Современная армия афганистана. Первый военный контрразведчик в дра И так, как все начиналось…

СХЕМА
дислокации соединений и частей армии ДРА.
(по состоянию на 1979 г.)

Вооруженные силы РА состояли из регулярных войск (сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО) и вспомогательных войск (вооруженные формирования МВД и МГБ).
Главнокомандующий Вооруженными Силами - глава государства - председатель Революционного совета, председатель Высшего совета обороны родины.
Непосредственное руководство возложено на министра обороны.
Общее руководство осуществляло министерство обороны. В ведении Генерального штаба находились: общее оперативное управление войсками, вопросы мобилизации, боевой и оперативной подготовки.

Сухопутные войска.

Боевой состав: пехотные дивизии (пд) -10, горнопехотные дивизии (гпд) - 1, отдельные бригады -4, артиллерийские бригады (абр) - 1, отдельные полки - 11.
Высшее тактическое соединение - армейский корпус разного боевого состава (2-3 пехотные дивизии, корпусные части, части боевого, технического и тылового обеспечения и обслуживания). Дивизии сведены в три армейских корпуса, прикрывавших основные операционные направления с Пакистаном: 1-й АК - Джеллалабадское (Хайберский проход), 2-й АК - Кандагарское, 3-й АК - Гардезское. Руководство частями сухопутных войск Кабульского гарнизона осуществлялось МО ДРА через командование Центральным армейским корпусом - ЦАК.
Штатная численность сухопутных войск по состоянию на 1979 г - около 150 тыс. чел. Укомплектованность частей на конец декабря 1979 г. около 60% (по воспоминаниям советников, удаленные от штабов дивизий части были укомплектованы не выше 40 - 50%).
Организационно пехотная дивизия состояла из 3-х пехотных (моторизованных) полков, артиллерийского полка, отдельных - танкового, разведывательного, инженерно-саперного батальонов, батальона связи, зенитного дивизиона, подразделений боевого, тылового и технического обеспечения.
Пехотный полк трех батальонного (по 3 роты в каждом) состава. Штатная численность пехотного полка составляла около 130 офицеров и 1,5 тыс. солдат, дивизии около 7 тыс. чел.
Танковая бригада состояла из 3-х танковых батальонов, батальона на БМП, и вспомогательных рот, взводов и служб: ремрота, автопарк, служба ГСМ, фин. служба и др. Штатная численность бригады - до 750 чел.
Военно-воздушные силы и войска ПВО.
Состояли из трех родов войск: военно-воздушные силы (ВВС); зенитно-артиллерийские и зенитно-ракетные войска (ЗА и ЗРВ); радиотехнические войска (РТВ). Главнокомандующий ВВС и ПВО осуществлял руководство через командующего ВВС (штабы боевого и вспомогательного авиационных командований) и командующего ПВО (штаб командования ПВО). Главкому ВВС и ПВО также подчинялась летно-техническая школа (ЛТШ), преобразованная затем в училище ВВС и ПВО.

Боевой состав:

ВВС: авиационные полки - 6;
ПВО: - ЗА и ЗРВ: зенитно-ракетная бригада -1, зенитный артиллерийский полк - 2 (77 зенап:100 мм орудий -12, спаренных 23 мм автоматических установок ЗПУ-2 - 16), отдельных дивизионов ЗА - 4.
- РТВ состояли из полка и 2-х отдельных радиотехнических батальонов.
Общая численность ВВС и ПВО по состоянию на конец 1979 г. около 120 истребителей и истребителей-бомбардировщиков, около 30 бомбардировщиков, 20 транспортных самолетов, 25 вертолетов, около 15 тыс. чел.
В Баграме работал авиаремонтный завод (АРЗ), специализировавшийся на МиГ-17, а в Кабуле располагалась учебная база ЛТШ.
Наиболее боеспособным считался баграмский авиагарнизон.
С активизацией организованных действий мятежников возросло значение авиаперевозок. В этой ситуации для обеспечения афганской армии, а также решения первоочередных хозяйственных задач в распоряжение аппарата советников прибыл отряд ВТА из 10 самолетов Ан-12. Его возглавляли опытные летчики Маматов, Ишгиуратов и другие. Базировался отряд на аэродроме Баграм.
Для организации взаимодействия с наземными войсками и повышения эффективности боевого применения авиации на период боевых действий практиковалось командирование в дивизии и корпуса авиационных представителей и групп боевого управления.

Комплектование ВС.

