Где находится свенский монастырь. Брянск

Свято-Успенский Свенский монастырь, расположенный на окраине Брянска в Супонево, является одним из древнейших русских монастырей.

Он основан в 1288 году Черниговским князем Романом Михайловичем, на том месте где произошло чудесное исцеление от слепоты после молитвы перед иконой Богоматери Печёрской, доставленой из .

После революции 1917 года монастырь был разорен. С 1992 года он вновь передан церкви и постепенно восстанавливается.

В начале 2010-х восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских. Храм на этом месте был основан ещё при Иване Грозном.

Первоначально выстроенный храм быстро обветшал и в 1677 - 1681 годах был перестроен заново. С различными, порой весьма значительными переделками тот храм вошел в 20-й век, но в конце 1920-х годов стараниями большевиков был превращен в руины. Восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских к 2012 году.

Восстанавливается и Успенский собор, бывший ранее самым величественным храмом Свенского монастыря. Разрушенный в начале 1930-х годов прежний собор был освящённ в 1758 году. А впервые каменный храм Успения был построен на этом месте в 1567 году тверским зодчим Гавриилом Маковым по приказу Ивана Грозного.

Встречает всех входящих в монастырь Сретенская церковь, построенная в конце 17 века на том месте, где великому князю Роману Михайловичу пришло первое облегчение от болезни и слепоты после молитвы перед иконой Божией Матери Печерской.

Над западными, закрытыми сейчас, воротами монастыря в 1742 году на средства брянского купечества построена пятиярусная церковь Спаса Преображения.

Сохранился построеный в 1881 году настоятельский дом.

Колокольня монастыря не сохранилась до наших дней и потому сейчас здесь выполнена временная деревянная звонница.

Выдержана в стилистике башен ограды монастыря водонапорная башня 2002 года постройки.

За свою историю Свенский монастырь не раз подвергался разорению, так как находился на самой окраине Руси.

В 1583-м году его сожгли литовцы, в 1607-м разграбили отряды Лжедмитрия II, а в 1664-м опустошили крымские татары.

Тем не менее, к 18 веку Свенский Успенский монастырь стал одним из крупнейших на юго-западе Руси.

В 1764 году после секуляризации монастырских земель владения монастыря были существены сокращены и монастырь стал испытывать некоторые финансовые затруднения, так что монастырю стало непросто даже содержать живущих в нем монахов.

К началу 20 века в монастыре несли службу 100 монахов. Но после революции 1917 года годы монастыря были сочтены. В 1926 году монастырь был окончательно закрыт, а в 1930 Успенский собор был взорван. При этом пострадали и многие иные монастырские постройки и монастырское кладбище.

Лишь в 1970-х годах началась реставрация монастыря и в 1988 году он открыл свои двери для посетителей в качестве филиала Брянского краеведческого музея.

В 1992 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви и по сей день здесь продолжается восстановление храмов и благоустройство территории.

Вокруг стен монастыря, по которым расставлены 6 башен, ведёт хорошо натоптанная "народная тропа".

Рядом - большой яблоневый сад.

Стены Свенского монастыря и пейзажи возле него являются любимым местом брянских, в том числе свадебных, фотографов.

Свенский монастырь стоит на высоком берегу над рекой и со стороны его южной стены открывается прекрасная панорама.

Хочется надеяться, что сил и средств на восстановление монастыря во всем его прежнем великолепии у братии монастыря хватит, и вскоре здесь не только завершится воссоздание Успенского собора, но и поднимется разрушенная в лихие 1930-е годы колокольня.

Востановление медленно но поступательно движется. На панораме ниже и на странице можно увидеть некоторую динамику за 2 года.

До монастыря можно доехать:

  • От железнодорожного вокзала Брянска на троллейбусе №1 до конечной «Телецентр», далее пройти минирынок на остановку автобуса №7, идушего в п. Супонево до остановки «Свенский монастырь».
  • От автовокзала г. Брянска на автобусе №7 до остановки «Свенский монастырь».
  • Маршрутки №№ 45, 36 до остановки «Свенский монастырь».

