Физиологической основой речи является. Речь, её функции и физиологические механизмы

Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида в направлении увеличения подвижности губ и языка за счет:

1. укорачивания и расширения нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную;

2. развития подбородочного выступа;

3. уменьшением клыков и др.

Системы, обеспечивающие звук, делят на:

1) периферические:

· орган слуха (слуховые рецепторы).

2) центральные – речевые центры в коре больших полушарий (лобные доли):

· слуховой центр Вернике – обеспечивает различение звуков речи;

· центр Брока – двигательный центр речи.

Рисунок 9. Виды речи.

Функции речи: коммуникативная, индикативная, предикативная, семантическая, эмоционально-выразительная.

Развитие речи у ребенка:

1. Период подготовления словесной речи (с 0 до конца 1-го года жизни).

2. Период первоначального овладения языком и формирование расчлененной звуковой речи (с 2 до 3 лет).

3. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (с 3 до 6 – 7 лет).

4. Период овладения ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе (с 7 лет).

Б. Бернстайн считает, что социализация зависит от речевого кода, который навязывается человеку его ближайшим окружением и определяет не только восприятие мира, но и способность переходить из одного социального класса в другой, т.е. его социальный успех. При этом он выделяет «разработанный код», который соответствует стандартному или литературному языку, и «ограниченный код» – просторечие, которое составляет язык социальных слоев, не получивших специального образования. Основными признаками ограниченного кода являются: отсутствие сложных синтаксических структур, незначительное количество именных и глагольных групп и т.д. Этот код не способствует выражению сложных, интимных отношений, что действительно ограничивает социальные возможности субъекта. Представители среднего социального класса пользуются «разработанным кодом», но могут при необходимости пользоваться и «ограниченным». Представители низшего класса могут пользоваться только «ограниченным кодом». Обнаружив различия в речевых кодах «средних» и «низших» слоев, Б. Бернстайн утверждает, что успехи и неудачи в области образования и воспитания детей во многом зависят от их языковой компетенции, детерминируемой той социальной средой, в которой родился и воспитывался ребенок.



Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте.

Основные характеристики внимания: избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость.

Виды внимания:

Произвольное;

Непроизвольное;

Послепроизвольное.

В процессе обучения и воспитания стоит учитывать пути управления вниманием:

а) организация учебного материала (его структурирование, подбор ярких примеров и т.д.);

б) использование технических средств обучения;

в) организация деятельности обучающихся (темп, ритм, смена деятельности и т.д.);

г) организация деятельности педагога (организация устной и письменной речи, методы педагогического воздействия и оценки и т.д.);

д) формирование у учащихся навыков контроля и самоконтроля;

е) формирование у учащихся мотивации учения, устойчивых интересов к учебной и др. видам деятельности.

Память – сложный познавательный процесс запоминания, организации, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания обретенного опыта, позволяющий повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.

Рисунок 10. Виды памяти.

Мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Интересную систему запоминания создал греческий поэт Симонид. Когда ему нужно было что-то запомнить, он помещал информацию в комнаты хорошо знакомого дома. По преданию Симонид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он вышел за порог, как раздался сильный подземный толчок, и дом, где он только что пировал, рухнул. Все гости оказались погребенными под обломками. Чтобы назвать всех погибших, Симонид мысленно представил план помещения, где шел пир, и тот час в его памяти ожила картина, кто где сидел, и он смог указать, какие останки кому принадлежали. С тех пор все, что ему следовало запомнить, Симонид помещал в комнаты представляемых знакомых домов и по мере надобности извлекал оттуда запоминаемые объекты.

Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия Наполеон мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто пьяница, кто сообразителен.

Математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100.

Великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30 – 40 партнерами одновременно.

Несколько лет назад во Франции в Лилле в присутствии авторитетного жюри математик Морис Дабер соревновался с ЭВМ. Он заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше, чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а ЭВМ 7 задач – за 5 минут 18 секунд.

Мышление – высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятии, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функции, т.е. функцию общения. Особое значение приобретает его выражение в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли книга – всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди.

Мышление – всегда решение какой-либо задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из проблемной ситуации.

Виды мышления:

Наглядно-действенное;

Наглядно-образное;

Словесно логическое.

Образное мышление в виде образов, восприятий и преставлений существует у высших животных. Человеческое мышление – речевое. Язык, речь – материальная оболочка мысли. Но мышление и речь – не тождественны друг другу.

Основные формы мышления:

Понятие;

Суждение;

Умозаключение.

Умственные действия, используемые в процессе мышления, называются мыслительными операциями . Это: анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация.

К числу особенностей мышления относятся: широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления.

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Эмоции отличаются:

По яркости протекания;

По продолжительности;

По степени осознанности;

По устойчивости.

К основным видам эмоций относят: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы, поэтому также выделяют активизирующую и тормозящую функции воли.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные (сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п.), а также выразительные движения (при гневе непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться).

Отличительные признаки волевых действий:

Уровни сложности (не всякая цель достигается сразу);

Преодоление внутренних и внешних препятствий;

Сознание значения поставленной цели, за которую нужно бороться, сознание необходимости достичь ее.

Воля человека характеризуется определенными качествами :

Сила воли;

Целеустремленность;

Инициативность;

Самостоятельность;

Решительность;

Последовательность действий.

Психические состояния.

Внешние условия постоянно оказывают влияние на живой организм, определяя условия его существования, обусловливают адаптацию.

