Понятие воздух для детей. Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?» Видео

В группу заходят дети из раздевального помещения, воспитатель заход сопровождает словами:

Воспитатель: - Ребята, Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем…

Воспитатель обращает внимание на коробку стоящую в центре группы, предлагает посмотреть, что в ней находиться. Открывают, находят полиэтиленовые пакеты, воспитатель удивляется, ищет, что ещё спрятано и находит записку, читает загадку

Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой, он окутывает нас.

Мы его не замечаем, мы о нём не говорим,

Много мы о нём не знаем, но он всем необходим! (Воздух)

Воспитатель: - Правильно, ребята, это – воздух. Хотите о нём всё-всё узнать? (Да)

Давайте для начала с ним поиграем:

Все вдыхаем носом воздух,

Выдыхаем через рот

А теперь с тобой мы вместе

Сделаем наоборот.

Воспитатель: - Скажите, что мы вдыхали и выдыхали носом и ртом? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, это был воздух. Давайте попробуем его увидеть.

Вправо смотрим – ничего,

Влево смотрим – ничего. (переводят взгляд вправо-влево)

Раз-два, раз-два – посмотри (моргают)

Глазки шире распахни (широко открыть глаза)

Вверх глаза ты подними (посмотреть наверх)

Вниз скорее посмотри (опустить взгляд вниз)

Воздух в комнате найди (круговые движения глаз)

Воспитатель: - Ну, что, увидели воздух? (Нет). Значит, что можно сказать про воздух, какой он? (Воздух прозрачный)

Воспитатель: - Правильно, воздух прозрачный, он не видим, но он находится везде, даже сейчас вокруг нас. Хотите, в этом убедиться? Тогда я предлагаю взять в руки по пакету, которые были в этой коробке и сжать их. Вот так.

Дети берут пакет в руку, сжимают в ладони.

Что в нём? (Ничего)

Правильно, в нём сейчас нет ничего, он пустой, поэтому мы его легко сжали. А теперь давайте раскроем пакет, и взмахнём сверху-вниз и быстрее его закрутим. Что произошло с пакетом? Как он изменился? (Он надулся, стал плотным)

Как вы думаете, что в пакете? Почему он надулся? Чем он сейчас заполнен? (Он с воздухом)

Действительно, пакет изменил форму, потому что он стал полон воздуха. На что стал похож пакет? (На воздушный шар).

А теперь откройте пакет и выпустите из него воздух. Что произошло с пакетом? Как вы думаете, почему? (Вышел воздух)

Мы с вами уже узнали, что воздух прозрачен, а что после игры с пакетами мы узнали?

Дети: - Воздух есть вокруг нас, он заполняет любое пространство.

Воспитатель: - Молодцы, мы узнали уже 2 свойства воздуха: он прозрачен, и он есть везде. А как вы думаете, как ещё мы можем узнать про воздух?

Дети: - Из книг, из телевизора, спросить у взрослых, у учёных.

Воспитатель: - Молодцы, назвали всё правильно. А напомните мне, как наша группа называется? (Незнайка). А кто из друзей Незнайки был самым умным? У кого была своя лаборатория? (У Знайки). Предлагаю обратиться к нему за помощью, может он нас познакомит ещё с какими-нибудь свойствами воздуха. Согласны? Тогда давайте его позовём. (Знайка, Знайка)

Входит взрослый, одетый в белый халат и очки в руках книга «Энциклопедия Почемучек»

Знайка: - Здравствуйте, ребята, я услышал, что вы меня зовёте, и поспешил к вам на помощь. Как вы думаете, почему меня зовут Знайка? (Ответы детей: много знаешь, много читаешь)

Дети: - Мы хотим узнать о свойствах воздуха.

Знайка: - А что вы о нём уже знаете?

Дети: - Он прозрачный, невидимый, он вокруг нас.

Знайка: - Ну что же, чтобы узнать ещё про свойства воздуха, я приглашаю вас в свою лабораторию.

Дети проходят к столам, усаживаются.

Знайка: - Вы мне сказали, что узнали, что воздух есть вокруг вас, а я вам покажу, как можно его почувствовать. Предлагаю с помощью воздуха устроить ветер! Возьмите веера с подноса, помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Ветер) Да, веер движется и подгоняет воздух, воздух начинает тоже двигаться, поэтому в лицо дует лёгкий ветерок.