Мобилизация и комплектование войск возложены на мобилизационное управление Генерального штаба Министерства Обороны. Специальные территориальные органы, на которые возлагалась бы организация призыва, учет военнослужащих и резервистов, отсутствовали. Призыв (отловом) военнообязанных был возложен на командиров соединений и частей. К весне 1979 г. была организована работа призывных пунктов, однако это не решило проблемы комплектования войск и система «отлова» существовала наряду с призывом.
Мобилизационные возможности - около 1 млн.чел.


Боевая подготовка.

Подготовка офицеров осуществлялась в объединенном военном училище "Харби Пухантун", на курсах офицерского состава, в политехническом институте, на военно-медицинском факультете Кабульского университета, в учебных частях и подразделениях и военно-учебных заведениях Советского Союза и других зарубежных стран. Военный лицей (подобно Суворовскому училищу) готовил мальчиков 5-12 классов к офицерской службе.
Боевая подготовка подразделений осуществлялась по разработанным советскими военными специалистами и советниками программам обучения, являвшимися копиями программ Советской Армии 60-х годов, без учета особенностей местности и уровня образовательной подготовки личного состава. Учебная материально-техническая база практически отсутствовала.
Полковая и дивизионная артиллерия практически не способна выполнять огневые задачи с закрытых огневых позиций.
На территории 4-й танковой бригады располагался учебный центр - т.н. "курсы -Б". На курсах осуществлялось обучение специалистов танковых подразделений.
Подготовка летного и технического персонала осуществлялась в основном в СССР (летчики - в Киргизии и на Кубани, инженеры - на Украине). Подготовка вертолетчиков на Ми-25 и Ми-24 осуществлялась в СССР, доподготовка - на месте инструкторской группой из 3 летчиков и 4 инженеров. Афганские летчики набирали боевой опыт в сложных условиях гражданской войны. Понимая, что воюют против своих же сограждан, они далеко не всегда до конца осознавали задачи и цели этой борьбы. Многие из них уклонялись от выполнения заданий по различным, включая религиозные, мотивам. Пользуясь отсутствием контроля за результатами ударов, некоторые летчики докладывали о выполнении задачи, а на самом деле сбрасывали смертоносный груз в безлюдных районах. Нередко бомбометание проводилось с высот, меньших минимально допустимых, и бомбы падали на землю, не взрываясь. Однако в целом ВВС и ПВО были лояльны к новому руководству. Случаев угона авиатехники и прямого перехода авиаторов к мятежникам в 1978-1979 гг. не было.

Вооружение и боевая техника.

Афганская армия была в достаточном количестве оснащена боевой техникой советского производства. На вооружении состояло:
- танков различных модификаций (Т-34/85, Т-55, Т-62) - около 600 ед., в т.ч. Т-62- 92 ед.;
- бронеобъектов (БТР-60, БРДМ, БМП-1, БТР-152) - около 300 ед.;
- артиллерийских орудий - калибра 76 мм и выше - около 1500 ед.
Для повышения мобильности полков «К» на их вооружении состояли автомобили ЗИЛ-157.
Значительная часть ВВТ была неисправна по причинам низкого уровня технической подготовки личного состава, грубого нарушения правил эксплуатации и периодичности технического обслуживания. Личный состав пренебрежительно относился к ее сбережению. При малейшей неисправности она оставлялась без присмотра, мер к восстановлению не принималось, либо она разукомплектовывалась, разворовывалась и к дальнейшей эксплуатации была непригодна.

Организация быта.

Части и подразделения размещались в военных городках. В крупных гарнизонах (Кабул, Герат, Кандагар) части располагались в казармах. Казармы представляли из себя невысокие глинобитные постройки. Солдаты спали на плетеных из прутьев кроватях. Приготовление пищи (суп-шурпа и рис на второе с подливкой) осуществлялось на пунктах питания. Офицеры и солдаты питались порознь. В рацион офицеров ежедневно входило мясо. Солдатам мясо полагалось два раза в неделю.
В отдаленных гарнизонах кроме казарм солдаты могли располагаться в землянках и небольших палатках. Кровати у большинства солдат отсутствовали. Солдаты спали на полу или во дворах на матрацах и постельных принадлежностях, принесенных из дома во время призыва. Столовая, кухня, баня отсутствовали. Пищу солдаты готовили себе сами на кострах в небольших котлах.
Лечение офицеров осуществлялось в центральном военном госпитале "Чарсад бистар".

Морально-психологическое состояние.

