Мифологичность мышления героя в рассказе И.С.Тургенева «Касьян с Красивой Мечи» Воронеж asdf. Тургенев «Касьян с Красивой Мечи» – анализ Характеристика касьяна с красивой мечи

1. МОУ СОШ № 61 имени М.И.Неделина г. Липецка

2. Дятчина Ольга Михайловна

3. Литературное краеведение

4. 7 класс (общеобразовательный)

5. Программно-методическое обеспечение: авторская программа Дятчиной О.М. «Родные имена», рецензированная доктором филологических наук, профессором ЕГУ Комлик Н.Н.

Урок « Былое Красивой Мечи»

(по очерку И.С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи»)

Цель: 1) познакомить учащихся с циклом очерков

И.С. Тургенева «Записки охотника»;

Задачи: 1 ) обратиться к страницам, связанным с липецким

краем (очерк «Касьян с Красивой Мечи»);

2) проанализировать образ главного героя очерка,

правдоискателя Касьяна.

Ход урока:

Эпиграф: Мои очерки о русском народе, самом странном и

самом удивительном народе, какой только есть на

свете.

И.С. Тургенев

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

Учитель:

Соотнесите географические названия с именами писателей и поэтов, связанных с Липецким краем. Кратко расскажите, как они связаны с местами Липецкой области:

село Коренёвщино И.А. Бунин

село Кропотово А.С. Пушкин

село Урусово А.П.Бунина

хутор Бутырки М.Ю. Лермонтов

III . Изучение нового материала

    Exbntkm^

Сегодня мы обращаемся к очень интересному, плодотворному и в то же время сложному и противоречивому писателю русской литературы – И.С. Тургеневу. Тургенев с детства наблюдал жестокость и самодурство своей матери в родовом имении, в усадьбе Спасское-Лутовиново. Помещица угнетала крепостных крестьян и дворовых людей. Впечатления детства пробудили в Тургеневе чувство ненависть к самоуправству власть имеющих, к крепостному праву; борьбе с этим злом он посвятил свою жизнь. «Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне, - писал И.С. Тургенев, - она, между прочим, была причиной тому, что я, возросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом – но до «Записок охотника» было далеко…»

Рассказы из «Записок охотника» появились впервые в 1847 году в журнале Н.А. Некрасова «Современник». Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете». Нам, уроженцам липецко-орловско-елецкой земли, «Записки охотника» особенно дороги: в них немало вдохновенных страниц о нашем крае. Иван Сергеевич любил бывать на берегах Дона, где приветливо возвышался древний город Лебедянь. А что за прелесть Красивая Меча!

2. Выступления учащихся (краткие сообщения об охоте И.С.Тургенева на берегах Красивой Мечи);

3. Вывод:

Итак, охота - это волшебное слово, которое могло заставить Тургенева забыть обо всем. Была тут еще одна чрезвычайно важная для писателя сторона: занятие охотой тесно сближало его с людьми из народа, широко открыло перед ним картины деревенской жизни, помогло понять и полюбить душу русского крестьянина. Заглядывая в глухие деревеньки, в усадьбы степных помещиков, посещая охотничьи угодья и лесные сторожки, совершая далекие поездки на беговых дорожках по соседним уездам, Тургенев пристально всматривается в крестьянский и помещичий быт, жадно впитывая народную речь. Что же увидел он, путешествуя по берегам Дона и Красивой Мечи? Какова же она, душа русского крестьянина? Сегодня мы познакомимся с одним из них, героем очерка «Касьян с Красивой Мечи», постараемся выяснить, что привлекло охотника в Касьяне, каково его отношение к миру и человеку, что кроется за его непривлекательный внешностью.

IV . Анализ эпизодов очерка

1) Работа над литературоведческим термином:

Очерк – прозаический документальный жанр, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам и людям. В то же время очерк сохраняет особенности образного отражения жизни, и в этом смысле очерк приближается к рассказу;

2) Аналитическая беседа:

Почему И.С. Тургенев говорил о «Записках охотника»: «Мои очерки о русском народе» (см. эпиграф)? Докажите, опираясь на текст произведения, что «Касьян с Красивой Мечи» - это очерк? (Описание местности у Юдиных выселок, заброшенность, запустение, убогость, слова Касьяна: «Какая тут деревня… Здесь ни у кого нет… Да и дома нет никого: все на работе…»; непосильный труд; переселение крестьян опекой из родных мест в чужие).

