образования; 12% опрошенных платили за поступление в вузы или учреждения среднего образования.Заместитель председателя Комитета Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин считает, что Минобрнауки вместо того, чтобы устранять недостатки действующего в сфере образования и науки законодательства, повышать качество образования в стране, занимается бесконечным и неэффективным экспериментированием.
ссылка: http://www.epochtimes.ru/ content/view/50790/54/

Министра образования просят уйти по-английски

Во время пресс-конференции стартовала Всероссийская общественная акция «OFF», что расшифровывается как «отставка Фурсенко». Подписи под этим требованием организаторы акции собирают на сайте http://www.fursenko.net , а еще планируют выйти с подписными листами на улицу, побывать на людных мероприятиях. Требования масс будут предъявлены президенту РФ Дмитрию Медведеву примерно в начале учебного года, как раз к запланированному на 3-4 сентября съезду партии «Единая Россия», рассказал заместитель главы Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.
ссылка: http://stopreform.org/?p=1619

«Скандалы в образовании: кто виноват и что делать?»

Виктор Панин: Я продолжу такую тираду Олега Николаевича. И буду, пожалуй, более эмоционален даже, так как это начало нашей пресс-конференции, и буду более резок в своих высказываниях. Я лично считаю, и мои коллеги присоединились к такой позиции, что на сегодняшний день, на самом деле, оценивая угрозу национальной безопасности России через последствия проводимых ведомством Фурсенко так называемых реформ, мы вынуждены с уверенностью утверждать, что национальные интересы страны были принесены в жертву интересам личным и преданы.
ссылка:http://www.smolin.ru/ actual/press_conf/2011-06-28. htm

Виктор Панин встретился с правозащитниками Донского края

Из проверенных защитниками прав потребителей школьных столовых менее 1% соответствуют нормам

По его словам, в 2009 году общество защиты прав потребителей образовательных услуг объявило о начале федерального социального проекта «Здоровое поколение – здоровая страна». «В рамках этого проекта было проверено свыше 2500 пищеблоков образовательных учреждений в школах, в детских садах, в комбинатах питания. Причем, в комбинатах питания мы буквально недавно провели внезапные рейды. В частности, по Москве, по десяти комбинатам питания», – отметил Виктор Панин.
ссылка: http://vprave.info/iz- proverennyx

Школьные учебники: пользы больше, чем вреда?

На мой взгляд, не менее важная история, которая уже не первый год волнует и родителей, и образовательное экспертное сообщество, — это ситуация с учебной литературой, в частности с учебниками в школах. С начала этого учебного года в Общество защиты прав потребителей образовательных услуг поступило огромное количество звонков от встревоженных родителей, которые были обеспокоены тем, что не первый год с родителей собираются средства на закупку учебной литературы, притом, что люди слышали где-то или читали о том, что бюджет обязан обеспечивать эти закупки. Это действительно так, но на практике получается, что многие об этом не знают, ведутся на подобные ухищрения администрации образовательных учреждений и вынуждены сдавать эти средства или сами покупать эти учебники.
ссылка: http://www.adigea.aif.ru/ onlineconf/5895

По России прокатились выпускные: родителей замучили школьные поборы

— Да нет, конечно. Ведь система же не сама по себе существует, она не в вакууме где-то создается. Ее создают люди, те же учителя, естественно все мы, граждане нашей родины. То есть те, кто участвует в этом процессе. Это родители детей, это сами дети, в конце концов. Ведь все мы создаем эту систему. Поэтому сбрасывать ответственность с педагогов я бы не стал ни в коей мере и с чиновников от системы образования, которые, в общем-то, очень сильно и активно влияют на сложившуюся среду. На мой взгляд, здесь проблема гораздо глубже. Если учитель не хочет в этом процессе участвовать, он, безусловно, не будет этого делать. И не нужно говорить сейчас о том, кто бы организовал закупку столов или парт.
ссылка: http://www.kp.ru/radio/ stenography/13837/

Влетают в копейку

Виктор Панин: Одной московской школы. Там началось, казалось бы, с банальности — уволили педагога английского языка, учителя высшей категории. Практически все, кто у нее занимался, поступали в лингвистические вузы без дополнительных занятий и репетиторов. А уволили — «за аморальный поступок». На освободившееся место пришла молодая девушка без опыта, как потом оказалось — дочь директора.
ссылка: http://www.rg.ru/2011/04/13/ pobori-shkoli.html