Воспитатель: - Знайка, а я знаю интересную игру с веером, хочешь, я тебя и ребят научу? (Конечно, хочу)

Движения выполняются по тексту сначала одной рукой, затем веер перекладывается в другую руку и движения повторяются.

Ветер дует на меня, (машут веером на себя)

Ветер дует от меня. (машут от себя, вытянув руку вперёд)

Ветер дует высоко, (встают на носки, машут над головой)

Ветер дует низко. (наклониться, помахать внизу)

Ветер дует далеко, (руку вытянуть в сторону и помахать)

Ветер дует близко (машут опять на себя)

Знайка: - Интересная игра с веером, когда у меня будет свободная минутка от опытов, я с удовольствием со своими коротышками её повторю. Ребята, прошу положить веера на поднос и скажите, что вы узнали про воздух, с помощью вееров?

Дети: - Он может двигаться, когда движется, получается ветер.

Знайка: - Ребята, как вы думаете, можно воздух услышать?

(Ответы детей)

Знайка: - Я вам сейчас докажу, что воздух можно услышать, возьмите по шарику и надуйте. (Дети выполняют). Где теперь воздух? (Он внутри шариков). Чтобы его услышать, растяните немного шарик и спустите воздух. Что происходит? (Воздух выходит из шарика, слышно его шипение). Молодцы, так какой можно сделать вывод про звук воздуха?

Дети: - Звук можно услышать, если есть сильное давление

Знайка: - Ребята, как выдумаете, воздух пахнет? Может ли он чем-нибудь пахнуть? (Ответы и предположения детей) Хотите это узнать? На ваших столах стоят контейнеры, предлагаю их открыть, понюхать, определить, пахнут или нет, что это за запах, найти соответствующую картинку и её показать

Дети открывают контейнер (банку), нюхают, определяют, чем пахнет, на столах у каждого 4 картинки с изображением апельсина, лука, духов и карточка без изображения, по 2 контейнера с запахом.

Знайка: - Что вы узнали, пахнет воздух или нет? (Ответы детей)

Если дети затрудняются, то Знайка делает вывод сам:

Знайка: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие вещества. Воздух может пахнуть свежестью после дождя, едой, которую готовит мама, дымом от костра, духами и другими веществами

Воспитатель: - Знайка, а в нас есть воздух?

Знайка: - А вы, правда, хотите это узнать? (Да) Тогда сделайте губы трубочкой и выдохните воздух на ладонь. Какой воздух вы почувствовали? (Холодный) А теперь откройте рот широко и выдохните воздух. Какой вы почувствовали? (Тёплый). А теперь закройте рот и нос, проверим, как долго мы сможем не дышать. (Дети выполняют). А хотите увидеть воздух, который выходит из вас? Перед вами стакан с водой и трубочка, вдохните через нос, а выдыхать надо через трубочку в стакан с водой. Воздух выходит из лёгких, проходит в рот, а изо рта мы его выдыхаем в трубочки в стакан с водой, и мы видим его в виде воздушных пузырьков. Какой можно сделать вывод?

Дети: - Воздух лёгкий, легче воды. Человек не может без воздуха.

Знайка: - Но я хочу вам сказать, чтобы быть здоровым, необходимо дышать только свежим воздухом. К сожалению, ежедневно заводы, фабрики, машины выбрасывают огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух. И люди ставят огромные очистительные фильтры. Хотите посмотреть? (Да)

Просмотр мультфильма «Чистый воздух»

Знайка: - Интересный мультфильм? Так что вы интересного узнали про воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, а вам понравилось в лаборатории у Знайки?

Давайте все вместе повторим, что же мы узнали про воздух:

Раз, два, три, четыре, (загибают поочерёдно пальцы)

Мы про воздух говорили

Легче он простой воды, (волнообразные движения кистями рук)

Не увидишь его ты. (махи кистями из стороны в сторону – «нет»)

Запахом не наделён, (потрогать кончик носа)

Человеку нужен он. (хлопают ладонями)

Воздух есть вокруг всех нас (круговые движения руками)

Может двигаться на нас, (махи кистями рук на себя)

Звук его услышать можем, (отгибают поочерёдно уши)

Ещё раз повторим то же?

