"священная война" в мажоре. Митинг на Исаакиевской: первые нападения

Два митинга: за и против ввода российских войск в Украину. Войны не хотят ни те, ни другие, но мир у них разный

Несколько полицейских тащат от памятника Жукову мужчину в шарфе цветов украинского флага. В его руках скомканный плакат, еще читается надпись: «Украинцы, мне стыдно, что я россиянин». На Манежной площади — народный сход против ввода российских войск в Крым. Всех, кто осмеливается поднять плакат — например, мужчину с табличкой «Я не хочу, чтобы в моего брата стреляли» — задерживает ОМОН. Яростно на протестующих накидываются и некоторые прохожие.

— Там же фашисты, бандеровцы! У нас в квартире за стенкой такие же бандеровцы живут, вечно права качают, — возмутилась полная женщина, гулявшая по площади с ребенком.

— Валите отсюда! — напустился на нее один из протестующих.

— Если мы не хотим интервенции России, мы и сами не должны диктовать другим, что делать, — успокаивала его рядом стоящая демонстрантка.

— Вам вообще что надо? — допытывалась у вышедших на сход другая женщина, сухопарая и седая.

— Чтобы танки ушли с чужой территории.

— Это наша территория, понятно? И всегда была!

Диалог прервал ОМОН — задержав одну из сторон спора.

— Заберите это уродство! Алкаши встали тут с плакатами! — приветствовали те, что против «бандеровцев», действия полиции.


Провоенный марш

Очень быстро под памятником Жукову полицейские нашли бесхозную сумку — возможно, оброненную одним из первых задержанных — и закрыли площадь для прохода, а протестующих начали вытеснять в сторону Тверской. Люди теснились на ступеньках Манежной площади, стайка девушек пела «Солнечный круг»: «Против беды, против войны встанем за наших мальчишек...» Каждую минуту кто-нибудь оказывался в автозаке, а при малейшем сопротивлении задержание становилось очень жестким.

Виктория и Михаил кричали постой лозунг «Нет войне!», взявшись за руки. Вика выросла в Украине, Михаил — россиянин. На митинге оба — первый раз в жизни. «У меня в стране не ущемляют русский язык, я-то знаю. Я училась в украинской школе, но никто нам не запрещал говорить по-русски», — говорит Вика. «Братские народы пытаются стравить между собой», — сжимая ее ладонь, добавляет Миша.

За задержаниями, как за представлением, со стороны наблюдали трое парней и смеялись: «Шмальнем пару раз, и нет Украины!» Оказалось — военные, контрактники. «Восток Украины — по документам и так наша земля, отданная во временное пользование, — шокирует меня один из них. — Мы просто возьмем свое: а восток нам нужен, там же металлургия, заводы...» «И курорты!» — добавляет другой. «Нас тоже запросто могут туда послать. А что, нам повоевать — хорошо: сразу деньги, пенсия будет большая», — пожимает плечами третий.

— Опомнитесь! Вас первых отправят туда воевать! Наши дети туда пойдут! — громко обращалась женщина к цепи ОМОНа.

— Да что вы все с войной-то, какая война? — удивлялся в ответ омоновец.

В войну не верят и те, кто вышел на марш в поддержку решения Совета Федерации разрешить использовать наши вооруженные силы в Украине — а таких было в разы больше, чем противников, больше 30 тысяч. Здесь вышагивающие под флагами «Единой России», «Трезвой России», «Офицеров России», православного движения «Божья воля» демонстранты тоже говорят про мир и про братские народы — точнее, те из них, кто не мотал головой в ответ на все вопросы, как большинство похожих на учительниц смущенных женщин за сорок. Один из пришедших рассказал, что его, школьного учителя, вчера настоятельно попросили прийти сюда — сам он против ввода войск. Демонстранты убеждают, что они тоже против войны. «Просто для того, чтоб был мир, как раз и нужно ввести войска. Ядерную бомбу тоже изобрели, чтоб больше не было войн», — доказывает мне мужчина с плакатом «Мир Крыму!» и от дальнейшего разговора отказывается: «Я на работе». В изъявлении любви к братьям-славянам другие шли дальше: над толпой плыл баннер «Россия и Украина едины!» и даже растяжка «Россия + Крым = любовь».


Провоенный марш

Главная причина вмешательства России — необходимость спасти русскоговорящее население в Украине от фашистов и американцев, считают многие из идущих. «Если Обама против, что Владимир Владимирович вводит войска — его заинтересованность в том, чтобы развалить и подмять под себя Украину», — уверен пожилой мужчина, тихим голосом он рассказывает по заговор Америки и внезапно добавляет про Библию: там сказано, что все народы когда-нибудь объединятся, пора и нам объединиться с украинцами. Ухоженная дама в шубе несет нарисованный на обоях рукописный (редкость на этом марше) плакат: «Госдеп и НАТО — подгузники фашизма!» «Я в школе работаю — так там в младших классах чуть ли не все дети уже нерусские. У них план, чтобы над кремлевскими башнями их полумесяц был», — делится другая дама с соседом по колонне, плавно переходя от обсуждения американцев к другому врагу.

