Как «строить» предложения на английском и разобраться во всех временных формах? Урок русского языка "Как мы строим предложения?" по программе "Гармония" (2-й класс) Какие виды планов существуют.

Существует ли возможность построить такую понятную систему, которая бы позволяла с легкостью строить предложения на английском и быстро разбираться во всех временных формах? Давайте посмотрим.

Вначале нужно разобраться, какие вообще существуют общепринятые стандарты, и каким образом можно не затеряться в кажущейся сложности во время обучения английскому языку.

Если посмотреть более подробно на структуру предложения в английском языке, то становится очевидно, что для того, чтобы быстро научиться лаконично и понятно выражаться, необходимо просто натренироваться распознавать подлежащее (кто делает?) и сказуемое (что делает?) в английском предложении.

В большинстве случаев в предложениях подлежащее следует перед сказуемым. Исключения составляют только вопросительные предложения. Но в любом случае, необходимо начать с простого. Таким образом, можно будет с легкостью научиться составлять предложения на английском.

Простота — залог успеха

Начнем с самого простого. Это будет та база, от которой нужно будет отталкиваться в дальнейшем. Ее понимание намного упростит работу по автоматизации постройки предложений в нашей голове на лету.

Стоит знать, что английские предложения, в отличие от русских, отличаются простотой, лаконичностью и краткостью. Быть может, это связано с английской ментальностью, но сейчас не об этом.

Длинные и очень сложные предложения на английском все-таки можно найти. Они встречаются в юридических текстах или в художественной литературе, т.е. там, где это целесообразно. Однако в живом общении длинные предложения встречаются крайне редко. Но для старта нужно отталкиваться от простого.

Давайте узнаем, что такое простое предложение в английском языке. Любое предложение строится для того, чтобы описать реальную жизненную ситуацию как можно четче.

Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо использовать слова для описания текущей ситуации и соединить их так, чтобы смысл передался как можно более емко. Если получается правильно передать смысл, то в голове у того, кому передается информация, получится образ одинаковой картинки.

В русском языке слова соединяются при помощи окончаний. Однако в английском языке ситуация совсем иная, здесь нет изменения множества окончаний.

С одной стороны, это упрощает процесс запоминания и изучения, а с другой — требует максимальной четкости в построении предложения и правильного использования предлогов.

Золотое правило

Итак, определим первое и самое главное правило — прямой порядок слов! Сначала говорится, кто делает, потом — что делает. В русском доступны любые вариации, например:

  • Мальчик ловит рыбу.
  • Рыбу ловит мальчик.
  • Ловит мальчик рыбу.
  • Ловит рыбу мальчик.

В английском языке всегда только один порядок слов — «A boy is catching some fish».
Запомните это золотое правило, с которого вы должны начать, изучая английский язык. Все завязано на глаголах (простых сказуемых). Они, конечно, будут стоять в какой-либо форме одного из английских времен (отсюда сразу можно понять, как использовать времена), трех наклонений и двух залогов. Для новичков пока главное понимать базово:

В английском строение предложения всегда следует определенной структуре:

  • Subject (кто/что?),
  • verb (что делает?),
  • object (кто/что? дополнение),
  • place (where?),
  • time (when?).

Например: «I like to walk with my dog in the park in the evening».

  • like to walk;
  • with my dog;
  • in the park;
  • in the evening.

Времена

У многих, начинающих учить язык , голова идет кругом от бесконечного множества временных форм . Если брать во внимание их все, то получается 16. Объясняется это тем, что система времен явно отличается от той, которая используется в русском языке. Конечно, есть и общие моменты, но основной козырь системы английских времен — это строгий порядок, логичность, подчинение законам грамматики и логики.