Что такое опека? Кто из вас внимательно читал очерк, должен был обратить внимание на комментарий. (Речь идет об опекунском совете, учреждении, бравшем под надзор и управление имения по малолетству, несостоятельности или слабоумия их владельца – помещика);

Вывод:

Итак, описание местности у Юдиных выселок – это описание окрестности села Спасского, сюда ещё во время Варвары Петровны, матери писателя, были переселены крестьяне с Красивой Мечи.

Работа по вопросам:

Кто такой Касьян? Как знакомится с ним охотник?

Что поразило охотника во внешности Касьяна? Прочитайте его портретную характеристику.

Что привлекло охотника в поведении Касьяна? В чем своеобразие характера Касьяна? Как проявляется характер в его отношении ко всему живому, к природе, людям? Докажите словами из текста.

Почему описание Касьяна, рассказ о нем дается рядом с пейзажем? Прочитайте описание природы.

(Пейзаж играет большую роль в повествовании Тургенева, он дополняет и углубляет действие, помогает раскрыть характер персонажа.)

А как пейзаж помогает раскрыть характер Касьяна?

Вывод:

Запоминается образ Касьяна с Красивой Мечи: карие глаза, курчавые волосы, какая-то особенная одухотворенность, трепетная любовь к природе. Все в природе вызывает в нежной душе Касьяна тревожное чувство поклонения. Касьян перекликается с птицами, передразнивает перепелов, жаворонков, знает запахи целебных трав.

Характер персонажа, его душа раскрывается и в диалогах с другими героями.

Задание:

Вывод:

Касьян осуждает убийство зверей и птиц ради прихоти, ему иногда приходится заниматься ловлей певчих птиц, но делает он это «не на погибель их живота, а для удовольствия человеческого, на утешенье и веселье». А как тепло и задушевно говорит он о своих родных местах!

Какова же правда Касьяна? В чем цель его жизни?

(Касьян – правдоискатель, защитник мира, свободы. Он ищет такой край, где «живет всяк человек в довольстве и справедливости». В его речи ярко выражена мысль о беспокойных крестьянах, которые в лаптях ходят, правды, справедливости ищут).

Тогда почему в народе Касьяна называют «юродивец», а сам он себя характеризует так: «Неразумен я больно, с малолетства; работаю пока можно, - работник-то я плохой… где мне!»?

Как понимаете вы значение слова «юродивый»? Можно ли назвать Касьяна слабоумным?

Словарная работа:

Юродивый – 1. Чудаковатый, помешанный (разг.)

    Существительное юродивый. У суеверных, религиозных людей:

безумец, обладающий даром прорицания.

(Словарь С.И. Ожегова).

(Он умнее других и не примиряется с тем порядком вещей, который сложился не по законам справедливости. Касьян полон любви к природе, жизни, человеку.)

Работа по вопросам:

Одинок ли Касьян? Есть ли в очерке герой, подобный Касьяну?

В чем сходство Касьяна и Аннушки?

(И девочка Аннушка в лесу чувствует себя лучше, чем дома, она часть этого леса, природы; она укрывается в лесу, лес – ее защита.)

V . Итоги урока

Учитель:

Какова же идея очерка, в чем хочет убедить нас автор?

(Природа - живой источник великих сил русского народа. Широкому, беспечному, вольному характеру героев есть где развернуться на просторах родины. Тургенев на нескольких страницах сумел передать слияние героев с русской природой, поэзию, душевную чистоту и одновременно внутреннюю силу худого немощного человека - Касьяна с Красивой Мечи). Вывод записывается в тетрадях.

Объяснение домашнего задания: в «Записках охотника» есть ещё один герой, связывающий все очерки в единое целое. Это охотник. На уроках литературы мы с вами снова обратимся к «Запискам охотника», к очерку «Бирюк». А пока дома попробуйте составить рассказ об охотнике по очерку «Касьян с Красивой Мечи». Какой он?

VI . Домашнее задание:

Подготовить рассказ об охотнике как герое очерка «Касьян с Красивой Мечи».

Приложение к уроку






По сравнению с ранними очерками и даже с «Певцами» сюжет в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» развивается более напряженно. Здесь все сосредоточено вокруг главного героя. Начинается рассказ традиционным «охотничьим» вступлением, далее изображается случайная встреча рассказчика с Касьяном, поездка их на ссечки, и в финале дается характеристика Касьяна (устами кучера Ерофея). В отличие от очерков 40-х годов, которые изобиловали описаниями Орловского края, в «Касьяне с Красивой Мечи» нет никаких побочных линий, уводящих развитие сюжета в сторону. Даже описание похорон Мартына-плотника, не имеющее, на первый взгляд, непосредственного отношения к изображаемому, с точки зрения идейно-художественной является необходимой частью рассказа. «Печальное шествие» похоронного поезда и «однообразный, безнадежно-скорбный напев», уныло раздававшийся среди пустых полей, выполняют в данном случае функцию «лирической подготовки» читателя к восприятию печальной картины нищеты и запустения Юдиных выселок и поясняют, почему Касьян бежит из дому в поисках «довольства и справедливости».

