Сказка о гласных звуках. Сказки про гласные и согласные звуки Гласные согласные звуки в дошкольном воспитании

Елена Евдокимова
Сказки про гласные и согласные звуки

Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия "Гласные и согласные звуки " использую в своей работе сказки и "домик звуков ".

Начинаю работу по знакомству детей с гласными , затем с согласными звуками . По мере знакомства с новым звуком , одновременно знакомлю с графическим образом буквы.

Сказки про гласные и согласные звуки

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи . Для этого рассказываем детям вот такие сказки .

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили звуки , страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами : А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными . Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.

Для закрепления понятия «гласные звуки » можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки » А, У, О, И, Э, Ы.

Ребёнку можно предложить следующие варианты упражнений : - спеть по очереди гласные звуки , при этом ребёнок смотрит в зеркало и наблюдает за движениями губ; - взрослый показывает артикуляцию гласного звука , а ребёнок называет гласный звук , который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

(В. Берестов)

Сказка о согласных звуках

«Послушайте «Сказку о согласных звуках » ».

"Жили-были веселые человечки-звуки . Они умели петь песни. Их звали «А» , «О» , «Э» , «У» , «Ы» , «И» , а вместе их называли - "гласные " звуки , У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь . "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал : "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

"Не печальтесь, не певучие звуки , - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки , сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны ?" "Согласны ! Согласны !" - закричали звуки .

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки . Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.

Публикации по теме:

Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.

Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные» Дидактическая игра предназначена для детей от 5 – 7 лет. Цель: учить детей делить буквы на гласные и согласные, составлять из них слоги.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки» Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки» Мастер - класс РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на.

В русском алфавите 33 буквы. Из них 10 - гласные, 21 - согласные, которые передаются соответствующими звуками. Мягкий и твёрдый знак звуков не обозначают.

В русском языке произношение не всегда совпадает с написанием.

Одна буква может обозначать два звука. Так, Я произносится как ЙА.

Гласные и согласные отличаются по артикуляции.

Знание гласных и согласных звуков является обязательным требованием для подготовки к школе. Дети изучают их в старшей группе детского сада. Обучение проходит в игровой форме. О буквах рассказывают стихотворения и сказки. Отдельного внимания заслуживают мягкий и твёрдый знак. Они не обозначают никаких звуков. Эти буквы нужны для обозначения мягкости звуков на письме.

Знание гласных звуков позволит детям понять принцип деления слов на слоги.

Гласные являются слогообразующими звуками. Согласные слогов не образуют.

Существует правило, по которому количество слогов соответствует количеству гласных в слове. Это отчётливо видно на графических схемах слов. Дети учатся простому фонетическому анализу слов в подготовительной группе.

Гласные звуки

Гласные звуки нужны для образования слогов. Они произносятся с помощью голоса и определённого положения языка и губ. Выделяют передние, средние и задние гласные по положению языка. По участию в произношении губ выделяют губные (О, У) и неогубленные (Ы, И, Э). Буквы Я, Ё, Ю, Е состоят из двух звуков - согласного и гласного (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ).

Графически гласные выделяют красным цветом. Именно с них начинается обучение грамоте.

Первая буква, с которой знакомятся дети, - это буква А.

Гласные - это звуки, которые получаются с помощью голоса. Из можно прокричать или пропеть.

Для лучшего понимания подойдут сказки и песенки про гласные звуки.

Согласные звуки

При произношении в ротовом аппарате образуется преграда из языка, губ, нёба. Преграда может быть полной, такие согласные называются взрывными, или смычными. Это П, Б, Т, Д, К, Г и мягкие пары. Если при произношении образуется не смычка, а щель, такие звуки называют щелевыми. Это Ф, В, С, З, Ш, Щ, Ж, Х и мягкие пары (кроме Ш, Щ, Ж). Звук Р (РЬ) относят к дрожащим, так как при артикуляции возникает вибрация языка. Аффрикаты, или смычно-щелевые, - это звуки, которые начинаются как смычные, а заканчиваются образованием щели. Это согласные Ц и Ч. Звуки М и Н с мягкими парами называют носовыми, или назальными.