Но не так страшны времена, как их рисуют. Если вы овладеете хотя бы шестью наиболее потребляемыми, то сможете чувствовать себя уверенно практически в любой ситуации общения — это Present Simple, Past Simple, Future Simple, Present Continuous, Past Continuous, и Present Perfect.
Пример:

  • I go to work every day. — Present Simple (то, что происходит регулярно).
  • I went to work yesterday. — Past Simple (констатация факта в прошлом).
  • I will go to work tomorrow. — Future Simple (констатация факта в будущем).
  • I am going to work now. — Present Continuous (то, что происходит сейчас).
  • I was going to work when you called me. — Past Continuous (то, что происходило в определенный момент времени в прошлом).
  • I have already gone to work. — Present Perfect (неизвестно, когда действие происходило, но есть его результат в настоящем).

Что самое главное, так это необходимость запомнить то, что у каждой группы времен есть схожие характеристики и нормы образования смыслового глагола, а также принципы употребления, и это ключ к быстрому усвоению всех времен.

Как только вы сможете проводить параллели и почувствуете отличия, сможете использовать все времена без особого труда. Поэтому для начала просто постарайтесь запомнить, как строятся английские предложения группы Simple, начиная с Present (настоящего). Чрезвычайно удобно учить и запоминать грамматические времена, поместив их в таблицу.

Удобочитаемые таблицы времен присутствуют во всех учебниках, используемых в школе EnglishDom .

Итак, не стоит бояться никаких сложностей. Все начинается с простого, и все гениальное тоже просто. Поняв основные принципы построения предложения, можно в дальнейшем пристраивать и тренировать все времена, наклонения и залоги.

Главное — нельзя хвататься за все сразу. Только после того, как вы полностью усвоите для себя одно правило, двигайтесь к другому. Иногда повторяйте изученное, чтобы не забыть. Но то, что нельзя ни в коем случае забывать — это базовые принципы построения английского предложения. Итак, начать всегда просто — тренируйте навыки на простых предложениях, затем, по мере понимания, усложняйте их.

Большая и дружная семья EnglishDom

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цель:

  • закрепить умения составлять предложение из слов, оформлять предложение в письменной речи, выделять с помощью интонации в устной речи;
  • развивать орфографическую зоркость, память, речь учащихся;
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Оборудование: памятки о построении предложения, иллюстрации об осени, Доктор Айболит, Леший, Лесовичок, осенние листья с записанными на них правилами. Солнышко, круги, облако в конверте (для рефлексии), презентация к уроку (Приложение 1)

Ход урока

  1. Оргмомент

Посмотрите, дети, солнце заглянуло к нам в оконце, своим лучиком играет, на урок русского языка нас приглашает!
-Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте им улыбнемся и с интонацией радости поприветствуем их словами: «Доброе утро!»
-Ребята, покажите, какое у вас настроение, как солнышко или как тучка?
-Я желаю, чтобы хорошее настроение сопровождало вас в течение всего урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Как мы строим предложение». Сегодня мы продолжим работу с предложениями. Пользуясь памяткой, будем учиться составлять предложения и грамотно их записывать. (На доске прикреплена памятка).

  • Вырази в предложении мысль и чувство.
  • Расположи слова так, чтобы было понятно: о чём и что хочешь сказать.
  • Большой буквой обозначь начало, а точкой, восклицательным знаком или знаком вопроса его конец.
  • Произнеси предложение с интонацией конца мысли.

К тайнам построения предложений мы отправимся на паровозике «Пыхчу», будем путешествовать по станциям. Для этого нам нужно составить пассажирский состав. Мне кажется, что он похож на предложение. Проверим? Из чего состоит состав поезда? (Из вагонов).

А предложение? (Из слов).

Представьте, что вагончики – это слова. С чего начинается построение поезда? (С паровозика).

Это будет началом пассажирского состава. А у предложения есть начало? (Да).
-С какой буквы будем писать начало предложения?
-Вагончики связаны между собой? (Связаны специальным креплением)
-А слова в предложении как связаны? (По смыслу)
-Вместе или отдельно пишутся слова в предложении? (Отдельно).

(Построение пассажирского состава из паровозика и трёх вагонов, и чертим схему предложения, сравниваем).

Вы согласны с моим предположением, что пассажирский состав и предложение похожи? (Согласны).
-Теперь паровозик « Пыхчу» приглашает вас в путь. «Пыхчу, пыхчу, ворчу, ворчу, стоять на месте не хочу!», - говорит он нам.
-Кто знает правила поведения в поезде? (Повторение правил поведения в поезде).

