Смысл чисел в библии. "Сакральный" смысл чисел в верованиях и учениях

С глубокой древности числа играют важную и многогранную роль в жизни человека. Древние люди приписывали им особые, сверхъестественные свойства; одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы. Во многих культурах, особенно в вавилонской, индуистской и пифагорейской, число - начало всех вещей. Признанными специалистами в области применения чисел были древние индийцы, египтяне, халдеи. У китайцев нечетные числа - это ян, небо, непреложность и благоприятность; четные числа - это инь, земля, изменчивость и неблагоприятность.

В христианстве до учений святых Августина и Александра символизм чисел был развит слабо.

Классическая или Пифагорейская школа.

Основоположником европейского учения о числах был Пифагор, которому приписывают высказывание: "Мир построен на силе чисел". В его школе познание свойств чисел являлось первой ступенью на пути к эзотерическому знанию. Числа, по Пифагору, имеют как количественные, так и качественные черты. Изучая свойства чисел, пифагорейцы первые обратили внимание на законы их делимости. Они разбили все числа на четные - "мужские" и нечетные - "женские", или иначе "гномоны" и, что очень важно, на простые и составные. Пифагорейцы называли составные числа, представимые в виде произведения двух сомножителей, "плоскими числами" и изображали их в виде прямоугольников, а составные числа, представимые в виде произведения трех сомножителей, - "телесными числами" и изображали их в виде параллелепипедов. Простые числа, которые нельзя представить в виде произведений, они называли "линейными числами".
Совершенными числами пифагорейцы считали такие числа, которые были равны сумме своих делителей (исключая само число), как, например, 6=1+2+3 или 28=1+2+4+7+14. Совершенных чисел не много. Среди однозначных - это только 6, среди двузначных, трехзначных и четырехзначных - только 28, 496 и 8128 соответственно. Два числа, обладающие тем свойством, что сумма делителей одного из них равняется другому, назывались "содружественными".

В дальнейшем греческая нумерологическая система была заимствована европейцами, а позднее была перенесена в Россию.
Практически в каждой мировой религии есть свои "священные числа", а каждое число символизирует определенное значение.

ЦИФРА «0» имеет тот же символизм, что и пустой круг, указывающий как на отсутствие смерти, так и на абсолютную жизнь, находящуюся внутри круга.
Для Пифагора ноль - это совершенная форма.
В даосизме ноль символизирует пустоту и небытие.
В буддизме - это пустота и безвещественность.
В исламе - это символ Сущности Божества.
В ученье Каббалы - безграничность, свет беспредельный, единое.

ЦИФРА «1» означает первичное единство, начало, Создателя.

ЦИФРА «2» означает двойственность.
По Пифагору диада - разделенное земное существо.
В буддизме двойка - это двойственность сансары, мужское и женское, мудрость и метод, слепой и хромой, объединившиеся для того, чтобы видеть путь и идти по нему.
В Китае - это инь, женское, земное, неблагоприятное начало.
В христианстве - Христос имеет две природы: Бога и человека.
В еврейской традиции - жизненная сила.
В Каббале - мудрость и самосознание.
В индуизме - двойственность, шакта - шакти.
В исламе - дух.

ЦИФРА «3». Идея триендинства составляет основу многих древних философских и религиозных учений. С тройкой связывают трёхмерность пространства: длина-ширина-высота; трёхфазность вещества: твёрдое тело-жидкость - пар; триединство времени: прошлое - настоящее - будущее; человека (тело, душа и дух), а также рождение, жизнь и смерть; начало, середина и конец; прошлое, настоящее и будущее; три фазы Луны; триединство Мира; во многих религиях верхний Мир - это небо, средний - земля, нижний - вода.
Тройка - небесное число, символизирующее душу. Это - число удачи.
В христианстве: Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух; единство тела и души в человеке и Церкви. Три ипостаси - это догмат троицы, что является отличительной особенностью христианства от ислама и иудаизма. Поэтому число "3" - это священное число Христианства. В Библии говорится о трех дарах волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной Жертве, трех образах Преображения, трех искушениях, трех отречениях Петра, трех крестах на Голгофе, трех днях смерти Христа, трех явлениях после смерти, трех качествах, или богословских добродетелях: Вере, Надежде, Любви.
В Каббале тройка символизирует понимание, а также триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания.
В индуизме - Тримурти, троичная сила творения, разрушения и сохранения; разнообразные тройки божеств; у лунной колесницы три колеса.
В Японии Три Сокровища - это зеркало меч и самоцвет; истина, мужество и сострадание.
В китайском иероглифе «ван» (три горизонтальные черты соединённые вертикальной), что означает слово «князь», верхняя горизонтальная черта символизирует небо, нижняя - землю, средняя - человека, который от имени неба и управляет землёй.
В фольклоре встречаются три желания, три попытки, три царевича, три ведьмы, феи (две добрые, одна злая).
Трехкратными бывают здравицы. Тройка означает также исполнение. Бесчисленны тройки божеств и сил. Триединые лунные божества и троичные богини изобилуют в семитской, греческой, кельтской и древнегерманской религиях.
Основной символ тройки - треугольник. Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единстве трех ликов троицы. Другие символы: трезубец, геральдическая лилия, трилистник, три молнии, триграммы. Лунные животные часто треногие, олицетворяя три фазы Луны.

ЦИФРА «4» означает целость, совокупность, полноту; четыре стороны света, времени года, ветра, стороны квадрата.
В пифагорействе четверка означает совершенство, гармоничную пропорцию, справедливость, землю. Четыре - число клятвы пифагорейцев.
В христианстве число четыре - число тела, тогда как число три символизирует душу. Четыре реки рая, Евангелия, евангелиста, главных архангела, главных дьявола. Четыре отца церкви, великих пророка, главных добродетели (мудрость, твердость, справедливость, умеренность). Четыре ветра, несущие Единый Дух, четыре апокалиптических всадника, тетраморфы (синтез сил четырех стихий).
Четверка - символическое число Ветхого Завета. Четыре реки рая, образующие крест, четыре части земли и т. п. встречаются в символике почти повсеместно. Четверка может изображаться четырехлистником, а также квадратом или крестом.
В буддизме Древо Жизни Дамба имеет четыре ветви, от его корней текут четыре священных реки рая, символизирующие четыре безграничных желания: сострадание, привязанность, любовь, беспристрастность; четыре направления сердца.
В Китае четверка - число земли, которую символизирует квадрат. Четыре реки бессмертия. Четыре - четное, иньское число. В китайском буддизме четыре небесных стража, охраняющих каждую сторону света.
В Египте четверка - священное число времени, солнечная мера. Небесный свод покоится на четырех столбах. Четыре погребальных урны, помещаемые с четырех сторон вокруг покойного, охраняются четырьмя сыновьями Гора, которые связаны с четырьмя сторонами света.
В еврейской традиции это мера, благодеяние, понимание.
У американских индейцев это число используется чаще всего как четыре стороны света. Четыре ветра изображаются крестом и свастикой. Ритуальные и обрядовые действия повторяются четырежды.
В Каббале четверка означает память. Четыре мира каббалы, четыре направления в пространстве и четыре иерархических уровня Торы.
В индуизме четверка - совокупность, полнота, совершенство. Творец, Брахма, имеет четыре лица. Храм стоит на четырех сторонах квадрата, символизирующих порядок и окончательность. Четыре таттвы, четыре тела человека, четыре царства природы (животное, растительное, минеральное, царство ума), четыре юги. В игре в кости четверка означает выигрыш. Четыре касты, четыре пары противоположностей.
В исламскую четверку входит принцип - творец, мировой дух, мировая душа, изначальная материя. Они соответствуют четырем мирам Каббалы. Есть еще четыре ангельских существа, четыре дома смерти.