………

Чтоб здоровыми нам быть, (ходьба на месте)

Надо воздух защитить! (круговые движения руками над головой)

Знайка: - Молодцы, мне очень понравилось, как вы работали со мной в лаборатории, но на сегодня она закрывается. Оставляю вам «Энциклопедию Почемучки», она ответит на все ваши вопросы, но если не найдёте какой-либо ответ, то я с удовольствием буду ждать вас в своей лаборатории, и тогда найдём ответы вместе через опыты и эксперименты. До новых встреч!

5 комментариев

Добрый день, друзья!

Дети — большие почемучки и узнавайки. Им интересно все и везде. Рано или поздно ребенок спрашивает, что такое воздух. И вот сегодня мы поговорим с вами о нем — впереди ТН Воздух .

Что рассказать детям о воздухе

Давайте поговорим о свойствах воздуха и определимся, что же это такое:

— Имеет ли воздух цвет? (Нет, его не видно, значит он прозрачный)

Чтобы показать, что воздух прозрачный, можно провести простой опыт. Возьмите обычный полиэтиленовый пакет. Когда в нем нет воздуха, он плоский. Как только мы надуем пакет, он расширяется. Внутри пакета воздух — он прозрачный. Когда мы откроем пакет, воздух уйдет из него и пакет снова сдуется.

— Имеет ли воздух вкус? (Нет, не имеет)

— Имеет ли запах? (Нет, сам воздух не пахнет. Но он может смешиваться с капельками газа и переносить запах)

— Откуда узнать, что воздух есть? (Если помахать листиком или платочком, то можно почувствовать ветер — движение воздуха)

— Кому нужен воздух? (Воздух нужен всем живым существам, им дышат люди, животные, растения)

Опыты с воздухом для детей

1. Воздух — ветерок

Воздух есть везде, он окружает нас. Мы тоже дышим воздухом. Возьмите стакан с водой и трубочку. Пусть малыш подует в трубочке — из воды будут появляться пузырьки с воздухом.

2. Холодно-горячо.

Воздух может быть холодным и горячим. При нагревании, воздух расширяется. Для того, чтобы доказать это, нам нужна пластиковая бутылка и воздушный шарик.

Поставьте открытую бутылку в холодильник, затем выньте и наденьте на горлышко воздушный шарик. Теперь нам нужна кастрюлька с горячей водой или же просто откройте горячую воду из под крана. Подставьте бутылку. Шарик начнет надуваться, потому что при нагревании воздух расширяется. Если бутылку убрать в холодильник обратно, шарик сдуется.

По этой же причине нельзя заносить зимой шарики с улицы в квартиру, при нагревании воздуха они лопнут.

3. Воздух помогает появиться огню.

Если нет воздуха, огонь гаснет. Возьмите свечу, зажгите её. А затем накройте её высоким стаканом — свеча потухнет, так как прекратился доступ кислорода.

4. Поющий ветерок.

Воздух, вернее его проявление — ветер, помогает издавать звуки. Повесьте поющий ветерок или простые колокольчики перед форточкой. Откройте её или просто подуйте сами. Под действием ветерка двигаются колокольчики и появляется звук.

А еще, можно извлекать с помощью воздуха (ветерка) звук из музыкальных инструментов — трубы, губной гармошки, флейты.

5. Парашют

Расскажите ребенку о парашюте и о том, что люди могут его использовать благодаря воздуху. Под куполом собирается воздух и парашют не падает вниз, а плавно спускается. Можно сшить простой парашют из платочка и провести эксперимент с мягкой игрушкой.

6. Мыльные пузыри.

Воздух есть внутри каждого человека. С помощью него мы можем надувать мыльные пузыри. Когда внутри мыльной пленки появляется воздух, они могут летать.

Ветер создает волны на морях и океанах. Мы можем создать волны в тазике или ванне. Налейте воды, а затем помашите картонкой. На воде появятся волны. А если в воде будет бумажный кораблик — он поплывет по волнам.

Веселых занятий и новых открытий!!!

Задачи :
Образовательная:
❖ обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;
❖ продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием;
❖ формировать ретроспективный взгляд на предметы, формировать навыки запоминания, используя символику.
Развивающая:
❖ развивать мышление, творческое воображение;
❖ развивать навыки творческой, исследовательской работы. Воспитательная:
воспитывать любознательность,
чувство взаимопонимания, умение работать в парах.

Методы и приёмы
:
❖ словесные (беседа, рассказ);
❖ наглядные (показ карточек-схем, предметов-заменителей)
❖ практические (проведение опытов, конструирование из бумаги);
❖ игровые.