«Торопится поезд, колеса стучат.
А в поезде этом ребята сидят»

Первая станция «Проверяй-ка».

  1. Проверка домашнего задания стр. 83 упражнение № 187.

(Три: о дожде, о ветре, о кошках)
-Давайте вспомним, что мы еще знаем о предложении?
-Что выражает предложение?
-Как мы произносим предложение? (С интонацией)
-Для чего в устной речи нужна интонация? (Украшает речь, показывает конец предложения)
-А как на письме обозначаем конец предложения? (Ставим точку, восклицательный знак, вопросительный знак).

Молодцы, хорошие знания показали о предложении, а теперь посмотрим, как грамотно вы умеете писать.

Работа в тетради.

Каллиграфическая строка. Словарная работа.

«Торопится поезд, бежит паровоз.
Наших ребят в огород он привез».

Станция «Наблюдай-ка».

Какое время года сейчас?
-Главное достоинство осени – урожай. Доктор Айболит, житель этой станции решил проверить, знаете ли вы тех, кто на огороде и в лесу растет, и здоровье всем несет.
-На партах у вас лежат карточки, прочитайте слова и распределите их по группам:

  • 1 вариант – выпишите слова, обозначающие овощи;
  • 2 вариант – выпишите слова, обозначающие фрукты.

Кто затрудняется в выполнении этого задания, выпишите любые 8 слов.

На карточках: К..ртофель, астра, м...рковь, ябл...ко, яг...да, г...рох, п...мидор, груш..., к...пуста, ап...льсин, м...ндарин, л...мон, ...гурец, р...диска, ананас.

Кто справился с заданием, разгадайте кроссворд.
-Узнайте, какие ягоды положили в ведёрочко? (У детей на партах лежат нарисованные ведерочки – кроссворды с окончаниями –-ика. Дети записывают отгадки: земляника, голубика, ежевика, черника, брусника, костяника.)

Взаимопроверка. Один человек диктует, остальные проверяют.

Ребята, а за что человек ценит овощи, фрукты и ягоды? (Много витаминов)
-Доктор Айболит даёт вам совет такой:

«Всегда хорошо мой
Овощи, фрукты и ягоды перед едой.
Да и руки нужно с мылом мыть,
Чтоб микробов победить».

(Дети показывают кружки: красный, синий или зелёный).

Паровозик наш не может на месте стоять, отправляемся дальше в «тайны русского язык».

  1. Физкультминутка

«Пыхчу, пыхчу, ворчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу.»

Вдох, «Ту – ту» - выдох, вдох, «Ту – ту!» - выдох.
Бег, высоко поднимаем колени.

Бежит, несётся паровоз в осенний лес, на станцию «Составляй-ка» нас привёз. Спокойная ходьба, руки поднимаем вверх, опускаем».

  1. Письмо по памяти

Радуются люди хорошему урожаю, но осенью приходит грусть – впереди долгая зима. А.С. Пушкин писал: (Учитель открывает доску, запись слов перепутана).

  • «Дышало, небо,
  • Уж, осенью,
  • блистало, реже,
  • Уж, солнышко».

Ребята, проказник Леший перепутал слова, давайте восстановим предложения, для этого используйте памятку.
-О чём говорится в первом предложении?
-О чём говорится во втором предложении?
-На этой станции живёт ещё Лесовичок, он следит за порядком в лесу, давайте посмотрим, правильно ли мы составили предложения?

На доске запись:

«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало …»).

Молодцы, хорошо справились с заданием. А какие орфограммы встретились в тексте, объясните их написание? (Правописание разделительного мягкого знака, парной согласной, правописание окончаний - подставляем местоимение оно- солнышко, небо».

  1. Письмо по памяти.

Рефлексия. Дети оценивают свою работу.

Ребята, а сейчас узнаем, все ли слова, группы слов, которые начинаются с большой буквы и заканчиваются точкой, предложения?