Адаптация - динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Адаптация обусловливает гомеостаз.

Личностный адаптационный потенциал - системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды (А. Г. Маклаков), то есть адаптацию обеспечивает ЛАП.

Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма.

Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др.

У человека адаптация определяет интегральную характеристику функционирования всех систем организма. Эта характеристика представляет собой весьма динамичное образование – состояние.

Состояние – совокупность происходящих в человеческом организме процессов, а также степень развития и целостности структур организма.

Психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н. Д. Левитов).

Е. П. Ильин к состояниям подходит под другим углом, акцентируя внимание на психофизиологические состояния как целостную реакцию личности на внешние и внутренние стимулы, направленную на достижение полезного результата.

Поскольку состояния отражают уровень функционирования организма, то также встречается понятие функциональных состояний.

Функциональные состояния , по А. Б. Леоновой и В. И. Медведеву, - это характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации.

Единой типологизации состояний не существует.

Чаще всего выделяют следующие виды.

Релаксация – состояние успокоения, восстановления, расслабления.

Сон - периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующееся значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Нарушение сна всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями.

Оптимальное рабочее состояние (состояние комфорта) обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. По своей сути это состояние противоречиво: с одной стороны, оно способствует самоактуализации, но, с другой стороны, это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.

Утомление - это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Имеет различные уровни проявления (физиологический, психологический, и поведенческий). Так, на физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов. На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности. Кроме этого наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др. Также наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.

Психический стресс - это такое состояние организма, возникновение которого предполагает наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс - это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Стрессор – конкретное условие или событие, которое стимулирует или угрожает человеку.

Г. Селье ввел понятия «дистресс» и «эустресс».

Дистресс – форма стресса, в основе которой лежат попытки адаптации к неблагоприятной среде, связанные с выраженными негативными эмоциями и оказывающие вредное влияние на здоровье.

Эустресс – форма стресса, в основе которой лежат попытки адаптации к среде, связанные с положительными эмоциональными реакциями.

Фрустрация - это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи.

Прессинг – состояние стресса, которое возникает, когда человек должен выполнить срочные внешние требования или ожидания.

Компоненты функциональных состояний:

1. Энергетический компонент функциональных состояний – это физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уровень энерготрат (от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и т.д.).

2. Сенсорный компонент функциональных состояний – характеризует возможности по приему и первичной обработке поступающей информации.

3. Информационный компонент функциональных состояний - обеспечивает дальнейшую обработку информации и принятие решений на ее основе.

4. Эффекторный компонент функциональных состояний – ответственный за реализацию принятых решений в поведенческих актах.

5. Активационный компонент функциональных состояний – определяет направленность и степень напряженности деятельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющихся у него качеств и личностных свойств.

Личность.

Типично выделяется три уровня организации человека:

Биологический;

Социальный;

Психический.

Индивид – это человек как единичное, природное существо, представитель Homo sapiens. Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Индивидные генотипические свойства в процессе жизнедеятельности развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими.

Индивидуальность – это совокупность психических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; личность формируется благодаря жизни человека в обществе.

Санкт-петербургская школа психологов к указанным уровням организации человека добавляет еще один – человек как субъект деятельности (Б. Г. Ананьев).

Субъект деятельности – это индивид как носитель сознания и обладающий способностью к деятельности.

Г. Олпорт является автором первого определения понятия «личность» - это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его уникальные действия. Но в этом определении нет социальных систем.

В настоящее время общим для всех авторских определений личности является социальная сторона, при этом насчитывается свыше 50 концепций личности. Наибольшее распространение получили психодинамический подход, аналитический, гуманистический, когнитивный, поведенческий, деятельностный, диспозиционный.

Неоднозначно в науке рассматривается вопрос о развитии личности и о факторах, обусловливающих это развитие (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др.). Во многом споры обусловлены отсутствием единой точки зрения на соотношение биологического и социального в личности. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического в личности. Это биологизаторские концепции, социологизаторские, когнитивная, деятельностная. предпринимались попытки объединения социального и биологического.

Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Факторами психического развития принято считать наследственность, среду и активность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, а действие фактора активности – во взаимодействии наследственности и среды. Однако личностное развитие человека настолько многопланово, что его могут одновременно определять как внешние, так и внутренние условия.

Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физиче­ским и психическим развитием человека как вида. Одной из биологических пред­посылок развития способности произнесения членораздельных звуков служило наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других жи­вотных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличива­лась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом ана­томических изменений: укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную; разви­тием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых мышц, задействованных в речевых движениях); уменьшением клыков и др. Бла­годаря этим изменениям произошло увеличение свободной полости рта, что, в свою очередь, обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.

Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся опреде­

Голосовой аппарат (рис. 13.1) состоит из трех основных сис­тем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы ды­хания обеспечивают ток возду­ха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, ко­лебание которых и создает зву­ковую волну. К органам дыха­ния относятся легкие и приво­дящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма (грудо­брюшная преграда), которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на легкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух под­водится к гортани.