Артикуляция согласных сложнее. Проблемы, связанные со звукопроизношением, могут быть вызваны неправильной артикуляцией. Специалист-логопед занимается коррекцией звукопроизношения.

Родители могут выполнять с детьми артикуляционную гимнастику при изучении алфавита. Она позволяет развивать чувствительность и подвижность речедвигательных органов.

Что должны знать дошкольники о гласных и согласных звуках

1. Различать гласные и согласные звуки, понимать, чем они отличаются.

2. Знать образование мягких и твёрдых согласных.

3. Понимать разницу между шипящими, глухими и звонкими.

4. Правильно произносить звуки.

Звонкие и глухие согласные

Согласные, которые произносятся с участием голоса, называют звонкими.

Методы определения звонкости-глухости звуков для дошкольников

1. Нужно закрыть уши руками и произнести звук. Лучше брать парные звуки, чтобы была слышна разница. Звонкие отчётливо слышно. Глухие звучат приглушённо.

2. Положить руку на горло. При произношении звонких ощущается лёгкая вибрация. Глухие вибрации не дают.

3. Глухие звуки шепчут. Можно предлагать ребенку шептать звуки. Звонкие звуки при шёпоте превращаются в глухие. Слово ДОМ превращается в ТОМ.

Для начала этих методов будет достаточно. Потом ребёнку предлагается табличка с глухими и звонкими звуками. Непарные звуки выделяются отдельно.

Важно! В дошкольном возрасте не нужно требовать от детей точного перечисления всех глухих и звонких звуков. Нужно дать общее представление и научить определять глухость и звонкость.

Игры для изучения гласных и согласных звуков

Домик с гласными и согласными

Нужно подготовить два домика, в которых будут «жить» звуки. Буквы нужно прикреплять в соответствующий домик. Параллельно можно рассказывать сказку о гласных и согласных.

Гости

Игра тренирует навык слогослияния.

Понадобятся два домика с гласными и согласными. Они решили познакомиться между собой. Первым вышел звук Б и позвал гулять звук А (нужно протяжно позвать: «А-а-а-а»). Какой получился слог из Б и А?

Игра-ходилка

Нужно подготовить лабиринт с буквами, фишки и игральный кубик. Один игрок двигает свою фишку на столько шагов, сколько выпадет на кубике. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца. Лабиринт можно сделать как с алфавитом, так и отдельно с гласными и согласными. Когда ребёнок делает ход, он должен назвать букву и слово на неё.

Угадай слово

Задание формирует умение ориентироваться в звуковом составе слова.

Даны слова на карточках: «кот», «мама», «окно», «собака». Предлагаются схемы слов. Нужно подобрать схемы к словам. Схемы имеют вид последовательно расположенных кружков красного и синего цвета (СГС, СГСГ, ГСГС, СГСГСГ).

Игра с мячом

Взрослый называет слово и кидает мячик малышу. Ребёнок ловит только слова, начинающиеся с гласного или согласного, по договорённости. Ещё вариант - взрослый бросает мяч дошкольнику, говоря «гласный» или «согласный». Малыш должен назвать слово, начинающееся с гласного или согласного.

Сказка про гласные и согласные звуки

В городе Гласных жили красные звуки А, О, У, Ы, И. Звук А жил в первом доме. Он очень любил петь песни. Пел так: «А-а-а-а-а-а-а!». Соседи тоже были очень музыкальные ребята. У каждого была любимая песенка. Звук У пел грустную песню: «У-у-у-у-у-у!». Звук Ы любил после обеда разочарованно пробубнить: «Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы». Звук Э был очень любознательным. Он всегда всех спрашивал, поэтому и песня была у него вопросительная: «Э-э-э-э-э-э?». Звук И был самым маленьким, но и он радостно пищал: «И-и-и-и-и!». Звук О всему удивлялся. «О-о-о-о-о-о!» - напевал он, наткнувшись на очередной удивительный предмет.