  1. Работа по тетради - задачнику (страница 51 упражнение № 195).

Соблюдая интонацию конца мысли, прочитайте тексты в синих овалах и подумайте, предложения это или группа слов?
-Что должно быть выражено в предложении? (Мысль, чувство).
-Ребята, прочитайте предложение, состоящее из одного слова? (Тихо.).
-А какие бы вы ещё составили предложения к этому тексту?
-Исправьте написанное так, как показано на странице тетради - задачника внизу.

Самостоятельная работа. Проверка.

Сколько у вас получилось предложений? (4).

Запись одного предложения в тетрадь. Обобщение. Чтение памятки на странице 84 учебника.

Большая буква и точка сами не превращают слова в предложение. В предложении о ком-то или о чём-то говорится, выражается какая-то мысль.

Рефлексия.

  1. Домашнее задание.

Осенью всё в природе преображается: птицы улетают, листья опадают. А как же готовятся к холодам звери, узнаете из упражнения № 196 на странице 52.
-Прочитайте текст, найдите границы предложений: начало, конец, пользуйтесь изученной памяткой построения предложений.

  1. Творческая работа

(На доске иллюстрации об осени).

Прекрасен осенний лес, так и хочется рассказать о нём, составьте предложения. (Дети составляют предложения)
- Ребята, одно предложение рассыпалось, давайте его соберём.

(На доске карточки со словами В, УБОРЕ, ЗОЛОТОМ, СТОЯТ, БЕРЁЗЫ). В этом нам помогут вопросы: В каком? В чём? Что делают? Что?

Запись предложения под диктовку.

В золотом уборе стоят берёзы.

  1. Подведение итогов

Молодцы ребята, порадовали Лесовичка, ведь он нас в лесу сопровождал и совет такой нам дал: «Вы, ребята, приходите, но деревья не губите. Украшает землю лес. Чистит воздух до небес! Лес – лучший наряд земли!»
-А вот нашу речь украшают правильные, грамотно составленные предложения.
-Давайте вспомним правила, которые мы должны знать при построении предложений.

Повторение памятки.

(На четырёх осенних листочках записано:

  • Начало предложения пишется с большой буквы.
  • В конце предложения ставь точку, восклицательный или вопросительный знаки.
  • Слова в предложении пишутся отдельно, связаны между собой по смыслу.
  • Предложение выражает законченную мысль).

Рефлексия.

«Бежит, несётся паровоз,
В 7 школу нас привёз».

Понравилось вам путешествие?
-Комфортно или не комфортно чувствовали себя на уроке?
-Покажите, какое настроение было у вас во время урока? (дети показывают солнышко или тучку)
-Какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке?
-А какую бы оценку за ведение урока поставили мне?
-Спасибо всем за хорошую работу!

Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Составляем структуру правильно: подробная инструкция

Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

С чего начать и как закончить:

  1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
  2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
  3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
  4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
  5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

Несколько советов на дорожку:

  1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
  2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
  3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
  4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
  5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с , материал будет приятно читать.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Как жанр статьи влияет на создание структуры?

Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

  1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
  2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

Типичные ошибки + примеры

В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся и готовы вам помочь.

А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

  1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
  2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
  3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
  4. Пропущены вступление, заключение.
  5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
  6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
  7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

  1. Когда ребенок учится говорить?
  2. Ребенок не говорит.
  3. Что нужно говорить малышу?
  4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
  5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

Какие ошибки здесь допущены:

  • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
  • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
  • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
  • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

А вот исправленная версия:

  • Вступление.
  • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
    • чтение вслух,
    • развивающие скороговорки,
    • артикуляционная гимнастика,
    • много общения,
    • словесные игры.
  • Почему ребенок не разговаривает?
  • Типичные ошибки родителей:
    • назойливое обучение,
    • недостаток внимания.
  • Заключение.

Учитесь писать подобные тексты для , чтобы зарабатывать.

Заключение

План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

Я желаю вам удачи!

Тема: Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них.

Цель: Расширение и накопление речевого опыта младших школьников.