Гортань (А) является продолжением дыхательного горла (Б). Она образована четырьмя хрящами, в пространстве между которыми расположены в горизонталь­ной плоскости голосовые связки. Голосовые связки (В) представляют собой две эластичные мышцы, которые приводятся в колебательное движение током возду­ха, выходящего из дыхательного горла. Голосовые связки благодаря своему рас­положению и подвижности хрящей, к которым они прикреплены, могут осуще­ствлять изменения двоякого рода. Во-первых, голосовые связки могут натягивать­ся или оставаться ненатянутыми. Во-вторых, они могут быть сомкнуты между собой или расходиться своими концами так, что между ними образуется простран­ство, называемое голосовой щелью. Благодаря этим особенностям происходит сле­дующее: если голосовые связки натянуты и сближены между собой, т. е. голосо­вая щель закрыта, то выдыхаемый воздух, прорываясь между обращенными друг к другу краями связок, приводит их в колебательное движение, которое образует голосовую волну; если же связки не натянуты и голосовая щель не закрыта, то воздух проходит свободно, не вызывая никакого звука.

Проходя сквозь гортань, ток воздуха порождает звуковую волну. Она попадает в полость рта и носа, которые выполняют функции резонирующей трубы. Полость рта является главным резонатором звуковых волн, возникших в гортани. Путем изменения величины и формы полости рта образуются различные звучания глас­ных звуков. Полость рта является также и органом, создающим преграды току воздуха, который, преодолевая эти преграды, порождает звуки, называемые со­гласными.

Носовая полость выполняет функцию дополнительного резонатора, проход в который может быть открыт или закрыт нёбной занавеской (задней подвижной частью нёба). В нервом случае получаются так называемые носовые звуки -м, н. Во втором случае - звуки неносовые.

Развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с развити­ем способности их воспринимать. Вряд ли человек смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, когда он может говорить членораздельно, если бы одновременно с этим не развивались органы слуха. Обучаясь говорить члено­раздельно, человек учился и понимать то, что он говорит. Речевая деятельность всегда находится под контролем, и в нее могут быть внесены необходимые коррек­тивы только благодаря слуху. Развитие слуха человека происходило за счет разви­тия центрального аппарата, что выражается в усложнении коры головного мозга.

Если сравнить мозг обезьяны и мозг человека, то мы обнаружим, что слуховая зона коры у человека относительно больше аналогичной зоны коры головного моз­га обезьяны. Однако эти различия выражаются не только в количественных пока­зателях - увеличении площади слуховой зоны. У человека в этой зоне находятся специфические речевые центры (рис. 13.2).

Нервные пути, связывающие с мозгом находящийся на барабанной перепонке кортиев орган, заканчиваются в извилинах Гешля. Если произойдет нарушение функций того или иного участка этих извилин, то у человека происходит выпаде­ние соответствующего слухового ощущения. Например, поражение их внутрен­ней части влечет за собой потерю слуха в отношении высоких звуков, а нарушение их наружных частей - потерю слуха в отношении низких звуков. Таким образом, эта область представляет собой проекцию кортиева органа и является центром, с которым первично связаны слуховые ощущения. Интеграция этих ощущений происходит на смежных участках височной доли, расположенных в первой и час­тично во второй височных извилинах. Именно здесь в левом полушарии локали­зуется специфический слуховой центр речи - центр Вернике. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) сло­ва, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Такое явление получило название Сенсорной афазии . Поэтому мы с полной уверенно­

Стью можем утверждать, что именно этот нервный центр обеспечивает различе­ние звуков речи. При этом следует отметить, что подобный нервный центр отсут­ствует у животных, что еще раз доказывает справедливость высказывания о том, что речь - это специфически человеческая функция.

Слуховой центр Вернике связан с другим специфическим речевым центром коры - центром Брока, который находится в задней части третьей лобной изви­лины левого полушария. Это двигательный центр речи. Нарушение нормального функционирования данного центра выражается в том, что человек теряет способ­ность произносить слова. Внешне у него остается способность произносить какие-либо звуки, сохраняется способность двигать языком, поскольку центр, отвечаю­щий за движения голосового аппарата, находится в передней центральной изви­лине, но он как бы теряет «память приемов произнесения слов», т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова. Следовательно, центр Брока является так­же продуктом исторического развития человека и тесно связан с процессом речи. Этот нервный центр также присутствует только у человека, а болезнь, связанная с нарушением его функций, называется моторной афазией.

Наиболее ярко взаимосвязь анатомических структур мозга и функций речи проявляется при повреждениях или нарушениях соответствующих участков моз­га. Как было сказано выше, речь тесно связана со слуховой (центр Вернике) и мо­торной (центр Брока) зонами, обеспечивающими ее осуществление. Поврежде­ние любого из этих участков приводит к одной из разновидностей афазии. Для характеристики данных нарушений воспользуемся описаниями больных, которых наблюдал Гарднер в 1975 г.

Так, при афазии Брока у больного наблюдается прерывистость речи. Ниже при­ведено интервью, взятое у больного врачом. Фразы интервьюера обозначены бук­вой «И», а фразы пациента - буквой «П».

И. Вы служили в береговой охране?

П. Нет, мм, да, да,… корабль… Массачу…чуссеттс… береговая охрана… лет. (Поднимает руки дважды, показывая на пальцах «19»)

И. А, вы служили в береговой охране девятнадцать лет. П. А… ох… верно… верно. И. Почему вы в больнице?

П. (Показывает на парализованную руку.) Рука нехорошо. (Показывает на рот.)

Речь… не могу сказать… говорить, понимаете.

И. Что случилось, из-за чего вы потеряли речь?

П. Голова, упал, господи, я нехорошо, уд…, уд… о. Боже… удар.

И. Не могли бы вы рассказать мне, что вы делали в больнице?

П. Да, конечно. Мне идти, ээ, мм, девять часов, речь… два раза… читать… ни… рва, мм, cap, мм, писать… занятия… становится лучше.