ЦИФРА «5» - число священного брака, поскольку является суммой женской (четной) двойки и мужской (нечетной) тройки.
В греко-римской традиции пятерка - число бракосочетания, любви, единения; число Венеры, причем годы Венеры образуют группы по пять лет. Аполлон как бог света обладает пятью качествами: он всемогущ, всеведущ, вездесущ, вечен, един.
В христианстве пятерка символизирует человека после грехопадения; пять чувств; пять точек, образующих крест; пять ран Христа; пять рыб, которыми насытились пять тысяч человек; пятикнижие Моисея.
В буддизме сердце имеет четыре направления, которые месте с центром образуют пятерку и символизируют универсальность. Существует пять Дхьяни-будд: Вайрочана -Сверкаюший, Акшобхья- Невозмутимый, Ратнасамбхава - Самоцвет, Амитабха -Безграничный Свет, Амогхасиддхи -Неизменная Удача.
У китайцев пять элементов, пять атмосферных субстанций, пять состояний, планет, священных гор, зерен, цветов, видов вкуса, ядов, могучих амулетов, основных добродетелей, посвящений, вечных идеалов, пять видов отношений внутри человечества. В еврейской традиции пять - это сила и суровость, понимание сути.
В Каббале пятерка означает страх.
В индуизме это пятичленные группы мира, пять элементов тонкого и грубого состояний, пять основных цветов, чувств, пять ликов Шивы и дважды пять воплощений Вишну.
В исламе пять столпов веры, пять божественных присутствий, пять основных догматов, пять действий, пятикратная ежедневная молитва.

ЦИФРА «6». Означает равновесие, гармонию. Самое плодовитое из всех чисел (Филон).
В нумерологии цифра 6 означает союз двух треугольников - мужского и женского, один из которых стоит на основании, а другой перевернут вершиной вниз. Этот знак хорошо известен как щит Давида, шестиугольник, который изображен на флаге государства Израиль.

ЦИФРА «7» считается священной, и божественной, и магической, и счастливой. Семерку почитали за много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.
В Вавилоне в честь главных богов был выстроен семиступенчатый храм. Жрецы этого города утверждали, что люди после смерти, пройдя через семь ворот попадают в подземное царство, окруженное семью стенами.
В древней Греции число семь называли числом Аполлона, одного из важнейших богов олимпийской религии. Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семерых юношей и семерых девушек; у дочери Тантала Ниобы было семь сыновей и семь дочерей; Нимфа острова Огигия Калипсо семь лет держала в плену Одиссея; всему миру знакомы «семь чудес света» и т. д.
Древний Рим также боготворил число семь. Сам город построен на семи холмах; река Стикс окружающая подземное царство, семь раз обтекает ад, разделенный у Вергилия на семь областей.
Ислам, христианство и иудаизм признают семиэтапный акт создания Вселенной. Однако, в исламе число "7" имеет особенный смысл. Согласно исламу, имеется семь небес; попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство. Поэтому число "7" это священное число ислама.
В христианских священных книгах цифра семь упоминается много раз: «Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро», «...и прошло семь лет изобилия... и наступили семь лет голода», «и насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет», и т. д. Великий пост у христиан насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов. Во многих странах существует обычай ставить на рождественский стол семь блюд, название которых начинается на одну букву.
В браминском и буддийском верованиях и богослужениях число семь также священно. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников - фигурок из кости, дерева или другого материала.
Семерку очень часто применяли знахари, гадалки и колдуны: «Возьми семь пакетиков, с семью разными травами, настой на семи водах и пей семь дней во семи ложек...».
С числом семь связано множество загадок, примет, пословиц, поговорок: «Семи пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Для любимого дружка семь верст не околица», «За семь верст киселя хлебать», «Семь бед - один ответ», «За семью морями» и т. д.

ЦИФРА «8» - число вновь обретенного рая, а также возобновления, восстановления, счастья. Восьмой день породил нового, совершенного человека. После семи дней поста и покаяния на восьмой наступает духовное обновление.
У пифагорейцев восемь означает трехмерность и стабильность.
В шумеро-семитской традиции восемь - магическое число Неба.
У буддистов восьмерка - это полнота, совокупность всех возможностей. Восемь символов доброго предзнаменования.
У китайцев она означает целое, все возможности в проявленном виде, удачу. Ба-гуа - это восемь триграмм и пар противоположностей, обычно расположенных в виде круга, символизирующего время и пространство. Восемь радостей человеческого существования.
В христианстве означает восстановление и возрождение. Крестильня обычно бывает восьмиугольной, что символизирует место возрождения. Восемь заповедей блаженства.
В Египте восемь - число Тота.
У евреев - число Господа; восемь дней освящался Храм.
В индуизме 8х8 означает порядок небесного мира, установленный на земле. Строение храмов воспроизводит мандалу, которой свойственна та же символика - 8х8. Существует восемь областей мира, восемь солнц, частей дня, чакр.
В исламе престол, управляющий миром, поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям и восьми группам букв арабского алфавита.
У японцев восемь означает много; на небе восемь богов.