Эксперт: только 0,2% пищеблоков в школах соответствуют саннормам

Лишь 0,2% пищеблоков в российских школах, согласно проверкам, проведенным Всероссийским обществом защиты прав потребителей образовательных услуг, соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, в некоторых учебных заведениях персонал в столовых курит и употребляет алкоголь на рабочем месте, сообщил в пятницу председатель общества Виктор Панин.
РИА Новости

С реди знаменитых российских фамилий род Паниных занимает заметное место. Сохранилось предание о том, что род их вышел в Московию в XVI веке из Италии. В XVIII веке братья Никита Иванович и Пётр Иванович Панины были возведены в графское достоинство Российской Империи. Никита Иванович - известный дипломат, воспитатель Павла I, Пётр Иванович - генерал-аншеф, талантливый военачальник. Сын Петра Ивановича Никита Петрович Панин - вице-канцлер, генерал-майор и камергер, был женат на дочери графа Владимира Григорьевича Орлова - Софье Владимировне, которой в своё время по наследству достался Городец. Детей у них было пятеро, но для нас особого внимания заслуживает личность Виктора Никитича. Именно он распорядился в 1845 году выстроить в Городце дом для управляющего вотчинами, и благодаря ему в нашем городе появилась красивая усадьба. Виктор Никитич приезжал в Городец всего один раз на несколько дней - в августе 1861 года в связи с отменой крепостного права.

Представим его облик по воспоминаниям одного из современников - Николая Петровича Семёнова: «Граф Виктор Никитич Панин был человеком выдающимся во всех отношениях из ряда обыкновенных людей. Он был огромного роста, который как будто увеличивался ещё от нестройности его фигуры (был сутуловат). Голос у него был внушительный бас. Речь была плавная. Он обладал изумительным и чарующим красноречием. Память у него была необыкновенная. Образование было классическое. Он обладал знанием обоих древних языков и легко усвоил себе все первоклассные европейские языки. Его начитанность была обширная, преимущественно в области изящной литературы и истории. Всю свою жизнь он особенно интересовался внешней политикой».

Многие, хорошо знавшие Панина, отмечали его образованность, высокую эрудицию, профессионализм, широкий кругозор, работоспособность, твёрдость в отстаивании своего мнения, верность престолу и императору; воля монарха была для него священна. Он щедро жертвовал деньги на благотворительные цели, выдавал из своих средств пособия бедным чиновникам.

Р одился Виктор Никитич Панин 28 марта 1801 года в Москве. Первые годы детства молодой граф провёл в усадьбе Дугине (в Смоленской губернии) и воспитывался под наблюдением родителей. Отец его был одним из образованнейших людей своего времени, а мать отличалась не только образованием, но и высшими душевными качествами и щедрой благотворительностью. Родители, как было в то время принято, взяли ему гувернёра учителя, образованного немца Бютгера, под руководством которого Панин В.Н. был настолько хорошо подготовлен, что выдержал экзамен в Московском университете в 1819 году и тогда же поступил на службу в Коллегию иностранных дел. 12 лет провёл на дипломатической службе. Был знаком с Гёте. Образованность и светскость графа были оценены и в Париже. В Россию Виктор Никитич вернулся уже при императоре Николае I. В 1841 году император утвердил графа Панина в должности министра юстиции и генерал-прокурора. Более 20 лет находился Виктор Никитич на этом посту.

Граф Панин В.Н. отлично знал законы и был умелым руководителем. Он тщательно подбирал чиновников в свой аппарат, а также прокуроров и судей на местах. Однако работать с ним было исключительно тяжело, особенно лицам с независимыми взглядами. По отзывам современников, «в служебных отношениях являлся совершенным деспотом».

Как вспоминал князь Мещерский, «резкое отделение службы от жизни так было строго соблюдено графом Паниным, что он для разговоров со своими устроил у себя в двери кабинета окно, через которое разговаривал с семьей, чтобы никого из непричастных к служебному кругу не допустить в свой кабинет». Служебный долг своих подчинённых граф понимал однозначно - беспрекословное исполнение его повелений. Как министр юстиции и генерал-прокурор он безусловно заботился о правильной организации работы суда и прокуратуры, боролся с волокитой.

