Потребности и мотивы двигательной активности. Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста Развитие эмоциональных потребностей детей в двигательной деятельности

Эмоциональные проявления имеют большое значение в деятельности ребенка дошкольного возраста и в его поведении. От них зависит адекватность выстраивания личностью своего взаимодействия с окружающим пространством. А от того, насколько полноценно сформированы эмоциональные механизмы зависит и развитие самой личности.

Эмоциональные проявления мы можем наблюдать в речи и мимике, позе и движениях; они влияют на избирательность действия и поступков человека в отношении других людей.

Сведения, необходимые для удовлетворения той или иной потребности, являются причинами появления эмоций, а если точнее, то их избыток или недостаток. Сила потребности и величина дефицита информации обуславливают степень эмоционального напряжения, и ребенок дошкольного возраста в привычной для себя ситуации выстраивает свое поведение на основе своего прошлого опыта действования в подобных событиях.

Эмоциональные проявления зависят от гендерной принадлежности ребенка. У мальчиков и девочек эмоциональные проявления различны и наблюдаются эти различия уже с трехлетнего возраста (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман). Мальчиков в большей степени интересует техническая сторона окружающей действительности, подвижные игры, игры военной тематики и в супергероев. В деятельности мальчики предпочитают соревновательность и соперничество, стремление к победе и боязнь поражения.

Девочки для игр объединяются в небольшие группы, проявляют заботу друг о друге. Иры девочек спокойнее и тише, в них больше эстетики и связи с природой, они отличаются эстетическим оформлением.

Реакции на эмоциональные факторы у мальчиков и девочек тоже различны. Мальчиков отличает яркость и избирательность, однако констатируется кратковременность эмоционального реагирования. Девочки в эмоционально насыщенной деятельности демонстрируют резкое нарастание общей активности, повышение эмоционального тонуса коры головного мозга. То есть проявляется как бы готовность мозга ответить на возможную неприятность: все структуры мозга готовы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны.

Эмоциональное напряжение у мальчиков обычно снижается достаточно быстро и они переключаются на продуктивную деятельность без каких-либо переживаний.

Особое значение на физкультурных занятиях имеют невербальные средства выражения эмоций, которые тесно связаны с выразительностью мимики и жестов. При этом ребенку необходимо сочетать и координировать двигательные действия с переживаемыми им чувствами. Формирование невербальных средств выражения эмоций происходит в следующей последовательности:

— проявляя эмоции различного вида, ребенок управляет мышцами неосознанно;

— двигательные действия начинают идентифицироваться со словами и ощущениями;

— ребенок начинает понимать способы использования движений и мимики для выражения эмоций и применяет их осознанно.

В процессе обучения детей двигательным действиям можно наблюдать как изменяется их эмоциональное состояние, их эмоциональные проявления. В самом начале обучения ребенок испытывает неуверенность в себе, пытается у взрослого найти поддержку своим действиям, а иной раз даже избегает выполнения физических упражнений. Ребенок демонстрирует пассивно-оборонительную реакцию, которая вызывается страхом, а эмоциональные проявления при этом играют защитную роль.

Физическое состояние ребенка оказывается под влиянием эмоционального: наблюдается повышенный тонус мышц и малая амплитуда движений. Реакция ребенка на слова зачастую неадекватна, а эффективность усвоения двигательного материала достигается при физической помощи со стороны педагога в виде страховки.

Дальнейшее обучение способствует получению ребенком информации о технике двигательного действия и его многократному повторению, в результате чего выравнивается эмоциональное состояние ребенка. Он начинает опираться на имеющийся у него двигательный опыт, его реакция на расширенный диапазон внешних сигналов улучшается, следовательно, для обучения целесообразным становится использование более разнообразных средств обучения.

Выделенные особенности позволяют говорить о том, что на занятиях физическими упражнениями важно обеспечивать детям устойчивое положительное эмоциональное состояние, так как оно способствует максимальной активности воспитанников. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей является первичным и способствует развитию интеллектуальной и волевой сфер личности. Задача педагога заключается в том, чтобы направлять развитие эмоциональной внешней выразительности у детей и регулировать данный процесс согласно теории выразительности движений. Выразительные движения рассматриваются как «внешняя форма существования или проявления эмоций вовне через мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию» (С.О. Филиппова, Г.Г. Лукина). Таким образом, развитие эмоциональной внешней выразительности позволяет опосредованно влиять на внутренние эмоциональные механизмы ребенка.

В исторически очень короткий срок человек был поставлен в условия, существенно отличающиеся от той экологической ситуации, в которой он находился очень длительное время. По расчетам академика А.И.Берга, за последние 100 лет доля физического труда человека снизилась с 96% до всего лишь 5-6% от объема работы, выполняемой на земле.

Наряду со снижением общего объема двигательной активности человека, главного регулятора гомеостазиса, существенно возросло интеллектуальное и эмоциональное напряжение его деятельности.

Необходимо вместе с тем отметить, что большинство рассуждений о последствиях научно-технической революции для человека и его благосостояния касаются прежде всего борьбы за сохранение окружающей среды и гораздо меньше предложений по охране внутренней среды человека, повышению его внутренних го- меостатических возможностей, поиску адекватных внутренних компенсаций неблагоприятных внешних условий. Согласно информационной теории эмоций эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели (П.В.Симонов, 1987, 1997).

Этого же концептуального положения придерживается биологическая теория эмоций П.К.Анохина, построенная на основе представления о целостности физиологической архитектуры такого приспособительного акта, как эмоция. При этом подчеркивалось: «Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие может иметь место лишь в том случае, когда потребность удовлетворена с абсолютно полезным эффектом. Эмоция как бы подтверждает правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности.

Тем не менее до настоящего времени в науке еще нет единой общепризнанной концепции эмоций, не определены роль и место их в общей структуре личности. Бесспорным остается лишь то, что они неразрывно связаны с потребностями человека и всегда сопровождают их.

Важным для внутреннего состояния человека является психосоциальное равновесие (эмоциональный гомеостаз), существующее между личностью и социальным окружением, которое поддерживается сформировавшимися под влиянием внешних воздействий функциональными системами (П.К.Анохин, 1978). Их уровень устойчивости зависит от многих причин, и в том числе от опыта человека и его генотипа, от качества «акцептора действия» и «обратной афферентации», от текущего состояния гомеостаза и других факторов, не исключая оптимальную двигательную активность.

Поскольку именно реализация потребностей, в том числе и в сфере физической культуры, во многом определяют эмоциональные проявления, важными представляются проблемы их формирования.

