Фрагмент рабочей программы воспитателя доо в старшей группе по реализации темы познавательного развития «мир предметов вокруг нас. Календарный план по фгос на тему "мир вокруг нас" календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему Календарное

Тема недели: « Мир вокруг нас. Человек и его здоровье»

Цель: Развивать представление о себе - человеке и признаках здоровья человека, интерес к изучению себя, своих физических возможностях (осанка, рост, движение, картина здоровья и т.д.), к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

УТРО

Коммуникативная деятельность

Беседа «Я здоровье берегу» Цель: рассказать детям о полезных продуктах, о пользе физкультурных занятий, прогулок на свежем воздухе; формировать представление о необходимости беречь своё здоровье.

Индивидуальная работа по связной речи с Ромой К. Д/и «Скажи ласково» Цель: способствовать умению называть слова с суффиксом «очк».

Самостоятельная изобразительна я деятельность. Рисование карандашами по желанию детей. Цель: развивать интерес к рисованию, изобразительные навыки.

самообслуживание и элементарный бытовой труд . к.г.н . Дежурство по столовой

Цель: закрепление знаний о посуде и столовых приборах, их предназначении; воспитание КГН, культуры поведения и навыков самообслуживания.

Утренняя гимнастика

Н О Д № 1. Двигательная деятельность. Физкультурное.9.00-9.20

Н О Д № 2 Познавательная деятельность. Исследование объектов живой и неживой природы. Познание предметного и социального мира.9.30-9.50

ТЕМА: « Таблетки растут на грядке»

Воспитывать заботливое отношение к близким и желание им помочь. Учить правильно отвечать на вопросы, развивать активную речь.

УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА

Познавательно-исследовательская деят-ть : Наблюдение за сезонными изменениями.

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, учит отгадывать загадки. Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

Декабрь год кончает - зиму начинает.

Теплая зима к холодному лету.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Двигательная деят-ть подв.игра «Мы весёлые ребята» - повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя.

«Парный бег». Цель: продолжать учить бегать парами.

Игровая деятельность Д.И «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Индивидуальная работа двигательная активность (с Наташей С.) Упражнения на скольжение - учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.

самообслуживание и элементарный бытовой труд Пополнить кормушки - привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26

Колпинского района Санкт-Петербурга

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Мир вокруг нас»

подготовила

Пояснительная записка

Программа представлена в форме интегрированных занятий по разным видам деятельности детей. Предложенный материал можно варьировать в постановке целей и содержании в зависимости от уровня развитии детей, глубины освоении темы.

В программе предлагается широкий спектр форм организации детской деятельности, что позволяет выбрать приемлемые методы при проведении кружковых занятий. Идея программы и пути её осуществления направлены на то, чтобы помочь понять, как можно комплексно проконтролировать представления, знания и умения детей, без чего невозможно оценить результат воспитательно-образовательной деятельности спроектировать дальнейшую работу.

Данная программа позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее.

Основные задачи:

Выявить объём представлений, знаний, умений и навыков детей по данной лексической теме.

Активизировать словарь по теме:

названия;

признаки;

действия.

Оценить умение детей использовать полученные знания в разных вилах деятельности.

Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.

Планирование лексических тем

Октябрь

«Овощи и фрукты»

Ноябрь

«Деревья и кустарники»

Декабрь

Я нварь

«Домашние животные»

Февраль

«Продукты питания»

Март

«Человек»

Апрель

«Дом, квартира, мебель»

Мониторинг детей старшей группы по теме:

«Мир вокруг нас»

I. Тема: «Овощи, фрукты»

Какие овощи растут на земле? В земле? На кустах?

Что можно приготовить из овощей?

Почему овощи надо есть каждый день?

Назовите части фруктов.

Почему фрукты полезны для здоровья?

I I. Тема: «Деревья и кустарники»

Какие деревья и кустарники вы знаете?

Чем дерево отличается от кустарника?

Какие части можно выделить у всех деревьев?

Почему лес надо охранять?

Как можно узнать, сколько лет дереву?

III. Тема: «Птицы»

Чем птицы отличаются от других животных?

Каких перелетных и зимующих птиц вы знаете?

Для чего птицам нужны гнезда?

Каких домашних птиц вы знаете?

Какие птицы первыми прилетают к нам?

IV. Тема: «Домашние животные»

Каких животных называют домашними?

Назовите части тела домашнего животного.

Как человек заботится о домашних животных?

Назовите детёнышей домашних животных.

Что будет, если домашних животных поместить в дикие условия?

V. Тема: «Продукты мигания»

Что такое продукты?

Для чего нужны продукты питания?

