Леонтий ростовский житие. Леонид (Поляков), митр

Журнал Московской Патриархии, 1964, № 6, стр. 66—68

В текущем году 23 мая ст. ст. исполнилось 800 лет со дня обретения мощей Святителя Леонтия, епископа Ростовского, одного из выдающихся русских архипастырей XI века [ Сведения о его жизни сохранились в его «Житиях». Краткое «Житие» Святителя было составлено около 1165 г., вскоре после обретения мощей его (в 1164 г.) при князе Андрее Боголюбском. Пространное «Житие» составлено в XVI в. (Оба эти «Жития» были напечатаны в 1858 г. в «Православном собеседнике».)]

Свят. Леонтий был поставлен во епископа для Ростовской паствы около 1050 г.

Блаж. Симон, описатель житий подвижников Печерских, в послании к черноризцу Печерскому Поликарпу называет Леонтия иноком Печерским, первопрестольником, т. е. первым из постриженников Киево- Печерского монастыря, возведенным в сан епископа. В пещерку к преп. Антонию Леонтий пришел позднее 1032 года, потому что около этого времени преп. Феодосий нашел у Антония одного только Никона. Рукоположен в сан епископа Свят. Леонтий прежде 1051 года, когда был возведен в сан митрополита Киевского второй из постриженников преп. Антония — Иларион. (В «Житии» Свят. Леонтия, помещенном в Прологе, сказано, что Леонтий родился и воспитывался в Царьграде и рукоположен во епископа Ростовского в 992 г. при князе Владимире, а дополнявший «Житие» Святителя в XVI веке прибавил еще то, что он посвящен патриархом Фотием, Эти сказания неизвестных авторов опровергаются следующими словами блаж Симона: «От того Печерского монастыря… мнози епископы поставлены быша и яко светила светлыя осветиша всю Русскую землю святым крещением: первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, его же невернии, много мучивше, убиша. И се третий гражданин бысть русскаго мира, со онема варягома венчашася от Христа, Его же ради пострада». — Памятники российской словесности XII в., М., 1821, стр. 256).

В земле Ростовской, населенной тогда чудским племенем меря, Свят. Леонтий встретил язычников — упорных, суровых и диких, которые изгнали двух предшественников Святителя — епископов Феодора и Илариона. Язычники не хотели и слушать Свят. Леонтия, осыпали его бранью, били его и, наконец, выгнали из города. Но он, как пастырь добрый, не оставил вверенного ему словесного стада. Поселясь за городом, близ ручья Брутовщины, он построил здесь небольшой храм в честь св. Архистратига Михаила. К нему охотно приходили дети, он учил их начаткам веры христианской, а потом крестил. Вслед за детьми обратились ко Христу и некоторые из взрослых жителей города. Тогда застарелые язычники взволновались и, собравшись, направились к церкви, чтобы изгнать Свят. Леонтия и убить его. Клирики, окружавшие Святителя, испугались, но епископ был спокоен. Облачившись в святительские одежды, вместе со священниками и диаконами, которым он повелел тоже надеть ризы, он вышел к народу. Спокойная твердость Святителя поразила язычников, и многие из них крестились. Летопись говорит: «Святый Леонтий… просветил святым крещением град Ростов» (Лаврент. летоп. под 6739 (1231) годом). «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», — говорит древнее похвальное слово в память Святителя Леонтия (опубликовано в «Православном собеседнике», 1858, стр. 424).

Апостольский подвиг Свят. Леонтия, по словам блаж. Симона, окончился мученической смертью. Летописцы молчат о времени преставления великого Святителя. По всей вероятности, он был убит язычниками в 1073 г.