Тогдашняя Россия, по словам Константина Аксакова, была «черна в судах неправдой чёрной». Волокита и взятки, чиновничий произвол были притчей во языцех. Сам Панин считался человеком честным, в посторонних доходах не нуждался, так как наследовал от отца 12 тысяч крепостных душ, семь имений, недвижимость в Москве, Петербурге, Риге, Нижнем Новгороде, Казани, Ярославле, Костроме и Павловске. Но это не мешало Виктору Никитичу быть убеждённым консерватором.

Как истинный консерватор он был врагом любых изменений, а также убеждённым противником отмены телесных наказаний, доказывая, что эта мера преждевременна и не соответствует степени развития и образования народа.

В 1860 году Панин был назначен председателем редакционных комиссий по подготовке реформы, связанной с отменой крепостного права. Являясь убеждённым крепостником, но в то же время беспрекословным исполнителем воли государя, он довёл порученное дело до конца и даже был награждён орденом Святого Андрея Первозванного «за ревностную и полезную службу престолу и Отечеству в важных государственных должностях»…


Н адо отметить, что граф Панин был чрезвычайно высокого мнения о своей знатности. Недоступный аристократ с изящными манерами и внушительной внешностью, он смотрел с олимпийских высот своего величия на простых смертных, как на «существа другого порядка творения».

Ежедневная прогулка графа Панина не лишена была оригинальности: каждый день по Невскому проспекту в пятом часу дня можно было встретить высокого старика, в пальто, в цилиндре, с очками на носу и с палкой всегда под мышкой. Прогулка эта была тем интересней, что все видели графа Панина, но он никого никогда не видел, глядя прямо перед собой в пространство. И когда кто ему кланялся, граф машинально приподнимал шляпу, но, не поворачивая и не двигая головой, продолжая смотреть вдаль перед собою.

Непрактичность и природная рассеянность породили в нём странности и сделали его большим оригиналом. Анекдотам, ходившим о нём в обществе, не было конца. Когда Герцен издавал за границей свой «Колокол» и предметом своего остроумия и насмешек избирал состоявших во власти лиц, он особенно не давал покоя графу Панину, а граф прилежно читал «Колокол» и, нисколько не раздражаясь против его издателя, довольно добродушно говорил состоявшему при нём бессменно директору департамента Топильскому: «Полезно и нам послушать иногда и прочитать, что о нас думают и говорят другие - здесь и за границей».

Графу приписывалось немало различных чудачеств. Существовал в своё время рассказ, что, оставаясь однажды на всё лето в Петербурге, когда его семейство пребывало за границей, граф стал тяготиться своим одиночеством. Тогда он поручил казначею департамента Министерства юстиции купить несколько попугаев поречистее и велел расставить их в клетках у себя по разным комнатам. Во время своих занятий, когда он вставал, чтобы пройтись по залам своей просторной квартиры, бывшей тогда в доме Министерства юстиции, попугаи начинали кричать и болтать. Это настолько утешало его, что он говорил, будто одиночество стало для него легче с тех пор, как у него попугаи, что он слышит у себя как бы живую речь и чувствует, что он не один, а как будто в семье.

Известен исторический курьёз под названием «По ком звонит колокол?». Если графу Панину нужен был курьер, он обычно звонил в серебряный колокольчик, который стоял на его письменном столе. По этому звонку курьер с молниеносной быстротой обязан был вырасти у порога кабинета и замереть в выжидательной позе. Однажды курьер на несколько секунд замешкался. Тогда граф вызвал к себе Топильского и, не повышая голоса, объявил ему: «У нас, в Министерстве, кажется, глухие: не слышат моего звонка. Командируйте чиновника в Валдай. Пусть он там приобретёт хороший колокол и привезёт его сюда».

Это распоряжение, конечно, было немедленно исполнено. Основательных размеров колокол привесили к потолку над письменным столом министра, а к языку его прикрепили длинный шёлковый шнур, конец которого венчался пышной кистью, болтавшейся наравне с головой сидевшего за столом. Когда граф хотел вызвать курьера, он дёргал несколько раз за шнур колокола, и по всему Министерству раздавался мощный трезвон произведения искусных валдайских мастеров.