Где продаются продукты?

Почему нельзя есть много сладостей?

Как можно узнать, что продукт свежий’?

VI. Тема: «Человек»

Какие части человеческого тела вы знаете?

Назовите парные органы.

Чем старый человек отличается от молодого?

Почему нужно соблюдать правила личной гигиены?

Как уберечь себя от болезней?

VII. Тема: «Дом, квартира, мебель»

Какие бывают дома?

Какие части есть у дома? Для чего они нужны?

Чем отличаются дом и квартира?

Какие помещения есть в квартире? Каково их назначение?

Какую мебель вы знаете? Для чего она нужна?

VIII. Тема: «Цветы»

Какие цветы вы знаете?

Как человек ухаживает за садовыми цветами?

Почему некоторые цветы занесены в Красную книгу?

Какие комнатные цветы вы знаете?

Почему люди так любят цветы?

«Овощи, фрукты»

I ЗАНЯТИЕ:

Закрепить название овощей и фруктов, их частей.

Развивать планирующую функцию речи путём совместного планирования со взрослыми и детьми.

Уметь выделять в загадке главные признаки и сопоставлять их с загадкой.

Выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом.

Развить творчество, воображение.

Вводная беседа, рассматривание иллюстраций.

Отгадывание загадок (стр. 31 -35).

Ритмическая гимнастика «Собираем урожай на даче» (стр.35).

Дидактическое упражнение «Будь внимателен» (стр.37).

Пальчиковая гимнастика «Капуста» (стр.37).

Дидактическое упражнение «Узнай овощи и фрукты по вкусу, запаху и на ощупь».

Творческое задание: «Натюрморт из овощей и фруктов»

умение готовить цветовой фон, сочетая цвета и формы;

использовать все пространство листа.

II ЗАНЯТИЕ:

Развить игровой диалог, умение объединять несколько игр, воспитывать социальную активность.

Развить быстроту реакции на вопрос.

Воспитывать выдержку, терпеливость.

Умение выразительно передавать образ.

Формировать творческое начало личности ребенка.

Дидактическая игра «Вершки – корешки» (стр.41).

Хоровая игра «Кабачок» (стр. 39).

Подвижная игра «Баба сеяла горох» (стр.40).

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе» (стр.40).

Т ворческое задание: «Натюрморт из овощей и фруктов, развить умение рассказывать о своем натюрморте:

развивать чувство композиции, формы, пространства;

воспитывать эстетический вкус.

III ЗАНЯТИЕ:

Расширить знание детей о заготовках из овощей и фруктов на зиму.

Уметь выразительно передавать образ.

Развить фразовую речь, произвольное внимание.

Воспитать терпимость к ошибкам сверстников, желание им помочь.

Дидактическая игра «Осенняя ярмарка» (стр.41).

Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт блюд?» (стр. 42).

Театрализованная игра «Огород» (стр. 42 – 42).

Дидактическая игра «Мы считаем» (стр. 44).

Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде?» (стр. 45).

Чтение стихов об овощах и фруктах (стр. 50 – 51).

Творческое задание: «Заготовки на зиму»

вырезание различных форм из бумаги, сложенной вдвое;

умение красиво выкладывать, подбирая по цвету.

IV ЗАНЯТИЕ:

Уметь находить овощи и фрукты по перечисленным признакам, описывать их, выделяя характерные признаки.

Уметь сравнивать и группировать фрукты по цвету, называя их.

Развивать операции мышления (обобщения, сравнения).

Уметь составлять образ волшебного дерева в воображении (с помощью

пантомимики).

Воспитать удовлетворение от проявлений творческой индивидуальности.

Дидактическая игра «Найти по описанию» (стр.45).

Дидактическое упражнение «Угадай-ка » (стр.47).

Этюд на развитие воображения «Чудо – дерево» (стр. 48 – 50).

Контрольные вопросы и задания (стр. 55).

Творческое задание: «Фруктовая или овощная рожица»

развитие воображения, творчества, фантазии;

умение создать лицо человека, используя овощи и фрукты.

«Деревья и куст арники»

I ЗАНЯТИЕ:

Расширить знания детей об особенностях внешнего вида и строения

деревьев.

Учить, ритмично иллюстрировать стихи движениями, соотносить строение дерева со строением тела человека.

Формировать интерес к мерам, в которых можно проверить собственные

Развить эмпатию (сочувствие, сострадание).

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Вводная беседа, собрать внимание.

Упражнения, выполняемые в образе (стр. 102 – 103).

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками» (стр. 103 – 104).

Дидактическая игра «Отгадай и покажи» (стр. 104 – 106).