ЦИФРА «9» означает всемогущество, и представляет собой Тройную Триаду (3х3). Это число окружности, отсюда деление на 90 и 360 градусов.
У пифагорейцев девять - предел всех чисел, внутри которого существуют и обращаются все прочие. Это число небесное и ангельское, рай на земле.
Девять - священное число в скандинавской и древнегерманской символике.
В христианской символике девятка фигурирует редко. Есть тройные триады ангельских хоров, девять сфер и кругов вокруг ада.
У буддистов девятка - это высшая духовная сила, небесное число.
У китайцев 3х3 - самое благоприятное из всех чисел, означающее также восемь направлений плюс центр в качестве девятой точки, как в Зале Света. Есть девять основных общественных законов и девять классов чиновников.
В греко-римской традиции существует девять богов, а позднее девять муз.
У евреев девять - чистое понимание, истина, поскольку девятка воспроизводит себя при умножении.
В Каббале символизирует о снование.

ЦИФРА «10» - число космоса, она содержит все числа, а следовательно, все вещи и возможности, это основа и поворотный пункт всего счета. Означает нечто всеобъемлющее, закон, порядок, власть. 1+2+3+4=10 - символизирует божественное; единица означает точку, двойка - протяженность, тройка (треугольник) - плоскость, четверка - объемность или пространство.
У пифагорейцев десятка - это возобновление ряда, совершенство.
В Риме это число изображалось знаком X - совершенной фигурой, означающей полноту.
Десятка - это также число завершения путешествий и возвращения в исходную точку. Одиссей странствовал девять лет, а на десятый год вернулся. Троя была в осаде девять лет и на десятый год пала.
У китайцев десятка изображается в виде креста, центр которого образован иероглифом чи, что символизирует человеческое Я, перед которым лежат оба пути, инь и ян, это совершенная фигура. Десять Небесных Стеблей (Гань), возможно, связаны с десятидневной неделей наиболее распространенного цикла.
У христиан десять заповедей Десятикнижия, притчи о десяти лампадах, девах, талантах. Богу посвящалась десятина.
В Каббале десять - это числовое значение буквы J-йод - Вечного Слова, первой буквы имени Бога. Символизирует блестящую способность к пониманию, божественную поддержку.
В исламе большую роль играет ушр (десятина), налог с земельных владений, который должен идти на общие нужды мусульман.

ЦИФРА «11». Поскольку десятка - совершенное число и закон, одиннадцать символизирует выход за пределы того и другого и означает грех, нарушение закона, опасность.

ЦИФРА «12» олицетворяет космический порядок. Это число знаков Зодиака и месяцев в году (шесть мужских и шесть женских). Двенадцать часов дня и ночи. Двенадцать плодов на Космическом Древе. Кроме того, двенадцать дней возврата к хаосу во время зимнего солнцестояния, когда возвращаются мертвые, отмечались в Риме во время Сатурналий. Тот же символизм имеют двенадцать дней перед Рождеством.
Эта цифра встречается в ведической, китайской, языческой и европейской символике: 12 членов в совете Далай- Ламы, 12 паладинов (пэров) Карла Великого, 12 рыцарей Круглого Стола.
У христиан - 12 плодов духа, звезд, 12 колен Израилевых, 12 апостолов, 12 врат и камней в основании Святого Града, 12 дней празднования Рождества.
У египтян - 12 врат ада, в котором Ра проводит ночные часы.
У греков на Олимпе 12 богов и богинь, 12 титанов.
В еврейской традиции - 12 плодов Древа Жизни; 12 врат Небесного Града; 12 лепешек на столе храма, изображавших месяцы года; 12 драгоценных камней в нагруднике Аарона; 12 колен Израилевых, сыновей Иакова.
В исламе 12 имамов, потомков Али, управляют двенадцатью часами дня.

ЦИФРА «13». Отношение к этому числу всегда было особым: оно считалось либо несчастливым, либо, наоборот, приносящим удачу.
В христианстве во время вечерних служб последней недели Великого Поста тринадцать свечей (у католиков их называют tenebrae) гасят одну за другой, что символизирует тьму, наступившую на земле после смерти Христа. Число тринадцать считается несчастливым, поскольку это число Иуды вместе с Иисусом и апостолами. Кроме того, это число шабаша ведьм.
У ацтеков это таинственное число ассоциировалось с понятием времени, а именно, означало завершение временного цикла. Они же полагали, что цифра «13» каким-то образом связана с небесами. В шевелюре одного из их главных божеств насчитывалось тринадцать локонов, а в бороде - столько же прядей.
Древние китайцы возвели многочисленные храмы в честь бога Хуан Ди. Слуги императора делали в этих храмах жертвоприношения по 13-м числам первого и пятого месяцев каждого года.
Священная книга «Каббала» упоминает о тринадцати злых духах, число «13» обозначает змея, дракона, сатану и убийцу.
Тринадцатая глава Апокалипсиса касается Антихриста и Зверя.
Это число используется при гадании. С ним связано много суеверий. Во многих гостиницах США не существует ни тринадцатого этажа, ни тринадцатого номера. Кроме того, в самолетах американских авиакомпаний нет кресла №13. В ряде крупных городов Франции дома, которые должны иметь порядковый номер «13», обозначаются кодом 12-бис. Хозяйки остерегаются сажать за стол 13 гостей.
Предполагается, что это связано с воспоминаниями о Тайной вечере; когда во время последней трапезы Иисуса Христа помимо двенадцати окружающих его апостолов был и тринадцатый - предатель Иуда.

«40». Означает пробу, испытание, посвящение, смерть. Особое значение сорока дней восходит, видимо, к Вавилону, где сорокадневный период исчезновения Плеяд с небосклона было временем дождей, бурь и наводнений и считался опасным. Римляне сорок дней держали прибывающие суда в карантине, и само это слово произведено от слова «сорок».
Храмы у персов, татар, в Баальбеке, храмы друидов, храм Иезекииля имели сорок колонн. В христианстве сорок дней от Пасхи до Вознесения - период неприкосновенности и время права на убежище. В Ветхом Завете сорок дней провел Моисей на Синае; сорок дней скрывался Илия; сорок дней лил ливень Потопа; сорок дней испытания Ниневии при Ионе; сорок лет блуждали евреи в пустыне; сорок лет ходили под игом филистимлян; сорок лет царствовали Давид и Соломон; сорок лет Илия судил Израиль. В Книге пророка Иезекииля говорится о видении, в котором Бог повелел пророку за сорок лет беззакония дома Иудина сорок дней пролежать на правом боку.
В Египте сорок дней после смерти отсутствовал Озирис, это - период поста.
В исламе сорок - число изменения и смерти, но также примирения и возврата к принципу. Магомет был призван в сорок лет. Коран читают каждые сорок дней.
В митраизме сорок - число дней обряда инициации, празднеств и жертвоприношений.