Оборудование :
баночки, тазики с водой, целлофановые пакеты, теннисные мячики, сосуд со льдом, сосуд с горячей водой, кассета с записью мелодии, карточки- символы свойств воздуха, листы цветной бумаги, ножницы, коктейльные трубочки, флажки-фишки, салфетки.

Ход занятия .

В.: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наш разговор о неживой природе.
О чем именно, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Он через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Ответы детей)

В.: Что вы знаете о воздухе? (Невидимый, прозрачный, бесцветный) /На доске вывешиваются карточки-символы этих свойств воздуха/

В.: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? (Ответы: если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать).

В.: Молодцы! А сейчас, давайте представим, что мы с вами ученые, работающие в лаборатории.
Перед нами (учеными) будет стоять задача: постараться с помощью опытов доказать, что воздух всюду находится вокруг нас.

ОПЫТ 1 . (С пустыми баночками)

В.: - Перед каждым из вас стоят баночки. Что в них? /Пустые/
- Давайте проверим так ли это? /Дети опускают баночки вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклоняют в сторону/.
- Что происходит? / Выходят пузырьки воздуха/ Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

ОПЫТ 2 . (С целлофановым пакетом)

В.: Возьмём целлофановый мешочек, взмахнём им и начнём скручивать со стороны отверстия. - Что происходит? / Мешочек надувается и становится выпуклым/
- О чём это говорит? / Ответы детей/
- Если мы сожмём и разожмём пакетик, он принимает свою первоначальную форму. О чём это говорит? / Ответы детей/
- Это же свойство мы можем продемонстрировать на воздушном шарике. Вывод: воздух - упругий. /Карточка - символ «Пружина»/

В.: Ребята, а что вы можете сказать о форме воздуха? Воздух имеет форму? /Нет, он принимает форму того предмета или объекта, который заполняет/
В.: А что мы можем сказать о запахе? / Вы замечали, что в разных местах пахнет по -разному. В столовой, в парикмахерской, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет. (Карточка- символ «Перечёркнутый нос»/

ОПЫТ 3 .
В.: А сейчас мы узнаем с вами ещё об одном свойстве воздуха. На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри - сжался.
Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.

ОПЫТ 4 . (С теннисным шариком)
В.: возьмём теннисный шарик. И опустим в воду. Что происходит? Почему шарик не тонет? / Ответы детей/ Вывод: Воздух легче воды.
/Карточка – символ «Летящий воздушный шарик»/

В.: - Вы много узнали о воздухе. Прошу ученых навести порядок в лабораториях и занять свои места за столами. / Дети наводят порядок на столах, убирают все на отдельный стол, садятся/.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!

В.: Сейчас, прикройте глаза, послушайте музыку (звучит запись «Гроза» Вивальди), скажите, что вы себе представляете, слушая эту мелодию? Что она вам напоминает? (Дождь, гром, ветер)

Летит, рычит Ветки ломает Пыль поднимает
Слышишь его, а не видишь его. (ветер)
В.: Откуда взялся дождь? (Из тучи, а тучи принёс ветер)
В.: А Что такое ветер? {Это движение воздуха)
В.: Покажите ладонью, как можно почувствовать ветер? (Дети машут) Что вы при этом ощущаете? {Прохладу, свежесть) Какое приспособление придумали люди для обмахивания? (Веер,
опахало)

В.: Ветер в сказках наделялся волшебной силой, его сравнивали с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались за помощью именно к ветру.
Давайте вспомнить стихи поэтов о ветре /дети читают стихи/:

Ветрено, ветрено
Вся земля
Проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету... (И. Токмакова)

Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути. (Я. Аким)

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе... (А.С.Пушкин)

Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой, повозился и уснул. (Г.Ладзынь)

Игра «Чудесный сундучок»

В.: Ребята, а теперь поиграем в игру « Чудесный сундучок».
/В сундучке лежат иллюстрации и игрушки-предметы: мельница, фен, веер, велосипед, утюг, фотоаппарат, ложка, вертолёт, парусник, телефон, книга, мячик, свистулька и др./
В.: Правила игры: я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке (предмет или картинка)? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл. (За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку)

Загадки .