Упражнение на воображение «Если бы я был деревом» (стр.107).

Игра на регуляцию мышечного тонуса «Дерево» (стр.114).

Подвижная игра «Где растет дерево?» (стр. 116).

Творческое задание: «Чудо – дерево»

закрепить навыки обрывной аппликации;

развивать фантазию.

II ЗАНЯТИЕ:

Знать изменения, происходящие с деревьями и кустарниками в разное

время года.

Уметь определять принадлежность плодов, листьев, семян.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Строить придаточные предложения.

Создать положительно эмоциональное настроение у детей в совместной

деятельности.

Дидактическая игра «Найди дерево по времени года» (стр. 117).

Инна Шувалова
Календарное планирование тематической недели «Чудесные вещи вокруг нас» в первой младшей группе

Планирование воспитательно-образовательной работы на 1 неделю февраля месяца 2017 г.

Группа первая младшая

Тема : «Человек в мире вещей

Тема недели Чудесные вещи вокруг нас «

Воспитатель Шувалова И. Н.

группы )

тельными учреждениями

Групповая ,

подгрупповая Индивидуальная

Утро

«Физическое развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

. Приём детей в группу . Учить детей здороваться при входе в группу . Утренняя гимнастика. Беседа «Что ждёт меня в садике» .

П/и «По ровненькой дорожке» .

Пальчиковая игра «Компот» .

С Полиной, Исламом закрепить название животных, звукоподражать их голосам.

Игры со строителем, машинками.

С/р игра «Семья» .

«Игры малышей в семье»

1. Ознакомление с окружающим миром

Тема : Чайная посуда. Куклы у нас в гостях.

Прог. сод. Расширить представления о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, учить выполнять поручения, развивать речь.

2. Физкультурное

Тема : Мыши и кот Васька

Прог. сод. Упражнять в ходьбе из обруча в обруч, прыжках через верёвку, подбрасывании мяча вверх и ловля двумя руками. Развивать ловкость. Вызвать положительные эмоции от выполнения заданий, от общения с детьми и со взрослым.

Подготовка к прогулке.

Прогулка.

Возвращение с прогулки.

«снегопадом» , дать представление о свойствах снега.

П/и «Мой весёлый звонкий мяч» .

Хороводная игра «Паучок» .

Индив. работа с детьми : учимся слышать слово воспитателя и выполнять его просьбы.

Подготовка ко сну.

: игровая ситуация «Вместе с куклой раздеваемся» , продолжать учить детей соблюдать правила поведения во время приёма пищи.

Чтение сказки «Теремок» .

Кружки. Гимнастика пробуждения : «Спал цветок и вдруг проснулся» . Театрализованная игра «Калачи из печи» .

Чтение В. Сутеева «Кто сказал мяу?» .

Предвор. работа по развитию речи с, Марьям,Аланом упражнять в повторении потешки «Водичка,водичка»

Настольные игры «Половинки» , Мозаика.

Дата Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности все помещения группы ) Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами, общеобразова-

тельными учреждениями

Групповая ,

подгрупповая Индивидуальная

Утро : игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утренняя гимнастика, КГН. Завтрак.

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие» Приём детей в группу . Напоминать, что нужно здороваться при входе в группу .

Утренняя гимнастика. Рассматривание иллюстраций «Посуда» . Д/и «Кто как кричит» .

Пальчиковая игра «Салат» . Индив. работа с пришедшими детьми : д/и «Волшебный кубик» : учить называть животных и звукоподражать им.

Игры с любимыми игрушками.

Выставка игрушек сделанных родителями на тему «Игрушки своими руками»

1. Развитие речи

Тема : Зимняя одежда и обувь. Игра «Сравнение одежды и обуви» .

Прог. сод. Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы о назначении верхней одежды словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; обогатить и активизировать словарь по теме, закреплять знания о предметах верхней одежды.

2. Музыкальное

Подготовка к прогулке.

Прогулка.

Возвращение с прогулки.

Обед. Отметить состояние погоды, наблюдение за прохожими, обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Хороводная игра «Зайка, зайка, попляши» , «Вороны и собачка» . Инд. работа с детьми по ОВД : метание снежков в цель.

Самостоятельные игры с игрушками и атрибутами участка

Подготовка ко сну.

Сон. КГН и навыки самообслуживания : самоконтроль за детьми во время раздевания после прогулки, закрепление правил мытья рук.

Чтение сказки «Козлятки и волк» .

Кружки. Гимнастика пробуждения : «Весёлые ручки резвые ножки» . Настольный театр «Козлятки и волк» .

П/и «Пузырь» .