Задачи: Обучающие: способствовать формированию умений наблюдать за интонацией вопросительных предложений, выделять специальные вопросительные слова, строить точные ответы с учетом этих слов.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления, эмоционально-волевой, потребностно - мотивационной сфер, умения анализировать информацию, делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры речи, коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, умело пользоваться русским языком.

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение, оценивать свои достижения.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в учебнике, строить несложные рассуждения, делать выводы.

Коммуникативые УУД:

Уметь работать в паре; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения.

Предметные УУД:

Различать виды предложений по цели и интонации. Строить разные по цели и интонации предложения для решения определенных речевых задач: для ответа на заданный вопрос, для выражения своего отношения к чему-либо, для передачи своих мыслей и чувств.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация.

ход урока.

1 Организационный момент.

2. минутка чистописания.

Р – начинаем писать с середины рабочей строки, спускаемся вниз до середины следующей рабочей строки, поднимаемся вверх по прямой, не доходя до середины строки пишем маленькую прямую с закруглением вверху и внизу.

2.Определение темы, цели урока

Перед вами карточки с буквами. Определим тему урока, выполнив задания в карточке:

1.-Зачеркните букву, обозначающую звонкий, всегда мягкий согласный

Зачеркните гласную букву, которая обозначает твёрдость согласных

2р.-Зачеркните букву, которая обозначает глухой, всегда мягкий согласный

Зачеркните букву, являющуюся последней в алфавите

3р.-Зачеркните буквы парных согласных

Зачеркните букву, стоящую первой в алфавите

Соедините буквы в строчках, начиная с верхней строки, прочитайте, что получилось?

Какая тема урока?(Предложения….)

Как вы думаете: а мы уже всё знаем о предложении?

Какую цель поставим перед собой сегодня? Что будем узнавать?

Сегодня мы продолжим работать над предложением. Прочитайте тему урока. Чему еще мы будем научиться?

Задача урока: научиться правильно задавать вопросы и отвечать на них. Слайд 7

Работа в парах. Слайд 8

упр.216

1. Ты читал эту книжку?

2. Ты читал эту книжку?

Какие ответы можно получить на первый вопрос? На второй вопрос?

Как вы думаете, почему в этих предложениях выделены синим цветом слова?

Почему же так происходит – вопрос один, а ответы – разные?

Прочитаем сообщение, которое нам предлагают авторы учебника.

Вы согласны с выводом в учебнике? Он совпадает с вашим мнением?

Задайте вопросы друг другу, выделяя голосом указанные слова, и получите ответ.

Почему же вопрос один, а ответы разные?

Вывод: в устной речи мы в предложении выделяем какое-то слово больше других. Это слово обычно особенно важно по смыслу. Если оно выделено в вопросе, то часто и подсказывает ответ.

Фронтальная работа. Слайд 9

упр.217 -Теперь я предлагаю вам понаблюдать за такими выделенными словами. Прочитайте задание к упражнению

(Учащиеся читают предложения. Необходимо следить за правильностью выделения голосом нужных слов. Понятие «логическое ударение» пока детям не даётся).

Дайте короткие устные ответы на эти вопросы.

Запишите их в тетрадь отдельными словами.

Какие ответы вы записали?

(Коллективная проверка).

Назовите все орфограммы, которые вам встретились в данных словах.

Прочитайте выразительно вопросы и дайте на них короткие ответы.

    Откуда дядя Фёдор писал письма родителям?

    У кого из животных костяной панцирь?

    Когда опадают листья?

    После какого дня недели идёт понедельник?

    Что кладут в щи?

Запись в тетради:

    К.И.Чуковский.

    Из Простоквашино.

    У черепахи.

    Осенью.

    После воскресенья.

    Капусту.

На вопросы 4 и 6 дайте полные ответы. Запишите их.

Как будете действовать при написании предложений?

Обозначьте остальные орфограммы.

Какие слова помогли вам ответить на вопросы? Это специальные вопросительные слова. Они подсказывают, какие слова в ответе будут главными и чаще всего располагаются в начале вопроса. А где располагаются главные слова ответа?