Что побуждает человека заниматься активной двигательной деятельностью, какие факторы обусловливают такую ориентацию, каким образом на них можно влиять, - вот круг основных проблемных точек, которые представляют несомненный научный интерес.

Принципиально важным и современным представляется акцент на широкий подход к физической культуре. Подобная методологическая позиция на сегодня

а) - высокое стояние на пальцах сомкнутых ступней, руки — вверху, без зрительного контроля (в секундах) ;

б) - 5 кружений головой против хода часовой стрелки в ритме 2 движения в 1 секунду

убедительнее в сравнении со взглядами, ограничивающими роль и рамки физической культуры только с уровнем выполнения контрольных нормативов по ведущим физическим качествам. Теоретически и практически доказано, что указанное ограничение не позволяет поддерживать здоровье целостного организма. Таким образом, в физическую культуру личности должны входить и индивидуальные знания, интересы, ценностные ориентации, мотивы, потребности в двигательной активности.

В структуре любой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными, волевыми ее сторонами и образуют содержательную сторону направленности личности, выражают внутреннюю основу отношения индивида к деятельности.

В свою очередь на становление ценностных ориентаций личности в области физической культуры влияют знания, потребности, установки, эмоции, стимулирование.

Мотивы деятельности возникают и формируются на основе потребностей, являясь формой их осознания или субъективного отражения.

Под потребностями чаще всего понимают такое состояние личности, которое выражается в ее готовности к свободной реализации сущностных сил в каком-либо виде деятельности. Движущей силой в реализации потребностей выступает внутренняя убежденность и сознательная воля - то, что лежит в основе ценностного мотивационного отношения личности к тому или иному явлению.

Направленное формирование потребности в физкультурно- спортивной деятельности и дальнейшее ее удовлетворение - две стороны взаимосвязанного процесса, который изучен далеко не достаточно.

Формирование потребностей в физкультурно-спортивной деятельности необходимо рассматривать как процесс, с одной стороны, сознательных и непрерывных педагогических воздействий, с другой - влияния окружения. В результате обеспечивается положительный сдвиг в ценностных ориентаци- ях, мотивационных установках, что способствует повышению физкультурно-спортивной активности.

Показателями сформированности потребности следует считать такой уровень их самосознания, который активно направляет практическую деятельность на достижение необходимого результата.

Таким образом, в основе физкультурно-спортивной активности лежит система потребностей, оформленная в сознании через ценностные ориентации, мотивы и интересы. Развертывание физкультурно-спортивной деятельности опосредуется ее личным для человека смыслом и зависит от уровня его самосознания.?
Следует выделить методологическое правило о том, что все эмоционально-методологические программы в ходе физических упражнений должны быть доступны для реализации, в связи с чем содержание мотивационного материала требует соответству
ющей согласованности с педагогической точки зрения.

О мотивации эмоциональной окраски физических упражнений и об эмоциональной эффективности физических нагрузок следует говорить как о едином методологическом процессе.

Названное единство эмоционально-методологических категорий углубляется и расшифровывается в возрастной дифференциации применяемых средств и методов.

В общих чертах возрастная дифференциация мотивацион- ности оздоровительных эмоциональных влияний имеет ряд гра- дуационных особенностей. Эмоционально-оздоровительная направленность двигательной активности в дошкольный период может рассматриваться как «зародышевая», реализуемая через правильно организованный процесс физического совершенствования. Школьный период выделяется в качестве решающей системы эмоционально-оздоровительной направленности двигательной активности детей на этапе многолетнего обучения в школе. Недостаточность искомой мотивационности в рамках эмоционально-двигательной проблемы приводит к дефициту моторики детей школьного периода с яркой выраженностью гипокинезии и гиподинамии. Вместе с тем период школьного обучения представляет собой благоприятный этап формирования нужных качеств моторного совершенствования благодаря возможному расширенному развитию мотивационности эмоционально-оздоровительной направленности физических упражнений, переносимой в повседневный быт. Вузовский период благоприятен для развития самостоятельных программ целостного физического совершенствования будущих молодых специалистов.

Возрастной период зрелости человека отличается большим диапазоном различий в мотивации теории и практики физического совершенствования. Возникает проблема необходимости повышения знаний зрелого человека о двигательном адаптационном алгоритме.

Период преклонных лет представляет собой весьма сложную социальную категорию населения, которой должны быть созданы необходимые условия для мотивации и реализации адекватной возрастной системы физической культуры. Успешность физической подготовки лиц преклонного возраста во многом зависит от возможностей семейной физической культуры. Высокий цивилизацион- ный уровень семейной физической культуры открывает значительные перспективы для возрастной дифференциации средств физического совершенствования.

Касаясь методологии эмоционального стимулирования оздоровительного эффекта физических упражнений, нужно сказать, что это требует большого педагогического мастерства, а также творческого развития методологического подхода с учетом ситуационной специфики.

Методологическая дифференциация по проблеме может составить обширный раздел знаний по эмоциональной стимуляции здоровья человека в системе физического совершенствования.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Фрайфельд, Ирина Владимировна. Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Фрайфельд Ирина Владимировна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2013.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/492

Введение

Глава 1. Теоретические основы достижения эмоционального благополучия детей 4-5 лет посредством двигательной деятельности 17

1.1. Особенности физического и психического развития детей 4-5 лет 17

1.2. Проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 41

1.3. Модель организации двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет 64

Выводы по первой главе 86

Глава 2. Организация двигательной деятельности, обеспечивающей эмоциональное благополучие и развитие физических качеств детей 4-5 лет 88

2.1. Исследование уровня эмоционального благополучия и развития физических качеств детей 4-5 лет 88

2.2. Методические условия организации двигательной деятельности по достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет 112

2.3. Влияние двигательной деятельности на развитие физических качеств и эмоциональное состояние детей 4-5 лет 129

Выводы по второй главе 145

Заключение 148

Список литературы 150

Приложения 172

Приложение 1. Протокол наблюдения показателей эмоционального благополучия детей в группе детского сада 173

Приложение 2. Протокол к методике «Какой я?» 174

Приложение 3. Протокол к методике «Тест тревожности» 175

Приложение 4. Диагностика уровня эмоционального благополучия детей в детском саду 176

Приложение 5. Анкета для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций» 177

Приложение 6. Анкета для воспитателей ДОУ и инструкторов по физической культуре 179

Приложение 7. Результаты диагностики уровня эмоционального благополучия детей, принимавших участие в исследовании 180