О браз Панина В.Н., конечно, не ограничивается тем, что можно узнать из воспоминаний современников. Ведь граф был достаточно разносторонним человеком. Он был членом Императорского Вольного экономического общества, одним из старейших членов Императорского Русского географического общества (с 1846 года), почётным членом Императорского Археологического общества и был не чужд даже общей литературе. Так, выйдя в отставку, он написал книгу о княжне Таракановой, опубликовал исторические документы из своего семейного архива в «Русском архиве» и «Сборнике Русского исторического общества».

Женой Панина была графиня Наталья Павловна Тизенгаузен, статс-дама, внучка графа Палена, известного своей ролью в заговоре против Павла I. Виктор Никитич пережил своего единственного сына Владимира и стал последним из графов Паниных. Многие имения Паниных (в том числе городецкое) унаследовала его внучка Софья , которая умерла в 1956 году в Америке. Дочери Виктора Панина вышли замуж за графов Левашова В.В. и Комаровского В.Е.

Скончался граф Виктор Никитич Панин в Ницце 1(12) апреля 1874 года. Тело его погребено в Троице-Сергиевской пустыни близ Петербурга.

«Городецкий вестник», № 92 (14730)

Панин Виктор Евгеньевич - российский учёный-физик, научный руководитель Института физики прочности и материаловедения СО РАН, специалист в области физики и механики деформируемого твёрдого тела, физического материаловедения, профессор Отделения материаловедения Инженерной школы новых производственных технологий Томского политехнического университета , член Попечительского совета ТПУ .

Биография

Из семьи служащих. Детство и юность Панина прошли в Тобольске, здесь он окончил в 1947 г. ср. школу № 1. В 1947-1952 гг. обучался на физическом факультете ТГУ. Окончил университет с отличием по специальности «Физика» с присвоением кв. «Научный сотрудник с правом преподавания в высшей и средней школе» и был рекомендован в аспирантуру по специальности «Металлофизика». Окончил аспирантуру с защитой кандидатской диссертации в объединенном Совете физических факультетов ТГУ 24.11.1955 г. на тему «Влияние трения в торцах на механические свойства и поглощение энергии при сжатии». Утвержден в ученой степени кандидата физико-математических наук 17.10.1956 г.

После окончания аспирантуры с 01.09.1955 г. – младший научный сотрудник СФТИ, с 02.02.1957 г. – ассистент кафедры экспериментальной физики ТГУ. С 01.09.1959 г. – старший научный сотрудник СФТИ по специальности «Физика твердого тела» (утвержден в звании старшего научного сотрудника по этой специальности 17.04.1963 г.). С 01.06. 1969 г. – заведующий отделом физики металлов СФТИ. В 1967 г. в Совете ТГУ Паниным была защищена докторская диссертация «Процессы превращений и основные факторы упрочнения в ряде твердых растворов на основе меди» (утвержден в ученой степени доктора физико-математических наук 31.05.1968 г.).

С 1979 г. – заведующий отделом физики твердого тела и материаловедения Института оптики атмосферы (ИОА) Томского филиала СО АН СССР, а с 1980 по 1984 гг. – заместитель директора по научной работе ИОА. В 1984 г. по его инициативе и под его руководством в Томске был создан Институт физики прочности и материаловедения (ИФПМ СО АН СССР, ныне РАН), бессменным директором которого он был с 1984 г. до 2002 г. С 2002 г. – научный руководитель этого института.

Направления научной деятельности

Физика пластичности и прочности твердых тел. Физическая мезомеханика материалов. Наноструктурные материалы и покрытия. Роль поверхности и внутренних границ раздела в деформации и разрушении твердых тел. Природа усталостного разрушения нагруженных материалов и конструкций. Износ в парах трения. Диагностика предразрушения методами физической мезомеханики. Научные основы конструирования материалов с высокими характеристиками прочности, износостойкости и усталостной прочности. Поверхностное упрочнение и нанесение упрочняющих и защитных покрытий. Деградация и проблемы надежности тонких пленок и многослойных материалов для электроники. Современные высокие технологии упрочнения и восстановления конструкций и высоконагруженных деталей машин.