Кто теперь сделает вывод?

Вывод: известная из вопроса информация выносится в начало предложения, а главные слова ответа обычно ставят в конец предложения. А то, каким словам стать главными нам помогают вопросительные слова.

Ребята, в этом сообщении говорится ещё и о вопросительных словах. Вы можете сказать, какие это слова?

Как они работают?

(Они подсказывают, о чём говорить в ответе).

Некоторые из вопросительных слов я записала на доске. Прочитайте их, пожалуйста.

Кто? Чего? Зачем?

Что? Какой? Почему?

Кого? Как? Где?

Какие из них нам сегодня помогали отвечать на вопросы в упражнении 217?

Какое слово я не записала?

(Откуда?)

Молодцы, вы очень внимательны.

Скажите, пожалуйста, теперь вы можете объяснить почему тема нашего урока звучит так: «Как спросишь – так и отвечу»?

(Объяснения детей).

7. Первичное закрепление изученного.

Викторина.

Вы знаете, что такое викторина? Прочитайте вопросы упр.219

У кого родятся детёныши в листопад?

Попробуем переставить слова и выбрать самый лучший вариант.

В листопад родятся детёныши у зайца.

В листопад детёныши родятся у зайца.

Куда на зиму прячутся бабочки и комары?

Бабочки и комары на зиму прячутся

5. Рефлексия. Что интересного узнали на уроке? Оцените свое настроение на уроке смайликами.

Как строятся вопросительные предложения? (Какие слова используются?)

Какие вопросительные слова вы знаете? Что они подсказывают?

4. Домашнее задание.

Дома вы попробуете составить вопросы для викторины, можно 1 вопрос, а можно 2. Напишете вопрос, обдумаете и запишете полный ответ.

Кому будет трудно составить вопрос самостоятельно, найдите в его в книгах-энциклопедиях.

Ребята, мы учились на уроке строить вопросительные предложения и правильно отвечать на них. Что вызвало у вас затруднения? Что было непонятно?

Попробуйте оценить свою работу на уроке и поставить себе оценку на полях в тетради.

Я благодарю вас за урок и прошу дома придумать вопросы для викторины. Если вам будет сложно, воспользуйтесь упражнением 220 стр.112.

Итак, текст представляет собой целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец как её завершение. Это сложное коммуникативное единство содержательной стороны и показателей его организации.

1. Целостность как свойство текста предполагает наличие у данной единицы какой-либо единой темы повествования. Эта тема может быть сформулирована как заглавие. Придумать заглавие к тексту крайне сложно, ведь оно должно, с одной стороны, отражать содержание всего текста, а с другой - быть воспринятым адресатом речи, понятным ему.

    Приведём в качестве примера школьное сочинение:

    Мой дом

    Мы живём в большом доме на пятом этаже. У нас две комнаты и кухня. В большой комнате живёт моя бабушка и я. Бабушка была врачом. Она работала в Ростове. А потом переехала к нам. Сейчас она болеет. Мама даже боится, что её надо положить в больницу. Там за ней лучше будут ухаживать. И мы не будем волноваться, вдруг с ней что-то случится. Ведь я всё время в школе, а мама с папой на работе. В спальне живут мама и папа. А в кухне мы едим и пьем чай.

Если рассмотреть это явно неудачное в целом сочинение с точки зрения соотношения текста и заглавия, то можно констатировать определённое несоответствие. В тексте речь идёт в основном о бабушке ученика, тогда как заголовок ориентирует нас на описание дома, в котором живёт эта семья.

Наверное, каждый сталкивался с подобного рода замечаниями учителя по тексту собственных сочинений. Так, частотной ошибкой является пересказ произведения художественной литературы, тогда как заглавие ориентирует автора на анализ текста, образов героев и т.д.

2. Текст обязательно должен иметь композицию , должен быть построен по определённому плану , который обычно имеет трёхчастную структуру - зачин, среднюю часть (развёртывание мысли) и концовку.