Как мы видим, речь больного очень неплавная. Даже в простых предложениях много пауз и замешательств. В отличие от этого у пациента с афазией Вернике речь беглая. Ниже приведена речь такого больного:

«Уф, я потею, я ужасно нервничаю, знаете, как-то я подхватился. Не могу упоминать про таррипои, месяц назад совсем немного, я здорово сделал, я наложил много, при этом, с другой стороны, знаете, что я имею в виду, мне надо сделать круг, осмотреть, требин и все такое».

Помимо беглости есть другие примечательные различия между афазиями Брока и Вернике. Речь пациента с афазией Брока состоит в основном из знаменательных

Слов. В ней мало сложных предложений, и вообще ей свойствен телеграфный стиль, напоминающий двухсловную стадию приобретения языка. У пациентов с афазией Вернике, наоборот, речь сохраняет синтаксис, но заметно лишена со­держания. У них явные проблемы с подбором нужного существительного, и вре­мя от времени слова изобретаются по случаю (например, «таррииои» и «требин»). Эти наблюдения указывают, что при афазии Брока нарушение происходит па син­таксическом уровне, а при афазии Вернике нарушение происходит на уровне слов п понятий.

Со слуховыми центрами речи связана также и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь. Конечно, это не значит, что письменная речь зависит только от центров слу­ховой речи. Для процессов письма необходима также нормальная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе находящихся в затылочных долях центров интеграции зрительных восприятий; отвечающих за соотнесение зритель­ного восприятия со звуковыми образами центров височных долей; регулирующих движения глаз центров лобных долей. Это говорит о том, что все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми центрами, а их сложной системой, объединяющей многие участки коры головного мозга.

Таким образом, способность к звуковой речи является специфическим свой­ством психики человека. Возникнув при наличии более развитого, чем у живот­ных, мозга, в условиях коллективного труда, речь оказала существенное влияние не только на человеческий труд, но и на развитие самого человеческого мозга.

17. Физиологические основы речи, развитие речи

Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Она связана с напряженной работой органов зрения, слуха и периферического речевого аппарата. Сложная координация деятельности этих органов осуществляется нервными клетками различных корковых зон. Среди корковых зон, ответственных за речь, особенно важное значение имеют центр Вернике, расположенный в левой височной доле мозга, и центр Брока, расположенный в нижней части левой лобной доли мозга. Последний представляет собой двигательный центр речи, при его разрушении нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова. Сохраняется лишь способность издавать отдельные звуки. Центр Вернике называют также слуховым, его повреждение приводит к нарушению восприятия слов - к словесной глухоте. Больной все слышит, но не понимает речи. Не понимает он и тех слов, которые произносит сам. В результате его собственная речь характеризуется отсутствием смысла. Часто такие больные не могут также читать про себя и вслух, плохо воспринимают музыку. Нарушается письменная речь. Следует отметить, что письменная речь связана со многими отделами коры: регулирующими движение рук, ответственными за зрение, с центрами Брока и Вернике и другими.

В состав речевого аппарата входят многие органы дыхания: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. С их помощью осуществляется голосообразование - фонация - и образование звуков речи - артикуляция. Воздушная струя, необходимая для образования голоса, возникает в фазе выдоха. Выдыхаемый воздух, проходя через гортань, приводит в колебание находящиеся там специальные голосовые связки. В результате их колебания воздух, проходящий через гортань, также начинает колебаться. Именно эти колебания воздуха и воспринимаются затем слуховым аппаратом как звук голоса. Сила голоса будет зависеть от амплитуды Колебания голосовых связок, которая определяется силой выдоха. Важное значение как усилителя звука имеют также глотка, полость рта, носовая полость. Пространство или проход от голосовых связок до губ называют речевым трактом.

Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, которая определяется их структурой: длиной, толщиной и степенью натяжения. Изменение структуры голосовых связок осуществляется в процессе речи благодаря деятельности мышечного аппарата гортани. Существует также мнение, что важное значение для частоты колебания голосовых связок имеет частота нервных импульсов, поступающих в мышечный аппарат гортани из центральных нервных структур.

Образование элементов языка (звуковые фонемы) связано с деятельностью активных органов произношения: нижняя челюсть, губы, язык и мягкое нёбо. Благодаря их движеиию, которое и называется артикуляцией, осуществляется усиление голоса и образование звуков речи. Эти движения в основном связаны со сближением и разведением стенок речевого тракта. Например, при образовании (фонация) гласных звуков в речевом тракте для воздуха сохраняется свободный проход.

Каждому педагогу, особенно учителям русского языка и литературы, необходимо знать, что точность восприятия речи зависит также от фонетической, фонематической, слоговой, морфологической и смысловой (семантической) характеристики слов. Например, точность восприятия отдельных слогов и слов обусловлена их фонетическими особенностями, при восприятии предложений - синтаксическими особенностями. Важное значение имеет длина слов и предложений. Точность восприятия односложных слов на фоне шума составляет 12 %, а шестисложных слов при том же уровне шума - 40 %. Слова, начинающиеся с гласных звуков, воспринимаются на 10 % точнее, чем начинающиеся с согласных. Оказалось, что предложения длиной более 11 слов воспринимаются хуже. Чем длиннее фраза, тем меньше точность ее восприятия.