Инд. работа по рисованию с Ирой, упражнять в рисовании круглых форм предметов.

Настольные игры «Весёлый поезд» , мозаика.

С/р игра «Семья» .

Дата Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности все помещения группы ) Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами, общеобразова-

тельными учреждениями

Групповая ,

подгрупповая Индивидуальная

Утро : игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утренняя гимнастика, КГН. Завтрак.

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие» Приём детей в группу . Утренняя гимнастика.

Наблюдение из окна за улицей.

Чтение стихов о зиме.

Беседа с детьми о том, чем бы они хотели сегодня заняться.

Учить Полину Алана здороваться.

Предложить детям для игры конструктор.

Свободная деятельность детей под контролем воспитателя.

Консультация в папку – передвижку «Игры малышей в семье»

Подготовка к прогулке.

Прогулка.

Возвращение с прогулки.

Обед. Отметить состояние погоды, наблюдение за погодой : продолжать учить детей наблюдать за погодой, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей.

П/и : «Коза рогатая» , «Лохматый пёс» .

Индив. работа по развитию движений : поупражняться с детьми в перепрыгивании через предметы.

Самостоятельные игры с игрушками и атрибутами участка.

НОД Развитие речи

Тема : Чтение русской народной песенки «Ай ду – ду, ду – ду, ду – ду! Сидит ворон на дубу» .

Музыкальное

Подготовка ко сну.

Сон. КГН и навыки самообслуживания : игровая ситуация «Раздеваемся сами» , учить детей есть аккуратно, держать ложку в правой руке.

Чтение сказки «Маша и медведь» .

Кружки. Гимнастика пробуждения : «Мы проснулись» .

Драматизация сказки «Теремок» .

Д/и «Какой» .

П/и «Ходит Ваня» .

Пред. работа с детьми по звукоподражанию : проговаривание правильно звуков в словах.

Настольные игры : с конструктором, шнуровкой, игра ассоциация «Что растёт в саду» .

Дата Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности все помещения группы ) Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами, общеобразова-

тельными учреждениями

Групповая ,

подгрупповая Индивидуальная

Утро : игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утренняя гимнастика, КГН. Завтрак.

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Приём детей в группу . Напоминать здороваться при входе в группу .

Утренняя гимнастика. Наблюдение из окна. Беседа о времени года, о зимних забавах.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки» .

Хороводная игра «Ходит Ваня» .

Индив. работа с пришедшими детьми, закрепить название предметов мебели.

Д/и «Лото для малышей» .

НОД 1. Лепка

Тема : Миски для медведей

Прог. сод. Упражнять в скатывании из пластилина шаров между ладонями круговыми движениями, в сплющивании в ладонях комка; учить пальцами делать углубление, развивать интерес к лепке.

2. Физкультурное

Тема : Мыши и кот Васька

Подготовка к прогулке.

Прогулка.

Возвращение с прогулки.

Обед. Отметить состояние погоды, учить замечать и называть состояние погоды : ветреная, снежная, морозная, тихая, солнечная. Художественное слово «Снеговик, снеговик» .

П/и «Снежинки и ветер» , «Зайка беленький сидит» .

Упражнять детей в метании мяча в цель.

Самостоятельная деятельность детей с выносными игрушками, атрибутами участка.

Подготовка ко сну.

Сон. КГН и навыки самообслуживания : игровая ситуация «Поможем друг другу раздеться после прогулки» , упражнение «Мы едим» .

Чтение сказки «Пых»

Гимнастика пробуждения : «Где же наши ручки (ножки, ушки) . Вечер развлечения : игры - забавы «Мы топаем» , «Птички в гнёздышке» .

Пред. работа с Ирой,Исламом, в правильном произношение слов, звуков в словах.

Игры с игрушками.

Цель: систематизировать представление детей о воде и её свойствах. Уточнить о роли воды в жизни всех существ на земле. Учить делать умозаключения, выводы, читать схемы. Уточнить знания детей о твердых и жидких веществах. Закрепить свойства воды. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать ответственное и бережное отношение у дошкольников к воде в ДОУ и дома.

Понедельник «Вода вокруг нас»

Цель: Стимулировать эстетическое восприятие природы с опорой на художественное слово. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей. Воспитывать интерес к явлениям природы и умением любоваться её красотой.

  1. Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».
  2. Работа с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.
  3. Размышление: «Откуда берется вода в кране?».
  4. Игра - соревнование: «Где живет вода?».
  5. Моделирование: «Как рождается речка» (выкладывание из широких и длинных полосок ткани).
  6. Наблюдение за водой в фонтане.
  7. Художественная продуктивная деятельность: сюжетное рисование «Фонтан в моем дворе (городе)».