«60». Число времени (60 минут и 60 секунд).
В Египте оно символизировало долголетие.
В Китае это циклическое число, символизирующее шестидесятеричный цикл, известный в прошлом на Западе как китайский цикл. Взаимодействие чередующихся Десяти Небесных Стеблей и Двенадцати Земных Ветвей строится таким образом, что цикл завершается на шестидесятый год, когда исчерпываются все комбинации, а затем повторяется снова. Шесть циклов примерно равны тропическому году.

«70». В еврейской символике семьдесят ответвлений канделябров изображают Деканы - двенадцать зодиакальных подразделений семи планет на десятки. Семьдесят лет - это длительность человеческой жизни.

«666». В христианстве - знак Зверя, Антихриста.
В Каббале 666 - число Сората - солнечного демона, противостоящего Архангелу Михаилу.

«888». По числовому значению еврейских букв, это число Иисуса в противоположность 666 - числу Зверя.

Математическая (числовая) закономерность в тексте Библии, Ветхого Завета (на древнееврейском языке), и Нового Завета (на греческом языке). Числа в библии.

Русский эмигрант и по образованию математик, Иван Николаевич Панин, изучил математические совпадения в текстах на древнееврейском и греческом. Математик обнаружил удивительную закономерность – числа в библии, образованные математическими операциями между буквами и строками повторяются. Самым часто встречающимся числом является число семь. Вокруг числа семь устроен мистический порядок, за рамками совпадений и теории вероятности. Этот порядок или система встречается не не только в Слове Божьем- в Библии, но и во всей вселенной. Ветхий завет был написан на древнееврейском и также как и Новый завет на греческом, все буквы этих алфавитов имеют свои числовые значения, в научном мире это называется гематрией.

Нижеприведенная таблица в точности показывает, что это значит. Таким образом, складывая значение каждой буквы, можно подсчитать значения слов, предложений и т.д.

Таблица еврейских и греческих букв и их цифровые величины:

Буква (еврейский алф.)
Название Цифр Величина Буква (греч. алфавит)
Название Цифр Величина
א Alef 1 Α Alpha 1
ב Bet 2 Β Beta 2
ג Gimel 3 Γ Gamma 3
ד Dalet 4 Δ Delta 4
ה He 5 Ε Epsilon 5
ו Vav 6 F Stigma 6
ז Zayin 7 Ζ Zeta 7
וח Chet 8 Η Eta 8
ט Tet 9 Θ Theta 9
וי Yod 10 Ι Iota 10
כ Kaf 20 Κ Kappa 20
ל Lamed 30 Λ Lambda 30
מ Mem 40 Μ Mu 40
נ Nun 50 Ν Nu 50
ס Samech 60 Ξ Xi 60
ע Ayin 70 Ο Omicron 70
פ Peh 80 Π Pi 80
צ Tsadeh 90 Greek letter Koppa Koppa 90
ק Qof 100 Ρ Rho 100
ר Resh 200 Σ Sigma 200
ש Shin 300 Τ Tau 300
ת Tav 400 Υ Upsilon 400
Φ Phi 500
Χ Chi 600
Ψ Psi 700
Ω Omega 800
Sampi Sampi 900

М ир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Рассмотрим с вами сегодня в Слове Божием одно, но очень знаменательное число. Сообщение об этом числе, так же, как и сообщение о «Божием лице», красной нитью проходит через всю Библию. Все места Библии, где это число встречается, мы не можем, конечно, охватить. Но я постараюсь осветить некоторые места Писания, чтобы получить об этом числе более или менее ясное представление.Я знаю, что смысл этого числа занимает умы большинства детей Божиих. И скажу вам заранее, что это число отображает сущность Бога. Поэтому для детей Божиих важно знать, почему Бог избрал это число. Даже мирские люди видят в этом числе, наряду с числом 3 и 5 в некоторой степени благословение. Поэтому при покупке цветов чаще всего покупают 3, 5 или 7 веточек.

Этим числом, как вы поняли, является число 7 . Я не имею намерение заниматься с вами сегодня вообще числовой символикой, но я хочу заострить ваше внимание единственно на числе семь. В моих проповедях число 7 упоминается часто, но и лично я до сегодняшнего дня, то есть до 01.06.13 не задумывался о том, почему Бог делает в Своём Слове такой упор на число 7.

При упоминании числа 7 я, конечно, каждый раз подчёркивал, что оно символизирует «Божие совершенство». А если точней выразиться, то Паседаг, автор книги «Числовая символика», характеризует число 7, как «Божию полноту». Это будет правильней, чем «Божие совершенство».

Хотя и то и другое верно, но в сегодняшней нашей теме, которую Господь Иисус положил мне на сердце, мы будем исходить из того, что число 7 означает: «Божия полнота». По ходу изложения данной темы вы в этом убедитесь.

Но вы, пожалуйста, не пугайтесь! Поэтому я повторяю, что для рассмотрения этой темы мы не станем обращаться ко всем местам Библии, где в нескольких сотнях мест об этом сказано. В этой теме речь идёт не о каком-то предмете или понятии, но речь идёт о том, что число 7 отображает сущность Бога.

Заметим себе это. Эта тема говорит о Боге, и это чрезвычайно важно для нашего познания и духовного роста. При рассмотрении этой темы Святой Дух приводит нас к тому факту, чтобы мы рассматривали нашего небесного Отца и Господа Иисуса, как читаем в Послании Евр.3,1: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, рассматривайте (уразумейте) Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа ».

Но, выражаясь более точно, речь будет идти о «Божией сущности». Лично я думаю, что это очень занимательный, интересный, практический и важный для нас вопрос. Поэтому мы ещё вернёмся к этому вопросу.

Знает ли кто-нибудь из вас, где в Библии первый раз упоминается число 7? Совершенно верно в Быт.2,2-3: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои , которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. 3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ».

Естественно, что у каждого из нас должен возникнуть также вопрос: «а где же в Библии мы встречаем число 7 в последний раз?» Это число мы находим в Отк.21,9.20: «И пришёл ко мне (говорит Иоанн) один из семи Ангелов , у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами , и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца ».

Ст.19-20 «Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист ».

В Быт.2,2-3 мы видим завершение обновления Божиего творения: земли, солнца, луны и т.д. Бог восстанавливает то, что было разрушено в результате низвержения с небес отпавшего помазанного херувима и его демонов.

Бог сделал землю снова жилой для людей, животных и птиц, как было предусмотрено в Его плане, когда Он создал землю, как читаем в Ис.45,18: «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший её; Он утвердил её, не напрасно сотворил её; Он образовал её для жительства: Я Господь, и нет иного ».