Тело Свят. Леонтия было погребено в Ростове, в церкви Пресвятой Богородицы. В великий пожар 1160 г., когда сгорел весь Ростов и все церкви, сгорела и эта соборная церковь, по словам летописца, «дивная и великая… якое же не было ни будеть» (Лаврент. летоп. под 6663 (1160) годом. В Воскресенской летописи говорится, что эту церковь построил первый Ростовский епископ, еще в княжение Владимира, в 991 г., что в ней служили семь епископов — Феодор, Иларион, Леонтий, Исаия, Ефрем, Нестор и Леон и что стояла она 168 лет — Воскресенск. летоп. под 6499 (991) годом). После пожара 1160 г. на месте этой церкви, по повелению князя Андрея Боголюбского, в 1162 г. был заложен каменный собор. А 23 мая 1164 г. при копке рвов был обнаружен гроб Свят. Леонтия с нетленными его останками. В руках он держал свиток рукоположенных им пресвитеров и диаконов. Тело Святителя было переложено в каменный гроб и поставлено в церкви св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на епископском дворе. В 1170 году, когда была окончена постройка каменного соборного храма в честь Пресвятой Богородицы, гроб Святителя был перенесен в него и поставлен в нише южной стены. Святитель не оставлял своей благодатной помощью всех, притекавших к его гробу с мольбой о прощении, заступлении и исцелении недугов душевных и телесных. В связи с этим и в соответствии со святостью жизни Свят. Леонтия епископ Ростовский Иоанн (1190—1214 гг.) установил совершать празднование памяти Святителя в день обретения его мощей — 23 мая. Епископ Иоанн написал и канон Свят. Леонтию, помещенный в майской Минее. Впоследствии для мощей Святителя была сооружена золотая рака. Мощи его почивали открыто до 1609 г., когда иноземные захватчики «раку чюдотворцову Леонтьеву златую сняша и рассекоша по жребьем» (Новый летописец. Полн. собр. русск. летоп., СПб., 1910, т. XIV, стр. 83). С того времени св. мощи Свят. Леонтия находятся под спудом у южной стены храма.

Русская Православная Церковь в день обретения мощей Свят. Леонтия ублажает его как «апостолом сопричастника и к Богу молебника вернаго, добродетельми воздшедшаго на небесная» (из тропаря Святителю) и молит его, чтобы он, предстоя у Престола Христова, ходатайствовал о мире, покровении и спасении земли родной и народа своего. Святителю отче Леонтие, моли Бога о нас!

Леонид, архиепископ Ярославский и Ростовский


Страница сгенерирована за 0.33 секунд!

Передачи можно слушать на частоте 102,3 FM – Коломна, Юг Москвы и Московской области Подключиться к онлайн СМИ радио "Благо" из Коломны и слушать наши передачи Вы можете круглосуточно. Утро можно начать с зарядки. Потом привести в порядок ум в "Университете" Вам поможет философия . В обеденный перерыв неплохо слушать авторскую песню , программа Время Культуры познакомит Вас с художниками, композиторами, писателями. Дивные повести о Гражданах Неба и несколько минут классической музыки предупредят чтение доброй книги. Перед сном пригласите малышей послушать по радио сказку, а сами узнайте новое из истории Отечества.

Слушать СМИ радио «Благо» онлайн.

Адреса потока онлайн-вещания:

Мы предлагаем 6 различных потоков онлайн-вещания СМИ из Коломны, слушать которые можно в разных категориях качества.

Чтобы слушать онлайн на смартфоне Android (HTC, Samsung, Sony, LG и т. д.) мы рекомендуем следующие бесплатные приложения:

Что такое СМИ Радио Благо 102,3 FM в Коломне?

Интернет СМИ www.сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Редакция не предоставляет справочной информации.

Вот уже больше десяти лет, как сайт радио "Благо" 102,3 FM в Коломне работает и вызывает интерес слушателей как онлайн-радио так и offline.

Все это происходит исключительно благодаря вам!

Еще раз спасибо! Мы тоже вас любим!


Ирина Зайцева, главный редактор

Время культуры

Пишите нам:

Общередакционный адрес:

Правовая информация

Редакция и издатель

© 2000-2015 сайт

Все права защищены

Интернет СМИ 102,3 FM сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Правила использования материалов

Веб-сайт www.сайт (далее - Сайт) содержит материалы, охраняемые авторским правом, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, в частности тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения и др. Коллективу редакции сайта принадлежит авторское право на использование содержания Сайта (в том числе право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Сайте, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в содержании опубликованных на Сайте материалов.

Пользователь Сети имеет права на

Использование размещенных текстовых материалов в объеме не более 300 (трехсот) знаков, без учета знаков препинания, с упоминанием имени автора, а также с ссылкой на сайт и адрес www.сайт. При перепечатке материала сайт в интернете необходимо указать адрес (URL) по которому первоначально был опубликован материал;

Свободное воспроизведение аудиофайлов, видеороликов и фотоизображений в личных некоммерческих целях (личные блоги, прочие личные ресурсы). При таком использовании необходимо указать имя автора (имя фотографа),

© Радио "Благо" и адрес: www.сайт.