Отношение различных категорий офицеров к Апрельской революции было неоднозначным. Материально обеспеченная часть офицерского корпуса сразу же после совершения Апрельской революции оставила армию и заняла выжидательную позицию. Часть из них (в основном старшие офицеры) заняли второстепенные хозяйственные или штабные должности не соответствующие их чину, поскольку оклад офицера определялся не занимаемой должностью, а его званием. Некоторые офицеры эмигрировали или перешли на сторону контрреволюции.
Отсутствие единства в НДПА отрицательно сказывалось на взаимоотношениях между офицерами, членами которой они состояли. Большинство офицеров, особенно младшего звена, членов НДПА (фракции Хальк) безоговорочно поддерживали революцию и возлагали большие надежды на ее результаты. Захватив власть, хальковцы обвинили парчамовцев в пассивности и уклонении от активной борьбы. Вслед за таким обвинением они начали старательно выкорчевывать из партии и госаппарата своих союзников. Последовали репрессии, вплоть до физического уничтожения парчамовцев, что вынудило членов этой фракции уйти в подполье и скрывать свою принадлежность к ней.
Внутрипартийная борьба в виде арестов и перетрясок армейских кадров (не менее 10 на протяжении 1978-1979 гг.) привела на командные должности (включая Министерство Обороны, командование корпусов, дивизий и бригад) значительное количество офицеров (в основном на основании родственных связей или личной преданности руководству) не обладавших соответствующими знаниями и навыками. Численность офицерского состава сократилась почти в 10 раз, армии более чем в 2 раза. Командный состав армии распался на отдельные группы в зависимости от приверженности партийным лидерам. Многие откровенно выступали против НДПА.
Солдаты высказывали свое недовольство земельной реформой.

Боевые действия войск.

В условиях развернувшегося вооруженного противодействия государственным реформам на армию возлагалась охрана большого количества объектов (уездные центры, объекты инфраструктуры), которая могла быть выполнена только при условии создания малочисленных гарнизонов силою от взвода до батальона. Подразделения, выделенные для охраны, находились на значительном расстоянии друг от друга и не имели связи не только между собой, но и со штабами своих частей. Правительство РА, по существу, контролировало только центры провинций, опираясь на стоящие там гарнизоны. В ряде уездных и даже провинциальных центров гарнизоны были блокированы мятежниками — Ургун, Асадабад, Хост. В местах постоянной дислокации дивизий оставалось до двух пехотных батальонов, которые сопровождали грузы, необходимые для поддержания жизнедеятельности частей. Зачастую таким отрядам приходилось пробиваться с боем через территорию, контролируемую мятежниками. Малочисленность и разбросанность гарнизонов не позволяли вести боевую подготовку и воспитательную работу. В это же время такие условия были благоприятны для воздействия вражеской пропаганды на личный состав.
Прожектерство и иждивенческая позиция руководства республики и пассивность органов военного управления привели к тому, что к середине 1979 г. регулярная армия численностью около 100 тысяч человек фактически перешла к обороне против разобщенных и слабо вооруженных отрядов оппозиции, насчитывающих около 25 -40 тысяч человек.

Охрана госграницы.

Общая длина границ ок. 5 529 км, в т.ч с СССР ок. 2 350 км
Пограничные войска как род войск или вид вооруженных сил отсутствовали. Единого органа, который отвечал бы за организацию охраны границ и управление пограничными батальонами в стране не существовало. В составе части пехотных дивизий имелся отдел пограничной службы, отвечавший за охрану только отдельного участка границы. Ему подчинялись один-два пограничных батальона, которые несли службу на магистральных дорогах, соединяющих Афганистан с другими государствами и по которым официально разрешался переход государственной границы. Всего в Вооруженных силах насчитывалось около 15 пограничных батальонов, укомплектованных личным составом на 30-50%. Малочисленные батальоны, не оснащенные средствами передвижения и связи, не могли обеспечить охрану государственной границы и она не контролировалась (кроме КПП).
В значительной степени охрана государственной границы возлагалась на племена, живущие вдоль нее, за плату и льготы. Кроме этого государство обеспечивало их оружием и боеприпасами. После Апрельской революции новое правительство прекратило финансирование и обеспечение приграничных племен. Распространение на приграничные племена принудительного призыва в армию рассматривалось ими как посягательство на вековые традиции и отбросило племенные вооруженные формирования в ряды оппозиции. Племенное ополчение перестало выполнять традиционную роль пограничной охраны.

Части и подразделения МВД.