Органы речи у детей и подростков имеют свои морфофункциональные особенности. Гортань у детей значительно меньше, чем у взрослых. Наиболее высокие темпы ее роста наблюдаются в 5-7 лет и в период полового созревания (у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 14-16 лет). Приблизительно до 10 лет половых различий в строении гортани у девочек и мальчиков почти не существует. У мужчин гортань значительно больше, чем у женщин. Длина голосовых связок у мужчин и женщин также различна; у мужчин колеблется от 20 до 24 мм, у женщин - от 18 до 20 мм. Увеличение длины голосовых связок у мальчиков в сравнении с девочками начинается с 12 лет, поэтому до 12 лет голоса девочек и мальчиков довольно похожи.

В связи с морфофункциональным созреванием органов речи и прежде всего гортани с 11 -12 лет и до 17-18 лет идет перелом голоса - мутация. У девочек мутация наступает обычно на полгода или один год раньше. В среднем период мутации составляет 1,5-2 года. В северных странах мутация голоса наступает много позже - с 14-15 лет, а в южных раньше - с 10-12 лет. В период мутации следует оберегать голос подростков, не допускать громкого чтения, частых выступлений на концертах с пением или чтением стихов.


18. Типы высшей нервной деятельности (ВНД). Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Соотношение типов ВНД с особенностями темперамента и характера

Понятие об основных свойствах нервной системы и типе высшей нервной деятельности. Среди вопросов физиологии высшей нервной деятельности человека особо важное значение для совершенствования учебно-воспитательной работы и разработки естественнонаучных основ теории воспитания и обучения имеет учение о типах высшей нервной деятельности. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их высшей нервной деятельности являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей высшей нервной деятельности каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы и точному прогнозированию ее результатов.

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух основных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И. П. Павлова, создателя учения о типах высшей нервной деятельности, ведущими, или основными, являются три свойства нервных процессов: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и определяют тип их нервной системы и высшей нервной деятельности. Основные свойства нервной системы обусловлены как наследственностью, так и условиями развития и воспитания данного индивидуума.

Таким образом, под типом высшей нервной деятельности человека мы понимаем индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, обусловленные совокупностью основных свойств нервной системы, формирование которых определяется наследственной программой развития и условиями воспитания.

Классификация и физиологическая характеристика типов высшей нервной деятельности. На основе всевозможной комбинации трех основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия типов высшей нервной деятельности. По классификации И. П. Павлова (1935), выделяли лишь четыре основных типа высшей нервной деятельности.

1. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильной нервной системой и преобладанием процессов возбуждения над торможением (их неуравновешенностью) .

2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

3. Сильный уравновешенный инертный тип имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.

4. Слабый тип характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью нервных процессов.

Четырехчленная классификация типов высшей нервной деятельности далека от практической действительности, так как в жизни мы редко встречаемся с подобными ярко выраженными представителями основных типов.

Соотношение типов высшей нервной деятельности человека с особенностями темперамента и характера. Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Оказалось, что тип нервной системы является той физиологической основой, на которой формируются затем особенности темперамента и характера ребенка. Но между типом нервной системы, темпераментом и характером человека не существует фатальных закономерностей. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. Однако в зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и свойства других темпераментов, но сделать это будет много труднее. Ниже приведены типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом:

Тип высшей нервной деятельности Темперамент

Сильный неуравновешенный, «безудержный» Холерик

Сильный уравновешенный подвижный Сангвиник

Сильный уравновешенный инертный Флегматик

Слабый Меланхолик

Еще в меньшей зависимости от свойств типа нервной системы находится формирование характера, особенности которого определяются как свойствами типа нервной системы, так и системой временных связей, выработанных в процессе обучения и воспитания ребенка. На базе любого типа высшей нервной деятельности можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их проявление будет своеобразным у представителей различных типов высшей нервной деятельности.


Возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего торможения. Литература 1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с. 2. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с. 3. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200 с. 4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. ...

Только в кратковременной памяти. Это показывает, что развитие мнемических способностей сопровождается повышением в запоминании роли мыслительной обработки, т.е. операционных и регулирующих механизмов. Возрастные различия мнемических способностей проявляются как на уровне их природной составляющей (функциональных механизмов), так и в прижизненно сформированных операционных и регулирующих...

ызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализированного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. ...

... : ð изучить воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста; ð рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов; ð определить влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов. 2.2. Методы исследования Для организации педагогического эксперимента и...

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим - голосовой аппарат и органы слуха.

Поля мозга

Все речевые анализаторы закладываться в обоих полушариях, но развиваться только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа. Эта зона состоит из 3-х отделов.

Речедвигательный центр Брока - расположен в нижней части лобных извилин (поле 44) - это двигательный центр мышц языка. При поражении моторного центра речи развивается моторная афазия - в этом случае человек понимает речь, но сам, увы, говорить не может.

Сенсорный центр Вернике - расположен в височной зоне в задних отделах верхней височной извилины (поля 22, 37, 42 левого полушария) - связан с восприятием устной речи. Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой. При поражении возникает сенсорная афазия - человек не воспринимает устную речь, страдает произношение, так как нарушается восприятие собственной речи. Человек может говорить, излагать устно свои мысли, но не понимает чужой речи, и хотя слух и сохранен - человек не узнает слов. Такое вот состояние называется сенсорной слуховой афазией. Такой человек часто много говорит (логорея), но речь его неправильная (аграмматизм), при этом наблюдается замена слогов и слов (парафазии).