Во всех случаях мы будем благодарны, если вы проинформируете нас об использовании наших материалов. Полное или частичное воспроизведение материалов, размещенных на веб-сайте www..ru , без письменного разрешения правообладателя запрещается.

История

«В эфире Коломны звучит – коломенское Радио "Благо". Вы можете слушать нас на частоте 102,3 FM и онлайн-вещание на нашем сайте».

Разве могли мы подумать, что идея создания Коломенского Радио может вырасти в реальный проект, который всецело обязан сайту «Радио для себя». Мы даже не надеялись, что когда-нибудь мы пройдем по этой шаткой лестнице «Средства массовой информации» и однажды вдруг увидим в руках несколько видов «Лицензий». Поэтому – искренняя благодарность Сергею Комарову, генеральному директору ООО «Радиовещательные технологии » - это его удивительный оптимизм: «Делайте – и получится», нас вдохновил.


Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, нас поддержала. Евгений Велихов, президент Российского научного центра “Курчатовский институт”, Василий Симахин, Алексей Павлинов, Роман Фалалеев, Игорь Шаханов - помогли создать техническую базу. Игумения Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, Людмила Швецова, Елена Камбурова, Григорий Гладков, Лариса Белогурова, Валерий Шалавин, Сергей Степанов, Владислав Дружинин-режиссер, Леонид Кутсар-актер, Станислав Федосов-актер озвучили и озвучивают многие наши программы. Всем Вам, кто участвовал и участвует в создании Радио "Благо" наша любовь и благодарность.

Сохранился еще один источник све­дений о епископе - краткое упоминание в Патерике Киевского Печерского монастыря (20-е годы XIII века). Удивительно, но свидетельства этих двух источников резко противоречат друг другу.

Согласно Житию, Леонтий родился в Царьграде (Константи­нополе), столице Византийской империи , откуда и был отправлен в Ростов . Однако из послания епископа Владимирского Си­мона , одного из авторов Киево-Печерского патерика,

известно , что святой был пострижеником Киево-Печерской обители и, следовательно, русским. Исследователи, как правило, отдают предпочтение показаниям Патерика : дело в том, что Житие святого Леонтия было создано, вероятно, по инициативе князя Андрея Юрьевича Боголюбского , который именно в это время стремился к церковной независимости Ростова от Киева; следователь­но, можно полагать, что автор Жития, называя Леонтия греком, хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии . Неизвестно и то, когда именно Леонтий стал ростовским епископом. Житие называет его предшественников на ростовской кафедре - Феодора и Илариона. Однако оба они, не стерпев враждебности со стороны местных жителей, бежали из Ростова.
Леонтий первым стал утверждать новую веру в крае, насе­ленном славянскими и финно-угорскими племенами. Вероятнее всего, речь идет о 60-х или 70-х годах XI века. (Ранее этого времени христианство получило распространение только среди при­ближенных князя.) Житие сообщает, что Леонтий хорошо знал мерянский язык (меря - финно-угорское племя, жившее на территории Ростовского края). По-видимому, он выучил его, готовясь к пастырскому служению в Ростове.

О проповеди христианства среди язычников Житие рассказывает так. «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице , Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых». Это, однако, вызвало гнев местных жителей: «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить». Тогда произошло чудо. Епископ и все бывшие с ним священники облачились в ризы и вышли с крестами навстречу толпе. «И, увидев его, упали все замертво. Но святой своей молитвой cделал всех здоровыми, и научил верить в Христа, и крестил их в Святую Троицу».

Житие рассказывает, что вскоре после этого, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит сви­детельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи склонны больше доверять печерскому автору. Полагают, что Леонтий погиб во время антихристианского восстания, охватившего Северо-Восточную Русь около 1074 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Во всяком случае, умер Леонтий до 1088 года: под этим годом в летописи упомянут новый ростовский епископ Исайя.

Мощи святого Леонтия (как и его преемника Исаии) были открыты в 1164 году при постройке в Ростове Успенского собора . Первоначально была заложена небольшая церковь, рассказывает Житие . «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот, при копа­нии рва в передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому , пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в земле его такового сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. С этого времени начинается широкое прославление Леонтия Ростовского во всей Северо-Восточной Руси.

Церковь празднует память святого 23 мая (5 июня), в день обретения мощей.