В августе 1978 года при помощи советников по линии МВД вместо существовавших ранее полиции и жандармерии началось формирование «Царандоя» и аппарата управления местными органами власти. На «Царандой» планировалось возложить обязанности по борьбе с бандитизмом (созданы подразделения по примеру нашей «Альфы» - их обучение возлагалось на сотрудников Балашихинской школы), охрана коммуникаций (дорог, мостов, туннелей и других государственных объектов). Кроме этих функций планировалось возложить и охрану государственной границы.
Уже весной 1979 года начато формирование Главного управления защиты революции, которому подчинялись оперативные батальоны (планировалось создание 12 батальонов общей численностью 9-10 тыс. чел, БРДМ - 72 ед., 82 мм минометов - 72 ед.), учебный полк для подготовки кадров МВД.
На октябрь 1979 г. создано несколько подразделений (роты по 60-80 чел.) «Царандоя» (общей численностью около 1600 чел), на которые возлагались обязанности по борьбе с бандитизмом, но фактически занимались охраной органов местной власти (на уровне провинциальных центров). На их вооружении состояли автоматы ППШ и карабины. До 2-х батальонов «Царандоя» выполняли задачи по охране объектов в Кабуле.

Советско-афганское военное сотрудничество получило развитие с 1955 г. (Договор о военно-технической и экономической помощи). Поставки техники потребовали присутствия советских военных специалистов и консультантов. Договором предписывалось их пребывание на территории Афганистана, а также направление афганских военнослужащих на учебу в СССР.
С 1972 г. численность советских военных специалистов и консультантов составляла около 100 чел.
Подготовка национальных военных кадров была организована в СССР и на местах. Оказание экономической помощи, обучение афганских военнослужащих позволило СССР стать самым крупным поставщиком финансовых средств и технической помощи. Постепенно Афганистан оказался в сфере советского влияния. С приходом к власти М. Дауда консультанты были допущены в МО и органы военного управления Сухопутных войск: МО - 11, в армейских корпусах -3, в дивизиях 21 (по 3 консультанта на каждую укомплектованную не менее 50-60% дивизию). Главным военным советником с октября 1975 по 4 декабря 1979 г. был назначен генерал-лейтенант Л. Горелов.
К 1978 г. в Афганистане находилось более 2 тыс. советских технических и экономических специалистов.
Сразу после Саурской революции (27 апреля 1978 г.) по просьбе афганских руководителей численность советских специалистов стала резко возрастать. Подписание межправительственного соглашения о военных советниках (в мае 1978 г.), позволило изменить их статус (вместо консультантов- советники), задачи и численность (до 400 чел.). Практически сразу после этого в Афганистан были направлены советники для формирования Главного политического управления ВС ДРА. В качестве советника начальника главного политуправления афганской армии был направлен генерал- майор В. Заплатин. Уже к августу 1978 г. были созданы политорганы корпусов, дивизий и бригад.
В январе 1979 г. в Афганистане работало 409 специалистов и советников.
К концу июня их численность резко возросла: почти 2500 воен. советников и 2000 советников из других ведомств и силовых структур СССР.
Советнический аппарат «Царандоя» подчинялся представительству КГБ в Афганистане.
Под прикрытием дипломатического аппарата работали и сотрудники КГБ. Кроме этого для формирования афганских органов безопасности привлекались и советники из центрального аппарата КГБ, в т.ч. преподаватели балашихинской школы (КУОС).
Следует отметить, что информации по деятельности ГРУ ГШ в этот период в Афганистане практически нет. Вместе с тем военные аналитики ГШ верно оценивали обстановку в Афганистане, что свидетельствует о наличии и эффективной работе резидентуры ГРУ.
До прихода к власти НДПА советнический аппарат был неприкосновенным. За посягательство на жизнь военного советника все родственники покушавшегося подлежали уничтожению. Начиная с марта 1979 г. положение советников (многие жили там с семьями) в отдаленных провинциях было очень рискованное. Подвергаются они и обстрелам, и риску быть захваченными мятежниками и возможным предательством своих подсоветных. Морально-психологическое давление от оторванности и удаленности от центра. Тем не менее, свой долг они выполняли добросовестно.
Сухопутные войска.