Поле 37, отвечает за запоминание слов. Люди с поражениями этого поля не помнят названия предметов. При этом они очень напоминают забывчивых людей, которым постоянно приходится подсказывать нужные слова. Такой человек, забыв название предмета, четко помнит его назначение и свойства, поэтому долго описывает его качества, объясняет, что делают с этим предметом, но назвать его, хоть убей, не может. Ну, например, вместо слова «галстук» человек, глядя на него, говорит примерно следующее: «это то, что надевают на шею и завязывают специальным узлом, чтобы было красиво, когда идут в гости».



Центр восприятия письменной речи – располагается в зрительной зоне коры головного мозга.

На границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39) находится центр чтения письменной речи, обеспечивающий распознавание и хранение образов письменной речи. Понятно, что поражения этого центра приводят к невозможности чтения и письма.

При повреждении этого центра зрение сохранится, но тут же наступит расстройство узнавания – так называемая зрительная агнозия. Такой человек, будучи абсолютно грамотным, не сможет прочесть написанное, и будет в состоянии признать знакомого человека только после того, как тот заговорит.

Таким образом, речевой процесс есть круговой процесс .

Речевой круг образуют три мозговых речевых центра.

  • центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой,
  • центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи),
  • ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.

Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс. Примеры:

1. Глухота блокирует центр Вернике. Попытка восстановить речевой круг заставляет говорить громко. Абсолютная глухота делает человека немым (глухонемым) вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Вернике. В неврологии данное состояние определяется как сенсорная афазия.

2. Центр Брока поражается при детском церебральном параличе. Тяжелая форма этого заболевания также резко нарушает или делает невозможным речевой процесс вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Брока. В неврологии данное состояние определяется как моторная афазия.

3. Ассоциативный центр поражается при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга. При этом нарушается способность составления фраз. Однако, данные нарушения наблюдаются не часто, т.к. ассоциативный центр менее жестко структурирован.

4. Заикание есть периодический разрыв речевого круга (не стабильная работа речевого круга).

Цитоархитектонические поля коры больший полушарий (по К. Бродману)

Цитоархитектонические поля коры больший полушарий (по К. Бродману). Описание полей 1

Цитоархитектонические поля коры больший полушарий (по К. Бродману). Описание полей 2

Фазы медленного и быстрого сна . В физиологическом сне человека и животных различают по крайней мере две фазы, обозначаемые как фаза медленного сна (ФМС) и фаза быстрого сна (ФБС). В литературе встречается много обозначений медленного (14 наименований) и быстрого (22 наименования) сна.

Наиболее распространенными синонимами медленного сна являются:
синхронизированный
ортодоксальный
медленноволновой
Non-REM сон
сон без сновидений

Быстрый сон часто обозначается как:
десинхронизированный,
парадоксальный
ромбэнцефалический
REM-сон
сон со сновидениями

Медленный сон включает в себя ряд поведенческих и электроэнцефалографических признаков от момента засыпания до наступления глубокого сна. Эти состояния были классифицированы, и их легко описывать как отдельные, но взаимосвязанные стадии. Еще в 30-х годах Loomis и соавторы выделили 5 стадий сна (А, В, С, D, Е).

1. Стадия А поведенчески характеризуется переходом от расслабленного бодрствования к дремоте. На ЭЭГ в это время фиксируется альфа-ритм с различной меняющейся амплитудой, периодически исчезающий.

2. Стадия В - дремота - характеризуется уплощенной кривой с отсутствием альфа-ритма, наслоением тета- и бета-ритма, отдельных дельта-колебаний. Перед переходом к следующей стадии С часто фиксируются вертекс-потенциалы (острые волны длительностью 0,2-0,3 секунды и амплитудой 100-200 мкв). На электроокулограм-ме (ЭОГ) в стадиях А и В медленные движения глаз (одно движение занимает 1-2 секунды). Во время дремоты на электромиограмме (ЭМГ) небольшое снижение амплитуды по сравнению с состоянием до засыпания.

3. Стадия С - поверхностный сон. Появляются «сонные веретена» - колебания с частотой 14-16 в секунду, амплитудой 30-50 мкв и выше, организованные в серию, внешне напоминающую форму веретена. Типично появление К-комплексов - двух-трехфазных волн длительностью 0,5-1 секунды. Продолжают регистрироваться медленные, низкоамплитудные колебания в дельта- и тета-диапазоне, реже - быстрые бета-ритмы. На ЭОГ уменьшение или полное прекращение медленных движений глаз. На ЭМГ дальнейшее снижение амплитуды мышечных биопотенциалов.

4. Стадия D - сон средней глубины. На ЭЗГ появляются более высокоамплитудные (больше 80 мкв) дельта-волны на фоне сонных веретен. Имеется тенденция к уменьшению представленности сонных веретен и увеличению числа дельта-волн. На ЭОГ медленных движений глаз нет, на ЭМГ то же, что и в стадии С, или еще большее уменьшение амплитуды биопотенциалов мышц.

5. Стадия Е - глубокий сон. На ЭЭГ доминируют высокоамплитудные (до200мкв), медленные (0,5-1 секунды) дельта-волны с исчезновением сонных веретен и К-комплексов. Может регистрироваться низкоамплитудная активность различного частотного диапазона, наслаивающаяся на дельта-волны. На ЭОГ медленных движений глаз нет, на ЭМГ может быть дальнейшее снижение амплитуды биопотенциалов мышц.

В 1957 г. Dement и Kleitman предложили другую, но в принципе близкую классификацию. Они разделили медленный сон на четыре стадии: I стадия соответствует стадиям А и В классификации Loomis, II стадия -С, III -D, IV -Е.