Выходец из Руси, посетивший Иерусалим, известен в Константино­поле. Новгородскому архиепископу Антонию принадлежит обширная повесть о его поездке в столицу Византийской империи, в которой под­робно описаны местные святыни. Посещение Константинополя произо­шло до того, как Антоний постригся в 1190-х годах. Об иерусалимском паломнике Антоний пишет так:

«А оттоле на уболе святаго Георгия святый Леонтей поп русин лежит в теле, велик человек: той бо Леонтей трижды в Иеросалим пешь ходил». (13, 101‒102)

Выражение «велик человек» имеет двойной смысл. Леонтий трижды совершил пешее паломничество в Иерусалим, что поражало людей того времени, но при этом основным значением выражения было обозна­чение большой величины тела святого. Паломник был богатырского сло­жения.

Уболом Антоний называл портик, то есть дорогу, обрамлённую по обоим сторонам рядами колонн, перекрытых плитами. Портики погречески назывались за их вытянутый вид «емболой», так что было ис­пользовано местное название, звучащее по-русски как «убол». (13, 145) Нетленные мощи русского попа Леонтия лежали в каком-то храме, нахо­дившемся близ исторического центра Константинополя на обрамлён­ной портиками улице св. Георгия.

Самым известным из святых Георгиев был Георгий Победоносец - покровитель воинов. Название улицы выдаёт в её обитателях, почитав­ших мощи русского святого, русских наёмников. Во времена Антония русы уже не имели для византийской армии такого важного значения, как в X‒XI веках. Культ св. Леонтия сложился в предшествующую эпоху.

Антоний составил описание цареградских святынь спустя много лет после поездки по памяти. Он начинает свой рассказ с Софийского собо­ра, дойдя до золотого блюда, подаренного великой княгиней св. Ольгой, отвлекается, вспоминая населённый евреями Испигас на противополож­ном берегу Золотого Рога. Испигас был связан с пребыванием Ольги в Царьграде, что и вызвало этот краткий экскурс. Описывая службу в со­боре, Антоний вновь отвлекается на рассказ о службе в Неусыпающем монастыре, где в отличие от обычных монастырей монахи славили Бога круглосуточно.

После описания св. Софии следует рассказ о святынях царских золо­тых палат, то есть Большого императорского дворца и дворцовых церк­вей, - второго после Софийского собора хранилища реликвий. Здесь Антоний увидел Одигитрию письма евангелиста Луки. Ранее она находи­лась в специально для неё построенной церкви Одигитрии, стоявшей на берегу Босфора к востоку от Софийского собора. (13, 110‒111) В Боль­шой императорский дворец Одигитрия приносилась в середине пятой не­дели Великого поста и находилась там до Пасхи. (18, 105) Паломник по­бывал во дворце в это время.

Описав икону Одигитрии, Антоний переходит к перечислению бого­родичных реликвий, хранившихся в иных местах:

«И иных святых мощей много во златых полатах целовали же есмя, и об­раз пречистыя Богородицы Одигитрия, юже святый апостол Лука написал, иже ходит в град и Пятирицею в Лахернскую святую, к ней же Дух святый сходит. В той же церкви есть риза святыя Богородицы и посох ея сребром око­ван, и пояс ея во прикупной раце лежит. Ту есть во прикупной образ Спасов, его же Феодор христианин дал в поручение жидовину Аврамию; ту же есть гроб Симеона Богоприимца. В той же церкви под трапезою лежит Ияков, брат Господен; ту же и святый пророк Захария лежит». (18, 106 107)

Далее упоминаются ещё ряд святынь и церкви, расположенные во Влахернах: св. Фотинии Самаряныни, святых Космы и Дамиана, св. Анны. (18, 108‒111) Во Влахернской церкви, как и ранее, хранилась ико­на Одигитрии Влахернской, риза Богородицы. Пояс Богородицы, икона Спаса, которую Феодор отдавал на время в качестве заклада еврею Авраамию, мощи св. Симеона Богоприимца, апостола Иакова, брата Господ­ня, и пророка Захарии ранее находились в церкви Богородицы Халкопратийской. (18, 109)

В воспоминаниях Антония реалии разных церквей могли смешаться, но детальность его сказания говорит об ином. Императоры в эту эпоху предпочитали обитать во Влахернском дворце, и во Влахернскую цер­ковь были перенесены реликвии из пришедшей в упадок церкви Богоро­дицы Халкопратийской.