1 АК (штаб - Кабул):
- 7 пд (Кабул, гарнизон Ришхор - юго-западная окраина Кабула): 38, 45 (Пуло-Алам), 75 (Пуло- Аллам) пп, 3 ап (Кабул), 170 отб (Кабул); 8 пд: 32, 71, 76 пп; 11 пд (Джелалабад): 66 пп, 77 пп, 7 ап; 190 ап (Кабул).
2 АК (Кандагар):
- 5 пд; 7 тбр; 43 гпп; 191 ап; ореадн
3 АК (Гардез)
- 12 пд (Гардез): 67 пп (Гардез); 25 пд (Гардез):18 пп (г. Хост), 59 ап; 32 гпп; 192 ап

Части центрального подчинения:
- 18 пд (Мазари- Шариф); 17 пд (Герат); 14 пд (Газни): 15, 58 пп, пп (Ургун); 20 пд (Баглан): 10 пп (Пули-Хумри), 31 пп ((Кундуз, подразделения разбросаны), 24 пп (Файзабад), 27 пп??, 4 ап (Нахрин); 9-я гпд (Асадабад): 30 гпп (Асмар), 69 гпп (Асадабад), 55 гпп (Барикот);

- 4, 15 тбр (Кабул, Пули-Чархи); 88 абр (Кабул); бригада "Командос" (подразделения размещены в Кабуле, Кандагаре, Джелалабаде, Хосте); 26 пдп (Кабул); 157 пдп (Бамиан); 517 пдп (Малданишахр); 52 опс (Кабул); 10 инж.сап. полк; 21 полк охраны; 1 гв. полк (Кабул).

ВВС и ПВО

ВВС: 373 тап (Кабул); 322 иап (Баграм); 355 апиб (Баграм); 335 сап (Шинданд); 366 иап (Кандагар); 393 уап (Мазари-Шариф);
ПВО: - 99 зрб (3 дивизиона С-75 "Двина", 3 дивизиона С-125 "Печора", 2 технических дивизиона), 77 зенап:100 мм орудий -12, спаренных 23 мм автоматических установок ЗПУ-2 - 16), отдельных дивизионов ЗА - 4.
















































Мы говорим - Россия и Украина, Россия и Белоруссия - и ни у кого не возникает сомнения, что исторические судьбы этих близких друг другу народов уже многие столетия переплетены теснейшим образом. Мы говорим, - Россия и Афганистан - и невольно задумываемся, как быстро и насколько крепко могут связать столь разные по этнической принадлежности, религии и культуре народы и страны события всего лишь нескольких десятилетий. Между тем, внутри- и внешнеполитические повороты развития независимого Афганистана ХХ - начала XXI вв. не мыслятся без прямого и косвенного влияния СССР/России, а «коренные переломы» нашей истории 80-90-х гг. ХХ в. навсегда останутся связанными с периодом Афганской войны и ее последствиями.

Участие советских войск в войне в Афганистане было наиболее длительным и масштабным применением контингента Вооруженных Сил СССР за пределами страны в мирное время. Советским войскам противостоял достаточно организованный, сильный и убежденный в своей правоте противник. Исчерпывающую характеристику пуштунам (афганцам), не утратившую своей актуальности до настоящего времени, дал еще в начале ХХ в. выдающийся российский военный деятель и ученый-востоковед генерал : «Для войны требуются от народа следующие качества: патриотизм, хладнокровие, мужество, физические силы, выносливость и терпеливость. Анализ военных качеств афганца показывает, что все эти качества в нем есть налицо».

Вводу ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан предшествовал ряд событий в этой стране. В начале 1978 г. здесь возник политический кризис: усилились гонения на левые силы, власти осуществили прямые репрессии против руководства Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) вплоть до ареста ряда ее руководителей. В ответ 27 апреля 1978 г. восстали военные во главе с членами НДПА. В результате вооруженного выступления власть перешла в руки Военно-революционного совета, а 1 мая было сформировано правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) во главе с Нур Мухаммедом Тараки.

Указами нового руководства была обнародована программа по преодолению вековой отсталости и ликвидации феодальных пережитков, отражавшая интересы подавляющей части населения - национальной буржуазии, торговцев, интеллигенции, ремесленников, крестьянства, рабочего класса. Однако в практической деятельности НДПА и правительство ДРА допускали поспешные шаги и излишний радикализм, негативно влиявшие на развитие обстановки в стране. Ошибки новых властей вызывали открытое сопротивление противников режима.

В течение лета 1979 г. антиправительственные выступления охватили большую часть территории страны и переросли в гражданскую войну. На обстановку в Афганистане негативно влияло отсутствие единства в правящей партии. Ее осложняло и активное вмешательство зарубежных государств и организаций во внутренние дела Афганистана. Поставки оружия, боеприпасов и других материальных средств оппозиционным силам осуществляли страны - члены НАТО, исламские государства и Китай. На территории Пакистана и Ирана были созданы учебные центры, в которых проходили подготовку боевики противников левого режима.