Приложение 9. Комплексы утренней гимнастики 197

Приложение 10. Релаксационные мероприятия перед дневным сном 200

Приложение 11. Активизирующие мероприятия после дневного сна 204

Приложение 12. Физкультурные паузы 210

Приложение 13. Оздоровительная прогулка 216

Приложение 14. Сравнение значений показателей эмоционального благополучия дошкольников в начале/конце исследования (контрольная и экспериментальная группы) 222

Приложение 15. Исходные и итоговые значения уровней эмоционального благополучия мальчиков и девочек 224

Приложение 16. Динамика уровней развития физических качеств дошкольников 225

Введение к работе

Актуальность исследования определяется социальным заказом общества на воспитание здорового ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья человека (И.А. Аршавский). Концепция дошкольного воспитания, в частности, указывает, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии. В концепции и содержании проекта профессионального стандарта педагога дошкольного образования указывается, что педагог дошкольного образования должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Однако по данным Института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи численность абсолютно здоровых детей к концу ХХ века составила 15% от общего числа дошкольников. В настоящее время приоритетным является интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, вследствие чего дети, перегруженные различными малоподвижными занятиями, испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимое ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Неудовлетворенная потребность в движении и сдерживаемая активность вызывают изменения в эмоциональном самочувствии ребенка дошкольного возраста и негативно сказываются на уровне его здоровья (Ю.Ф. Змановский, П.М. Якобсон).

Проблеме эмоционального благополучия детей дошкольного возраста посвящены исследования Е.П. Арнаутовой, И.Ю. Ильиной, А.Д. Кошелевой,

В.И. Перегуды, Г.А. Свердловой и др., в которых оно характеризуется как устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на любые проявления активности ребенка, отношение со сверстниками, взрослыми.

В отечественной педагогике общепризнанным является тот факт, что физическое воспитание играет важнейшую роль для всестороннего развития детей дошкольного возраста (П.Ф. Лесгафт, Н.В. Полтавцева, Е.А. Сагайдачная,

Э.Я. Степаненкова, Е.А. Тимофеева и др.). Многочисленные научные исследования посвящены решению вопросов повышения физической подготовленности, развитию физических качеств и навыков детей дошкольного возраста. В качестве средств развития физических качеств в основном используются специальные упражнения в беге, ходьбе, прыжках, лазании, ползании и др.

(Е.Н. Вавилова, Ю.Ф. Змановский, Л.В. Карманова, С.Я. Лайзане, Л.М. Пензулаева, Н.Ф. Потехина, Л.Н. Пустынникова, Е.А. Сагайдачная, Е.А. Тимофеева, Н.Т. Терехова и др.). Однако недостаточно определено влияние эмоционального благополучия детей на уровень развития их физических качеств.

В настоящее время деятельность по физическому развитию детей дошкольного возраста осуществляют инструкторы по физической культуре в основном лишь в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Все остальные виды двигательной деятельности, как правило, организует воспитатель на свое усмотрение. Зачастую при организации двигательной деятельности педагоги используют командный стиль общения, отсутствие игрового сюжета, не учитывая индивидуальные особенности психического и физического развития, уровень эмоционального благополучия детей, принадлежность к тому или иному полу. При этом складывается неблагоприятная психологическая атмосфера, подавляющая активность детей, эмоциональность, творческий потенциал, уверенность в себе, своих силах и способствующая угнетенному, подавленному состоянию. Достижению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности уделяется недостаточно внимания, как и развитию физических качеств детей на фоне эмоционального благополучия.

Анализ существующих научно-методических исследований, а также опыт работы специалистов-практиков позволили выделить ряд противоречий между:

Потребностью в развитии физических качеств и эмоционального благополучия детей 4-5 лет и смещением ценностных приоритетов в обучении и воспитании детей в сторону интеллектуального развития;

Необходимостью развития физических качеств детей 4-5 лет и недостаточным обоснованием теоретических подходов к реализации идеи достижения эмоционального благополучия для развития физических качеств детей в организованной двигательной деятельности;

Необходимостью изменений в организации двигательной деятельности детей в ДОУ, ориентированных на достижение эмоционального благополучия детей, и отсутствием комплексного методического обеспечения, отвечающего данным требованиям.

На основании выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования : как организовать двигательную деятельность в ДОУ, способствующую достижению эмоционального благополучия детей 4-5 лет и необходимую для развития их физических качеств.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности» .

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить результативность развития физических качеств детей 4-5 лет посредством достижения их эмоционального благополучия в организованной двигательной деятельности.

Объект исследования: развитие физических качеств детей 4-5 лет.

Предмет исследования: организация двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет.

Гипотеза исследования. Успешное развитие физических качеств детей 4-5 лет возможно, если:

В основу организации двигательной деятельности детей будут положены следующие подходы: системный (принципы целостности, взаимозависимости компонентов организации двигательной деятельности), деятельностный (принципы сознательности и активности деятельности ребенка), индивидуально-дифференцированный (принципы индивидуализации и возрастной адекватности процесса физического воспитания);

Организация двигательной деятельности детей будет представлять собой взаимодействие субъектов образовательного процесса, реализуемое во время пребывания детей в ДОУ, включающее диагностический (диагностика уровня развития физических качеств детей и эмоционального благополучии), управленческий (оказание консультативной психолого-педагогической помощи специалистам ДОУ и семье) и организационно-исполнительный (различные виды организованной двигательной деятельности, применяемые в практике ДОУ) этапы.

Задачи исследования:

    Изучить теоретико-методологические аспекты достижения эмоционального благополучия в процессе организации двигательной деятельности детей 4-5 лет.

    На основе интеграции системного, деятельностного и индивидуально-дифференцированного подходов разработать модель организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет.

    Опытно-поисковым путем проверить результативность организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет.

    Разработать методические рекомендации по организации двигательной деятельности в ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет, для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Методологическая база исследования:

Фундаментальные положения о взаимосвязи и взаимовлиянии эмоциональной сферы личности ребенка и его двигательной активности (Л.С. Выготский, Ю.Ф. Змановский, Н.И. Касаткина, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.М. Щелованов и др.);

Психолого-педагогические подходы к развитию личности ребенка дошкольного возраста: системный подход (Л.Ю. Гордин, В.С. Ильин, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, В.П. Симонов, Ю.П. Сокольников), деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон), индивидуально-дифференцированный подход (Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, Я.А. Коменский, В.М. Покатило, Т.А. Репина);

Классические педагогические концепции, определяющие процесс воспитания ребенка (В.Г. Белинский, Я.А. Коменский, Н.И. Новиков, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), личностно-гуманистическая педагогика

(А.С. Белкин, И.Д. Демакова, Е.В. Коротаева, А. Маслоу, Л.В. Моисеева);

Исследования отечественных и зарубежных ученых, отражающие взгляды на природу и воспитание эмоций (П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, К. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов).