Быстрый сон характеризуется:
полным отсутствием активности мышц лица и шеи (в других мышцах существенного изменения тонуса по сравнению с глубокими стадиями медленного сна нет)
появлением быстрых движений глаз (БДГ) на ЭОГ, единичных или группирующихся в пачки, продолжительностью каждое 0,5- 1,5 секунды
на ЭЭГ картина, соответствующая главным образом дремоте (стадия В); может регистрироваться и альфа-ритм
отмечается нерегулярность вегетативных показателей
несмотря на электроэнцефалографическую картину, близкую дремоте, по поведенческим показателям сон глубок и пробудить из этой стадии исследуемого не легче, чем из глубокого медленного сна
при пробуждении из быстрого сна у подавляющего числа людей можно получить отчет о ярких сновидениях

Медленный сон занимает 80 - 75% длительности, а быстрый сон - 20 - 25%.

Имеется правильная циклическая организация сна. При засыпании происходит последовательная смена стадий медленного сна. Через 60-90 минут после периода, определяемого как переходная фаза, наступает быстрый сон. После завершения быстрого сна первый цикл считается законченным. Вновь наступает медленный сон, и подобная картина продолжается всю ночь. У здоровых людей за ночь имеют место 4-6 завершенных циклов. Следует учесть, что наиболее глубокая стадия медленного сна (Е) в норме ярче представлена в 1 и II циклах. Периоды быстрого сна также неоднозначны в течение ночи. Короче всех первый период быстрого сна (несколько минут). В дальнейшем длительность их возрастает, и к концу ночи быстрый сон длится 30 минут и более.

В онтогенезе быстрый сон появляется рано и занимает доминирующее положение в ранний период жизни (у новорожденного более 50% сна, у ребенка до 2 лет - 30-40%). С 5 лет формируются свойственные взрослым соотношения. В филогенезе быстрый сон регистрируется уже у птиц. У млекопитающих имеются определенные соотношения между фазами медленного и быстрого сна, часто сходные с таковыми у человека.

Системные механизмы сна
В настоящее время сон рассматривается как результат активного функционирования синхронизирующих сомногенных систем мозга. В конце 50-х годов было показано, что претригеминальная перерезка ствола мозга сопровождается почти постоянной десинхронизацией ЭЭГ. Эти данные позволили предположить наличие на бульбарном уровне функциональных аппаратов, активно обеспечивающих корковую синхронизацию. По данным Moruzzi, низкочастотная стимуляция в области ядра солитарного тракта сопровождается синхронизацией на ЭЭГ. В опытах на животных установлено, что засыпание сопровождается повышением активности нейронов в этой зоне. Синхронизирующий эффект, получаемый при раздражении барорецепторов аорты и каротидного синуса, осуществляется также через ядро солитарного тракта. Все эти данные позволили сделать вывод, что в каудальных отделах ствола мозга существует синхронизирующая система, получившая имя итальянского физиолога Moruzzi. Позднее Bonvallet и Dell (1965) обнаружили еще одну зону, расположенную кпереди и латеральнее области, найденной Moruzzi, разрушение которой усиливает деятельность восходящей активирующей системы.

Существуют два предположения относительно механизмов, которые дают синхронизирующий эффект.

1.Согласно первому из них , указанные бульбарные структуры оказывают тормозящее влияние на активирующую систему и таким образом снижают ее контроль над таламо-кортикальной синхронизирующей системой.

2.Второе предположение сводится к тому, что стволовые каудальные системы непосредственно облегчают функционирование таламо-кортикальных аппаратов.
Имеются данные о наличии синхронизирующих систем и выше уровня ядер тройничного нерва.

Экспирементальные данные:
1) В экспериментах Hess (1929), Ranson (I939). k Tokizane (1963) показано, что при стимуляции переднего гипоталамуса на ЭЭГ появляются сонные веретена и медленноволновая активность, что обусловлено взаимодействием гипоталамуса со структурами среднего мозга и таламуса.
Hess (1929), Dempsey, Morrison (1942) при стимуляции неспецифических медиальных ядер таламуса обнаружили поведенческие признаки и электрофизиологические корреляты сна.
2) Koella (1967) считает таламус ведущим синхронизирующим аппаратом мозга.
3) Низкочастотная стимуляция головки nucl. caudatus также сопровождается появлением синхронизирующей корковой активности и поведенческой заторможенности (Buchwald et al. , 1961).
4) Clemente и Sterman (1963) обнаружили при электрическом раздражении любой частоты латеральной преоптической области типичный поведенческий сон и синхронизацию на ЭЭГ. Разрушение этой области вызывало тотальную бессонницу, кахексию и гибель животных. Было показано, что возникающие при раздражении эффекты реализуются через каудально-стволовые синхронизирующие аппараты.
5) Обнаружена и роль коры в механизмах синхронизации. Особое значение принадлежит орбитальной коре. Удаление ее сопровождается исчезновением характерной для сна электроактивности.

Таким образом, при стимуляции многих областей мозга можно получить синхронизирующие сдвиги на ЭЭГ и поведенческие признаки сна. Истинно сомногенными могут считаться структуры, включение которых обусловливает характерное для сна поведение, возможность пробуждения из этого состояния, правильное чередование синхронизированной и десинхронизированной активности (Moruzzi, 1969).