Однажды дружной компанией звуки пошли гулять. Была отличная погода, каждый пел свою любимую песню. Шли они, шли - и дошли до неведомого города. «Город Согласных» - было написано на воротах. Звуки зашли - и удивились, какая тишина стояла в городе. Тут из домиков высыпали незнакомые синие звуки.

Вы кто? - спросили гласные.

Мы - согласные! Давайте дружить!

Верно! Давайте в честь этого споём!

Это как? - удивились согласные.

Оказывается, согласные петь не умели. Он были молчаливые ребята.

Но гласные решили их научить. Звук А схватил за руку М и закружился с ним в танце.

Смотрите, что получилось! - закричали звуки. - Получился слог АМ!

Тут звуки начали радоваться, собираться в пары и компании - и составлять целые слова! И с тех пор звуки стали жить вместе. Каждый день они брались за руки и составляли всё новые и новые слова. Столько слов получилось много, что сложилась целая сказка. Её ты сейчас и послушал!

Сочетая разнообразные методы и пособия, родители могут помочь ребёнку овладеть понятиями гласных и согласных букв и звуков.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Поддержите проект - пожертвуйте 49р. через безопасный денежный перевод от «Яндекса»:

  • «Вконтакте»:

Цель: продолжать учить детей определять количество предложений в тексте; формировать знания дошкольников о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие; побуждать детей к самостоятельному поиску путей решения задачи гласный - согласный; проводить звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными, пользуясь соответствующими фишками; закреплять умение проводить линии, не отрывая карандаша от бумаги; развивать внимание; воспитывать аккуратность.

Материал: индивидуальные карточки с изображением животных и дорожек к домикам, фишки для обозначения гласных, согласных мягких и твердых, предметные картинки, карандаши.

Ход занятия в детском саду со старшими дошкольниками

Воспитатель: Со сказкой мы уже встречались не раз,

И снова она придет к нам сейчас.

Любите ли вы сказки? Почему?

Садитесь на стулья, сказка начинается.

СКАЗКА О ЗВУКАХ

В одном бумажном замке жили братья - звуки. Да-да, те самые, что слышатся нашими ушами. Жили в мире-согласии, пока один из них нагло не заявил: «Я самый нужный, я старший». Что здесь началось! Звуки подняли такой шум! Каждый начал хвастаться:

Я кругленький и меня легко произносить,- произнес звук.....(о).

Нет, я. Хотя меня уже и труднее произносить, но я первый,- заспорил (А).

Ой-ой, большой! А я умею гудеть, да и еще очень громко,- сказал звук (у).

Они так громко спорили, что разбудили мудрую фею. Собрала фея крикливых и голосистых.- А вы догадались, какие это звуки? (Да, это [а,о,у,е,ы,и...]- гласные звуки)

Да, назвала фея их гласными. А какой фишкой их обозначают? Почему? (Потому, что во время их произношения воздух свободно вытекает из открытого рта.)

Дети показывают фишку для обозначения гласного звука.

А тех, что были тихие и спокойные, что не могли кричать и петь, а только шипеть, свистеть, шуршать, фея назвала как? (Согласными.)

Какой фишкой их обозначают?

Дети показывают фишку на обозначение согласного звука.

Фея сказала, что все звуки очень важны, потому что, сливаясь, они образуют...что? (Слова)

Поэтому я буду называть слова, а вы с помощью фишки будете определять, с какого звука они начинаются.

Слова: оса, заяц, антенна, коза, ученик, улитка, индюк, птица, собака, рука, журавль, жук, арбуз, указка, игла.

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

Из звуков складываются слова, а из слов состоят.... (предложения).

Звуки с недоверием слушали фею. Поэтому она предложила им создать слова, из слов составить предложения, а из предложений-текст. Но звуки были невнимательными и не смогли найти окончаний предложений. Я буду читать вам текст, а вы помечайте концовку каждого предложения хлопанием в ладоши.

У мамы сын. Его зовут Дима. Дима поймал сома. На, мама, сома.