Теоретическая база исследования:

Исследования, посвященные проблеме эмоционального благополучия дошкольников (Л.А. Абрамян, А.И. Захаров, А.В. Кошелева, С.Ю. Мещерякова, О.С. Никольская, Г.Г. Филиппова);

Теоретические основы физической культуры и физического воспитания (В.С. Кузнецов, П.Ф. Лесгафт, А.М. Максименко, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Н.Г. Озолин, В.И. Прокопенко, Ж.К. Холодов и др.);

Фундаментальные труды ученых в области теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Алямовская, А.И. Бокатов, Л.Н. Волошина, Ю.Ф. Змановский, О.М. Литвинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Осокина, С.С. Прищепа, С.С. Сергеев, Э.Я. Степаненкова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, включающий теоретические (анализ и обобщение философской, педагогической, психологической литературы; анализ документальных материалов, построение гипотезы, прогнозирование и моделирование, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирические (наблюдение, диагностические методики и задания, социометрический эксперимент, анкетирование, беседы, опытно-поисковая работа, методы математической статистики и графической обработки результатов) методы.

База исследования. Практической базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения Свердловской области: Негосударственное частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №585» г. Екатеринбурга (20 чел. – контрольная группа, 20 чел. – экспериментальная), Негосударственное общеобразовательное учреждение детский сад-школа «Индра» г. Екатеринбурга (15 чел. – контрольная группа, 15 чел. – экспериментальная), Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация детский сад №11 г. Верхняя Пышма (20 чел. – контрольная группа, 20 чел. – экспериментальная). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 110 детей в возрасте от 4 до 5 лет и 57 педагогов ДОУ.

Организация исследования. Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый этап – теоретико-поисковый (2005-2008 гг.), где формировалась теоретическая база исследования, включающая в себя изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме; были определены цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования; сформулированы теоретические положения о возможностях организации двигательной деятельности с целью достижения эмоционального благополучия детей 4-5 лет и развития их физических качеств, требующие опытно-поискового подтверждения.

Второй этап – опытно-поисковый (2008-2011 гг.) – включал в себя разработку содержания и реализацию опытно-поисковой работы по апробации модели организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет; было проведено анкетирование педагогов ДОУ Свердловской области; разработанная модель организации двигательной деятельности дошкольников внедрена в воспитательно-образовательный процесс экспериментальных групп базовых ДОУ; осуществлена динамическая диагностика и анализ уровней развития физических качеств и эмоционального благополучия детей из базовых ДОУ.

Третий этап – заключительно-обобщающий (2011-2013 гг.) был посвящен анализу, систематизации и обобщению результатов исследования, проверке теоретических и практических положений исследования; формулировке выводов диссертационного исследования.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались: репрезентативностью выборки; применением надежных диагностических методов исследования; использованием методов математической статистики; содержательным анализом выявленных фактов и эмпирических данных, а также личным участием автора в проведении исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Установлено, что успешному развитию физических качеств детей 4-5 лет будет способствовать только такая двигательная деятельность, которая обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка;

Выявлены подходы и принципы к организации двигательной деятельности дошкольников в ДОУ, результатом которой будет достижение эмоционального благополучия и развитие физических качеств детей – системный (принципы целостности, взаимозависимости компонентов организации двигательной деятельности), деятельностный (принципы сознательности и активности деятельности ребенка), индивидуально-дифференцированный (принципы индивидуализации, возрастной адекватности процесса физического воспитания);

Определено содержание организации двигательной деятельности, способствующей развитию физических качеств и эмоциональному благополучию детей 4-5 лет, заключающееся во взаимодействии субъектов образовательного процесса, которое реализуется на диагностическом, управленческом и организационно-исполнительном этапах во время пребывания ребенка в ДОУ;

Определены и теоретически обоснованы уровни эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет: оптимальный, допустимый, недостаточный; установлено, что данные уровни различаются у мальчиков и девочек 4-5 лет;

Разработаны показатели эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет: активность, преимущественно положительный фон настроения, уверенность, адекватная тревожность, коммуникация со взрослым, коммуникация со сверстниками.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

Установлено влияние эмоционального благополучия детей 4-5 лет на развитие их физических качеств: координационных, скоростно-силовых, гибкости, силовых;

Уточнено содержание понятия «эмоциональное благополучие дошкольника 4-5 лет»;

Определены подходы к организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей развитию физических качеств и достижению эмоционального благополучия детей 4-5 лет, которые могут стать необходимым дополнением к методике физического образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

Подготовлены методические рекомендации по организации двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет, предназначенные воспитателям и инструкторам по физической культуре, работающим с детьми дошкольного возраста. Разработанная модель организации двигательной деятельности детей 4-5 лет, способствующая достижению их эмоционального благополучия и развитию физических качеств, применима в любом дошкольном образовательном учреждении.

Методы диагностики уровня эмоционального благополучия детей дошкольного возраста могут быть использованы педагогами и психологами для оценки эмоционального благополучия, в том числе в организации двигательной деятельности девочек и мальчиков;

Материалы исследования включены в учебные курсы для студентов «Современные технологии физического воспитания детей дошкольного возраста», «Здоровьесберегающие технологии», «Психофизиологические основы здоровья», а также в программы курсов повышения квалификации работников образования, реализуемые центром дополнительного образования ИПиПД УрГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Успешное развитие физических качеств детей 4-5 лет возможно при такой организации двигательной деятельности, которая будет способствовать достижению эмоционального благополучия детей.

2. Под эмоциональным благополучием дошкольника 4-5 лет мы понимаем положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.

3. Основанием организации двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет, являются системный, деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы.

4. Организация двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет, представляет собой взаимодействие субъектов образовательного процесса, включающее в себя диагностический, управленческий и организационно-исполнительный этапы, реализуемые во время пребывания ребенка в ДОУ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе представления материала на международных, всероссийских, региональных конференциях, на заседаниях кафедр естествознания и методики его преподавания в младших классах, педагогики и психологии детства, физического воспитания Уральского государственного педагогического университета, а также в ходе ежедневной педагогической деятельности инструктора-педагога детских программ.

Основные результаты отражены в публикациях автора, в том числе в журналах, рекомендуемых ВАК МО и НРФ: «Вестник поморского университета», «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова», «Теория и практика физической культуры», «Современные проблемы науки и образования». Всего издано 14 работ.