И вот, Бог приступает к исполнению Своего плана и сотворил на земле первых людей, Адама и Еву, которые на основании искушения змея пали в грех. Этот грех находит своё проявление в том, что Каин убивает своего брата Авеля.

И чтобы никто не вздумал отомстить Каину за его преступление, Бог говорит в Быт.4,15 «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьёт Каина, отмстится всемеро . И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его ».

Почему убийце Каина следовало всемеро отомстить? А Ламех пошёл дальше Божиего предостережения. Он убивает двух своих обидчиков, которые, по-видимому, на него напали, и говорит в Быт.4,23-24:

«И сказал Ламех жёнам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне ; 24 если за Каина отмстится всемеро , то за Ламеха в семьдесят раз всемеро », то есть семьдесят раз по семь! Однако этот Ламех далеко замахнулся!

Как говорится, «не отходя от кассы» обращаю ваше внимание на тот факт, что это число (70×7 = 490) мы находим у пророка Даниила в гл.9,24: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых ».

И далее мы встречаем это число в Новом Завете, где Иисус говорит Петру, сколько раз на дню мы должны прощать друг другу. Читаю в Мтф.18,21-22: «Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз ».

Под активным воздействием отпавших ангелов всё человечество на земле очень быстро развратилось, поэтому Бог принимает решение истребить всех людей за исключением Ноя с его семьёй. Бог даёт Ною задание построить ковчег и принять в него животных и птиц, как читаем в Быт.6,5-8:

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. 7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. 8 Ной же обрёл благодать пред очами Господа ».

Бог повелевает Ною построить ковчег. Ной всё точно исполнил, как Бог ему повелел, а животных и птиц Бог Сам привёл в ковчег, как читаем в Быт.7,2-5: «и всякого скота чистого возьми по семи , мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

3 также и из птиц небесных по семи , мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, 4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю всё существующее, что Я создал, с лица земли. 5 Ной сделал всё, что Господь повелел ему ».

В отношении Дан.9,24, где читаем: «Семьдесят седмин (490 лет наказания) определены для народа твоего и святого города твоего …», всё станет ясно, если учтём следующее сообщение в Библии.

Поэтому особенно подчёркиваю следующую деталь. Почему Слово Божие говорит, что Израиль должен идти в плен именно на 70 лет? Что явилось причиной для этого наказания? Об этом мы читаем во 2Пар.36,20.21: «доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет ».

Согласно закону, данному Богом Израилю, в субботу должны были отдыхать не только люди, но и обетованная земля. Другими словами можно сказать: в этом высказывании для обетованной земли Израиля определена суббота отдыха.

По закону землю следовало 6 лет обрабатывать, чтобы с неё получать или собирать урожай, а в седьмой год Израильтяне должны были давать земле отдых. Этот порядок они не соблюдали, хотя по этому поводу Господь их увещевал в книге Лев 26,33-35: «а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч,

и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. 34 Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения своего; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои; 35 во все дни запустения своего будет она покоиться ».

Господь установил, что на протяжении 490 лет Израильтяне не соблюдали для земли положенные субботы. Таким образом, Израиль задолжал Господу 70 лет суббот (490:7=70). Поэтому Израиль должен пребывать в плену в Вавилоне 70 лет наказания.

Я думаю, что здесь всё логично и в отношении числа (70×7) всё ясно. Но, тем не менее, у нас возникает вопрос: почему именно на седьмой год земля должна была отдыхать, почему Ной должен был взять в ковчег именно по семь пар чистых животных и по семь пар птиц?

Почему Господь Иисус желает через семь дней заливать землю водой, чтобы истребить всех людей кроме семьи Ноя? Почему, согласно словам Иисуса друг другу следует прощать на дню 70×7 = 490 раз, а не 100 и не 200 раз? Почему человеку, убившему Каина, отмстится всемеро? и т.д.

Очень выдающееся место Писания в отношении нашей темы, в отношении загадочного для нас числа 7, мы находим в Ветхом Завете, когда Авраам дарит Филистимскому князю Авимелеху семь агниц в связи с одним колодезем, который Авраам выкопал в той местности.

Читаю это место в Быт.21,28-30: «И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. 29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агни ц, которых ты поставил особо? 30 он сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь ».

Этот вопрос я подробно осветил в проповеди «Колодцы», которая имеется на нашем сайте. А сейчас только напомню, что Авраам является прообразом небесного Отца, Исаак – прообраз Иисуса Христа, а вода в колодцах – прообраз Слова Божиего, которое Отец и Его Сын стремятся сделать достоянием всех людей мира сего.

К этому стремился Бог уже в Ветхом Завете, к этому стремится также Иисус в Новом Завете, поэтому Исаак, сын Авраама, откопал все колодцы отца, которые Филистимляне завалили, и назвал их снова теми же именами, как читаем в Быт.26,18:

«И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его ».

Это значит, что Евангелие Иисуса с Голгофского креста не меняется!!!

В Филистее мы символично видим мир сей, в котором мы находимся. В агнцах мы прообразно видим Господа Иисуса, поэтому в этих семи агнцах мы видим полноту Бога во Христе Иисусе. Читаю из Кол.2,9-10: «ибо в Нём (Иисусе) обитает вся полнота Божества телесно, 10 и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти ».

По хронологии сообщений о событиях в Библии обратимся к Иакову, который служил Лавану за Лию семь лет и за Рахиль семь лет. А когда Иаков по повелению Бога должен был возвратиться в обетованную землю, то он, не оповестив Лавана, тайком уходит от него со всей своей семьёй и имуществом.

Когда Лаван об этом узнал, то пустился Иакову вдогонку. Об этом читаем в Книге Быт.31,23: «Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней , и догнал его на горе Галаад ».

И здесь мы снова имеем эти семь дней. Достойно внимания также сообщение в Быт.41 о семи тучных коровах , вышедших из реки, и семи худых коровах , которые съели семь тучных коров. И второй вариант сна Фараона, когда семь тощих колосьев пожрали семь тучных колосьев , выросших на одном стебле.

На основании того, что Иосиф объяснил Фараону смысл его сна, Господь Иисус практически поставил Иосифа вторым лицом в Египте после Фараона. Всю эту историю Иосифа в Египте я подробно изложил в проповеди «Иосиф – прообраз Иисуса», которая имеется на нашем сайте.