Вторник «Круговорот воды в природе».

Цель: Формировать у детей представление о круговороте воды в природе. Пробудить поисковый и исследовательский интерес к водному пространству. Учить выявлять и выражать в речи причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, внимание, воображение.

  1. 1. Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Рассказ воспитателя о том, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Объясняет, как это происходит.
  2. Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу».
  3. Игра-дискуссия: «Хорошо - плохо» (деление детей на 2 команды).
  4. Математические игры:
  5. «Путешествие капельки» (ориентировка в пространстве).
  6. «Веселые капельки» (порядковый счёт).
  7. «Волшебные цифры» (выкладывание цифр из капелек).

III. Просмотр презентации: «Вода».

  1. Художественная продуктивная деятельность: изготовление плакатов, рисунков о воде, о том, как сберечь каждую каплю.

Среда «Море».

Цель: Сформировать представления у детей о обитателях морей. Создавать благоприятную атмосферу, включение дошкольников в процесс взаимодействия, развитие у них природоведческих и экологических представлений, развитие умения слушать друг друга. Развивать творческое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

  1. Прослушивание аудиозаписи «Морской прибой».
  2. Игровое упражнение «Кто живет в воде?» с использованием наглядности. Ребенок выражает свое отношение к животному через движения, мимику.
  3. Творческая игра: «Мы - водные животные».
  4. Словесная игра: «Поймай в море животное с твердым (мягким) звуком в начале слова» (усложнение: в середине слова, в конце).
  5. Упражнение на развитие зрения и тренировки глазных мышц: «Найди глазами кита, ската и т.д.».
  6. Моделирование сказки: «Русалочка».
  7. Опыты: «Свойства песка и глины в воде».
  8. Составление коллажа из камешков, ракушек.
  9. Продуктивная художественная деятельность: лепка из солёного теста морских животных.

Четверг «Волшебница вода».

Цель: Сформировать у детей представления о признаках и свойствах воды. Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание принимать участие в проведении опытов и экспериментов. Развивать умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

  1. Сюрпризный момент. Появление фокусника (приглашает детей отправиться в волшебную лабораторию и стать фокусниками).
  2. Попасть в волшебную лабораторию можно только отгадав загадки в кроссвордах (ключевое слово: лед, пар, вода).
  3. Проведение опытов:

А) «Вода прозрачная»

Б) «Вода не имеет форму»

В) «Вода растворяет вещества»

Г) «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Д) «Лед - твердая вода»

Е) «Пар - тоже вода»

Ж) «Друзья - враги» (масло и вода)

З) «Спичка пленница» (лед и соль)

  1. Украшение разноцветными льдинками снежных построек на площадке.5 . «Водный оркестр» (Сок и трубочки)».
  2. Художественная продуктивная деятельность: монотипия

Пятница «Уроки Берегоши».

Цель: Систематизировать представление у детей о воде и её свойствах, о роли чистой воды в жизни всех существ на Земле. Уточнить природоведческие и экологические представления. Формировать осознанное отношение к природе, реализация свободы выбора дошкольников, актуализация имеющихся знаний, развитие положительной познавательной мотивации.

  1. Сообщение: «Что я узнал о воде».
  2. Выставка работ родителей и детей: «Береги воду!»
  3. «Черный ящик» (внутри глобус). Беседа - путешествие по глобусу.Сравнение объектов. Практическая часть: воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель зеленого шара» и вырезать ножницами части суши и сделать сравнение: суши и воды по величине.
  4. Игра-путаница: «Земля, вода, огонь, воздух».
  5. Творческая игра: «Мы - экологи» (что было бы, если б не было воды?).

Светлана Бутенко
Календарно-тематическое планирование старшая группа тема Предметы, которые нас окружают

Тема : Предметы , которые нас окружают

День недели

Создание /организация предметно

Понедельник

Познавательно- исследовательская (Экология) .

Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда) . Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, филимоновской.

(С. Н Николаева стр 40)

ФЭМП. Подготовит. группаПознакомить с составом числа 9 из единиц. Познакомить с цифрой 9. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа. Развивать глазомер. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы .

Помораева №4 стр. 34

Физическое развитие.

Разучить поворот по сигналу воспитателя во время ходьбы в колонне по одному; повторить бег с преодолением препятствий; упражнять в прыжках с высоты; развивать координацию движений при перебрасывании мяча.

Пензуллаева № 16 стр 29

Утренняя гимнастика (комплекс №2)

Д/и «Что из чего сделано?» - закреплять знания о назначении окружающих предметов и материалов из которых они сделаны

Ситуативная беседа «Предметы вокруг нас » с рассматриванием предметных картин .