Кстати от Москвы до Брянска поезд идет от 4,5 до 6 часов с Киевского вокзала.

Подробную информацию о монастыре можно получить на сайте Свенского Успенского монастыря .

2014, 2016 Мочалов Артём

Успенский Свенский монастырь г. Брянска, расположен на высоком берегу р. Десны в месте впадения р. Свени. Это один из древнейших монастырей в России. Расположенный на юго-западе Руси, за свою историю он претерпел немало испытаний, но сохранился до нашего времени.

История постройки

Основания монастыря относят к 1288 году и связано оно со следующим чудом. Брянский князь Роман Михайлович ослеп. Желая получить исцеление, он приказал доставить в Брянск икону Божией Матери из Киево-Печерского монастыря. По прибытии в город повозка с иконой остановилась именно на том месте, где будет основан Свенский монастырь, а князь получает исцеление.

Свято-Успенский Свенский монастырь, Брянская область

Сама икона осталась в монастыре и прославилась в дальнейшем многими чудесами, получив название Свенская. А дальнейшая судьба обители складывалась следующим образом:

  • князь Роман Михайлович заложил деревянную Успенскую церковь, в которой и был погребен, при его жизни в монастыре уже проживало 70 монахов и послушников;
  • в XVI веке началось каменное строительство в обители: в 1566 году возведен храм в честь св. прп. Антония и Феодосия Печерских, в 1578 году возведен Успенский собор, а также каменная колокольня;
  • в течение XVII века обитель не раз подвергалась разорению, то со стороны литовцев, то со стороны крымских татар, а в 1664 г. монастырь был сожжен крымскими татарами, все деревянные постройки сгорели, а храмы были сильно повреждены;
  • в 1682 году Свенская обитель была приписана к Киево-Печерскому монастырю, так как самостоятельно уже не могла поддерживать в должном состоянии все постройки;
  • надвратная Сретенская церковь была построена в 1678 году;
  • новый Успенский собор был воздвигнут в 1758 году;
  • в 1764 г. Свенский Успенский монастырь г. Брянска обнесен каменной оградой высотой от 5,5 до 8 м.

С приходом к власти большевиков монастырь был закрыт, главная святыня Свенская икона Божией Матери передана в Третьяковскую галерею. В 1930 году взорван Успенский собор, повреждена церковь прп. Антония и Феодосия и колокольня. Став филиалом Брянского областного краеведческого музея Свенская обитель начала восстанавливаться с 1970 года и в 1988 году смогла принимать первых посетителей.

Новая страница в истории Свенского монастыря г. Брянска открылась в 1992 году, когда его передали Церкви и началось возрождение обители.

Интересный факт! Находясь в Свенском монастыре в 1708 году, Петр I узнал о предательстве Мазепы. Долгое время на территории монастыря сохранялся домик Петра, где государь останавливался, когда пребывал в обители.

Описание архитектуры

Из дореволюционных построек монастыря хорошо сохранилась стена, разрушенная только частично и восстановленная в 2011 году. Храм надвратный Сретенский выкрашен в розовый цвет и имеет несколько главок. Церковь прп. Антония и Феодосия Печерских восстановлена, так как была полностью разрушена. Это однокупольная церковь без столпа.

Церковь Антония и Феодосия Печерских в Успенском Свенском монастыре

Преображенская церковь (построена в 1742 г.) - пятиярусная башня над вратами, у которой нижние ярусы квадратные, а верхние круглые. Восстановлен также и главный храм обители - Успенский собор. На деньги жертвователей восстановление его осуществилось в течение последних нескольких лет. В соборе установлен 22 метровый иконостас. Иконы в нем именные, т. е. написаны на пожертвования тех, кто жертвовал на каждую конкретную икону.

Важно! К концу XIX века монастырь обладал довольно большой библиотекой, в которой была неплохая коллекция старопечатных книг XVI - XVII веков. К сожалению, большая часть книг погибла во времена советского лихолетья.