Многочисленные пейзажные зарисовки в «Касьяне с Красивой Мечи» также органично связаны с развитием сюжета, являясь его неотъемлемым компонентом. Они нужны автору для того, чтобы глубже вскрыть идею, утверждаемую Касьяном, и наглядно показать его страстную влюбленность в родной край. Тургенев обладал способностью «одухотворять пейзаж» (Флобер) личным чувством. Но в то же время его описания природы совершенно свободны от элементов субъективизма. Картина бездонного лазурного летнего неба, которым любуется автор , не является чужеродной в художественной ткани рассказа,- она служит раскрытию его идейно-художественного смысла. Эстетическое восприятие окружающего мира во всей его многообразной полноте и гармонии сближает барина-охотника и мужика Касьяна, доказывая равенство их «духовной природы», что так рьяно отрицали защитники крепостного рабства. Словом, в «Касьяне с Красивой Мечи» элементы этнографичности уступают место всесторонней характеристике человеческой индивидуальности. Здесь все подчинено раскрытию «странного», необычного для мужика миросозерцания Касьяна.

В основе сюжетно-композиционного построения рассказа лежит прием контрастного сопоставления внешнего и внутреннего облика Касьяна. Как и в других рассказах из «Записок охотника», обрисовку образа героя Тургенев начинает с развернутой портретной характеристики: «Вообразите себе карлика лег пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волосами, которые, как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все тело его было чрезвычайно тщедушно и худо». Автор с самого начала подчеркивает необычность, своеобразие привычек и поведения героя. Впервые он видит Касьяна лежащим лицом к земле с покрытой армяком головой посередине двора, на самом припеке, в то время как лошадь его стояла под соломенным навесом. Об удивительной натуре Касьяна, никак не соответствующей внешнему облику этого неказистого, тщедушного карлика, свидетельствовал и взгляд его маленьких глаз, «необыкновенный и странный». Голос «странного старичка» также изумил рассказчика: «В нем не только не слышалось ничего дряхлого, - он был удивительно сладок, молод и почти женски нежен».

Но основную роль в раскрытии миросозерцания Касьяна играет речевая характеристика. Причем Тургенев еще более усиливает «несоразмерность» облика своего героя, человека невзрачного, даже уродливого па первый взгляд, и поэтически вдохновенного, красивою внутренним огнем, загорающимся в его глазах, как только речь заходит о его сокровенных мечтах и убеждениях. «Его речь звучала не мужичьей речью: гак не говорят простолюдины, и краснобаи так не говорят». Речь Касьяна, «обдуманно-торжественная и странная», изобиловала выражениями церковного обихода, славянизмами, повторениями слов и отличалась особой ритмической плавностью и напевностью, сближающей ее со стихотворным языком. Неудивительно поэтому, что Касьян пытался сочинять стихи.

Ведущим принципом раскрытия психологии героя является принцип самохарактеристики. Ни слова не говоря от себя, Тургенев заставляет читателя глубоко ощутить своеобразие Касьяна, страстно влюбленного в родную природу и тоскующего по правде-справедливости, только посредством его монологов о назначении человека и божьей твари, о странствиях в поисках заповедной земли.

Как и в других рассказах из «Записок охотника», автор выступает в «Касьяне с Красивой Мечи» непосредственным участником изображаемых событий. В этом смысле «Касьян с Красивой Мечи» близко стоит к очеркам 40-х годов. Но в то же время функция авторского «я» в обрисовке персонажей данного рассказа несколько меняется. В «Льгове», например, рассказчик, выспрашивая Сучка о его жизни, ведет диалог сам и придает таким образом развитию сюжета нужное ему направление. Здесь диалог ведет в основном Касьян: он упорно отмалчивается, уклоняясь от вопросов барина-охотника, которые были ему не по душе, и вдруг заговаривает сам, «с тихим воодушевлением» излагая свой взгляд на окружающий мир. Автор только слушает с удивлением его «странные рассуждения» и комментирует их, отнюдь не стремясь своей оценкой предопределить характер читательского восприятия.