Научная деятельность

Научная деятельность Панина долгие годы была связана с исследованиями пластичности и прочности материалов и сплавов. Затем в центре научных интересов его и коллектива сотрудников возглавляемого им отдела стали проблемы электронной структуры металлов и сплавов, атомное распределение и природа фаз в сплавах. Разрабатываются вопросы термодинамики сплавов, физики спекания и внутреннего окисления. На основе электронных представлений начаты работы по анализу природы пластичности и прочности материалов и сплавов. Успехи в области теоретических исследований стали основой важнейших прикладных работ по созданию новых материалов различного назначения. Работы велись в нескольких направлениях: разработка теории сплавов, научных основ по созданию новых материалов, порошковой металлургии, пластичность и прочность материалов.

В этот период были установлены контакты со многими научными центрами страны, НИИ, вузами, конструкторскими бюро. Пришло и международное признание. П. неоднократно с научной целью выезжал за рубеж, представляя томскую школу физики твердого тела: КНР (1960 г.), Болгария (1971, 1978 гг.), ФРГ (1973 г.), ЧССР (1974 г.). В 1975 г. по соглашению о сотрудничестве между Великобританией и СССР Панин был направлен в Англию в качестве представителя от советских металлофизиков, где прочитал ряд лекций по теории сплавов в университетах Оксфорда, Бирмингема и Гилдфорда. По его инициативе в 70-х гг. в Томске прошли Всесоюзные совещания по упорядочению атомов и их влиянию на свойства сплавов (1972, 1976 гг.) и Всесоюзные школы по расчету электронных спектров в металлах и теории фаз в сплавах (1975, 1978 гг.), III Всесоюзный семинар по стачиванию, адгезии и пайке материалов.

Переход в 1979 г. Панмина с частью сотрудников отдела физики металлов СФТИ в Институт оптики и атмосферы СО АН СССР ознаменовал новый этап в развитии томской школы физики твердого тела в рамках академической науки. С образованием же самостоятельного Института физики прочности и материаловедения СО АН СССР исследования в области физики металлов и сплавов значительно интенсифицировались и приобрели разносторонний характер. Многие его работы имеют значительную теоретическую и практическую ценность, широко используются для разработки новых материалов и технологий их получения и обработки.

Институт стал головной организацией России по компьютерному конструированию материалов. Панин является основателем и руководителем научной школы «Физическая мезомеханика и компьютерное конструирование материалов ». Решением Совета по грантам при президенте РФ школа отнесена к числу ведущих научных школ России. Им выполнялись исследования по целевой программе «Создание и освоение в промышленных условиях высокопроизводительных процессов и оборудования». Осуществлялось научное руководство интнграционным проектом Минобразования «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки», Межвузовской НТП «Фундаментальные исследования в области порошковой металлургии», Международного Российско-Словенского проекта «Керамика», региональной НТП «Сибирь» и др.

Основные результаты

Под руководством ак. В. Е. Панина создано и развивается новое научное направление - физическая мезомеханика материалов, которое органически объединяет механику сплошной среды (макроуровень), физику пластической деформации (микроуровень) и физическое материаловедение. Им сформулированы и обоснованы основополагающие принципы физической мезомеханики: определяющая роль концентраторов напряжений различного масштаба в зарождении деформационных дефектов различного типа, принципиально важная роль потоков дефектов на поверхности в развитии пластического течения, роль внутренних границ раздела в формировании квазипериодических концентраторов напряжений, генерирующих деформационные дефекты, движение на мезоуровне трехмерных структурных элементов как целого по схеме "сдвиг+поворот", волновой характер распространения элементарного сдвига со стесненным материальным поворотом, разрушение как глобальная потеря сдвиговой устойчивости нагруженного твердого тела на макромасштабном уровне. Он является основателем и руководителем научной школы "Физическая мезомеханика и компьютерное конструирование материалов". Решением совета по грантам при президенте РФ школа В. Е. Панина отнесена к числу ведущих.

Наряду с признанными успехами в разработке фундаментальных основ нового научного направления В. Е. Паниным с сотрудниками получен ряд крупных практических результатов. На базе физической мезомеханики разработаны методы компьютерного конструирования новых материалов и технологий их получения, новые неразрушающие методы контроля нагруженных материалов и конструкций, принципы и технологии создания высокопрочных материалов и упрочняющих покрытий, включая наноструктурные.