Престольные праздники и святыни

В монастыре несколько престольных праздников:

  • 19 августа Преображение Господне;
  • 28 августа Успение Божией Матери;
  • 15 мая память прп. Антония Печерского;
  • 26 июля память прп. Феодосия Печерского;
  • 15 февраля Сретение Господне.

В возрожденной обители не так ещё много святынь. Среди них наиболее почитаемыми являются икона св. апостола Андрея Первозванного с частицей его св. мощей и список с иконы Свенской Божией Матери.

Есть и свои реликвии, а также достопримечательные места. Не так давно жительница Канады передала в монастырь покровец XVII века с изображением иконы Божией Матери «Знамение». Когда-то он принадлежал монастырю, но в послереволюционное время был вывезен за границу.

Восстановление Успенского собора, Свенский монастырь (2017 год)

Недалеко от монастыря сохранился так называемый Петровский дуб. По преданию, Петр I, когда останавливался в обители, любил отдыхать под этим дубом. Также у стен монастыря располагается святой источник, к которому ведет длинная лестница-спуск с высокого склона.

Интересно! В 2015 году на территории Свенской обители был обнаружен уникальный артефакт, белая плита с изображением всадника с мечом и надписью. Сама надпись до сих пор расшифровывается, но остается непонятным предназначение самой плиты. Она находится в стенах обители.

Расписание богослужений

Служат в монастыре ежедневно, вечернее богослужение начинается в 17.00, литургия в будние дни в 8.00. По воскресеньям служат две литургии: раннюю в 8.00 и позднюю в 10.00.

Свенский монастырь является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.

В 1288 году, когда Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть, памятуя об иконе, исцелявшей недуги, послал в Киево-Печерскую Лавру за нею архимандрита. Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.

Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и Держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника».


Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!» . И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.

Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.

При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.


19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

Не успел монастырь оправиться от нападения литовцев, как его постигла новая беда… Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

Черной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660-е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил:“Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен, был крест».

Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.

Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь на считающуюся ныне подложной грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И хорошо осведомленный об истинном положении Свенского монастыря царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу (прославлен в лике святителей) наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.

Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками.

Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.

Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.

В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, находившемуся в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы.

Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было тольков 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.

На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности.

Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22-24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».

Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.

Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.

После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию.

Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.

Но не только этим был богат Свенский монастырь. Как и все святые обители, он был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.

Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809-1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником Козельской Оптиной пустыни.

На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие.

В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.

Много было черных страниц в летописи монастыря, но все они бледнеют при описаниях полного разграбления и уничтожения в первые годы Советской власти. Если урон от польско-татарских набегов ХVI-ХVII веков компенсировался царским правительством и различными пожертвованиями частных лиц, то большевики, отдавая русские святыни «грядущему хану», в их восстановлении не нуждались. После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.

На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.

Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

Прошли десятилетия. В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви. 16 октября 1992 года наместником был назначен архимандрит Никодим (Анискин).

На окраине Брянска, в живописном месте на крутом правом берегу Десны расположился один из древнейших в России — Свенский Свято-Успенский монастырь . Он основан в 1288 году. История возникновения монастыря загадочна и окутана тайной. Легенда рассказывает, что обитель появилась благодаря черниговскому князю Роману Михайловичу. После монголо-татарского нашествия Чернигов был разорён, и князь сделал своим стольным городом Брянск, который орды кочевников обошли стороной. Но в Брянске Роман Михайлович неожиданно заболел и потерял зрение. За исцелением он решил обратиться к киевской чудотворной иконе Богоматери Печерской. Послы князя прибыли в Киев и упросили местных монахов отпустить икону с ними. На обратном пути случилось непредвиденное. Ладья с княжескими послами внезапно остановилась на середине Десны, и никакие усилия гребцов не могли сдвинуть её с места.