Руководство ДРА рассматривало поддержку вооруженной оппозиции третьими странами как их участие в войне против Афганистана и неоднократно обращалось к СССР с просьбами об оказании непосредственной военной помощи. К концу 1979 г. обстановка в стране резко осложнилась, нависла угроза падения левого режима, что, по оценке советского руководства, могло привести к росту влияния стран Запада у южных границ СССР, а также к переносу вооруженной борьбы на территорию его среднеазиатских республик.

В условиях обострения афганского кризиса Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 г. приняло решение ввести советские войска в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможности антиафганских акций со стороны сопредельных государств». Официальным обоснованием правомочности такого решения являлись статья 4 советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5 декабря 1978 г., статья 51 Устава ООН и неоднократные просьбы правительства Афганистана об оказании военной помощи.

На ОКСВ возлагалось выполнение широкого круга задач: содействие в упрочении местных органов власти; охрана народно-хозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и обеспечение прохождения по ним автоколонн с грузами; ведение совместно с афганскими войсками боевых действий по разгрому отрядов и групп вооруженной оппозиции; прикрытие госграницы Афганистана с Пакистаном и Ираном от проникновения караванов с оружием и отрядов моджахедов; оказание помощи вооруженным силам ДРА в подготовке штабов, войск и др.

Первоначально политическое и военное руководство СССР уклонялось от участия в вооруженной борьбе с оппозицией. Однако уже 10-11 января 1980 г. несколько подразделений ОКСВ были привлечены к боевым действиям. В феврале, в связи с участившимися случаями нападения на колонны и обстрелами гарнизонов советских войск, командованию 40-й армии последовало официальное указание: «Начать совместно с армией ДРА активные действия по разгрому отрядов оппозиции». В последующем боевые действия против антиправительственных формирований стали главным содержанием пребывания ОКСВ в Афганистане. ОКСВ и правительственным войскам Афганистана противостояли крупные силы афганской вооруженной оппозиции, общая численность которой в различные годы составляла от 47 до 173 тыс. человек. В 1980-1988 гг. соединения и части 40-й армии в Афганистане почти непрерывно вели активные боевые действия.

В апреле 1985 г. новое политическое руководство СССР провозгласило курс на отказ от применения силы в международных отношениях и начало принимать меры к сокращению боевого состава ОКСВ. Так, уже к 20 сентября 1986 г. из Афганистана на территорию СССР были передислоцированы шесть полков. В свою очередь афганское руководство, которое в мае 1986 г. возглавил Наджибулла, разработало и в 1987 г. предложило оппозиции политику национального примирения. Однако лидеры оппозиции ее не приняли и продолжили «войну до победного конца». Тем не менее, позиция официального Кабула дала новый импульс проводившимся с 1982 г. в Женеве переговорам по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана.

Подписанные в Женеве соглашения вступили в силу 15 мая 1988 г. Была достигнута четырехсторонняя договоренность (СССР, США, Афганистан и Пакистан) о сроках и графике вывода советских войск из Афганистана в течение девяти месяцев. Советской стороной Женевские соглашения выполнены в полной мере: к 15 августа 1988 г. численность ОКСВ была сокращена на 50%, а 15 февраля 1989 г. последнее советское подразделение покинуло афганскую территорию.

Данный текст подготовлен на основе аналитических докладов ЦИСА специально для «Афганистан.Ру».

Формирование современных вооруженных сил Афганистана началось в 2002 году после падения режима Талибана. Этот процесс шел крайне медленно из-за утраты армейских традиций в ходе гражданской войны 1992-2001 гг., когда политический вакуум заполняли собственные вооруженные отряды различных политических сил, участвовавших в конфликте. Изначально этим формированиям придавался статус армейских корпусов, имеющих прописанную территориальную принадлежность. В общей сложности было создано 8 корпусов, из которых 6 имели в основе формирования «Северного альянса».

В 2002-2003 гг. при участии иностранных военных в Афганистане начался процесс разоружения неправительственных вооруженных отрядов и формирования регулярных вооруженных сил. Первоначально этот процесс шел крайне непросто, в 2003 году общая списочная численность афганской армии составляла менее 6000 человек, а полицейские формирования практически отсутствовали.

К началу 2015 года списочная численность Афганской национальной армии достигла 178 тысяч человек, численность полицейских формирований – более 150 тысяч человек. К числу силовых структур также относятся отряды местной полиции (около 28 тысяч человек) или отряды местной вооруженной самообороны, получившие официальный статус.