Рассказывая о мощах св. Феодора Стратилата, Антоний упоминает икону св. Иоанна Крестителя, что дало повод к воспоминанию о наличии среди влахернских святынь волос св. Иоанна Предтечи, то есть св. Иоан­на Крестителя, которые ранее также хранились в церкви Богородицы Халкопратийской. Затем рассказ переходит на частицы мощей Предтечи, хранившихся в Студийском монастыре, иные реликвии этого монастыря. (18, 112‒113)

Рассказу Антония присущ ассоциативный принцип. Дойдя до какого-нибудь характерного образа, он вспоминает сходные образы и переклю­чается на них. От Студийского монастыря, находившегося близ Золотых ворот, рассказ переходит к Манганскому монастырю св. Георгия, кото­рый был в противоположном конце города - на берегу Босфора - се­вернее церкви Одигитрии.

Затем приводится ещё один рассказ о св. Софии, упоминается близле­жащая церковь Богородицы у ипподрома, затем место действия переме­щается в середину города к церкви Апостолов. Антоний то описывает хоть и географически непоследовательно какой-либо из районов города, то перескакивает далеко в сторону, припоминая очередную реликвию.

Рассказ об улице св. Георгия обрамлён объектами, компактно распо­ложенными вблизи друг друга. Непосредственно рассказу предшествует упоминание церкви Воскресения Господня на Чёрном великом уболе. Она стояла вблизи западной оконечности ипподрома. (13, 110‒111) По­сле рассказа о Леонтии упоминается церковь св. Платона, которая стояла на «царском пути», идущем по дуге от ипподрома к Золотым воротам. По этой дороге двигались от Золотых ворот триумфальные военные ше­ствия, заканчиваясь на ипподроме. На форуме Тавра от «царского пути» ответвлялась и уходила в северо-западном направлении другая крупней­шая улица столицы Меса, то есть Средняя. Средняя улица выводила к са­мым северным воротам города - Харисийским (Андрианопольским). Церковь св. Платона стояла близ форума Тавра. Далее говорится о конце русского убола, где стояла церковь Сорока мучеников.

Городская пристань близ Золотых ворот называлась Ригион. Ворота из-за этого названия иногда называли Русийскими или Русскими. (18, 154) Близ церкви Сорока мучеников находился портик Рэгиев. (13, 110­111) И портик и церковь стояли примерно на половине пути до Золотых ворот южнее водопровода Валента. Русским уболом, то есть Русской улицей, Антоний именовал портик Рэгиев из-за его созвучия с именова­нием русов-ругов. После этого мысль Антония возвращается в сторону исторического центра, и он называет церковь св. Прокопия, стоявшую также на «царском пути», но относительно церкви св. Платона ближе к ипподрому. Затем происходит удаление далеко на север - к монастырю Пантократора и церкви св. Анастасии.

Улица св. Георгия находилась между ипподромом и форумом Тавра. К югу от участка «царского пути» между ипподромом и форумом Тавра был Великий чёрный убол, к северу - примечательный район, связан­ный с проживанием воинов.

К северу от Софийского собора территорию былого Акрополя на первом городском холме, где находилось здание сената, ныне занимает дворцовый комплекс Топкапы (в переводе с турецкого «пушечные во­рота»), или Сераль (в переводе с персидского «большой дворец»). Здесь жили турецкие султаны, а комплекс включал гарем, три внутренних дво­ра, тронные залы, покои султанской семьи и многочисленные служебные помещения. Н. П. Кондаков так описал примыкающий к первому холму район:

«Местность, занятая Сералем и имеющая вид неправильной трапеции, уже в ранние времена Византии представляла нечто целое и обособленное: она совмещает в себе Акрополь и Августеон (главная придворцовая площадь. - В.Т.), располагавшиеся в ней (как и Сераль) с северо-востока на юго-запад. На севере она замыкалась к берегу ровным пространством, носившим название Стратигиона, где прежде стояли войска и дворцовая гвардия, а теперь станция железной дороги. В этой стороне, но на Акрополе, находился мона­стырь великомученика Димитрия Солунского, патрона войск, заместившего собою бога Аполлона и его капище. С этой стороны побережье Золотого Рога имело гавань, а от неё тянулись кварталы сарацин, генуэзцев, амальфитян, пи­занцев и особенно еврейские - Константинопольское ghetto, и крайние ворота имени св. Евгения (Яли-Киоск) назывались также „жидовскими”». (13, 113)

В Афинах Стратегионом называли здание, в котором собирались военачальники-стратеги. (5, 1159) В Константинополе Стратегион зани­мал пятый квартал города и имел свой форум, то есть площадь, именовав­шуюся Военным полем. (18, 189) Здесь располагались казармы, одна из городских тюрем, и, судя по всему, вокруг форума находились правитель­ственные учреждения, заведовавшие воинскими делами.