Оркестр играет мажорное и патриотическое. «Ураааа!» — иногда покатывается по толпе необъяснимый радостный вопль, как на первомайских демонстрациях в СССР. Так же, весело и бодро, трубачи играют «Священную войну». «Идет война народная, священная война...» — с убежденностью на лицах поют демонстранты, те же, что только что убеждали меня: никакой войны нет и не будет.

На Пушкинской, где строились колонны, девушка раздавала идущим на марш листовки левого Комитета за рабочий Интернационал с заголовком «Нет интервенции». Раздать удалось немного — высокий мужчина вырвал из ее рук пачку и стал зло требовать: «Уходи отсюда!» Среди толпы у активистки моментально нашлись заступники, обступили ее обидчика:

— Мы сейчас полицию позовем, отстаньте от девушки! Вы кто вообще?

Мужчина растерялся.

— Я — гражданин! А если вы считаете это интервенцией, а не помощью нашим братьям, вы поддерживаете их! — и указал на девушку как на исчадие ада.

— Ах, так она провокатор?! — вчиталась в листовку женщина, которая яростнее всех бросилась на защиту. — Бандеровцы заслали? Провокаторов казнить надо! Сейчас мы ее на колени поставим! Вы уж извините, молодой человек, я не поняла. Спасибо вам.

В Шесть магазинов «ломануть» дешевле обойдется

Ильдар Дадин отправился отбывать свои три года — за преступление, которого быть не может.

Наталья Николаевна Дударь — миловидная молодая блондинка. Губки чуть припухлые, строгие очки в золотой оправе на кончике носика, бровки так забавно сдвигает. Типаж идеальной воспитательницы детского сада, учительницы младших классов или ученого работника зоопарка в секции «Пони и козочки». Но нет. Наталья Николаевна работает судьей в Басманном суде Москвы, и вот ее послужной список:

— продлевала содержание под стражей тяжело больного Василия Алексаняна, вскоре после чего он умер;
— вынесла постановление о домашнем аресте первой фигурантки «болотного дела» Александре Духаниной;
— продлевала аресты фигурантов «болотного дела» Косенко, Акименкова, Кривова, Савелова, Барабанова, Зимина, Белоусова;
— определила Алексею Полиховичу меру пресечения в виде ареста;
— отказалась удовлетворять жалобы Ильи Гущина на следователей;
— отклонила жалобу Сергея Кривова на действия следователя;
— продлевала домашний арест Сергея Удальцова.

А еще она защитила кандидатскую диссертацию 18 марта 2004 года на тему «Общие начала назначения наказания», и эта диссертация вызывает массу вопросов, о чем подробно сообщает нам уважаемый «Диссернет».

Так вот. Именно эта миловидная дамочка вошла-таки в историю российского правосудия, вынеся первый в России приговор по ст. 212.1 УК «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Эта статья появилась в УК летом 2014 года, когда протестная волна окончательно разбилась о быт, телевизор и Крым, и стало понятно, что «особо буйных» можно просто пересажать по одному, никто и не заметит.

Ильдару Дадину 33 года, его хорошо знают в протестных группах. Это его забирали в отделение, когда он стоял с плакатом «Нет войне». А еще с плакатами «Свободу политзаключенным», Je Suis Charlie, «Промолчи — когда завтра придут за тобой, промолчит следующий». Вот за то, что стоял с плакатом, — три года. За то, что протестовал против войны и террора, — три года. Как-то один блатарь сказал в обезьяннике задержанным на пикетах: «Вы чего, вам по 3 года за это дают? Да вы идиоты, на три года можно шесть магазинов ломануть!»

Проблема только в том, что в Конституции не написано, что магазины «ломать» можно. А вот про свободу митингов и собраний написано в статье 31. И административные задержания за пикеты, и уголовное преследование попирают Конституцию — впрочем, чего уж о покойнице, да еще и в канун именин.

Надо же — Наталья Дударь ухитрилась посадить Ильдара Дадина на той же неделе, когда у нас отмечается День Конституции, это 12 декабря, напомню. Полиция, наверное, белые рубашечки наденет. Праздник.

Ильдар встретит праздник в тюрьме.