К настоящему моменту АНА отказалась от дивизионного звена подчинения и имеет следующую структуру: толи (рота) – кандак (батальон) – бригада – корпус. Всего в афганской армии существует 7 корпусов:

  • 201 корпус «Разлив» (Кабул), отвечающий за безопасность афганской столицы и юго-восточных провинций (считает наиболее подготовленным и боеспособным подразделением);
  • 203 корпус «Гром» (Гардез), действующий на территории регионального командования (военного округа) «Гардез», включающего провинции Хост, Пактика, Газни;
  • 205 корпус «Герой» (Кандагар), зона ответственности включает провинции Кандагар, Забуль, Урузган;
  • 207 корпус «Победа» (Герат), провинции Герат и Фарах;
  • 209 корпус «Сокол» (Мазари-Шариф);
  • 215 корпус (Лашкар-гах).

Каждый корпус включает в себя не менее 3 общевойсковых бригад, батальон специального назначения, штабной батальон, а также подразделения логистики и поддержки корпуса.

Численность вооруженных сил Афганистана достаточно велика в сравнении с государствами, близкими по численности населения, и объясняется это необходимостью ведения борьбы против террористических группировок внутри страны.

В текущих условиях государство не располагает достаточными собственными средствами для финансирования армейских подразделений, поэтому значительную роль в афганском военном строительстве играет иностранная финансовая помощь. Кроме того, армия ИРА зависима от импортных поставок ряда видов вооружений, снаряжения, техники, а также ГСМ, которые не производятся внутри страны в необходимых объемах. Эти обстоятельство делает вооруженные силы уязвимыми в случае изменения внешнеполитической конъюнктуры, поэтому перед Афганистаном стоит задача повышения независимости собственных вооруженных сил от внешней поддержки.

Современная афганская армия отказалась от насильственной мобилизации, практиковавшейся во времена ДРА. Военнослужащие несут службу на контрактной основе. Первые несколько недель службы личный состав получает подготовку в армейских учебных центрах, преимущественно в Кабульском регионе, затем процесс обучения продолжается в военных частях, в т.ч. при участии иностранных инструкторов.

В условиях неконвенционных боевых действий против мобильных отрядов противника особую роль в АНА играют подразделения специального назначения («коммандос»). Группа Специальных Операций, созданная в 2011 году, включает в себя 3-4 бригады. Ее центр, база «Мурихед», находится в провинции Вардак. Численность подразделений к 2012 году составляла около 1000-1500 человек.

АНА является многонациональной, но в ее рядах традиционно велико присутствие этнических таджиков. На 2013 год они составляли около 33,3% всего личного состава и 39% среди офицерства, что существенно выше их доли в общей массе населения страны. По неофициальным данным, среди командующих бригадами и выше преимущественно представлены этнические пуштуны.

После 2011 года задачи, встающие перед АНА, стали усложняться в связи с передачей ответственности за безопасность от сил МССБ национальным силовым структурам. Особенно негативно на настроении афганской армии сказались атаки экстремистов 2015 года в Бадахшане, Кундузе и Вардаке, сопровождавшиеся большими потерями. В этот период отмечается рост случаев дезертирства, являющегося недостатком армии Афганистана на протяжении последних 35 лет.

Несмотря на добровольность комплектования, АНА сталкивается с проблемой самовольного ухода личного состава, причем и «самоволками» в период полевых работ, и с бегством без намерения вернуться до истечения контракта. Обычно эти проблемы связаны с условиями службы и угрозами жизни в ходе боевых действий против вооруженной оппозиции. Существует также проблема «солдат-призраков», связанная с сокрытием фактов дезертирства или внесением в списки личного состава частей вымышленных лиц с целью получения дополнительного довольствия.

В 2015 году парламентское расследование констатировало наличие острой проблемы коррупции и хищений в вооруженных силах, включая незаконную продажу ГСМ, оружия и транспорта, что может приводить к небоеспособности отдельных частей.

Также АНА сталкивается с рядом других трудностей, вызванных быстрым увеличением численности вооруженных сил в конце 2000-х – начала 2010-х. Многие подразделения сталкиваются с дефицитом квалифицированных офицеров, а также проблемами в подготовке рядового состава. Последняя обусловлена, в том числе трудностями в развитии гражданских образовательных институтов и отсутствием у части рекрутов базовой грамотности.

Также проблемой афганских вооруженных сил является нехватка определенных видов вооружений, включая авиацию и бронетехнику. Частично это связано с неготовностью иностранных партнеров предоставлять национальной армии некоторые виды оружия, которое, по мнению иностранных специалистов, в настоящее время вооруженные силы не смогут эффективно использовать или же существует риск захвата их экстремистами. Также существует мнение, что уровень оснащения афганской армии регулируется неким соглашением между США и некоторыми странами региона, незаинтересованными в появлении на территории Афганистана мощной армии. Частично дефицит техники компенсирует за счет поддержки операций афганских военной авиацией НАТО, остающейся на территории страны после 2014 года.