Если император прибывал в столицу морем, то высаживался в гавани, примыкающей к Стратегиону, и через его форум следовал во дворец. (13, 162) Парадная царская дорога по обычаю того времени должна была быть оформлена портиком. Если «царский путь» от ипподрома к Золо­тым воротам на карте в данном районе вытянут в северо-западном на­правлении, то «воинская дорога» шла перпендикулярно к нему в северо-восточном направлении. «Воинская дорога» выходила к «царскому пути» в районе портика Константина с колонной Константина.

На плане раннесредневекового Константинополя в районе форума Стратегиона показан форум Феодосия, от которого путь шёл в северо-­восточном направлении к стоявшим на берегу Золотого Рога воротам Неория, позднее известных в качестве Красных ворот, ближайших с за­падной стороны к воротам св. Евгения - позднейшим Жидовским во­ротам. (27, 601; 18, 187) Далее вглубь Золотого Рога в прибрежных сте­нах были ворота Рыбные и Осуждённых, в названии которых сохранились воспоминания о рыбном торге близ гавани и тюрьме. (18, 187) Форум Феодосия со временем был переименован в форум Стратегиона.

Неорием называли порт античного Византия, примыкавшего к город­ским стенам. (28, 22) Здесь находилась гавань, судовые верфи, склады торговцев. Второй крупный комплекс портовых сооружений был на про­тивоположном берегу Золотого Рога. При угрозе морских нападений Золотой Рог перекрывался цепями, что защищало расположенные здесь порты.

Второй по значимости царский маршрут начинался от гавани и ворот Неория, вёл к форуму Стратегиона, оттуда - по улице к форуму Кон­стантина, а затем сворачивал налево, выводя по входившей в «царский путь» Аргиропратии к ипподрому. Аргиропратия, то есть улица сере­бряников, получила своё название по расположенным в портиках началь­ной части царского пути лавкам менял и ростовщиков, которые занима­лись и ювелирным делом.

Путь между форумами Стратегиона и Константина был оформлен портиком и проходил через воинский район. Церковь св. Димитрия Солунского стояла на склоне холма Акрополя внутри западной стены ан­тичного Византия, западнее которой начинался Стратегион. Если мы продолжим траекторию этой стены на юг, то попадём в начальную часть Аргиропратии, где стояла церковь св. Феодора Тирона, одного из самых популярных покровителей воинов.

Портик св. Георгия был связан с почитаемым воинами св. Георгием Победоносцем, и его следует отождествить с главным портиком военно­го района столицы, лежавшим между форумами Константина и Страте­гиона. Антоний описывал район, окружавший Аргиропратию. Вначале у него речь идёт о Чёрном великом уболе к югу от Аргиропратии, затем - об уболе Георгия - к северу от неё. Далее Антоний переходит к району форума Тавра и называет церковь св. Платона.

Рядом с церковью св. Феодора Тирона находилась церковь апостола Иоанна Богослова, поклонником которого были старорусские христиа­не. Русские военные наёмники ранее эпохи крещения Руси в Константи­нополе должны были селиться в районе Стратегиона и церкви апостола Иоанна Богослова, то есть в четвёртом и пятом кварталах города.

Святой Леонтий был почитаемым в воинском районе, имел богатыр­ское сложение и прославился своими хождениями в Иерусалим. Антоний попами называл как священников, так и монахов. (18, 183) Леонтий был либо монахом, либо священником. Этими чертами он близок Олаву Трюгвасону, прославленному воину-богатырю, ушедшему в монахи и бывавшему в Иерусалиме.

Олав при обращении в православие получил имя Иаков. Византий­ский святой имел другое имя. При уходе в монашество крёстное имя ме­няли на монашеское. Зачастую при этом брали имя, начинавшееся на ту же букву, что и прежнее. Но существовала ещё одна традиция, когда при­нимали имя своего духовного пастыря. Духовным пастырем Олава был митрополит Леонт, с которым он познакомился ещё на Афоне. Леон­тий - русская форма греческого имени Леонт. Одноимённость кон­стантинопольского святого и русского митрополита косвенно подтверж­дает тождество Олава Трюгвасона и св. Леонтия. Олав Трюгвасон скончался не позднее сентября 1007 года, был похоронен в Константи­нополе и прославлен в качестве святого Леонтия.