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился (парашют)

Маленький, удаленький
Громко кричит... (свисток)

Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь о земь кидать-
Станет кверху летать. (мяч)

На что взглянет этот глаз -
Всё картинке передаст. (фотоаппарат)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем, (велосипед)

Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)

Плывет белый гусь- Брюхо деревянное
Крыло полотняное. (парусник)

Без разгона в высь взлетает
Стрекозу напоминает
Отправляется в полет
Наш военный... (вертолет)

Он с хоботом резиновым
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор. (пылесос)

Он горяч, как сковородка.
Так и пышет жаром.
На рубашке разровняет
Складки влажным паром. (утюг)

Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (ветряная мельница)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди... (Фен)
/ Подводятся итоги игры/

Конструирование .

В.: А сейчас каждый из вас изготовит для себя подарок- игрушку-вертушку. На прогулке мы опробуем с вами как они работают.

Дети изготавливают вертушки. По ходу работы воспитатель помогает каждому закрепить её на трубочке.

Итог занятия:

В.: Ребята, о чём мы сегодня говорили с вами на занятии? /Ответы детей/ Какие свойства вы запомнили? Посмотрите на карточки-символы.

Дорогие друзья!

Потому и название такое – опыт.

С помощью этих познавательных опытов с воздухом – невидимкой вы проделаете нехитрые, но очень любопытные опыты.

Удачи!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательные опыты для дошкольников

«Воздух - невидимка»

2011-2012гг

Дорогие друзья!

Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.

Вы знаете, что такое опыт, или, как говорят ученые, эксперимент? Это возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести практический опыт.

Потому и название такое - опыт.

С помощью этих познавательных опытов с воздухом - невидимкой вы проделаете нехитрые, но очень любопытные опыты.

Удачи!

Составитель: Гиздатуллина Гулия Мансуровна

Педагог МБДОУ «Ягодка» мкр. Вынгапуровский

Опыт 1.

« Воздух»

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.

«Пузырьки воздуха »

Опустить банку в стакан с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опыт 3.

« Ветер»

Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт 4.

«Волны»

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море». Красное, черное, желтое. (Подкрасьте воду акварельной краской ) Дети - это ветры. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем сильнее волны.

Опыт 5.

«Буря»

Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

Опыт 6.

«Ветер - это движение воздуха»

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха

Опыт 7.

«Летающие семена»

Дайте детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена - например, фасолинку и семечко клена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Если вы будете бросать семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата не достигнете. Семена клена можно немного «подкрутить», тогда они будут падать как в природе. Летающие семена падают медленнее.

Опыт 8.

«Яйцеглотатель»

Положи в графин бумажку и подожги ее. Сверху на горлышко положи крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосет внутрь. При горении воздух воздух в бутылке разрежается, и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.

Опыт 9.

« Стакан - непроливайка»

Положи карту на стакан с водой. Придерживая карту рукой, быстро переверни стакан и убери руку: карта будто приклеилась к стакану.

Опыт 10

«Прыгающая монетка»

Положи на бутылку монетку и поставь ее в очень горячую воду. Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не уменьшаясь в бутылке, он с силой давит на монету.

Опыт 11.

«Капризы пламени»

Дунь в бутылку и зажми горлышко большим пальцем. Поднеси бутылку к пламени свечи и отпусти палец: свеча погаснет. Сжатый воздух вырвался наружу и погасил пламя.

Дунь на свечу через воронку: свеча все равно горит. Воздух скользит вдоль стенок воронки, не задевая пламя

Опыт 12.

«Пламя загрязняет воздух»

Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1- 2 см.) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагревается быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.

Опыт 13.

«Живая змея»

Вырежи из тонкой бумаги змею. Подвесь ее над кастрюлей с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.

Опыт 14.

«Прыгающая монетка»

Положи на бутылку монету и поставь ее в очень горячую воду. Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не умещаясь в бутылке, он с силой давит на монету.

Опыт 15.

«В воде есть воздух»

Возьмите стаканы с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

Опыт 16.

«Воздух невидим»

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Опыт 17.

« Воздух имеет вес»

Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Опыт 18.

«Воздух при нагревании расширяется»

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спуститься, так как воздух при охлаждении сжимается.

Опыт 19.

«Воздух занимает место»

Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске


Елена Турыгина
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Что такое воздух?»

Задачи :

Дать детям представление о том, что такое воздух , что он необходим человеку для дыхания.

Познакомить со свойствами воздуха (прозрачный, легкий, невидимый, не имеет запаха) .