ИФПМ СО РАН

Главный корпус ИФПМ СО РАН

Республиканский инженерно-технический центр

Корпус № 2

Панин создал Институт физики прочности и материаловедения с «нуля» и до недавнего времени был его бессменным директором. В институте было сформировано революционное научное направление «физическая мезомеханика материалов», разработана электроннолучевая технология порошковой металлургии, эффективным оказалось объединение порошковой металлургии с обычной металлургией. Разработки академического института востребованы в энергетике, на железнодорожном транспорте, в нефтяной и газовой отрасли. Сегодня в ИФПМ также ведутся исследования по созданию особо прочной керамики супермикрокристаллической структуры или нанокерамики.

Одновременно стратегическим направление стало, по выражению Панина, воспитание научной молодежи. Академический институт работает совместно с вузами по программе «Интеграция». Еще в 1980 году Панин возглавил в одну из материаловедческих кафедр. В 1989г. в академическом институте открылся филиал кафедры ТПИ, аспирантура. С 1997 г. совместная работа ведется в рамках федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки».

Специалистами ИФПМ разработаны и читаются студентам университетов базовые и специальные лекции. Уже с третьего курса студенты выполняют лабораторные работы и проходят все виды практики в академическом институте. Их научно-исследовательской работой руководят квалифицированные специалисты.

Свои исследования студенты ведут на современной научно-технической базе, которой нет в вузе. В частности, используются созданная в ИФПМ уникальная оптико-телевизионная установка «Tomsk», позволяющая путем компьютерной обработки следить за картиной деформации образца при различных формах нагружения, оригинальный автоматизированный лазерный измерительный комплекс, электронная и туннельная микроскопия.

Многие научно-исследовательские работы выполняются сотрудниками института совместно со студентами. Эти труды печатаются в российских и международных журналах и сборниках. Студенты стали полноправными участниками международных конференций и симпозиумов – они выступают с самостоятельными докладами на английском языке. Ряд студенческих совместных работ выполняется по заказу промышленных предприятий. Филиал кафедры в ИФПМ фактически стал центром подготовки высококачественных специалистов всех уровней образования – бакалавров, инженеров, магистров, аспирантов. Каждый год в лаборатории ИФПМ СО РАН распределяются наиболее способные выпускники кафедры.

Ныне институтом осваиваются наукоемкие разработки для ключевых отраслей экономики с выходом на междунородный рынок. Одна из самых эффективных разработок – электронно-лучевая технология порошковой металлургии, которая внедряется в металлургическую отрасль. На Западно-Сибирском металлургическом комбинате освоена технология увеличения продолжительности работы головных насадок воздуходувов – фурм в доменных печах с 2-3 месяцев до 2 лет. Такая же технология разработана институтом в отношении красталлизаторов, используемых при разливке стали. Металлургические комбинаты (Кузнецкий, «Северосталь», Украина) используют разработки института на хоздоговорных началах. Новые технологии института по нанесению покрытий упрочнению материалов и повышению сроков их работы применимы фактически во всех отраслях: в энергетике (тепловые, гидро- и атомные станции, при изготовлении титановых лопаток паровых турбин); авиастроении; железно-дорожном транспорте; нефтяной и газовой промышленности. Институт проводит перспективные исследованияв области керамических изделий, повышению потолка их пластичности и прочности.

ИФПМ ныне располагает 5 лабораторными корпусами, оснащенными современными приборами и технологическим оборудованием, укомплектован высококвалифицированными специалистами, в его составе 32 доктора и 98 кандидатов наук. В 1985 г. при институте для доведения разработок до промышленных образцов и организации их серийного производства создан Республиканский инженерно-технологический центр (РИТЦ).

В 1991 г. в целях содействия ускорению научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства на базе ИФПМ создан Российский материаловедческий центр (РосМЦ), объединяющий подразделения материаловедческого профиля ТГУ, ТПУ, ТГАСУ. В 1994г. ИФПМ и РИТЦу присвоен статус Государственного научного центра. ИФПМ является головной организацией созданного в 1997 г. Международного центра исследований по физической мезомеханике материалов.