Пришлось заночевать на берегу. А утром выяснилось, что икона бесследно исчезла. После долгих поисков её нашли на одном из деревьев. Трогать икону побоялись, решили поехать к князю и рассказать о случившемся. Роман Михайлович со свитой приехал к иконе, обратился к ней с молитвой, пообещав в случае прозрения, основать на этом месте в честь неё монастырь. И свершилось чудо — к князю вернулось зрение. В благодарность за исцеление великий князь Черниговский повелел начать строительство монастыря. При нём оставили и чудотворную икону. Своим названием монастырь обязан, протекающей неподалёку, реке Свень.

До середины XVI века Свенский монастырь имел небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. Во второй половине XVI века царь Иван Грозный пожертвовал обители огромные деньги, на которые развернулось каменное строительство. Находясь на окраине Русского государства, монастырь часто подвергался разорению, но всякий раз отстраивался заново.

Современный архитектурный ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века. В его постройках причудливым образом сочетаются традиции московского и украинского барокко. Над северными воротами монастыря возвышается храм Сретения, построенный в 80-ые годы XVII века.

В середине XVIII века на пожертвования императрицы Елизаветы Петровны началось строительство новой каменной ограды, надвратной церкви Спаса Преображения и главного храма обители — Успенского собора.

Западные ворота. Церковь Спаса Преображения.

Непосредственно строительством собора руководил выдающийся архитектор 18 века Иван Фёдорович Мичурин. Одним из его творений является Андреевская церковь в Киеве. К сожалению, Успенский собор, одна из жемчужин украинского барокко, не сохранился. Он был разрушен в 1930 году.

В годы советской власти монастырь пришёл в запустение. Лишь в 70-ые годы XX века, началось его возрождение. Сейчас на территории монастыря ведутся большие реставрационные работы. Восстанавливается церковь Антония и Феодосия Печерских, которая первоначально была построена на денежные средства Ивана Грозного. Планируется возвести заново Успенский собор.

Главная святыня обители-чудотворная икона «Свенская Богоматерь» сейчас хранится в Москве в Третьяковской галерее, а в монастыре находится её копия, которая, как утверждают паломники, также обладает чудодейственной силой. Два раза в год 16 мая и 30 августа икону, при большом стечении народа, несут крестным ходом вокруг монастырских стен.

История Свенского монастыря насчитывается более семи веков. За это время родилось множество легенд, связанных с его именем. Одна из них рассказывает о приезде в обитель Петра I.

Царю понравились монастырь и прилегающая к нему роща. Особенно он любил прогуливаться под вековым дубом, который рос недалеко от святого источника. Дуб и источник сохранились до наших дней и любой желающий может прикоснуться к дереву, которое помнит Петра I.

Свенский Свято – Успенский монастырь один из древнейших русских центров духовности, культуры и просвещения. Судьба его – это история всего Государства Российского.

Монастырь расположен против места впадения в Десну речки Свини (Свени), вследствие чего до половины XVIII столетия назывался Свинским. Но затем ввиду явной неблагозвучности его во всех официальных документах стали означать Свенским.

По легенде… Когда Роман Михайлович сделался стар, он заболел глазами и ослеп. Слыша, что от образа Печерской Божией Матери исходят чудеса, князь отправил в Киево-Печерский монастырь гонца с просьбою отпустить к нему на время чудотворный образ для испрошения исцеления. Архимандрит уважил просьбу Романа Михайловича и отправил на лодках в Брянск три иконы: Печерской Божией Матери, св. Николая Чудотворца и свв. Афанасия и Кирилла. Посланные уже подъезжали к месту назначения, как вдруг в двух верстах от Брянска, лодка, на которой находились иконы, остановилась. Все усилия гребцов не могли сдвинуть ее с места. Пробившись бесполезно целый день, гонцы решили здесь заночевать. Когда же настала ночь, то лодка с иконами сама собою приплыла к правому берегу реки Десны и стала около того места, где теперь стоит Свенский монастырь.

На другой день народ опять собрался к лодкам, чтобы пробовать продолжать путь; но каково же их было изумление, когда в лодках не оказалось ни одной иконы: все три образа исчезли ночью неизвестно куда. Начались деятельные поиски.