3. Внутри текста, особенно большого и сложного, можно выделить составляющие его компоненты - сложные синтаксические целые, или сверхфразовые единства (в большом тексте это главы, параграфы и т.д.). Это группа предложений, которая раскрывает микротему текста и, в свою очередь, имеет зачин, развитие мысли и концовку. В пределах одного сложного синтаксического целого (сверхфразового единства) каждое следующее предложение как бы отвечает на вопрос, возникающий при чтении предшествующего предложения. Невозможность задать вопрос к следующему предложению означает завершение сложного синтаксического целого.

    В качестве примера приведём один абзац из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

    Неожиданная весть сильно поразила меня. Комендант Нижнеозёрной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком: месяца за два перед тем проезжал он из Оренбурга с молодой своей женой и останавливался у Ивана Кузмича. Нижнеозёрная крепость находилась от нашей крепости верстах в двадцати пяти. С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва.

    После прочтения первого предложения: Неожиданная весть сильно поразила меня - можно задать вопрос: Почему это известие поразило меня? Как бы ответом на этот вопрос будут следующие две фразы: Комендант Нижнеозёрной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком: месяца за два перед тем проезжал он из Оренбурга с молодой своей женой и останавливался у Ивана Кузмича. Нижнеозёрная крепость находилась от нашей крепости верстах в двадцати пяти. Какой вывод следует из этого? Ответ - в четвёртом предложении: С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва. Далее можно поставить вопрос: Что в такой ситуации кажется мне особенно опасным? Ответ: Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.

    Легко заметить, что данный отрывок из повести А.С. Пушкина не воспринимается как абсолютно законченный текст. В первом предложении абзаца явно содержится отсылка к предыдущему повествованию (неожиданная весть ). Последнее предложение абзаца также делает возможным продолжение повествования. Именно этим и обеспечивается связь сложных синтаксических целых в единый макротекст.

    Вместе с тем законченность данного текста легко проследить, прочитав следующий за последним предложением отрывок:

    - Послушайте, Иван Кузмич! - сказал я коменданту. - Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин. Отправьте их в Оренбург, если дорога ещё свободна, или в отдалённую, более надёжную крепость, куда злодеи не успели бы достигнуть.

    С одной стороны, этот микротекст содержит мысли, непосредственно связанные с предыдущим микротекстом, однако содержание нового микротекста не является ответом на вопросы, которые можно было бы поставить к последнему предложению предыдущего микротекста (Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло. ) Что именно представилось? Почему сердце замерло?

    Следует помнить, что все вопросы, которые можно задать внутри сложного синтаксического целого, должны быть существенными для развития текста. Если же они носят чисто ассоциативный характер, то текст оказывается разорванным. В нём будет отсутствовать развитие мысли. Это легко проследить на примере приведённого выше сочинения «Мой дом». В целом в плохих сочинениях нет микротем, нет сложных синтаксических целых. Есть только набор отдельных предложений, в лучшем случае связанных только по ассоциации.

4. В тексте всё взаимосвязано, в том числе сложные синтаксические целые и отдельные предложения в них. Существуют различные средства межфразовой связи . Назовём основные из таких средств:

    предметная связь (отдельные части текста объединяются именами людей, названиями описываемых предметов);

    временная связь (наличие в тексте единого временного пространства). Временное единство выражается грамматически и лексически: в 1961 году, сначала-потом; утром-вечером и т.д. Обратите особое внимание на грамматическое единство времени. Смена времени всегда должна быть оправданной! Одной из самых частых ошибок в школьных сочинениях является немотивированный переход от настоящего времени к прошедшему, и наоборот: Вчера по первому каналу показывали мой любимый фильм «Крепкий орешек». Я смотрю этот фильм уже седьмой раз ;

    пространственная связь (в нашем городе, там, здесь и т.д.);

    порядок слов .