Тюрьму он выстоит, к нему в СИЗО придет его девушка Настя, и они сыграют там свадьбу. Зона, в которую он уедет, проклянет тот день, когда Ильдар получил срок: он бесстрашный, умный и к тому же остро политический, и вот эти вот дешевые штучки «Не зли судью», «Не зли прокурора», «Не зли хозяина», «Не зли отрядного» не понимает и понимать не будет, и правильно делает. Ильдар знал, на что шел, уже после всех основных приговоров по «делу 6 мая». И пришел на приговор с двумя сумками — не испытывал иллюзий. В отличие от нас ото всех, ведь никто же не верил, что за плакат «Нет войне!» могут дать три года общего режима.

Дело, конечно, вовсе не в том, что называется несоразмерностью наказания. Наплевать и забыть на ту несоразмерность. Не может быть вообще никакого наказания за выражение собственного мнения и политических взглядов. Это просто не может обсуждаться в нормальной стране. Сопротивление представителям власти? Есть такое деяние. Хулиганство? Есть. Экстремизм? Есть. А вот нарушения правил митинга или пикетирования нет и быть не может. И судья Дударь это знает. И ее начальница Ольга Егорова это знает — даже несмотря на то, что в ее ведомстве куда-то делись деньги за переводы, которых не было, и за аудиопротоколирование, которого тоже нет. И в Верховном суде это знают, и в Конституционном — хотя недаром же последний больше занят воспеванием благ крепостного права. Помните статью председателя КС про то, что прискорбная отмена крепостного права стала одной из причин роста бунтарских настроений? Ну так что ж теперь хотеть от российского суда?

Могу даже предположить, что в преддверии праздника эту серию рисунков может кто-то из читателей раскритиковать, увидев в самом названии серии художника призыв к ненависти и мести. Не надо забывать, что рисунки созданы в 1942 году, когда огромные территории страны были оккупированы фашистами. Конечно, это удел историков - передать следующим поколениям всю правду о той великой войне, какова бы эта правда не была... А творчество Шмаринова - тоже уже история, в том числе и история войны. Поэтому и решил рассказать о художнике и показать его цикл "Не забудем, не простим!".

Дементий Алексеевич Шмаринов

Советский и российский график, иллюстратор, педагог, профессор, академик Академии художеств СССР (1953),член-корреспондент Академии искусств ГДР (1970), народный художник СССР (1967), лауреат Сталинской премии второй степени (1943), Ленинской премии (1980) и премии Президента РФ в области культуры и искусства (1997).
Шмаринов родился в семье агронома. В 1919-1922 годах учился в Киеве в студии профессора Киевского художественного института Николая Адриановича Прахова (18 мая 1873, Рим - 25 ноября 1957, Киев). Затем, в 1923-1928 годах, продолжил учебу в Москве – в студии Ксаверия Павловича Чемко, где его педагогом был преподаватель ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) у Дмитрий Николаевич Кардовский (24 августа (5 сентября) 1866 - 9 февраля 1943). Дементий Шмаринов известен, в основном, как иллюстратор, работавший в монохромных техниках углем и черной акварелью. Художник создал иллюстрации к романам «Жизнь Матвея Кожемякина» (1936), «Дело Артамоновых» М. Горького, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (1935-1936), «Пётр I» А. Н. Толстого (1940-1945), «Война и мир» Л. Н. Толстого (1953-1955), «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1941), «Повести Белкина» (1937), «Капитанская дочка» (1974) и «Пиковая дама» (1976) А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Ромео и Джульетта» (1959-1960) и «Двенадцатая ночь» (1964) У. Шекспира, «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя (1979).
В 1942 году Шмаринов создал цикл антифашистских рисунков под общим названием «Не забудем, не простим», проникнутый гневной патетикой и повествующий о страданиях и мужестве народа в борьбе с врагом. Эта серия рисунков в 1943 году была издана отдельной книгой в ленинградском издательстве «Искусство» и в этом же году получила Сталинскую премию второй степени. В годы войны Шмаринов также стал автором плакатов «Отомсти!» (1941) и «Красная Армия несет освобождение от фашистского ига». Живописных работ художник написал мало, одна из них – «Встреча (На отвоеванной земле)» была написана в 1944-1945 годах. После войны художник несколько раз в разные годы избирался председателем правления Московского отделения Союза художников РСФСР (в 1959-1973 годах), в 1989 написал книгу воспоминаний «Годы жизни и работы».
Сын Дементия Алексеевича – Алексей (род. 4 апреля 1933) тоже стал художником. Он окончил с красным дипломом Московский художественный институт имени В.И. Сурикова (1952-1958). Сегодня Алексей Дементьевич – народный художник России (1993), лауреат Государственной премии РСФСР (1989), академик Российской академии художеств, член-корреспондент Общества деятелей искусств Австрии и интернационального Мюнхенского пресс-клуба, лауреат премии имени Петера Людвига (1994) и премии Общества деятелей искусств Австрии «Золотой Лавр» (2005), награжден орденами Почета (1999) и Преподобного Сергия Радонежского (2000). Как и отец, он основное внимание уделяет графике и книжной иллюстрации.