Иконы были найдены в разных местах, далеко друг от друга. Икона «Николая Чудотворца» - в селе Уты, в 48 верстах от Свенского монастыря, а икона «Афанасия и Кирилла» -в селе Лопашь — в 30 верст. Между прочим, икона Печерской Божией Матери стояла на ветвях высокого дуба на правом берегу реки Десны, близ того места, где в нее впадает небольшая речка Свинь. Роман Михайлович, узнав о новом чуде, совершенном чрез привезенный образ, вместе с епископом, боярами и духовенством, пешком отправился к тому месту, где была найдена икона.

Страницы истории Успенского собора

В 1712−1715 гг. Успенский собор был построен заново.

В 1744 году путешествовавшая императрица Елизавета Петровна посетила Свинский монастырь. Успенский собор она застала в полуразрушенном состоянии и пожаловала на строительство нового храма б тыс. рублей золотом. Так началась новая глава в истории памятника архитектуры. В соответствии с царским указом от 3 апреля 1748 года деньги поступили в монастырь.

Успенский собор был заложен на высоком, ровном и безопасном месте в центре монастыря, 3 мая 1749 года свенские монахи направили в Киев прошение о разрешении строительства соборной церкви.

Имя архитектора, по проекту которого возводился Успенский собор, долгое время вызывало споры. Назывались имена крупнейшего представителя русского барокко Растрелли, московского архитектора И. Мичурина. Документы Центрального государственного исторического архива Украины позволяют утверждать, что уже в 1744 году И. Мичурин представил на рассмотрение проект и модель собора. Они оказались выдержаны в духе лучших традиций древнерусского зодчества. 30 июля 1749 года собор был заложен. Руководил строительными работами архитектор Иоганн Битнер.

Во время строительства возникли непредвиденные сложности. Новый наместник монастыря Гервасий нашел, что уже возведенные каменные столбы были обрублены, и само здание «перепорчено». Потребовалась, говоря современным языком, экспертиза проекта. И в начале 1752 года планы и модель собора отправляются в Петербург к оберархитектору Растрелли. Заключение специалистов оказалось однозначным: «переправки учинены весьма безрассудно … по опасности того строения». Вскоре Гервасий получил отставку, постройка вновь была переделана, а дальнейшие работы велись строго по проекту И. Мичурина.

Архитектор И. Битнер стремился наверстать упущенное. Он ежедневно требовал на строительство до двухсот каменщиков, столько же кирпичников, четыреста пеших и до двухсот конных рабочих. В июне 1756 года «церковь постройкой возведена до кровли и своды закреплены». Но к этому времени И. Битнер умер. Руководство строительными работами было доверено крепостному архитектору Киево-Печерской Лавры Кондрату Стефанову, который в основном их завершил к осени 1757 года. В конце следующего года Синод выдал грамоту на освящение церкви.

О некоторых деталях строительства собора и его внутреннего убранства находим в книге настоятеля Свенского монастыря архимандрита Иерофея (1886г): «Для штукатурки церкви алебастр был покупаем в Москве и доставляем на подводах монастырских вотчинных крестьян. Пятьсот пудов чугунных плит для церковного пола пожертвовал брянский купец и железных заводов содержатель Никифор Никулин.

К сожалению, при постройке этой величественной церкви, в видах экономии, распорядились некоторые годные предметы из старого разобранного собора употребить в новой церкви. Поэтому старые железные двери западные, северные и южные навешены к дверям нового храма. Эти железные затворы гораздо ниже пролетов, показанных в фасаде новой церкви: вследствие чего, по мере старых, железных затворов, дверные пролеты в верхней части заложены кирпичом с написанием на этих местах икон. Теперь этот недостаток очень заметен и неприятно отражается при взгляде на величественную архитектуру собора. Тоже самое заметно и в постановке иконостаса, перенесенная из старого собора в новый храм.