Результаты диссертационного исследования по проблеме приняты к внедрению в воспитательно-образовательный процесс ДОУ Свердловской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 230 источник (из них 13 зарубежных авторов), 16 приложений. Работа иллюстрирована 12 рисунками, 11 таблицами. Объем работы составляет 178 страниц.

Особенности физического и психического развития детей 4-5 лет

Актуальность проблемы полноценного развития ребенка, начиная с дошкольного возраста, признается всеми без исключения. Так, в «Федеральной программе развития образования» указывается, что в дошкольном образовании должны быть созданы «условия для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода».

В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» к общим целям непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста отнесены: «воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей».

В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных образований, поэтому период дошкольного детства является базовым для всего дальнейшего развития индивида. В своих работах А.Н. Леонтьев, рассматривая дошкольный возраст, называет его «периодом первоначального фактического склада личности» .

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех органов и систем. Несмотря на то, что основой для физического и психического развития являются особенности основных нервных процессов (уравновешенность, подвижность, реактивность и др.), заложенные генетически, немаловажную роль в развитии составляют воспитание и окружающая среда ребенка.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими людьми. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенно влияющие на развитие личности индивида. Поэтому педагогу нужно помочь ребенку социализироваться, прожить период дошкольного детства так, чтобы его эмоциональное состояние было преимущественно положительным, так как оно является необходимым условием полноценного физического и психического развития.

Признание важности дошкольного периода в развитии человека заставляло многих ученых с особым вниманием исследовать возможности индивидуального и социального развития в дошкольном детстве.

Так, К. Бюлер предпринял попытку создать общую теорию развития психики ребенка. Опираясь на закономерности, заимствованные из биологии, он выделил определенные ступени психического развития детей: инстинкт, дрессуру, интеллект, которые проходит каждый в процессе онтогенетического развития .

Швейцарский психолог Э. Клапаред придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам, потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства .

По мнению Ж. Пиаже, ребенок является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой . Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их. В свою очередь, внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает его ответные действия. В результате этого ребенок начинает воспринимать среду как нечто чуждое для себя.

Французский психолог А. Баллон занимался проблемами стадиальности психического развития детей. Он доказывал взаимообусловленность возникновения, чередования и зависимости различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений .

Проблемами разностороннего анализа возрастного развития дошкольника занимались и отечественные ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, М.И. Лисина, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Психологи полагают, что «развитие личности - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания». Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества .

Говоря о развитии ребенка, в центр внимания ставят аспекты поведения, физиологии, познания, демонстрирующие качественные и количественные изменения, происходящие с ребенком по мере взросления . В сфере психологии и возрастной педагогики под развитием понимаются изменения в психике, поведении, теле человека, происходящие со временем в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Как правило, развитие ребенка происходит в трех направлениях: физическом, когнитивном и психосоциальном. К физическому развитию относятся изменения, происходящие в структуре головного мозга, теле и органах, сенсорные возможности и двигательные навыки (ходьба, ползание, лазание и т.д.) . Развитие в когнитивной сфере включает изменения, обусловленные психическими процессами и умственными способностями (восприятие, мышление, внимание, память, воображение). К психосоциальному развитию относятся изменения, зависящие от социальных навыков и свойств личности (развитие личности и межличностных отношений). Развитие ребенка в физическом, когнитивном и психосоциальном направлениях происходит во взаимосвязи и взаимовлиянии этих направлений.

В физическом развитии детей дошкольного возраста происходят следующие изменения. В сравнении с грудным возрастом в дошкольном рост и развитие несколько замедляются. Так, в первый год жизни ребенок вырастает более чем на 50% от своего первоначального роста, в то время как длина тела ребенка четырех-пяти лет увеличивается за год примерно на 4 - 6 см. При нормальном развитии от четырех до пяти лет вес тела ребенка возрастает приблизительно на 2 - 4 кг. Пропорции тела у детей 4-5 лет заметно меняются: ноги и руки вытягиваются и растут быстрее, чем туловище.

Также неравномерно изменяется величина окружности грудной клетки, которая зависит от телосложения ребенка и его физической подготовленности (развития сердечно-сосудистой, дыхательной систем, мышечной массы, развития физических качеств).

В четырех-пятилетнем возрасте еще не достигает полного развития структура легочной ткани. Незначительно наклонены ребра, высоко стоит диафрагма, поэтому размах дыхательных движений уменьшается. Немного затруднено поступление воздуха в легкие в связи со сравнительной узостью носовых ходов, бронхов и трахеи. Дыхание ребенка 4-5 лет более поверхностное и учащенное, чем у взрослого. По мере роста ребенка ребра принимают косое положение и грудная клетка опускается вниз. Но дыхание становится преимущественно грудным лишь к семилетнему возрасту, дети 4-5 лет еще продолжают дышать животом.

Дыхательная система ребенка 4-5 лет тоже претерпевает изменения в виде увеличения глубины дыханий и снижения их частоты (до 23 - 26 раз в минуту). Жизненная емкость легких возрастает, в 4-5 лет она составляет примерно 1100 см 3 . Под влиянием регулярных занятий физической культурой показатели жизненной емкости легких у детей дошкольного возраста могут быть увеличены, на что указывает в своих исследованиях Т.И. Осокина.

К четырех-пятилетнему возрасту продолжает уменьшаться частота пульса (в среднем до 100 - 105 уд/мин), являющаяся нестабильным показателем и зависящая от эмоционального состояния, температурного фактора и двигательной деятельности ребенка. Высокая частота сердечных сокращений у здоровых детей в состоянии относительного покоя при прочих равных условиях дает основания полагать, что вегетативная нервная система является недостаточно зрелой.

Модель организации двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет

Первостепенность проблемы достижения эмоционального благополучия и развития физических качеств ребенка дошкольного возраста отмечается многими современными исследователями (педагогами, психологами, физиологами, медиками).

В Конвенции о правах ребёнка отмечается, что ребёнок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе. Государствами-участниками принимаются необходимые меры по обеспечению необходимой медицинской помощью и охране здоровья всех детей (1990 г.).

В Концепции и содержании проекта профессионального стандарта педагога дошкольного образования указывается, что педагог дошкольного образования должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации .

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о том, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений в развитии действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников (1992 г.) . Концепция дошкольного воспитания гласит о том, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии (2004 г.) [ПО].