Серия "Не забудем, не простим!" (1942)

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Мать. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Фашистская орда. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Беженцы. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Грабители. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Насильники. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) В рабство. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Добили. Расправа над раненными красноармейцами. 1942 г. Третьяковская галерея

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907-1999) Расстрел. 1942 г. Третьяковская галерея

Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат "Все для фронта, все для победы"!

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат "Родина-мать зовет" работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.

Репродукция плаката "Родина-мать зовет!", 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.

Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.

"Победа будет за нами", 1941 год

Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.

На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!

Плакат В. Правдина, 1941 год.

Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.

В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.

Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.

Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.

Художник Виктор Дени (Денисов) «"Лицо" гитлеризма», 1941 год.

Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.

Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем...», 1941 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.

Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.

Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.

Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.

Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.

«Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.

По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров.

«Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»

Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.

Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.

Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.

Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.

После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.

Художник Владимир Серов, 1941 год.

Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.

Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.


Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.

Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.

Художник неизвестен, 194х год.



Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков...

«Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.

«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:
«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».


В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.

В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.

Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат ». Это действовало на немецких солдат деморализующе.

Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов.

Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.

Художник Пётр Магнушевский «Всё ближе грозные штыки…», 1944 год.

Репродукция плаката "Красной армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!", художник Виктор Николаевич Дени, 1945 год

Репродукция плаката "Вперед! Победа близка!". 1944 год. Художник Нина Ватолина.

«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.

Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.

Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.

Художник Леонид Голованов «Родина, встречай героев!», 1945 год.

Художник Леонид Голованов «Красной Армии — слава!», 1945 год.

Художник Мария Нестерова-Берзина «Дождались», 1945 год.

Художник Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год.

Художник Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год.

Художник Виктор Климашин «Слава воину-победителю!», 1945 год.

Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.

Компиляция материала - Fox

Фото: Александра Гармажапова 2 марта 2014 14:01 / Политика

Человек из "группы Милонова" ударил протестующего с плакатом "Нет войне!"

Онлайн-хроника

Как сообщает корреспондент "Новой", на площади перед Мариинским дворцом собрались 100-150 человек, выступающих против ввода российских войск в Крым. Люди стоят с плакатами "Нет войне!". Женщина держит транспарант "У меня родные в Крыму. Не хочу, чтобы их убили. На Исаакиевскую площадь прибыл депутат Милонов с соратниками. Милонов говорит, что готов пойти добровольцем на войну и "разобраться с либеральной нечистью". Один из милоновцев ударил в нос человека с плакатом. После чего спокойно отошел в толпу. У пострадавшего хлещет кровь. На вопрос, будет ли он обращаться в полицию, мужчина грустно ответил: "Кому тут жаловаться!" - но не покинул площадь.

"Обращаться в полицию? Кому там жаловаться?"

На митинге задержали уже пятерых протестующих. Появились казаки, с ними экс-глава петербургской милиции Крамарев. Задерживают всех с украинской символикой и плакатами. Среди протестантов три депутата ЗакСа - Галкина, Резник и Кобринский и экс-депутат Госдумы Юлий Рыбаков. Галкина и Резник пришли, несмотря на то что подверглись за участие в митинге на Малой Садовой против несправедливого приговора узникам Болотной.


Депутат Ольга Галкина сейчас перед Мариинским дворцом

ОМОН на Исаакиевской площади ведет себя более мирно, чем несколько дней назад на Малой Садовой

Депутаты ЗакСа просят митингующих разойтись и прийти через неделю на согласованный митинг на Марсовом поле. Девушка из толпы кричит: "Люди, спасибо, что пришли!" Аплодируют.

Полиция тащит людей в автозаки, а псевдоказаки кричат: "Молодцы!" "Русских хотят защищать в Крыму, а тут - тащат в автозаки. Мне стыдно", - говорит какая-то девушка в толпе .


Протестующая с плакатом, порванным "милоновцами"


На Исаакиевской площади собрались 100-150 человек

Казаки упрекают протестующих:

Вы рассуждаете как либерал!

Кто такие, по-вашему, либералы?

Враги народа.

Милонову кричат: "Позор!" Он продолжает раздавать интервью.

Среди протестантов появляется батюшка. Он призывает всех к миру. Казаки отвечают ему матом. Батюшка говорит, что Россия больна агрессией. Казаки его провоцируют - спрашивают, подставлять ли им щеку и ж*пу украинцам.

Казак кричит: "Крым - это Россия". Незнакомая девушка предлагает ему отдать монголам пол-России и претендовать на Аляску.

Полиция задержала Анатолия Артюха, представляющего милоновский "Народный собор". Всего задержано 22 человека.

Батюшка призывает к миру. Ему отвечают матом