Общественная деятельность

Куратор учебной группы (ТГУ); член профбюро СФТИ; куратор НСО физического факультета; избирался председателем научно-консультативного совета по физике металлов СФТИ. Был председателем Томского областного правления общества «Знание»; председатель Совета по присуждению ученой степени по физической спеуциальности при физических факультетах ТГУ; член Головного совета по физике твердого тела МВиССО РСФСР; член Головного совета по порошковой металлургии Госкомитета по науке и технике СМ СССР; заместитель редактора журнала «Известия вузов. Физика»; член Томского обкома КПСС; член президиума СО РАН; член президиума Томского научного центра СО РАН; заместитель председателя объединенного ученого совета СО РАН по механике, энергетике и горным наукам; член 3-х научных советов РАН, координационного совета по техническим наукам, научного совета по проблеме «Надежность, ресурс и безопасность технических систем», объединенного научного совета по комплексной проблеме «Машиностроение».

Панин – председатель диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора наук по специальности «Физика конденсированного состояния, механика деформируемого твердого тела», «Металловедение и термическая обработка металлов» приИФПМ СО РАН; член координационного совета Минпромнауки РФ по приоритетному направлению «Компьютерное конструирование материалов» государственной научно-технической программы «Новые материалы и химические продукты». Член редколлегий 4-х научных журналов, в том числе двух международных «Теоретическая и прикладная механика разрушения» (Амстердам, Нидерланды); главный редактор журнала «Физическая мезомеханика», Изд-во СО РАН.

Основные публикации

1. Панин В.Е., Сергеев В.П., Панин А.В. Наноструктурирование поверхностных слоев и нанесение наноструктурных покрытий. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - 285 с.

2. Поверхностные слои и внутренние границы раздела в гетерогенных материалах / отв. ред. В. Е. Панин; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т физики прочности и материаловедения. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - 520 с. - (Интеграционные проекты СО РАН; вып. 8).

3. Панин В.Е., Гриняев Ю.В. Физическая мезомеханика - новая парадигма на стыке физики и механики деформируемого твердого тела // Физ. мезомех. - 2003. - Т. 6. - № 4. - С. 9-36.

4. Panin, V. E., Panin, A. V., Derevyagina, L. S., Kopylov, V. I., Valiev, R. Z. Scale Levels of Plastic Flow and Mechanical Properties of Nanostructured Materials. P. 37-43 В книге Zehetbauer, Michael / Valiev, Ruslan Z. (eds.). Nanomaterials by Severe Plastic Deformation.- 2004. XXII, ISBN 3-527-30659-5 - Wiley-VCH, Weinheim.- 850 p.

5. Панин В.Е., Елсукова Т.Ф., Панин А.В., Кузина О.Ю.. Мезосубструктура в поверхностных слоях поликристаллов при циклическом нагружении и ее роль в усталостном разрушении // Доклады Академии Наук. - 2005. - т.403.- № 3.- С.1-6.

6. Панин В.Е., Панин А.В.. Масштабные уровни пластической деформации и разрушения наноструктурных материалов // Нанотехника.- 2005.- Т. 3.- С. 28-42.

7. Панин В.Е., Егорушкин В.Е., Панин А.В. Физическая мезомеханика деформируемого твердого тела как многоуровневой системы. I. Физические основы многоуровневого подхода. Физ. мезомех. 2006 -т.9. № 3. С.9-22.

8. Панин В.Е., Панин А.В.. Фундаментальная роль наномасштабного структурного уровня пластической деформации твердых тел // Металловедение и термическая обработка металлов. - 2006. - №. 12 - С.5-10.

9. Панин В.Е., Сергеев В.П., Панин А.В., Почивалов Ю.И.. Наноструктурирование поверхностных слоев и нанесение наноструктурных покрытий - эффективный способ упрочнения современных конструкционных и инструментальных материалов // ФММ. - 2007. - Т.104. - № 6. - С. 1-11.

10. Панин В.Е., Егорушкин В.Е., Панин А.В., Моисеенко Д.Д.. Природа локализации пластической деформации твердых тел // ЖТФ.- 2007. - т. 77.- вып. 8.- С. 62-69.

11. Panin V.E., Panin S.V., Goldstein R.V. Mesomechanics of multiple cracking of brittle coatings in a loaded solid// Int. Journ. Fracture. - 2008. - P. 37-53.

12. Панин В.Е., Егорушкин В.Е. Физическая мезомеханика и неравновесная термодинамика как методологическая основа наноматериаловедения // Физическая мехомеханика. - 2009.- Т.12.- №.4.- С.5-17.