И если мы возьмём во внимание, что Иосиф является прекрасным прообразом Иисуса Христа, то сразу всё становится ясным. Через Своего Сына небесный Отец, прообразно в Фараоне, озабочен о том, чтобы весь мир обеспечить хлебом жизни, как это делал Иосиф по повелению Фараона.

Но почему 7 жирных и 7 тощих коров? Почему 7 тучных и 7 тощих колосьев? На этом этапе мы можем пока что сказать: Бог обеспечивает людей мира сего духовным хлебом жизни во всей Своей полноте, а именно только во время благодати.

По мере приближения откровения Сына Божиего в плоти, Святой Дух даёт нам и дальше интересные сообщения в отношении числа 7. Первое мощное, хотя и символичное откровение Иисуса, мы имеем в Исх.12 в лице Пасхального Агнца. Его следовало есть испечённым на огне (суд) с пресным хлебом и горькими травами.

При этом обращаю ваше внимание на тот факт, что непосредственно к Пасхе Господней примыкает Праздник Опресноков. Об этом читаем в Книге Исх.23,15: «наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб , как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Моё с пустыми руками ».

Исх.12,8: «пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне (прообраз Божиего суда над Иисусом); с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его ».

Ст.15: «Семь дней ешьте пресный хлеб ; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля ».

Ст.18: «С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца ».

«Семь дней ешьте пресный хлеб ». Почему 7 дней? Потому что число 7 указывает на Божию полноту, а пресный хлеб – на новое творение, которое во время благодати рождается в кающихся людях через нетленное Божие семя. В пресном хлебе нет закваски, которая символизирует грех. Поэтому слово «пресный» и его производные встречаются в Библии 43 раза. 35 раз в Ветхом Завете и 8 раз в Новом Завете.

Это же чудесно! Число 35 символизирует поколение, это новое (8) поколение в Новом Завете, которое носит в себе этот пресный хлеб, это новое Божие творение, которое грешить не может (1Ин.3,9).

До совершённого Господом Иисусом дела на Голгофском кресте, это новое поколение детей Божиих было скрыто, что мы видим в числе 43. По этому поводу апостол Павел и говорит в 1Кор.5,8: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины ».

Своему народу Израилю Господь Иисус учредил по приходу в обетованную землю Ханаана исполнять семь праздников, о которых читаем в Книге Лев.23,5: «в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня ». Это первый праздник Иеговы.

Ст.6 «и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки ». Это второй праздник Иеговы.

Ст.10 «объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику ».

Это третий праздник Иеговы – праздник первого снопа.

Четвёртый праздник , праздник седьмиц – указывает на Пятидесятницу .

Своё название он получил на основании предписания в Книге Лев.23,15-16: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней , и тогда принесите новое хлебное приношение Господу ».

Признак праздника Пятидесятницы в Новом Завете мы видим в исполнении Духом Святым и в помазании.

Пятый праздник Господа – праздник труб. Признак праздника труб в Новом Завете мы видим во втором пришествии Иисуса за Своей Церковью. Читаю из Лев.23,24: «скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание ».

Шестой праздник , праздник примирения или большой праздник усыновления. Признак праздника примирения в Новом Завете – есть судилище Христа. Об этом записано в Лев.23,27: «также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу ».

Седьмой праздник – праздник кущей – это покой в 1000 летнем Царстве. Читаю из Лев.23,34: «скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу ».

Как это всё же великолепно, что число семь – Божия полнота – завершает эти семь праздников Иеговы в седьмом месяце еврейского календаря и одновременно содержит в себе седьмую тысячу лет человеческой истории на земле.

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.

Проповедник, евангелист. Родился 04.08.1931 в семье служащего, в селе Новая Гололобовка в бывшей немецкой автономной республике немцев Поволжья. С 1980-го года переехал в Германию, в городе Франкфурте на Майне. Многие годы занимался организацией строительства молитвенных домов в Украине и России. С 1995-го года евангелизацией среди детей на Украине, с женой Леной.

Число 8 В Священном Писании употребление числа 8 тесно связано с числом 7, составляя то, что в музыке называется октавой, возвращение к первому, начало нового круга. Как день, стоящий вне пределов семи дней творческой недели, он означает новую жизнь, отсюда он выражает идею возобновления, возрождения, воскресения. Вследствие этого в отношении ребенка восьмой день считался как бы вторым днем рождения, началом для него новой жизни и нового развития. Мы, христиане, видим в нем образ воскресения Иисуса Христа, Который воскрес из мертвых на восьмой день и дал нам обрезание духа, которым мы умерщвляем ветхого человека, распиная в себе плоть с ее страстями и похотями и облекаясь в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 22 и след.).
Всех писателей новозаветных книг было восемь. Более всех потрудился в составлении писаний великий учитель языков апостол Павел.
В Сивиллиных книгах (Сивиллами назывались у римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намеки на наступление Царства Христова. В них усматриваются, между прочим, чудеса, страдания, смерть и воскресение Мессии. Так, например, Сивилла свидетельствует о Его Божественном воплощении и спасительном распятии: «в позднейшие времена придет Некий на сию землю, примет на Себя плоть кроме греха. Безпредельным всемогуществом Божества Он разрушит тление неисцельных страстей и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти».) указывается на имя Иисуса, говоря, что в этом слове (по-гречески) находится четыре гласных и две согласных, и что все число имени равно восьми единицам, восьми десяткам, восьми сотням, т. е. 888 — состоящему из трех совершенных восьмерок.
По воскресении Своем Господь наш Иисус Христос явился Своим ученикам. Святого апостола Фомы не было в это время среди других учеников Спасителя, и поэтому он с недоверием выслушал слова других апостолов о том, что они видели своего Учителя и тем самым еще более усилия веру Церкви Христовой.
Ибо в то время как прочие ученики Христовы говорили: «видехом Господа», он не хотел им поверить, пока сам не увидит Христа и не прикоснется к Его язвам. Спустя восемь дней по воскресении. когда все ученики собрались вместе и Фома был с ними, Господь явился им и сказал Фоме:
«Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим»,
Фома же воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 24-29). Это событие с Фомой самым наглядным образом убеждает всех в истинности воскресения Господня, потому что Христос явился ученикам не как призрак и не в ином каком-либо теле, но в том же самом, в котором пострадал ради нашего спасения. После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа, апостолы сами являются вестниками воскресения. В своем послании апостол Петр (1 Пет. 3, 20) говорит: «Некогда непокорные ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ спаслись от воды».
В понятии исторического всемирного водного потопа апостол берет не карательную, а спасительную его сторону — «спаслись от воды». Апостол «представил», что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов и спасает с верой приходящих в ковчег, т. е. в Церковь и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, но производит омытие скверны душевной, чем апостол выражает и даруемую при крещении от Бога благодать прощения или очищения грехов и примирения с Богом, с другой стороны — и молитву крещаемого о сохранении этой доброй совести и на будущее время (число 8 — символ возрождения). Эта сила крещения коренится в воскресении Иисуса Христа и последующем вознесении Его на небо, причем Ему, как Богочеловеку, свободно покорились небесные духи (1 Пет. 3, 21-22; ср. Евр. 1, 4).
Поскольку число семь в Священном Писании означает полноту, поэтому, чтобы обозначить всю долговременность жизни этого мира, святые отцы употребляют выражение семь веков, или семь дней, а восьмой век, или восьмой день уже обозначает жизнь будущую.