В «Касьяне с Красивой Мечи» писатель не довольствуется одним «показом» своего героя, а пытается охарактеризовать его со стороны: словами кучера Ерофея. Заслуживает внимания в данном случае тот факт, что Ерофей находит наиболее четкое определение характера Касьяна: «…уж такой он человек неабнакавенный. Непостоянный такой, несоразмерный даже…»

Тенденция Тургенева к сдержанности и объективности в «Касьяне с Красивой Мечи» чувствуется не только в обрисовке персонажей, но и в манере повествования вообще. В очерках 40-х годов автор-рассказчик является «живым участником» изображаемых событий и вместе с тем «посредником между действующими лицами и читателем, он постоянно имеет в виду этого читателя, то и дело вступает с ним в беседу и как бы

вовлекает его в изображаемые в рассказах события» 2. «Дайте мне руку, любезный читатель,-читаем мы в рассказе «Татьяна Борисовна и ее племянник»,-и поедемте вместе со мной». В «Касьяне с Красивой Мечи» Тургенев отказывается от подобных приемов обращения к читателю. Тон непринужденной, живой беседы с читателем сменяется здесь повествовательным изложением тех событий, случайным свидетелем которых оказался рассказчик. Таким образом, ангорское «я» играет в данном случае в основном формальную роль, являясь средством композиционной связи.

Нсть некоторые изменения и в языке рассказа. И очерках 40-х годов Тургенев очень часто употреблял даже н ангорской речи диалектные, чисто орловские глоисчки и прошпщиалнзмы. В «Касьяне с Красивой Мечи» использование диалектизмов и просторечных слон сведено до минимума. При подготовке отдельного издания «Записок охотника» Тургенев продолжает упорную работу над текстом их и делает решительную попытку очистить язык всех рассказов от диалектизмов.

Итак, можно сделать вывод о том, что в рассказах 50-х годов уже наблюдаются некоторые элементы «новой манеры» Тургенева, что выражается в стремлении писателя к более сложной композиции, к углублению психологической характеристики персонажей, к усилению внутренней динамичности и развернутости сюжета, к строгому соблюдению «чувства меры» и «объективности» повествования, к очищению языка рассказов от диалектных слов.

Душным летним днём я возвращался с охоты в тряской тележке. Вдруг кучер мой забеспокоился. Взглянув вперёд, я увидел, что путь нам пересекает похоронный обоз. Это была дурная примета, и кучер стал погонять лошадей, чтобы успеть проехать перед обозом. Мы не проехали и ста шагов, как у нашей тележки сломалась ось. Между тем покойник нагнал нас. Кучер Ерофей сообщил, что хоронят Мартына-плотника.

Шагом мы добрались до Юдиных выселок, чтобы купить там новую ось. В выселках не было ни души. Наконец я увидел человека, спящего посреди двора на самом солнцепёке, и разбудил его. Меня поразила его наружность. Это был карлик лет 50-ти со смуглым, сморщенным лицом, маленькими карими глазками и шапкой густых, курчавых, чёрных волос. Его тело было тщедушно, а взгляд необыкновенно странен. Голос его был удивительно молод и по-женски нежен. Кучер назвал его Касьяном

После долгих уговоров старик согласился проводить меня на ссечки. Ерофей запряг Касьянову лошадку, и мы тронулись в путь. В конторе я быстро купил ось и углубился в ссечки, надеясь поохотиться на тетеревов. Касьян увязался за мной. Недаром его прозвали Блохой: он ходил очень проворно, срывал какие-то травки и поглядывал на меня странным взглядом.

Не наткнувшись ни на один выводок, мы вошли в рощу. Я лёг на траву. Вдруг Касьян заговорил со мной. Он сказал, что домашняя тварь богом определена для человека, а лесную тварь грешно убивать. Речь старика звучала не по-мужичьи, это был язык торжественный и странный. Я спросил Касьяна, чем он промышляет. Он ответил, что работает плохо, а промышляет ловом соловьёв для удовольствия человеческого. Человек он был грамотный, семьи у него не было. Иногда Касьян лечил людей травами, и в округе его считали юродивым. Переселили их с Красивой Мечи года 4 назад, и Касьян скучал по родным местам. Пользуясь своим особым положением, Касьян обошёл пол-России.

Вдруг Касьян вздрогнул, пристально всматриваясь в чащу леса. Я оглянулся и увидел крестьянскую девочку в синем сарафанчике и с плетёным кузовком на руке. Старик ласково позвал её, называя Алёнушкой. Когда она подошла поближе, я увидел, что она старше, чем мне показалось, лет 13-ти или 14-ти. Она была маленькой и худенькой, стройной и ловкой. Хорошенькая девочка была поразительно похожа на Касьяна: те же острые черты, движения и лукавый взгляд. Я спросил, не его ли это дочь. С притворной небрежностью Касьян ответил, что она его родственница, при этом во всём его облике была видна страстная любовь и нежность.