Для достижения эмоционального благополучия исследователи предлагают использовать различные средства. Например, А.В.Соловьева говорит об упражнениях-этюдах на выражение эмоций, рисовании под музыку различных оттенков эмоций, чтении рассказов на тему, отражающую эмоциональные переживания, рассматривании различных картин . Использование педагогической технологии, которая основана на опосредованном воздействии игры на сопряженную с эмоциональной сферой сенсорную сферу, описывает М.Э. Вайнер . Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка-дошкольника О.И. Бадулина предлагает использовать организованную социальную среду, включающую общение ребенка с воспитателем, содержательно-значимое общение со сверстниками и организацию детской самостоятельной деятельности . Для создания благоприятного эмоционального состояния Э. А. Долотказина предлагает использовать следующие приемы: групповые психотехнические, ролевые игры и творческий детский театр.

Е.В. Коротаева, Л.А. Максимова выделяют эмоционально-поддерживающий, эмоционально-стабилизирующий, эмоционально-настраивающий, эмоционально-активизирующий и эмоционально-тренинговый (подразумевающий проведение психогимнастических упражнений с детьми) компоненты эмоционально-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения . Еще в древности говорили: «Mens sana in corpore sano» - в здоровом теле здоровый дух (Ювенал, VIII-VII в.в. до н.э.). Это выражение как нельзя более полно характеризует медико-психолого-педагогические установки по отношению к организации жизнедеятельности дошкольников.

Достижения в области возрастной физиологии и нейропсихологии позволяют рассматривать организм ребенка как единую саморегулируемую систему. Высшая нервная деятельность управляет физиологическими, психологическими и функциональными процессами, находящимися во взаимодействии. Современные психофизиологические исследования дают основание утверждать, что от активности мышц зависят многие функции центральной нервной системы. И физиологические, и психические процессы являются функцией рефлекторной отражательной деятельности (Н.И. Касаткин, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.М. Щелованов и др.). И.П. Павлов и И.М. Сеченов экспериментально подтвердили тот факт, что существует зависимость между психической и телесной деятельностью человека и окружающими условиями внешнего мира. И.М.Сеченов утверждал, что мышечное движение является проявлением деятельности мозга человека .

Нахождение в скелетной мускулатуре специфических нервных клеток (проприорецепторов), посылающих в мозг стимулирующие импульсы во время мышечных сокращений согласно принципу обратной связи, подтверждает наличие теснейшей связи между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека.

И.А. Аршавский сформулировал энергетическое правило скелетных мышц: при двигательной активности повышается обмен веществ, способствующий развитию и росту сердечно-сосудистой, дыхательной и других физиологических систем человека. Аршавский указывал на существование такой же непосредственной зависимости между нервной и мышечной системами человека .

На то, что мышечная деятельность оказывает влияние на психическое и умственное развитие человека, указывают такие ученые, как Н.А. Берштейн, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов и др. Они проводили эксперименты, результаты которых подтвердили: течение психических, интеллектуальных, перцептивных и мнемических процессов зависит от увеличения или уменьшения двигательной активности ребенка . В то же время многие исследователи подчеркивают, что потребность в движении, в двигательной активности - одна из необходимых в дошкольном детстве (И.А. Аршавский, Е.Н. Вавилова, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева и др.). И потребность должна реализоваться - тогда она вызывает положительные эмоции, закрепляет чувства радости, переживание удовольствия.

Сдерживание двигательной активности вызывает изменения в эмоциональном самочувствии ребенка, приводит к отрицательным эмоциональным реакциям . Эмоциональному благополучию способствует чередование спокойной деятельности с разнообразными играми, прогулками, физическими упражнениями, что способствует также развитию физических качеств ребенка. Движение является незаменимой биологической потребностью ребенка: малоподвижный образ жизни - прямая причина неполноценного физического и духовного развития детей.

Р.Г. Оганов и Е.И. Чазов доказали, что при регулярной физической активности происходит повышение снабжения кислородом жизненно важных органов, предупреждение риска сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, что, в свою очередь, способствует здоровому образу жизни. Двигательная активность, являющаяся основой жизнеобеспечения организма, воздействует на нервно-психическое развитие, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

О том, что при регулярном воздействии упражнений происходят изменения не только в строении тела, функциональных возможностях организма, но и в характере ребенка, утверждал Е.А. Аркин. Свободные, раскрепощенные движения способствуют развитию свободы личности, воспитанию смелости и решительности, раскованности и активности поведения, доброжелательным отношениям со сверстниками. Правильно организованная двигательная деятельность оказывает влияние и на тело, и на душевные качества ребенка, учит овладению собственным поведением, эмоциями, чувствами, то есть способствует развитию волевых качеств .

Под двигательной деятельностью мы понимаем целенаправленное проявление двигательной активности человека, направленное на решение конкретных задач . Двигательная активность - это любая мышечная активность, проявляющаяся через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях. Двигательная активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности, возможна благодаря физическим качествам .

Таким образом, при развитии физических качеств детей нужно рассматривать не только физическую составляющую, но и эмоциональное состояние ребенка. Комплексной методики развития физических качеств детей дошкольного возраста на основе достижения эмоционального благополучия в организованной двигательной деятельности на сегодняшний день не существует. Рассмотрим, как некоторые исследователи предлагают использовать двигательную деятельность для развития эмоциональной сферы детей.

Исследование уровня эмоционального благополучия и развития физических качеств детей 4-5 лет

Цель опытно-поисковой работы заключается в апробации организации двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет.

К задачам опытно-поисковой работы относятся:

1. Определение показателей и уровней эмоционального благополучия дошкольников;

2. Осуществление оценки эмоционального благополучия дошкольников 4-5 лет;

3. Осуществление оценки развития физических качеств детей;

4. Организация двигательной деятельности, направленной на достижение эмоционального благополучия и развитие физических качеств дошкольников 4-5 лет;

5. Обобщение и анализ результатов опытно-поисковой работы.

Полагаем: успешное развитие физических качеств детей 4-5 лет возможно, если

В основу организации двигательной деятельности детей будут положены следующие подходы: системный (принципы целостности, взаимозависимости компонентов организации двигательной деятельности), деятельност-ный (принципы сознательности и активности деятельности ребенка), индивидуально-дифференцированный (принципы индивидуализации и возрастной адекватности процесса физического воспитания);

В процессе двигательной деятельности будет достигнуто эмоциональное благополучие за счет применения специально подобранных средств физического воспитания (упражнений для снятия психоэмоционального напряжения, подвижных игр, направленных на распознавание и выражение эмоций и т.д.);

Организация двигательной деятельности детей будет представлять собой взаимодействие субъектов образовательного процесса, реализуемое во время пребывания детей в ДОУ, включающее диагностический (диагностика уровня развития физических качеств и эмоционального благополучия), управленческий (оказание консультативной психолого-педагогической помощи специалистам ДОУ и семье) и организационно-исполнительный (различные виды организованной двигательной деятельности, применяемые в практике ДОУ) этапы.

Базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения Свердловской области: Негосударственное частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №585» г. Екатеринбурга (20 чел. - контрольная группа, 20 чел. - экспериментальная); Негосударственное общеобразовательное учреждение детский сад-школа «Индра» г. Екатеринбурга (15 чел. - контрольная группа, 15 чел. - экспериментальная), Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация детский сад №11 г. Верхняя Пышма (20 чел. - контрольная группа, 20 чел. - экспериментальная). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие ПО детей в возрасте от 4 до 5 лет и 57 педагогов ДОУ.

В каждом детском саду были выделены контрольная группа, в которой двигательная деятельность была организована согласно программе, применяемой в данном ДОУ, и экспериментальная, где в течение года двигательная деятельность осуществлялась с дополнением к основной программе в виде модели организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет (см. рисунок 1).

В целях обеспечения результативности проведения опытно-поисковой работы были проанализированы условия организации образовательного процесса в базовых детских садах и составлена их характеристика, необходимая для научного анализа и интерпретации результатов исследования.

НЧДОУ №585 характеризовалось на момент начала исследований следующими условиями организации образовательного процесса. Детский сад №585 является негосударственным частным ДОУ, отвечающим всем санитарно-гигиеническим требованиям, оборудованным в соответствии с возрастом детей. Воспитатели работают, опираясь на программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой . Наполняемость групп составляет 20-25 человек.

НОУ детский сад «Индра» является небольшим частным детским садом при гимназии «Индра», открытым 17 лет назад. Помещения для групп дошкольного возраста отвечают необходимым санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудование игровых комнат составлено в соответствии с требованиями к оснащению групп для детей дошкольного возраста. Наполняемость групп дошкольного возраста составляет не больше 15-ти человек. В основном детский сад посещают дети из материально обеспеченных семей, в которых у многих родителей из-за большой занятости не хватает времени на общение со своими детьми. Педагогический состав не менялся с момента открытия «Индры». В детском саду реализуются «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. Однако на момент начала нашего исследования занятия по физической культуре с детьми не проводились из-за отсутствия инструктора по физической культуре.

МАДОО №11 «Петушок» является самым крупным детским садом г. Верхняя Пышма. МАДОО обустроено просторными светлыми групповыми ячейками, отвечающими санитарно-гигиеническим требованиям. Каждая групповая ячейка включает раздевальную, групповую, спальню и туалетную комнаты. Имеется мебель, учитывающая антропометрические показатели детей, в том числе столы (в основном 4-х местные) и стулья в соответствии с количеством детей. В группах осуществляется поддержка оптимального температурного режима. В детском саду организованы две логопедические группы, наполняемость групп составляет в среднем около 20 человек. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре проводится 2 раза в спортивном зале и 1 - на свежем воздухе. В детском саду реализуется программа «Детство» .

На диагностическом этапе организации двигательной деятельности была осуществлена диагностика уровня развития физических качеств и уровня эмоционального благополучия детей базовых детских садов.

Анализ медицинских карт детей, которые принимали участие в опытно-поисковой работе, выявил, что 97,2% детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Во вторую группу здоровья входят 70,2% детей, имеющих функциональные морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. III группа здоровья включает 27% детей, которым присущи различные хронические заболевания в стадии компенсации или субкомпенсации, сохраненные или уже сниженные функциональные возможности организма.

Тот факт, что достаточно большое число детей имеет различные отклонения в состоянии здоровья, подтверждает необходимость достижения эмоционального благополучия для развития физических качеств детей данной группы, так как эмоциональное неблагополучие приводит иногда к появлению психосоматических заболеваний, которые могут быть вызваны тем, что ребенок испытывает нехватку положительных эмоциональных контактов, либо довольно часто оказывается под воздействием неблагоприятных эмоций, препятствующих нормальному физическому развитию.

Для оценки исходного состояния эмоционального благополучия детей, участвовавших в опытно-поисковой работе, была проведена диагностическая работа и определены показатели уровня эмоционального благополучия дошкольника 4-5 лет.

Для выделения показателей эмоционального благополучия детей дошкольного возраста мы опирались на деятельностный подход, согласно которому развитие ребенка, в том числе и достижение его эмоционального благополучия, происходит и проявляется в деятельности. Если ребенок испытывает неуспех в деятельности или в общении, его базовые потребности блокированы, что, в свою очередь, приводит к эмоциональному неблагополучию, которое проявляется в повышенной тревожности, неуверенности, напряженности, депрессии, угнетенном настроении (А.Д. Кошелева, И.М. Никольская, Р.В. Кисловская, Л.А. Рояк, Г.Г. Филиппова,Т.Л. Хвиюзова и др.). Помимо того, что эмоциональное благополучие приводит к изменениям в поведении ребенка (повышенная обидчивость, озлобленность, враждебность, конфликтность, агрессивность, отчужденность и др.), оно препятствует установлению доброжелательных взаимоотношений между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Влияние двигательной деятельности на развитие физических качеств и эмоциональное состояние детей 4-5 лет

В каждом базовом детском саду были выделены две группы детей: в одной (контрольной, 55 чел.) двигательная деятельность была организована с учетом программы по физическому воспитанию, применявшейся в данном ДОУ, во второй (экспериментальной, 55 чел.) двигательная деятельность была организована с учетом разработанной нами модели организации двигательной деятельности детей.

Для оценки эффективности проделанной работы была проведена повторная диагностика по каждому из показателей эмоционального благополучия. Анализ динамики показателей эмоционального благополучия дошкольников, посещавших НЧДОУ «детский сад №585» г. Екатеринбурга, негосударственное общеобразовательное учреждение детский сад-школа «Индра» г. Екатеринбурга, МАДОО детский сад № 11 «Петушок» г. Верхняя Пышма представлен на рисунках 2-4 и в приложении 14.

Полученные данные свидетельствуют о том, что к концу опытно-поисковой работы произошли значимые изменения по всем показателям эмоционального благополучия детей экспериментальной группы. Повысилась их активность, уверенность в себе и положительный фон настроения, позитивно изменился показатель адекватной тревожности во всех группах, а также коммуникация со взрослым и коммуникация со сверстниками. Дошкольники стали проявлять творческую активность в играх с другими детьми, легче вовлекаться в совместную деятельность со взрослым, а также смелее приступать к новым видам деятельности. Многие дошкольники сами стали проявлять инициативу контактировать со сверстниками и со взрослыми, у них появился оптимистический настрой, преимущественно бодрое, жизнерадостное настроение, дети проявляли раскованность и свободу в самовыражении.