Числа, встречающиеся в Библии, очень интересны. Так, например, число семь отражает собой полноту, законченность, совершенство и даже святость. Смотритесемь дней недели, седьмой день Суббота. Енох — седьмой от Адама и т.д. Число десять более практично, связано с деньгами. Десять талантов, десятина. Число двенадцать тоже интересно. Двенадцать патриархов, двенадцать колен народа Израильского, двенадцать апостолов.

Эту игру можно преподать в разных вариантах. На карточках напишите то или иное число. Затем показываете по очереди эти карточки и просите участников назвать те события из Библии, которые связаны с этим числом. Можно все карточки разложить таким образом, чтобы они были обратной стороной вверх. Затем участвующие наугад вытаскивают карточки и называют известные им события, связанные с числом, попавшим им.

1. Один из десяти, исцелившихся от проказы, который возвратился, чтобы поблагодарить Иисуса (Луки 17:12-15).
2. Одна пропавшая овца (Луки 15:4).
3. Первый день творения (Быт. 1:5).
4. Одна дочь у Иакова — Дина (Быт, 30:19).
5. Одна дочь у Авессалома — Фамарь (2 Цар. 14:27).
6. Одна дверь и одно окно в ковчеге (Быт 6:16).
7. Один раз Павел был побит камнями (2 Кор. 11:25). 8. Одно дерево познания добра и зла (Быт. 2:17).
9. Один динарий за один день работы (Матф. 20:2).
10. Одно стадо и Один Пастырь Иоан (10:16).

1. Ангелы, явившиеся Лоту у ворот Содома (Быт. 19:1).
2. Разбойники, распятые с Иисусом (Матф. 27:37).

3. Две рыбки, которыми наелись пять тысяч (Матф. 14:16).
4. Два Ассария, за которые продавались пять малых птиц (Лук.12:6).
5. Две медведицы (4 Цар. 2:22).
6. Две скрижали (Исх. 31:18).
7. Два ученика по дороге в Эммаус (Лук.24:13).
8. Два столба, которые сдвинул Самсон (Суд. 16:29).
9. Парами животные заходили в ковчег (Быт. 7:1).
10. Двое сыновей из притчи о блудном сыне (Лук 15:11).
11. Две снохи Ноемини (Руфь 1:8).
12. Два сына Ноемини (Руфь 1:3).
13. Два разведчика, спрятавшихся в доме Раави (И.Нав.2:3).
14. Две лепты вдовы (Map. 12:41).
15. Дважды Моисей ударил в скалу (Чис. 20:11).
16. Два мужа в белой одежде после вознесения Христа (Деян.1:10).
17. Два сына Иосифа (Быт. 46:27).
18. Два дня пробыл Иисус в самарийском селении (Иоан. 4:39)

1. Три искушения Христа в пустыне (Матф. 4).
2. Три часа — тьма на земле во время распятия Христа (Map. 15:32).
3. Трое юношей в печи (Дан 3:23).
4. Три дня и три ночи Иона во чреве кита (Ионы 1:17).
5. Три раза в день Даниил молился.
6. Три раза Павел терпел кораблекрушение (2 Кор. 11:25).
7. Три раза Павла били палками (2 Кор. 11:25).
8. Три раза Петр отрекался от Христа (Матф. 26:75).
9. Три этажа в ковчеге (Быт. 6:16).
10. Три сына Ноя (Быт. 9:19).
11. Три раза ослица Валаама отказывалась идти (Чис. 22:31)
12. Три друга Иова (Нов. 2:11).
13. Три дня Савл ничего не видел (Деян. 9:8).
14. Три месяца прятала мать Моисея (Исх. 2:2).
15. Три дня продолжалась тьма в Египте (Исх. 10:22).
16. Три дочери Иова (Иов. 42:13).
17. Три раза выпускал Ной голубя из ковчега (Быт. 8:8).
18. Три кущи — гора преображения (Мар.9:2).
19. Три раза является Христос после воскресения (Иоан.21:14).
20. В три часа распяли Христа (Map. 15:23).

1. Четверо в огненной печи (Дан. 3:25).
2. Число дней, которые Лазарь был в могиле (Иоан.11:14).
3. Число рукавов, на которые разделялась протекавшая через Едем река (Быт.2:10).
4. Число ведер с водой, вылитых на жертвенник Илии (3 Цар. 18:20).
5. Число животных в видении Даниила (Дан. 7:2).
6. Число дочерей Филиппа (Деян. 21:8).
7. Число частей, на которые разделена одежда Иисуса (Иоан. 19:23).
8. Число людей, опускавших раслабленного через крышу (Мар.2:3).
9. Четыре якоря бросили с корабля с заключенными (Деян. 27:29).
10. Число Евангелий.

1. Число камней, которые взял Давид перед боем с Голиафом (1 Цар. 17:40).
2. Число девушек, имевших масло в светильниках (Матф. 25:11)
3. Число неразумых дев, не имеющих масла (Матф. 25:3).
4. Возраст, в котором Мемфивосфей стал хромым (2 Цар.4:4).
5. Число мужей у Самарянки (Иоан. 4:7).
6. Число малых птиц, продаваемых за два ассария (Лук. 12:6).
7. Число сыновей Дана, которые были посланы осмотреть землю (Суд. 18:2).
8. Пять раз по 39 ударов (2 Кор. 11:24).

9. Число талантов в притче Христа (Матф. 25:16).
10. Число царей, скрывавшихся в пещере от Иисуса Навина (И.Нав. 10:17).