Руководство аспирантами

Руководство докторантами

05.16.01 - Металловедение и термическая обработка металлов

05.16.06 - Порошковая металлургия и композиционные материалы

01.04.07 - Физика конденсированного состояния

Почетные звания

  • Почетный гражданин г. Томска
  • Почетный работник высшего профессионального образования РФ
  • Член редколлегии международного журнала “Theoretical and Applied Fracture Mechanics”
  • Член трех редколлегий российских журналов
  • Главный редактор международного журнала "Физическая мезомеханика"
  • Член бюро Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН
  • Член президиума Томского научного центра СО РАН
  • Член бюро Объединенного ученого совета СО РАН по механике и энергетике
  • Член трех Научных советов РАН
  • Член-корреспондент АН СССР
  • Действительный член РАН
  • Иностранный член Национальной АН Беларуси по специальности “Материаловедение”

Панин - член-корреспондент АН СССР (1981г.), действительный член РАН (1987г.), Почетный гражданин г. Томска (2000г.), Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2000г.), Почетный профессор ТГУ (2001г.).

Ордена Трудового Красного Знамени (1981, 1986), «За заслуги перед Отечеством IV степени” (1998); медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

Источники

1. Биографический справочник «Профессора Томского политехнического университета»: Том 3, часть 2/Автор и составитель А.В. Гагарин.- Томск: Изд-во ТПУ, 2006-266 стр.

2. Журнал ТПУ «Томский политехник» № 10, 2004-199 стр.

Виктор Никитич Панин

Панин Виктор Никитич (28.III.1801 - 1.IV.1874), граф, - русский государственный деятель. С 1819 года - на дипломатической службе. С 1832 года - товарищ министра юстиции, с 1839 года - управляющий Министерством юстиции, в 1841-1861 годы - министр юстиции. Придерживался крайне реакционного курса, был противником всяких реформ. Как член Секретного (с 1857 года) и Главного (с 1858 года) комитетов по крестьянскому делу упорно тормозил отмену крепостного права. В 1860 году стал председателем редакционных комиссий, где всячески отстаивал интересы крепостников. Не присутствовал на заключительном заседании редакционной комиссии вследствие резких разногласий с другими членами. Опубликовал 2 сочинения, посвященные так называемой княжне Таракановой (М., 1867), и несколько документов из семейного архива.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Панин Виктор Никитич (28.03.1801-1.04.1874), граф, государственный деятель, дипломат, сын Н.П. Панина . С 1819 находился на службе в Коллегии иностранных дел. Исполнял дипломатические поручения в Мадриде. Состоял в канцелярии министра иностранных дел во время русско-турецкой войны 1828-1829. В 1831 был русским поверенным в Греции. В 1832 был назначен исполняющим обязанности товарища министра юстиции, затем - министром юстиции. Этот пост он занимал до 1862. За время его правления были упразднены совестные суды, приведен в порядок Московский архив юстиции, учреждена особая школа кавказских межевщиков и т. п. В 1857 он был назначен членом секретного, а в 1858 - Главного комитета по крестьянскому делу. В 1860 на него было возложено председательство в редакционных комиссиях, состоявших при Главном комитете, и на этот период он был освобожден от управления Министерством юстиции. Панин полагал необходимым предоставить помещикам вотчинную полицию в пределах их имений, не допускал, чтобы право помещиков на земли их, состоявшие в пользовании крестьянства, признавалось по закону неполным правом собственности на эти земли. Он был противником отдачи земли крестьянам в бессрочное пользование и старался по возможности ограничивать максимум надельной земли. При этом, отстаивая свое мнение и являясь противником реформы, он оставался корректным в прениях и старался следовать воле Александра II . В 1861 Панин оставил Министерство юстиции, т. к. окончательно разошелся с принципиальными положениями предполагавшихся судебных реформ. В 1864 был назначен главноуправляющим Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. С 1867 находился в отставке.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Далее читайте:

Панин Никита Петрович (1770-1837), граф, дипломат, отец Виктора Никитича.

Литература:

Колмаков Н. М., Гр. В. Н. Панин, "PC", 1887, No 11-12;

Семевский В. И., Крест. вопрос в России в XVIII в. и перв. пол. XIX в., т. 1-2, СПБ, 1888.