    В письменном повествовательном тексте предложение обычно начинается с темы, предмета сообщения, чего-либо известного (из предыдущего высказывания) или менее значимого в содержательном плане. А заканчивается предложение обычно новой, наиболее значимой в данном контексте и ситуации информацией. Распределение известного и нового, менее и более значимого зависит от текстового целого. Наиболее распространённым является такой порядок слов. Та информация, которая была новой, наиболее значимой и располагалась в конце в предшествующем предложении, в последующем предложении становится известной, менее значимой и поэтому перемещается в начало.

    Например: На другой день я проснулся с головной болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия. Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая (Пушкин). В первом предложении содержательным центром, наиболее значимой является информация о том, что Петр Гринёв (автор повествования) проснулся с головной болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия . Не случайно эта информация расположена во второй части предложения и при произнесении высказывания вслух отделяется от менее значимой информации (на другой день ) паузой. Во втором предложении вторая часть первого предложения получает выражение в словосочетании размышления мои . Эта информация уже известна и менее значима, поэтому она располагается в начале. Новая же информация: были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая - помещается в конце.

    Ср.: нарушение порядка слов в отрывке из школьного сочинения: Я люблю книги о войне. Я узнаю о героях из них; правильный порядок слов: Я люблю книги о войне. Из них я узнаю о героях;

    замена существительных, прилагательных, уже известных по предшествующему тексту на местоимения и местоименные наречия (он, это, тогда, там и др.):

    Аннушка проворно ушла в лес. Касьян поглядел за нею вслед, потом потупился и усмехнулся. В этой долгой усмешке, в немногих словах, сказанных им Аннушке, в самом звуке его голоса, когда он заговорил с ней, была неизъяснимая, страстная любовь и нежность (Тургенев).

    Но не злоупотребляйте местоименными словами и следите за тем, чтобы их употребление не создавало двусмысленности.

    Ср.: В течение трёх дней хозяева должны забрать собак из питомника. В противном случае их умерщвляют;

    Обратите внимание , что в деловых текстах подобная замена не допускается.

    сочинительные союзы (и, а, но, однако и др.):

    Тётка проснулась, вскочила и, не сходя с матрасика, залилась воющим лаем. Ей уже казалось, что кричит не Иван Иваныч, а какой-то другой, посторонний. И почему-то в сарайчике опять хрюкнула свинья. Но вот послышалось шарканье туфель, и в комнату вошёл хозяин в халате и со свечой (Чехов).

    Однако использование союзов должно быть действительно необходимым. Так, в устных ответах и в сочинениях школьники часто злоупотребляют союзами, прежде всего - союзами и, а , причём без учёта их значения:

    Сначала он жил в поместье отца. А затем поехал служить в Белогорскую крепость. А там он влюбился в Машу. А Маша его тоже полюбила;

    специальные текстовые скрепы , прежде всего - вводные слова (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, с одной стороны, с другой стороны, в частности, например и др.):

    Листва уже начинала желтеть. Во-первых, мы были довольно высоко над уровнем моря, а, во-вторых, во времени мы как бы перенеслись вперёд (Арсеньев);

    неспециальные средства связи , в частности, повтор:

    Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто , в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим, по крайней мере, муромским разбойникам? (Пушкин).

    Обратите внимание: повтор обязательно должен быть содержательно и стилистически оправданным. Иначе он будет восприниматься как стилистическая ошибка!

    красная строка , абзацное членение в письменном тексте.

    Эксперименты показывают, что без красных строк текст с трудом воспринимается и осмысляется. Чаще всего (при всей специфичности различных текстов) абзац совпадает с сверхфразовым единством. Красная строка обычно подчёркивает начало развёртывания новой мысли. При этом очень важную роль играет первая фраза нового абзаца. Это своего рода «конспект» всего сверхфразового единства.

    Обратите внимание на структуру и первую фразу абзаца главы «Суд» из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина:

    Марья Ивановна мучилась более всех. Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницей моего несчастия. Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти.

Можно выделить и другие средства межфразовой связи (см., например, книги: Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980; Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М., 1983; Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М., 1998; Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2001). Их использование во многом определяется типом текста, конкретными задачами, которые ставит перед собой автор. Но наличие таких связей обязательно, иначе совокупность предложений будет восприниматься как простой набор предложений, а не единый текст.