1. Число дней, в которые была сотворена наша планета (Быт.1:31).
2. День, в который был сотворен человек (Быт. 1:26)
3. Число каменных водоносов в Кане (Иоан. 2:1).
4. Число мер ячменя, которое Вооз отмерил Руфи (Руфь 3:7)
5. Число ступеней, ведущих к престолу в храме Соломона (ЗЦар. 10:16)
6. Число городов-убежищ (Чис. 35:13).
7. Час, в котором Петр молился на крыше дома в Иоппии (Деян. 10:5).
8. Месяц, в котором явился Гавриил Марии (Лук. 1:26)
9. Число крыльев у животных, стоящих перед престолом (Откр.4:б).
10. Час, в котором земля покрылась тьмой (Матф. 27:44).
11. Число пальцев на руках и ногах великана из Гефы (2 Цар. 21:20).

1. Число лет, которое Иаков 2 раза отрабатывал за Рахиль (Быт. 29:18).
2. День, в который Бог покоился (Быт, 2:2).
3. Число поколений от Адама до Еноха (Иуды 14).
4. Число пар чистых животных, взятых в ковчег (Быт. 7:9).
5. Потоп начался через семь дней после заселения ковчега(Быт. 7:9).
6. Сон фараона: число коров и число колосьев (Быт. 41:17-25).
7. Семь раз вокруг Иерихона (И.Нав. 6:2-5).

1. Число неблагодарных, исцелившихся от проказы (Луки 17:12).
2. Длина (в локтях) кровати Васанского царя Ога (Втор. 3:11).
3. Время царствования Осии, последнего Израильского царя (4 Цар. 17:6).

1. Число заповедей (Исх. 20 гл).
2. Число дев в притче Иисуса (Матф. 25 гл.).
3. Число прокаженных, которых встретил и исцелил Иисус (Лук. 17,12-14).
4. Число Египетских язв (Исх. 7-12 гл.).
5. Число братьев Иосифа, отправившихся в Египет за хлебом (Быт.42:3).
6. Число лет, которые сыновья Ноемини вместе со своими женами жили в Моаве (Руфь. 1:3).
7. Наименьшее число людей, ради которых Господь обещал Аврааму пощадить Содом (Быт. 18:26)
8. Количество раз, которое Лаван обманывал Иакова (Быт. 31:2).

1. Количество корзин с пищей (Матф, 14:20).
2. Число сыновей Иакова (Быт. 35:22).
3. Число колен в Израиле (Откр. 21: l2).
4. Число апостолов (Map. 3:7).
5. Возраст Иисуса, потерявшегося в храме (Лук. 2,:U).
6. Возраст дочери Иаира, которая была воскрешена из мертвых (Лук. 8:41).
7. Число малых пророков (Осии — Малахии).
8. Число колодцев в Елиме (Исх. 15-27).
9. Числе урожаев дерева жизни в Новом Иерусаиме (Откр.22:2).
10. Количество драгоценных камней на нагруднике первосвященника (Исх. 28:21).
11. Число сыновей Измаила, ставших князьями (Быт. 25:16).
12. Число соглядатаев Ханаана (Чис.13:2)
13. Количество хлебов предложения (Лев. 24:5).
14. Количество оснований в Новом Иерусалиме (Откр. 21:14).

1. Возраст, в котором Иисус был крещен (Лук. 3:23).
2. Количество серебренников, за которые Иисус был предан (Матф. 26:15).
3. Возраст, в котором Иосиф стал правителем Египта (Быт.41:46).
4. Количество человек, которые должны были вытащить Иеремию из ямы (Иерем. 38:10).
5. Возраст, в котором Давид стал царем (Цар.5:4).

1. Число дней и ночей, в которые шел дождь во время потопа (Быт. 7:12).
2. Число лет, в которые израильтяне блуждали по пустыне (Чис. 12:2).
3. Число дней, проведенных Моисеем на горе Синаи (Исх.34:2.7).
4. Число дней, проведенных Христом на земле после воскресения (ДеянЛ:3).
5. Пост Иисуса Христа в пустыне (Матф. 4 гл.).
6. Время, в течение которого разведчики осматривали землю
7. Время, в течение которого Илий был судьей Израиля (1 Цар. 4:18)
8. Возраст, в котором Исаак женился на Ревекке (Быт.25.20).
9. Возраст, в котором Исав женился на Иегудифе (Быт.26:34).
10. Время, в течение которого Израильтяне ели манну в пустыне (Исх. 16:35).
11. Число лет, проведенных Моисеем в земле Египетской, затем в земле Мадиамской и в пустыне с народом Израильским (Деян.7:29).
12. Время царствования Давида и Соломона (2 Цар. 5:4).

1. Число учеников, посланных по двое по городам и селам Палестины (Лук. 10:1).
2. Численность семейства Иакова, когда оно двинулось в Египет (Быт. 46:27).
3. Число старейшин Израилевых, поднявшихся вместе с Моисеем на гору (Исх. 24:1).
4. Средняя продолжительность жизни человека (Псал. 89:10).
5. Срок вавилонского плена (Иерем. 25:11).
6. Численность конного войска, посланного в Кесарию для охраны Павла (Деян. 23:23).
7. Количество финиковых пальм в Елиме, где расположились станом сыны Израилевы (Исх. 15:27).

Другие числа, встречающиеся в Библии

11-Число звезд, поклонившихся Иосифу в видении (Быт. 37:9).
13-Время, в течение которого Соломон строил свой дом (ЗЦар.7.1).
15-Число лет, добавленных кжизни Езекии (4 Цар. 20:5-6).
17-Возраст, в котором Иосиф был брошен в ров (Быт. 37:2).
20-Сумма, за которую был продан Иосиф (Быт. 37:28).
21 -Число старцев, сидящих вокруг престола Божия (Откр. 4:4).
42-Число детей, растерзанных медведицей (4 Цар. 2:24).
46-Число лет, в течение которых строился храм (Иоан.2:20).
52-Число дней, в течение которых были восстановлены стены Иерусалима (Неем.6:15).
84-Возраст Анны-пророчицы, когда Иисуса принесли в храм (Лук. 2:37).
90-Возраст Сарры, когда Бог сказал, что у них будет сын (Быт. 17:17).
100 — Возраст Авраама, когда у него родился Исаак (Быт. 21:5).
150-Дней пребывала вода во время потопа (Быт. 7:24).
300-Число воинов в отряде Гедеона, разбившем Мадианитян (Суд. 7:5).
300-Количество лис, которых поймал Самсон (Суд. 15:4).
300-Сумма, которую Иосиф дал Вениамину (Быт. 45:22).
600-Колесниц, посланных Фараоном вдогонку Израильтянам (Исх. 14:7).
969-лет жил Мафусал (Быт. 5:27).
1000-количество пар волов и ослиц, которыми обогатился Иов после страданий (Иов. 42:12).