Олав под именем монаха Могуты трижды посетил Иерусалим. Кос­венно это подтверждается данными саг, в которых сообщается о его трёх­летней жизни в Иерусалиме. В 1003 году Олав вернулся из Рима на Русь и Иерусалим мог посещать в 1003‒1007 годы.

Первым из известных русских паломников в Иерусалим стал Марк Македонянин, руководивший русским посольством в Египет. Марк писал письмо Владимиру Святому из Александрии 19 марта 1003 года. Палом­ничество Марка в Иерусалим следует приурочить к Пасхе 28 марта. Со­гласно традиции, во вторник 23 марта он побывал на Иордане, а в среду 24 марта - на горе Гаваон.

Интерес переяславских монахов к Иерусалиму следует связать с тем, что в 1004 году иконоборцы ожидали конца свет. Эти ожидания привели к всплеску религиозных чувств среди христиан. В переяславском мона­стыре они вылились в еретические высказывания монаха Андреяна. (10, 341) Иконоборцами были старорусские христиане, и на Руси в 1004 ка­лендарном году шло религиозное брожение.

Олав летом 1000 года прибыл на службу в византийскую армию и по­бывал в Тарсе, где эта армия квартировала. Значительная часть пути на восток к Иерусалиму ему была известна. В 1000 году шли оживлённые мирные переговоры между Византией и Фатимидским халифатом. Для того чтобы оказаться в сентябре в Норвегии, Олав должен был покинуть византийскую армию не позднее начала августа. Около двух недель тре­бовалось, чтобы достичь морским путём Днепра, и около месяца, чтобы достичь Киева и пересечь Русь.

Русы были традиционными охранниками морских дипломатических миссий византийцев. Мир с мусульманами был заключён в июле, когда Олав ещё служил. Направление монаха Могуты-Олава в Иерусалим кос­венно свидетельствует о его участии в поездке в Каир в 1000 году.

Интенсивные сношения с Иерусалимом, в которых принял участие монах Могута, следует связать с проживанием в Константинополе иеру­салимского патриарха Ореста. Могута был опытным путешественником и удобной фигурой для исполнения дипломатических поручений, так как выдавал себя за руса. Русские же купцы были явлением для восточных стран обычным. К тому же богатырское сложение и боевые навыки были не лишними на кишевших разбойниками дорогам Палестины.

Орест умер в 1005 году. Могута прибыл в Константинополь с осен­ним караваном в сентябре 1003 года, когда по осенней эре шёл 1004 ка­лендарный год. Получив наставления от константинопольского и иеруса­лимского патриархов по поводу смущавших умы ожиданий конца света, Могута остался. Паломничества в Иерусалим обычно совершались на Пасху.

Три посещения Святой земли Могутой состоялись на пасхальные праздники 1004, 1005 и 1006 годов. В первые две поездки он выполнял поручения Ореста, в третью отвёз известие о его кончине. В 1004 году Пасха была 16 апреля, в 1005-м - 1 апреля, в 1006-м - 21 апреля. Как и Марк Македонянин, он совершал традиционный маршрут на Иордан, гору Гаваон, а на саму Пасху молился в храме Гроба Господня.

Нашем городе грядут торжества – 5 июня Православная Церковь чтит память святого Леонтия, епископа Ростовского, а также всех святых Ростово-Ярославской земли. До событий 1917 года Леонтьев день, приходившийся на 23 мая по старому стилю (совр. 5 июня), был в Ростове одним из самых торжественных в году . Он отмечался как день города.

В новейший период, с 1964 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) и решением Священного Синода РПЦ в день святого Леонтия Ростовского установлено празднование Собора ростовских и ярославских святых. Вместо ярмарки и гуляний владыка установил общегородской крестный ход, который уже не один год проходит от кремля к Спасо-Яковлевскому монастырю. Проходя по центральной улице Ростова к монастырю, в котором покоятся мощи сразу трех ростовских святых, крестный ход молитвенно освящает город и напоминает его жителям об угодниках Божиих, заступничеством которых он стоит.

Святой Леонтий – просветитель и покровитель нашей земли. Он один из самых почитаемых русских святых. К сожалению, сведения о нем скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Сохранилось более двухсот списков с его житием, что говорит о большой популярности и почитании святителя. Списки эти сохранились в двух основных редакциях, но сведения в них слишком разнятся.