Дать детям представление о том, как образуется ветер (ветер – это потоки воздуха ) .

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

1. Игры с шариками.

Ход игры : дети стоят полукругом, вносятся 2 воздушных шара : красный надут сильнее, синий слабо.

Давайте, ребята, поиграем с шариками.

Какими шариками играть лучше?

Какой легче отбивать?

Что находится внутри шариков? (воздух )

Какой еще воздух ? Я ничего не вижу. А вы видите воздух ?

А почему, как вы думаете?

Получается : воздух какой ? (прозрачный, бесцветный, невидимый) .

Внутри шариков – воздух , красный надут сильнее, в нем больше воздуха и шарик получился упругим, легко отбивается, летает и плавно опускается. А синий – мягкий, в нем мало воздуха .

Что нужно сделать с синим шариком, чтобы с ним тоже можно легко играть? (надуть побольше) .

2. Игра «Поймай шарик»

Я надую шарик, а конец завязывать не буду, когда отпущу шарик, воздух начнет выходить и шарик будет летать, а мы его попробуем поймать.

Как вы думаете, а откуда воздух взялся в шариках ? (Мы надували шарик, выдыхали воздух )

Значит в нас есть воздух , мы его вдыхаем и выдыхаем.

А как проверить, что в нас есть воздух ?

Сейчас каждый из вас выберет свой вариант проверки.

(На столах трубочки, стаканчики с водой, перья) .

Если опустим трубочку в воду и тихонько подуем в нее, то что происходит? (Появляются пузырьки)

А откуда появились пузырьки в стакане, ведь в нем была только вода? (Пузырьки это воздух , который находится внутри нас)

Мы сначала вдыхаем воздух через нос , потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Если подуем на перышки, они взлетают от потока воздуха . Все это говорит о том, что в нас есть воздух .

Ребята, а как выдумаете, нам нужен воздух ?

А для чего нам нужен воздух ?

Закройте рот и нос. Мы сможем дышать? (Нет)

Когда мы выдыхаем воздух , он похож на ветерок. А можно ли увидеть ветер? (Нет, он невидим, мы сможем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит облака по небу, поднимает мусор, песок на дороге)

Ветер – это потоки воздуха .

3. Игра «Ветерок»

Раздаются листы картона, на пол высыпаются бумажные салфетки или сухие листья. При помощи картона (взмахами) сделать ветер, размести листья.

Движение воздуха мы можем ощутить . (Предлагаю помахать на лицо)

Мы знаем, что воздух какой ? (прозрачный, а чтобы его увидеть, его можно поймать.

Берем целлофановые пакеты, что в них? (они пустые)

Теперь мы набираем в пакет воздух и закрываем его .

Что произошло с пакетом? (Он стал выпуклым, изменил форму)

Почему? (Он наполнился воздухом )

На что он похож? Кажется, что он похож на подушку.

Давайте рассмотрим через него предметы, еще раз убедимся, что воздух прозрачный .

Мы с вами смогли поймать воздух и заперли его в мешочке, а теперь выпустим воздух .

Делаем вывод : воздух есть вокруг нас .

А чем воздух пахнет ?

Посмотрите, у меня есть красивая баночка. Сейчас мы с вами угадаем, что в ней лежит, а угадывать будем по запаху.

Чем пахнет? (Конфетами)

Я люблю конфеты, а вы?

Тогда подставляйте ладошки , я буду насыпать.

А где же конфеты? Баночка пустая, а пахнет. Как так происходит?

Оказывается это воздух виноват , он присваивает себе чужие запахи. Чистый воздух ничем не пахнет , запах ем придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Вот и в нашей баночке когда-то лежали конфеты и воздух , который находится в этой баночке, забрал себе запах этих конфет.

Мы с вами знаем, что воздух прозрачный , невидимый, что мы им дышим, он находится вокруг нас, а что же такое воздух ?

Возьмите в руки камень и сожмите его. Какой он на ощупь? (Твердый)

А можно ли взять в руку воздух и сжать его ? (Нет)

Значит воздух не твердое тело .

Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой. Что умеет делать вода? (Течь)

Вода это что? (Жидкость)

А воздух можно переливать из стакана в стакан? (Нет)

Значит воздух не жидкость .

- Воздух нельзя сжать в руке , он не твердое тело, воздух не течет , его нельзя пить, значит он не жидкость. Делаем вывод : воздух – это газ .