Воспитатель: Сколько в этом тексте предложений? Как вы определяете, что предложение закончено? (Делается пауза.)

Повторите первое предложение. Определите количество слов в нем. Есть ли в этом предложении слово-помощник?

Составьте схему первого предложения.

Молодцы, вы помогли звуками. Все стало на свои места, и всем стало понятно, что жить надо дружно.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

(Ходьба на месте.)

Вправо, влево, ноги шире.

(Повороты туловища, руки на поясе.)

Встали, спинки все ровненько.

(Основная стойка, руки согнуты в локтях.)

И на месте побежали.

(Легкий бег на месте.)

Надо мышцы размять.

Будем вместе прыгать

(Прыжки на обеих ногах.)

Все присели-встали.

Вновь присели-встали.

(Приседания.)

Разомните хорошенько пальцы,

(Руки вытянуть вперед, несколько раз сжать пальцы в кулачки и разогнуть.)

Потанцуйте стильные танцы.

(Танцевальные движения.)

Время уже немножко нам поиграть

И загадки отгадать.

Воспитатель выставляет картинку с изображением лиса.

Воспитатель выставляет картинку с изображением леса.

Звуковой анализ слов лиса и лес, моделирование их на основе схемы звукового анализа и фишек.

Игра с мячом «Назови звук»

Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука и бросает мяч воспитателю.

Усложнение: воспитатель называет мягкий согласный звук, а ребенок -твердую пару названного звука.

Игра «Проведи животное»

У вас на столах лежат карточки с изображением животных. Среди них найдите животное, название которого начинается на _________ звук, и проведите эту зверушку к любимому лакомству.

Проведите линию, не отрывая карандаша и не заходя за линию дорожки. (Раздать карточки с дорожками.)

Итог. Рефлексия

Закончилась наша сказка.

С каким настроением слушали сказку о звуках?

Какие звуки вы запомнили?

Обучающие сказки для детей

В стране Звуков


Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

«Как звуки научились превращаться в буквы»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…
Кашлянули:
-Кх!
Чихнули:
Пчх!
Зачем то позвали кошку:
-Кс, кс, кс!
И заскучали….
Вдруг:
-Тсс!
Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.
-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
-Уа! Уа!
Аукали:
-Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
-БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
-У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор больше никогда не разлучались.

Парад букв

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.
Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.
Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало:
-Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел замОк и сказал:
-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА.
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.

Юршина Юлия

Эту сказку я использовала на своем занятии по обучению грамоте.

Она очень помогла моим ребятам познакомиться и запомнить гласные и согласные звуки.

Я сознательно не знакомила их на первом занятии с согласными мягкими звуками, чтобы не путать детей. С ними мы познакомимся в продолжении сказки.

Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел он шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и.

Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть – ГЛАСНЫЕ звуки.

Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше.

Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з.

Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось что в этом домике тоже живут звуки, но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки.

Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика.

Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им: «Вы хотите научиться петь?», «Да» - ответили синие. «Хорошо!» - сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы согласны?». «Да мы согласны, ответили синие» - с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ .

И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки: Мааа, Нооо, Сууу!

Предварительно я нарисовала 2 домика, красный - украшенный нотками и скрипичным ключом и синий из ледяных кирпичиков с сосульками свисающими с крыши.

После прослушанной сказки каждый ребенок получил карточки с изображением звуков, раскрасил в нужный цвет и "поселил" (приклеил) в тот домик в котором он живёт.

Когда мы произносим гласный звук, то воздух проходит свободно через рот, не встречая преграды, язык спокойно лежит во рту, не двигается, рот приоткрыт. Гласный звук обозначаем красным цветом.

Когда мы произносим согласные звуки воздушная струя прерывается, правильный звук получается в результате движения губ и языка.

Для того, чтобы дети лучше запомнили различие между гласными и согласными звуками рекомендую выучить следующее стихотворение:

Гласные тянутся

песенкой звонкой,

могут заплакать

И закричать.

В темном лесу

Звать и аукать,

Но не умеют

Свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть,

Свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.