Первая и самая древняя из сохранившихся редакций, как полагают, была создана в 60-е годы XII столетия - в период княжения в Ростове Андрея Боголюбского. Согласно этому житию, Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, был образованным для своего времени человеком и за великие добродетели поставлен епископом в Ростов. Известно, что Андрей Боголюбский стремился к церковной независимости Ростова от Киева. Желанием особо подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии, а не из Киева, объясняют некоторые исследователи создание именно такой версии жития Леонтия.

В основе другой редакции положены сведения епископа владимирского Симона. Он был пострижеником Киево-Печерской лавры - древнейшей русской обители. Став в 1215 году первым епископом Владимиро-Суздальской земли, он пишет послания, в которых рассказывает о великих подвижниках любимой им Печерской лавры. В одном из таких посланий, вошедших в состав Печерского патерика, он сообщает: «Из Печерского монастыря многие поставлены во епископов… Первый - Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престольник, которого неверные много мучили и били». Эти сведения относятся к 20-м годам XIII века. Из этого сообщения историки делают вывод, что святой Леонтий был русским, подвизался в лавре еще при жизни ее основателя Антония Печерского, был пострижен здесь и первым из печерских иноков был избран на епископское служение. Это произошло не позже 1051 года, потому что в этом году удостоился епископского сана и второй из пострижеников Антония - Илларион, митрополит Киевский.

Чтобы примирить две редакции, известный историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) допускает, что Леонтий мог быть греком, который пришел на Русь, жил в Киеве, принял здесь постриг, а после был поставлен епископом в Ростов, бывший центром огромной на тот момент территории.

Принято считать, что первым ростовским епископом был Федор, грек по происхождению, прибывший на кафедру в 991 году. Именно при нем строится первое деревянное здание Успенского собора. Не стерпев упрямства и вражды местного населения, Федор, а также прибывший за ним Илларион, тоже грек, оставили город, после чего некоторое время здесь не было епископа. Следующим архиереем в Ростове стал святой Леонтий. Он первым стал утверждать христианство в этом крае и имел результаты своих трудов. Нужно сказать, что в последнее время историки больше склоняются к мнению, что Ростовская епархия была образована в конце 60-х или в 70-е годы XI века при святом Леонтии, и он был ее первым епископом.

О проповеди христианства среди язычников в житии Леонтия говорится так: «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых».

Будучи изгнан жителями из города, в отличие от своих предшественников Леонтий не покинул их, а поселился за городом, на берегу ручья Брутовщина, при впадении его в озеро Неро. Здесь он построил для себя хижину, а позже и деревянный храм в честь Архистратига Михаила . Он приглашал к себе детей, угощал, занимался с ними и в такой непринужденной обстановке рассказывал о Христе.

То, что изгнанный епископ привлекает к себе детей, вызвало родительский гнев. «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить», - изгнать вообще из своих пределов. Но тут произошло чудо. Видя приступающую к храму разъяренную толпу, епископ сказал находившимся с ним служителям облачиться в священнические ризы. Облачился и сам. С крестом в руках он вышел навстречу разгневанным людям. Мы не знаем, что они увидели, но увиденное заставило их упасть на землю в страхе: «И, увидев его, упали все замертво». После этого случая жители уверовали во Христа и сами попросили Леонтия крестить их. Так в среде упорных язычников появились первые христиане. И хотя до повсеместного обращения ростовцев было очень далеко, но начало было положено.

После этого Житие сообщает, что, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой вскоре с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». Полагают, что святитель Леонтий погиб во время так называемого восстания волхвов, охватившего Северо-Восточную Русь около 1075-76 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом).

Мощи святителя Леонтия, как и его преемника святого Исайи, были открыты в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. При копании рва нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в его земле такого сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. Со временем в знак особого народного почитания мощи святителя были положены в золотую раку, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. Считается, что именно после этого случая во избежание и впредь надругательства над святыней мощи Леонтия были закопаны в землю, и потому сейчас пребывают под спудом в ростовском Успенском соборе.

Святому Леонтию Ростовскому молятся о даровании мудрости и терпения.

Приглашаем ростовцев поучаствовать в торжествах в честь святителя Леонтия и всех святых покровителей города. Праздничное богослужение, возглавляемое владыкой Кириллом, начнется 5 июня в 9.00 в Успенском соборе. По окончании его – крестный ход, в котором примут участие прихожане всех ростовских храмов. В Спасо-Яковлевском монастыре всем участникам будет предложена трапеза.

Мария РУБЦОВА, референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.