На текущий момент значительная часть военных подразделений не может действовать полностью без поддержки иностранных военных советников и подразделений НАТО, дислоцированных в Афганистане. Чаще всего наличествует необходимость транспортной поддержки, оказания медицинских услуг и оперативных консультаций военных специалистов.

Несомненно, что в период вывода иностранных войск с территории страны нагрузка на афганских военных будет возрастать, и перед ними будут вставать все более сложные задачи, связанные с противодействием экстремизму, особенно в контексте новых региональных угроз. Успех решения указанных задач будет во многом определяться повышением боеспособности и независимости афганской армии, а также поиском новых механизмов международного сотрудничества и поддержки.

25 декабря 1979 года начался ввод ограниченного контингента советских войск в Демократическую республику Афганистан.

Эта необъявленная война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, по сей день остается неизвестной войной несмотря на многочисленные изданные книги воспоминаний участников, очень подробно описанные события войны, ветеранские сайты и т. д. Если сравнить, сколько известно о трехлетней Отечественной войне 1812 года и четырехлетней Великой Отечественной войне, то можно сказать, что об Афганской войне мы не знаем почти ничего. Образ десятилетнего «похода за речку» в сознании людей, кинематографистов и журналистов нисколько не проясняется, и, спустя 33 года, повторяются все те же штампы о «бессмысленной кровавой войне», о «горах трупов» и «реках крови», о многочисленных, сошедших с ума от этих «рек крови», ветеранах, которые затем спились или стали бандитами.

Некоторые молодые люди, видя на аббревиатуру ОКСВА, думают, что это глупый татуировщик ошибся в слове «Москва». Мне было 16 лет, когда началась эта странная война, а через год — окончание школы и, либо поступление в институт, либо армия. И мне и моим товарищам очень не хотелось попасть в эту самую ОКСВу в Афган, откуда уже начали приходить первые цинковые гробы! Хотя некоторые безбашенные сами рвались туда…

И так, как все начиналось…

Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана о вводе советских войск.

В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран - членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.

25 декабря 1979 года в 15-00 начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка — Шинданд — Кандагар, Термез — Кундуз — Кабул, Хорог — Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. 27 декабря спецгруппы КГБ «Зенит», «Гром» и «мусульманский батальон» спецназа ГРУ штурмом взяли дворец Тадж-Бек. В ходе боя, президент Афганистана Амин был убит. В ночь на 28 декабря в Кабул вошла 108-я мотострелковая дивизия, взяв под контроль все важнейшие объекты столицы.

В состав советского контингента входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4, отдельных бригад — 5, отдельных полков — 4, полков боевой авиации — 4, вертолетных полков — 3, трубопроводная бригада — 1, бригада материального обеспечения - 1. А также, подразделения Воздушно-десантных войск МО СССР, части и подразделения ГРУ ГШ, Аппарата Главного Военного Советника. Кроме соединений и частей Советской Армии в Афганистане находились отдельные подразделения пограничных войск, КГБ и МВД СССР.

29 декабря «Правда» публикует «Обращение правительства Афганистана»: «Правительство ДРА, принимая во внимание расширяющееся вмешательство и провокации внешних врагов Афганистана с целью защиты завоеваний Апрельской революции, территориальной целостности, национальной независимости и поддержание мира и безопасности, основываясь на Договоре о дружбе, добрососедстве от 5 декабря 1978 года, обратилось к СССР с настоятельной просьбой об оказании срочной политической, моральной, экономической помощи, включая военную помощь, с которой правительство ДРА ранее неоднократно обращалось к правительству Советского Союза.Правительство Советского Союза удовлетворило просьбу афганской стороны».

Советские войска в Афганистане охраняли дороги, объекты советско-афганского экономического сотрудничества (газопромыслы, электростанции, завод азотных удобрений в г. Мазари-Шариф и др.). Обеспечивали функционирование аэродромов в крупных городах. Содействовали укреплению органов власти в 21 провинциальном центре. Проводили колонны с военными и народнохозяйственными грузами для своих нужд и в интересах ДРА.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 г. — февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 г. — декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из за рубежа. Состоялся вывод шести советских полков на Родину.

4-й этап: январь 1987 г. — февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9 месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года.

15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Громов.

Потери: По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тыс. 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранено, контужено, травмировано – более 53 тыс. человек. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.

Использованы материалы сайтов: http://soldatru.ru и http://ria.ru и фото из открытых источников Интернета.