Индивидуально Д/ и «Живое- неживое» с Олей, Даниэлем.

Прогулка 1

Наблюдение за подорожником

Знакомить с лекарственным растением подорожником.

Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Подвижная игра «Найди где спрятано»

Учить ориентироваться в пространстве.

Индивидуально Развитие движений «С кочки на кочку» с Ильёй и Даниилом М с целью вырабатывать координацию движений

Вечер :

Просмотр презентации и обсуждение

ОО Чтение художественной литературы/ Чтение Н. Носова «Заплатка» \

Индивидуально по развитию речи «Закончи предложение » с Варей, Валерией П и с Настей Б

Прогулка 2

Подвижная игра «Прыгай выше»

Цель : Учить действовать по сигналу

Игра «Волк во рву»

Цель : Учить прыжкам

Игровое упражнение «Перейди речку» .

Цель : Вырабатывать координацию движений

Ситуативный разговор "Что можно сделать из дерева".

Цель : Показать свойства дерева и увидеть эту взаимосвязь в изделиях из дерева. Предметные картинки

Обогащение предметно -развивающей среды на участке. Внести скакалки, мячи.

Презентация «Машины облегчающие жизнь людям»

Поощрять инициативу детей заниматься познавательно-исследовательской деятельностью.

Развивать любознательность консультация для родителей «Как развивать детскую любознательность»

День недели

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание /организация предметно

Ст. гр. Учить считать в пределах 7 , показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов , выраженных числами 6 и 7. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами : самый широкий, уже, ещё уже. самый узкий. Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами : впереди, сзади, слева, справа.

(ПомораеваИ. А. Стр 21 № 3)

Подг. гр. Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц. Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9. Развивать понимание независимости числа от направления счета. Дать представление о весе предметов и сравнения их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче. Развивать умение группировать фигуры по цвету и форме.

(Помораева И. А. стр 36 №5)

Художественное творчество (рисование) .

Такие разные зонтики.

Учить детей рисовать узоры на полукруге. Показать связь между орнаментом и формой украшаемого изделия. (узор на зонтике) Систематизировать представления о декоративных мотивах (геометрические,растительные, зооморфные, бытовые, абстрактные) . Готовить руку к письму- учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали. Развивать чувство формы, ритма, композиции.

(И. А. Лыкова стр 70)

Музыка. (по плану музыкального руководителя)

Утренняя гимнастика (комплекс №2)

Ситуативный разговор "Что вас окружает по дороге в детский сад".

Дидактическая игра «Что из чего сделано» Цель : Развивать внимание, мелкую моторику.

Рисование «Изделия из глины»

Цель :1. Формирование представлений о свойствах объектов окружающего мира . («Познавательное развитие» )

2. Обогащение активного словаря детей. («Речевое развитие» )

3. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, реализация самостоятельной творческой активности детей.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Трудовое поручение «Уход за комнатными растениями»

Цель : Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

Прогулка 1

Наблюдение за легковым автомобилем.

Научить понимать значение и функции автомобиля;

Закреплять умениеопределять материал , из которого сделана машина (металл, стекло)

Подвижные игры «Мы – шоферы» , «Послушные листья» .

Учить внимательно слушать команды воспитателя;

Развивать внимание

Индивидуально Катя К. и Святослав Б.

Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель : развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

Вечер :

Постепенный подъём, гимнастика пробуждения.

Дидактическая игра «Похож – не похож»

Учить детей сравнивать предметы , замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу.

Индивидуально работа по ФЭМП.

Упражнять детей в счете до 10 (количественном и порядковом) ; закрепить представление о равенстве и неравенстве групп предметов на основе счета .

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Поощрять выбор детьми темы для игры, учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира . Формировать коммуникативные умения.

Прогулка 2

Наблюдение «Листопад»

Цель : Предложить детям понаблюдать за расцвеченными деревьями, рассмотреть листья, сравнить их окраску.

Подвижная игра «Мы веселые ребята» (бег) .

Цель : Развивать внимание детей, формировать умение действовать по сигналу, упражнять их в беге.

Труд в природе : уборка на групповом участке

Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Создать условия для творческого самовыражения.

Развивать любознательность.

Внести альбом для рассматривания «Живое – неживое»

Обогащение предметно -развивающей среды на участке.

Создать условия для самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности.

Развивать инициативу и самостоятельность.

Внести дидактическую игру «Похож- не похож»

Создать условия для творческих игр.