Проиллюстрируем полученные результаты примерами.

Олег Г. 4 г. 1 мес. Был очень сдержан в проявлении активности, различных эмоций. Замкнут, настроение обычно печальное, подавленное. К новым видам деятельности приступал крайне тяжело, с большой опасностью, не веря в свои силы. Переживал, если что-то не получалось, не стараясь «довести дело до конца», боялся попросить помощь у взрослых. В совместных играх с детьми участвовал только после приглашения воспитателя, иногда сидел на скамейке, сам в контакты почти не вступал, пассивен в общении. В контакт со взрослым вступал редко, только по приглашению, иногда радовался, иногда отрицал его возможность. После проведенной опытно-поисковой работы стал более ярко демонстрировать эмоциональные реакции, более охотно включаться в игры с детьми, легче идти на контакт со взрослыми. При условии внешней поддержки охотно стал приступать к новой деятельности, иногда проявлял инициативу к совместной деятельности. Чаще стал улыбаться и радоваться.

Лера Н. 4 г. 6 мес. Не могла сосредоточиться ни на одном деле. Настроение менялось ежеминутно от смеха и веселья к плачу. Полна страхов и различных опасений. Очень хотела общаться с ребятами, но из-за неспособности Леры совладать с эмоциями дети не хотели с ней играть, что вызывало в Лере бурные негативные реакции, она часто впадала в ярость, гнев. Если ей что-либо хотелось, она выхватывала у других детей, начинала дергать за руки педагогов, билась в истерике; такие эмоциональные проявления отталкивали других ребят, они не хотели вступать с ней в контакт. После проведения опытно-поисковой работы стала более уравновешенной, научилась управлять своими эмоциональными состояниями, поняла, как нужно общаться с ребятами, чтобы их не обижать. У Леры появились друзья, настроение стало более ровным, преимущественно положительным. Уменьшилась тревожность, девочка стала более спокойная, уверенная в себе, не так остро реагировала на неудачи.

У дошкольников экспериментальной группы из НЧДОУ №585 самыми высокими показателями эмоционального благополучия стали коммуникация со взрослым и преимущественный фон настроения; из НОУ д.с. «Индра» -уверенность и коммуникация со взрослым; из МАДОО №11 - коммуникация со взрослым и коммуникация со сверстниками. Ребята стали меньше бояться взрослых, больше им доверять, чувствовать себя более защищенными, раскованными и свободными.

Несмотря на общий рост средних значений всех показателей эмоционального благополучия дошкольников экспериментальной группы, самым низким показателем в двух детских садах осталась адекватная тревожность. Это говорит о том, что некоторым ребятам требовалась индивидуальная помощь психолога.

Анализ полученных данных выявил положительную динамику в уровнях эмоционального благополучия дошкольников экспериментальной группы из всех базовых детских садов как у девочек, так и у мальчиков (рисунки 5-7, приложение 15).

Сведения о распределении мальчиков и девочек НЧДОУ №585 по уровням эмоционального благополучия на констатирующем и итоговом этапах опытно-поисковой работы М, кэ - мальчики (констатирующий этап); М, иэ - мальчики (итоговый этап); Д, кэ - девочки (констатирующий этап); Д, иэ - девочки (итоговый этап).

Для оценки достоверности различий в уровнях эмоционального благополучия до и после проведенной опытно-поисковой работы мы применили t-критерий Стьюдента для двух зависимых выборок комплексного показателя эмоционального благополучия. Различия между средними арифметическими значениями комплексного показателя эмоционального благополучия, а, следовательно, и уровнями эмоционального благополучия до проведения опытно-поисковой работы и после нее являются достоверными при 5% уровне значимости.

Процент девочек и мальчиков с оптимальным уровнем эмоционального благополучия из экспериментальной группы НЧДОУ №585 после осуществления опытно-поисковой работы примерно одинаковый, также как и процент девочек и мальчиков с недостаточным уровнем эмоционального благополучия.

Федотова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1"Ёлочка" МБДОУ детский сад №139
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Конспект
Тема: Оптимизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста
Дата публикации: 11.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для воспитателей: «Оптимизация двигательной деятельности детей» Цель: 1. Повысить интерес к различным видам двигательной деятельности. 2. Увеличить двигательную активность детей ДОУ в течение дня. 3. Поднять эмоциональный настрой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармонического развития личности. Активность является биологической необходимостью развития организма. Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. При изучении двигательной активности детей важным являются два аспекта: - определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
- поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений двигательная активность ребенка, различные формы ее целенаправленного развития вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нем занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Эти составляющие тесно связаны между собой. Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно- сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально- экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, Дети, имеющие большой объём двигательной активности в
режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями. В дошкольном возрасте решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах: - физкультурного занятия; - утренней гимнастики; - физкультминутки; - упражнений после дневного сна; - организованной двигательной активности детей на прогулках; -коррекционного занятия; -свободная двигательная деятельность. Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем Утренняя гимнастика - представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем воздухе, зимой - в помещении). Физкультминутка - комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка - проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей. Физкультурная пауза -
перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей. Упражнения после дневного сна - содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами. Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) - направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам. Коррекционное занятие - комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально. Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования - может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование. В дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития, так как она выступает основой для полноценного функционирования психических процессов и естественной основой накопления резервов здоровья человека. Возрастные изменения регуляции движений дают возможность формировать и
развивать целенаправленную и продуктивную активность детей. Однако двигательный опыт детей дошкольного возраста весьма мал он сложно вписывается в современные стандартизированные тестовые методики, кроме того отсутствуют модели соответствующие новым федеральным требованиям к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы ДОУ, обеспечивающие реализацию задач современных программ на каждом этапе развития ребенка. Сущность педагогического обеспечения двигательной активности детей заключается в создании условий, на основе комплекса средств физической культуры, способствующих установлению взаимосвязи между содержанием двигательных задач, лежащих в основе современных программ и типологическим особенностями детей, в которых двигательные возможности ребенка дошкольного возраста раскроются полностью.
при распределении двигательного режима нужно учитывать:
- особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ) . - зависимость двигательной активности от времени года. - индивидуальные особенности детей, их возраст. - состояние здоровья. - дифференцированный подход. Всё это способствует оптимизации двигательной активности детей.
Список литературы: Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников./Э.Я.Степаненкова. – М.: 2001 Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.
Вопросы для обсуждения: 1 Что такое двигательная активность ребенка? 2 От чего зависит двигательная активность детей? 3 Формы осуществления двигательной активности в ДОУ? 4 Что нужно учитывать при распределении двигательного режима?