Иконостас этот, по величине своей, можно сказать, единственный в мире, хотя отделан весьма великолепно в нижнем главном ярусе, а в верхних ярусах совершенно прилично: однако, в средних и верхних ярусах заметны отступления от правил архитектуры; а доделка иконостаса на обеих сторонах, очень хорошего искусства, тотчас представлялась глазам внимательного наблюдателя.

При обозрении и этого громадного и искусного изделия иконостаса, теперь не верится той дешевизне труда и искусства, какова была в 1758 году, с небольшим за сто лет назад. За перестановку из старой церкви в новый собор иконостаса в семь ярусов (кроме отдельных 19 фигур на досках, вышиной в пять аршин, стоящих по всему иконостасу), за перестановку особого иконостаса, украшающего горнее место в алтаре, пространством на 32 аршина в длину; за устройство двух новых огромных клиросов тоже с разными и живописными украшениями, с условием доделать две полосы иконостаса, каждую в семь ярусов с прекрасною резьбой.

Таким образом продолжавшаяся в течении десяти лет постройка соборной Успенской церкви, с Божией помощью, кончена, и на освящение этого храма с двумя приделами 16 декабря 1758 года выдана от Святейшего Правительствующего Синода благословенная грамота.

О строении и освящении сея великой церкви была нарочно устроена на железном листе табель, на котором золотыми словами написано: «Благоволением, благословением, благопоспешеством Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы Отца, и Сына, и Святаго Духа сия Святая Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, ея Успения церковь при благополучнейшем государствовании Благочестивейшия Великия Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийския, и при Наследнике Ея Императорскаго Величества, Внуке Государя Императора Петра Перваго Великаго, Его Императорском Высочестве, Благоверном Государе, Великом Князе Петре Феодоровиче и Супруге Его Императорского Высочества, Ея Императорском Высочестве, Благоверной Государыне Великой Княгине Екатерине Алексеевне, и при Его Императорском Высочестве, Благоверном Государе, Великом Князе Павле Петровиче, по благословенной Святейшаго Правительствующаго Всероссийскаго Синода грамоте 1749 года июля 30 дня основанная из Всемилостивейше от Ея Императорскаго Величества пожалованной суммы шести тысяч рублев, а притом и из монастырскаго прихода построенная и украшенная, освящена Святыя Великия Киевонечерския Лавры архимандритом Лукою Белоусовичем, который сию святую церковь тщанием своим неусыпным основал, строити начал и в совершение привел; а именно: освящен настоящий храм Успения Богоматерня месяца сентября пятаго, придельные: Святых Праведных Захарии и Елисаветы седьмаго, а Святых Первоверховных Апостол Петра и Павла тридцатаго числа 1759 года, при наместнике сея святыя обители, иеромонахе Ипатие Войцеховиче, премного в строении и довершении сея церкви потрудившемся».

В 1800 году, при игумене Мануиле, на соборно-монастырской Успенской церкви позлащен главный купол червонным золотом.

В 1930г, считая нецелесообразным использование здания Успенского собора для каких-либо хозяйственных или культурных нужд, а также учитывая кризис в строительных материалах (кирпиче), окружной исполком принял решение его разобрать. Собор был взорван.

В 2005 г были проведены первоочередные работы по разбору руин Собора и инженерно-археологическому обследованию фундаментов.

В 2010 году был учрежден Попечительский совет по воссозданию Успенского собора Свенского монастыря.

Адрес:

241050, г. Брянск, 50 ОПС, а/я 91,
Тел.(4832) 92−20−74
E-mail: [email protected]
E-mail епархии г. Брянска: [email protected]

Как добраться до Свенского монастыря:

1) От железнодорожного вокзала на троллейбусе №1 до конечной «Телецентр», пройти минирынок на остановку автобуса №7, идушего в п. Супонево, и проехать до остановки «Свенский монастырь».
2) От автовокзала на автобусе №7 до остановки «Свенский монастырь».
3) Маршрутки №№45, 36 до остановки «Свенский монастырь».