Воспитывать привычку сообща играть.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

День недели

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание /организация предметно -пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы Вовлечение семей в образовательную деятельность

Среда 12.10.16

Развитие речи. Грамота

Ст. гр. Освоение звукового анализа слов. Сравнение слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах) . Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

(Н. С. Варенцова стр 56 №6)

Подг. гр. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания букв А,Я,О,Ё после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ё. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

(Н. С. Варенцова стр 78№6)

Художественное творчество.

Лепка. Красивые птички

Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки : раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество. (Комарова №13 стр 42)

Физическое развитие.

Прыжки со скамейки на полусогнутые ноги; перебрасывание мячей друг другу, стоя в шеренгах, двумя руками от груди; ползание на четвереньках с переползанием через препятствия

(Л. И. Пензулаева стр 31 №17)

Утренняя гимнастика (комплекс №2)

Дидактическая игра «Чего не стало»

Развивать у детей внимание, память, зрительное восприятие, умение замечать детали.

Работа в уголке природы : игра «Как меня зовут?»

Активизировать в речи детей названия комнатных растений, учить произносить их правильно. Рассказать об особенностях ухода за растениями.

Индивидуально беседа «Какие ты знаешь изделия из стекла» с Данилом Ш и Денисом И

Прогулка 1

Наблюдение за дождевыми червями.

Продолжать знакомить детей с представителями животного мира . Обсудить с детьми : как они рыхлили землю в цветочных горшках, зачем нужна эта работа. Предложить детям понаблюдать за дождевыми червями помочь сделать вывод, что они тоже рыхлят почву. Закреплять представления детей о том , как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяет жизнь растений, животных и человека.

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве по цветовым модулям, объективно вести судейство. Вызывать у детей положительные эмоции, развивать творчество в двигательной деятельности.

Индивидуально с Ильясом и Даниэлем игровое упражнение «Скоро в армию пойдем служить» учить детей перемещаться на гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками, учить выполнять правильно хватание за край скамейки, развивать силу.

Вечер :

Постепенный подъём, гимнастика пробуждения.

Беседа «Наша страна - Россия. Природные богатства нашей страны» Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о природных богатствах нашей страны, их разнообразии. Побуждать у детей желание больше узнать о ней.

Ознакомление с художественной литературой : заучивание стихотворения «Скучная картина» Индивидуально работа по развитию речи. детей в подборе прилагательных к существительному, учить составлять словосочетания, точные по смыслу и грамматически правильные.

Прогулка 2

Подвижная игра «Сделай фигуру» (бег)

Инд раб. С Сашей, Ариной, Максимом

Словесная игра «Правила дорожного движения» . Закреплять знания детей о правилах безопасности дорожного движения. -Игровое упражнение «Кто дальше»

Упражнять в метание предметов на дальность (не менее 5-9 м) . Формировать навыки безопасного поведения. Инд раб с Дашей, Вачиком, Ильей

Ситуативный разговор "Добрые дела красят человека". Воспитывать умение проявлять заботу об окружающих

Иллюстрации по теме «Изделия из металла»

Создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей в центрах по интересам.

Внести дид. игру «Чего не стало»

Развивать любознательность.

Обогащение предметно -развивающей среды на участке. Внести мячи, скакалки и разноцветные фишки

Создать условия для творческих игр.

Презентация «Природные богатства нашей страны»

Развивать инициативу, самостоятельность в организации творческих игр.

Создать условия для самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности.

Внести макеты дор. Знаков (пеш. переход)

Поощрять инициативу детей

заниматься познавательно-исследовательской деятельностью.

День недели

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание /организация предметно -пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы Вовлечение семей в образовательную деятельность

Четверг 13.10.2016

Познавательное развитие (Окружающий мир ) .

Что такое рукотворный мир?

Закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира ; учить детей группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета ) и понимать назначение предметов , необходимых для жизни человека. (В. Н. Волчкова стр 84 №1)

Художественное творчество (Рисование) .

«Поезд» . Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни . Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым и цветными карандашами.

(Т. С. Комарова стр 43 №14)

Музыка (по плану музыкального руководителя)

Утренняя гимнастика (комплекс №3)

Познавательное развитие ФЭМП игровое упражнение «Закрась нужный по счету предмет »

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , Цель : Формирование представлений о свойствах объектов окружающего мира . (форме, цвете, размере)

Обогащение активного словаря детей. («Речевое развитие» )

Развитие мелкой моторики рук.

Ситуативный разговор "Какие предметы облегчают труд людей" Расширять представления о предметах быта для облегчения труда человека дома.