Очевидно, что в столь разветвленной системе должна быть и определенная специализация. Предпринимались попытки подразделения внутри сомногенных систем. Так, Akert (1965) выделяет: неосонную (неокортекс и структуры лимбико-мезенцефалического круга) и палеосонную (таламус и аппарат Моруцци) системы. Reinoso (1970) выделял каудальную (нижние отделы ствола и мозжечок) зону и оральную (таламус и преоптическая область) зону (подобная классификация не содействует дальнейшему изучению внутренней организации синхронизирующих систем).

Основным звеном сомногенных структур является таламо-кортикальная система, осуществляющая синхронизирующие влияния. Другие звенья оказывают на нее регулирующее влияние, в большой степени определяемое состоянием гуморальных и физиологических систем, а также внешними факторами.

В последние годы обнаружены структуры, обеспечивающие быстрый сон (Jouvet, 1962; Rossi et al. , 1963; Zancetti, 1967). Ими оказались верхние отделы каудального ретикулярного ядра варолиева моста и средние отделы орального ретикулярного ядра варолиева моста. Локальное разрушение этих зон влекло за собой исчезновение быстрого сна без существенного влияния на медленный сон и бодрствование.

Нейронные механизмы сна
Прогресс в изучении нейронных механизмов сна связан с разработкой методики микроэлектродного исследования на животных. В экспериментах были исследованы нейроны в период быстрого и медленного сна, а также в состоянии бодрствования. Изучались нейроны зрительной, теменной, ассоциативной коры, наружного коленчатого тела, гиппокампа, гипоталамуса, таламуса, ретикулярной формации, а также активность зрительного и пирамидного тракта. Удалось обнаружить усиление спайковых разрядов в нейронах указанных структур в период быстрого сна; в этот период снижалась активность лишь отдельных нейронов. Следует отметить, что нейронная активность часто в быстром сне была большей, чем в бодрствовании. Менее закономерные сдвиги обнаружены в фазе медленного сна. Чаще определяется некоторое снижение нейронной активности, в отдельных структурах (зрительная кора) - ее усиление, обнаруживается появление залповых разрядов, еще более усиливающееся в быстром сне.

Полученные различными исследователями данные подчеркивают активный характер процессов, лежащих в основе сна, отсутствие в этот период «разлитого торможения», захватывающего нейронные массы мозга.

Язык, речь и мышление.

1. Мышление и речь.

2. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы ре­чи.

3. Классификация видов речи.

4. Речевые свойства личности.

Мышление и речь.

Мышление – это процесс, который протекает сначала как развернутая предметная деятельность, использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений и лишь затем принимает свернутые, сокращенные формы, приобретая характер «внутренних» умственных действий.

Высшей формой мышления является вербально-логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать задачи. Человеческое мышление невозможно без языка. Мышление животных наглядно, имеет дело с предметами, находящимися перед глазами. Речь человека позволяет ему отвлекаться от познаваемого объекта, выражая его свойство в слове. Доказано, что задача легче решается, если ее формулировать вслух.

Этапы подготовки высказывания мысли:

1. Возникновение мотива высказывания.

2. Возникновение мысли.

3. Внутренняя речь – механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание. Это генерирование развернутого речевого высказывания, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка. Это этап, когда говорящий знает, что хочет сказать, но не определил в какой форме и в каких речевых структурах сможет высказать свою мысль. Внутренняя речь имеет свернутый, сокращенный характер, который генетически произошел из постепенного свертывания, сокращения развернутой речи ребенка, через шепотную речь, переходящую во внутреннюю. Это обозначение общей схемы высказывания, а не полное ее воспроизведение. Это знание того, что должно быть сказано.

4. Развернутое внешнеречевое выражение мысли.

Таким образом, кодирование мысли в речевом высказывании важно не только для передачи информации другому человеку, но и для уточнения мысли для самого себя. Поэтому развернутая речь – это не только средство, но и орудие мышления.

Тем не менее, как мы узнали из лекции о мышлении, мышление и речь не одно и то же. Мыслить – не значит говорить про себя. Можно сказать, что речь состоит на службе мышления, являясь, с одной стороны условием этого процесса, с другой стороны – его инструментом.

Речь и язык. Этапы развития и и физиологические основы речи.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и струк­турными компонентами психики. Исследования психологов и физиоло­гов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики че­ловека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительнос­ти, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура язы­ка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от зада­чи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить чело­века и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь су­ществует между мышлением и речью. Мысль существует в слове.

Понятие о языке и речи.

Язык - это система знаков, функционирующих в качестве средс­тва общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор пра­вил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими.

Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым, он может выступать цен­нейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Речь - процесс общения посредством языка. Предметом психо­логического изучения является речь. Речь, в свою очередь, является предметом изучения психолингвистики (особого раздела психологии).

Отличия языка и речи следующие:

Язык - объективное явление жизни общества, он един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.

Существуют нормативные правила произношения и грамматики, сти­листики данного языка.

(Кстати, в общении человек использует незначительную часть язы­кового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов). Речь отдельного человека обладает особенностями про­изношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам ре­чи можно идентифицировать личность.

Этапы развития речи

Развитие речи шло по линии:

Комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому на­зад) - передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не диффе­ренцируются друг от друга;

Ручная кинетическая речь (язык жестов) - более дифферен­цирован (и сейчас им активно пользуются глухонемые);

Звуковая речь (более 100 000 л. назад) - в виде отдельных слов;

Создание письменности.

В свою очередь, этапы развития письменности следующие:

Рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)

Рассказ в картинках;

Идеографическое письмо (посредством иероглифов) (так, ки­тайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой - "удобный случай";

Собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.

Физиологические основы речи.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).

Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.