Охота не удалась, и мы вернулись в выселки, где меня с осью ждал Ерофей. Подъезжая ко двору, Касьян сказал, что это он отвёл от меня дичь. Я так и не смог убедить его в невозможности этого. Через час я выехал, оставив Касьяну немного денег. По дороге я спросил у Ерофея, что за человек Касьян. Кучер рассказал, что сначала Касьян со своими дядьями ходил в извоз, а потом бросил, стал жить дома. Ерофей отрицал, что Касьян умеет лечить, хотя его самого он вылечи от золотухи. Алёнушка же была сиротой, жила у Касьяна. Он не чаял в ней души и собирался учить грамоте.

Мы несколько раз останавливались, чтобы смочить ось, которая нагревалась от трения. Уже совсем завечерело, когда мы вернулись домой.

Повествование рассказа И. С. Тургенева "Касьян из Красной Мечи" ведется от лица рассказчика, который терпеливо ждал прибытия домой после очередной охоты. Он держал путь на телеге по неровной пыльной дороге в один из знойных дней. Однообразное передвижение колес повозки было нарушено беспокойством кучера, который пытался опередить похоронную процессию, считая это плохой приметой. Из-за погнувшейся оси колеса повозка накренилась и встала. Спутникам пришлось почтить память покойника, которого пронесли мимо них. Им оказался Мартын, трудолюбивый плотник из Рябой. После каждый отправился своей дорогой.

Спустившись на сломанной телеге к Юдиным выселкам, на одном из дворов они обратились к старичку маленького роста по имени Касьян. В народе его называли "блохой". Касьян с Ерофеем оказались давними знакомыми.

От него гости узнали, что деталь для колеса можно найти только на соседних сечах, куда рассказчик и отправился вместе с Касьяном. Решив по пути поохотиться, он подстрелил коростель. Но вдруг с удивлением услышал от старика о совершенном грехе из-за убийства птицы. Слова о том, что нельзя пускать кровь вольным птицам, звучали необычно. Они вызвали недоверие у охотника. Сам же старик занимался тем, что ловил сетью коростель для продажи в другие деревни с целью развлечения. По пути он рассказал о своем прошлом, о том, что после смерти барина пришлось покинуть родные края.

В лесу рассказчик и старик встретили девочку Аннушку, которую Касьян запретил подвозить. Но он с особым вниманием и нежностью проводил ее взглядом. Позже выяснилось, что дед старательно обучал ее грамоте.

Недовольный охотой мужчина без дичи возвращался обратно. По дороге первым молчание нарушил Касьян. Он признался, что все животные и птицы исчезли из леса благодаря его силе мысли. Не принимая всерьез подобные слова, собеседник в ответ ни чего не ответил.

Колесо было отремонтировано Ерофеем. Перед отъездом рассказчик предложил небольшую сумму денег Касьяну, который охотно их принял. Всю дорогу домой кучер высказывал, недовольство после посещения деревни, не обнаружив там ни еды, ни воды для лошадей. Домой путешественники вернулись поздно вечером. Им пришлось не раз поливать раскаленное колесо водой из пруда.

Рассказ учит через приобщение к природе сохранять ее запасы, благодаря которым на земле существует жизнь, радуя человека своими ценными дарами.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Три мушкетера Дюма

    В этом историко-приключенческом романе рассказывается о приключении д`Артаньяна и троих мушкетеров, с которым он подружился на дуэли с ними же.

  • Краткое содержание Сердца трех Джека Лондона

    Френсису Моргану, жителю Нью-Йорка, досталось огромное наследство от его отца. Томаса Ригана (друг отца) посещает Торрес Альварес и говорит, что в курсе, где находится клад Генри Моргана (потомок Морганов).

  • Краткое содержание Кровавая свадьба Лорка

    В доме Жениха, расположенной в испанской деревушке, сидит его Мать. Видя в руках сына нож, начинает гневно ругаться и посылать проклятья тем, кто создал оружие. С той поры, как ее супруг и старший ребенок умерли от ножевого ранения в драке

  • Краткое содержание Приключения Гекльберри Финна Марка Твена

    Главный герой Гекльберри Финн воспитывается вдовой Дуглас. Мальчишка ведет себя не по-джентельменски, поэтому женщина прикладывает немало усилий, чтобы его перевоспитать.

  • Краткое содержание Нахлебник Тургенева

    В не лишенном роскоши, зажиточном поместье появляются не так давно приобретшие его владельцы – тихая и добродушная Ольга Петровна Елецкая, в девичестве Корина, с обладающим жестким нравом супругом Павлом Николаевичем. Твердый и непреклонный по натуре