Просмотр мультфильма «Компьютер» «Фиксики»

Цель : дать знания о создании компьютера и место его в жизни человека, создание положительного эмоционального климата

Прогулка 1

Наблюдение за самосвалом

Формировать представление о видах грузовых машин; учить рассказывать о них

Подвижная игра «Ловишки с приседаниями» (бег) Упражнять в беге; учить соблюдать правила игры. Инд раб с Сашей, Максимом, Варей, Ариной : бег и прыжки. Упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на ходу направления, в прыжках (подскок на двух ногах)

Трудовая деятельность : сбор семян. Учить правильно собирать семяна, воспитывать гуманно- деятельное отношение к природе.

Вечер :

Дидактическая игра «Из чего это сделано» Повторить материалы из которых сделаны предметы домашнего обихода .

Сюжетно-ролевая игра «Семья» сюжет «Уборка квартиры» Продолжать развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли и подготавливать необходимые условия для игры. Инд. работа с Сашей С. Владом А. закреплять умение пользоваться ножницами.

Прогулка 2

Подвижная игра «Мы веселые ребята» (бег) . Развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры. Формировать навыки безопасного поведения в игре. Инд раб с Аленой, Софией, Варей

Игра «Не ошибись» . Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ситуативный разговор «Кто делает мебель» Схемы-подсказки

Предметные картинки предметов облегчающих труд человека.

Мультфильм «Фиксики»

Обогащение предметно -развивающей среды на участке. Внести мячи, скакалки, кегли.

Создать условия для самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности.

атрибуты для игры

Развивать инициативу, самостоятельность, творчество. Порекомендовать родителям литературу

по теме «Предметы , которые нас окружают » .

День недели

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание /организация предметно -пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Пятница 15.10.2016г. Развитие речи.

Пересказ сказки «Заяц- хвастун» Помочь детям составить план пересказа сказки ; Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана . (В. В. Гербова стр 33 №3)

Конструирование.

Как колесо закрутилось на мельнице

Расширить понятие о колесе как величайшем изобретении человечества. Вызвать интерес к конструированию мельницы на основе представления о её строении и назначении. Познакомить со способом конструирования бумажного конуса из полукруга. Напомнить способ конструирования бумажного цилиндра. Показать способ создания вращающегося колеса. Закрепить навыки резания ножницами. Формировать умение планировать деятельность . Развивать творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию, желание создавать своими руками игровое пространство. (И. А. Лыкова стр 44 №6)

Физическое развитие.

Упражнять в ходьбе и беге; разучить игровые упражнения с мячом; повторить игровые упражнения с бегом и прыжками.

(Л. И. Пензулаева стр 31 №18)

Утренняя гимнастика (комплекс №3)

Разговор-рассуждение «Какие самые важные изобретения человечества» . Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Игровое упражнение «Что мы купим в магазине?» Отрабатывать умение детей выбирать наиболее нужные предметы и классифицировать их.

Ситуация общения «Как мы с мамой шли в детский сад» . Закрепить правила дорожного движения. Цель : Формировать осознанное отношение к правилам дорожного движения.

Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.

«Мебельная фабрика»

Прогулка 1

Наблюдение за рябиной

Продолжать знакомить детей с рябиной. Отметить отличия её от других кустарников . Формировать бережное отношение к природе.

Подвижная игра «Ловишка» (бег) Развивать у детей ловкость, умение бегать, не наталкиваясь друг на друга. Учить регулировать дыхание во время бега. Формировать навыки безопасного поведения в игре.

Трудовое поручение «Подметём дорожку» . Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности

Индивидуальная работа с Викой, Дашей, Матвеем, Данилом Ш.

Игровое упражнение «Бегуны» . Упражнять в беге мелким и широким шагом.

Экскурсия к автобусной остановке. Проблемные ситуации

«Что случится если…» . Цель :

Закрепить правила поведения в транспорте, на остановке. Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях.

Вечер :

Постепенный подъем. Гимнастика пробуждения.

Викторина «Предметы , которые нас окружают » . Закреплять знания детей о предметах и важности их в жизни человека.

Рисование по замыслу. Учить рисовать кистью разными способами.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Закрепить представления о материалах .

Ситуативный разговор "Важность изобретения электричества". Показывать прогресс человека в изобретении электричества.

Прогулка 2

Наблюдение «Солнышко ушло за горизонт» Расширить представления детей о влияние солнце на здоровье людей.

Подвижная игра «Сделай фигуру» (бег) . Упражнять в беге врассыпную. Развивать внимание.

Игра «Спортсмены» Расширить знания детей о различных видах спорта. Обогащать словарь детей.

Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель : учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев. Создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей в центрах по интересам.

Способствовать творческому самовыражению детей