Часовня архангела гавриила на ходынке. Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле: описание, история и интересные факты

В конце февраля в интернете появились эскизы предполагаемого храма Сергия Радонежского на Ходынском Поле и сразу же вызвали острую общественную дискуссию. Её участники высказывались о проекте порой весьма нелестно, были различные соображения и о компетентности автора. О том, откуда на самом деле взялись «уплывшие» в интернет эскизы, как на самом деле будет выглядеть храм, а также вообще о храмовой архитектуре XXI века мы беседуем с главным архитектором Финансово-Хозяйственного управления РПЦ, членом Союза архитекторов России с 1986 года, протоиереем Андреем Юревичем.

– Отец Андрей, в интернете появилось изображение будущего храма на Ходынском поле. Это действительно финальный отобранный проект?

Прежде всего, о той картинке, которая вызвала столько споров. Это самое первое, фор-эскиз, это идея, над которой надо работать дальше. И выкладывать такие фотографии в интернет было вообще некорректно.

На них черновая 3D модель, которую сделали специально для проверки некоторых эскизных решений. Архитектурно-планировочные решения, которые делаются на эскизах, проверяют именно так. Строят модель и смотрят: что видно с одной стороны, с другой, в ракурсе, с птичьего полета, с высоты человеческого взгляда. Крутят-вертят модель и смотрят. А та модель еще даже достроена не была.

Это творческий процесс, кухня. И в интернете показали черновую работу. И теперь она расходится как какое-то окончательное решение. Этого совсем не нужно было делать.

– Появившиеся эскизы вызвали активную дискуссию…

Я хочу реабилитировать архитектора. Очень нехорошо, неэтично и некорректно сразу же огульно человека вот так осуждать. Если его лично не знаешь, не знаешь его творчества, чем человек занимался, разве можно такие вещи говорить – все, что там было сказано?

Мне, например, писали такое: «Проект должны разрабатывать профессионалы, которые знают, как проектировать церковную архитектуру».

Сергей Яковлевич Кузнецов в профессии уже сорок пять лет, и из них в церковной архитектуре почти тридцать. Он профессионал или нет? Он уже в восьмидесятых годах проектировал и строил храмы.

Например, в храме Благовещения в Петровском парке он около двадцати лет приходской архитектор. Проектировал там и крестильный храм, и приходской просветительский центр, и ограду, и все иконостасы в храме, и даже кованые семисвечники в алтарях.

Да, он не сотрудничал с какими-то большими фирмами, не участвовал в международных конкурсах – просто тихо и скромно трудился на приходе, на реконструкции с восстановлением куполов храма Митрофания Воронежского, дома причта возле него. Ещё построил несколько храмов в Подмосковье.

И он до сих пор все рисует от руки все эскизы, планы, фасады, чего большинство архитекторов уже не делают. Это очень ценно в нашей профессии.

У него есть свой определенный стиль, он использует традиции самых истоков – псковско-новгородскую лаконичную архитектуру. И его подход – из массы объема, массы стены вынимать, что называется, дверные и оконные проемы, какие-то другие элементы, чтобы оставалось «тело» храма. Это вид крепостной архитектуры.

– Каков порядок отбора проектов?

Есть некий регламент программы «200 храмов»; кстати, сегодня там уже не двести, а гораздо больше, но так ее по традиции называют. По этому регламенту со стороны Церкви заниматься всеми вопросами поручено Финансово-Хозяйственному Управлению.

Когда летом прошлого года председателем ФХУ был назначен владыка Марк Егорьевский, он включил меня в число сотрудников. (Он наш викарий по северу, и знает, что я по профессии архитектор). По благословению Патриарха я теперь занимаюсь здесь всеми архитектурными программами, в том числе проектной стороной.

По регламенту у председателя ФХУ есть обязанность согласовывать и утверждать индивидуальные проекты храмов. А я являюсь некой профессиональной инстанцией, которая это все отсматривает, пропускает через себя, советует, объединяя церковную сторону и архитектурную.

Потому что не секрет: с архитекторами бывает нелегко общаться и священноначалию, и настоятелям. И наоборот, священник, какой бы замечательный он ни был, порой многого не понимает в строительно-архитектурных вопросах.

При ФХУ есть некоторый экспертный совет. Есть гильдия храмоздателей, которая была организована в прошлом году; в неё входят основные архитекторы и проектировщики по церковным зданиям. И мы с ней сотрудничаем.

А дальше мы объявляем внутренние тендеры. И именно заказчик решает, какой в каждом конкретном случае будет конкурс открытый или закрытый. А заказчиком программы выступает Церковь, в данном случае ФХУ. Это не бюджетные деньги.

Конкретно проект храма на Ходынке был выбран из пяти или даже шести других представленных. На нем и остановились.

– А открытые конкурсы ФХУ проводит?

Да. В позапрошлом году впервые за много лет был открытый конкурс на современный образ православного храма. До этого подобный конкурс был в далёком 1989 году (я, кстати, в нем тогда участвовал).

В 2015 году в январе месяце у нас проходил смотр проектов за последние годы. Это все конкурсы открытые, – любой может участвовать. Сейчас мы готовим положение о следующем конкурсе. Среди организаторов – ФХУ РПЦ, Союз архитекторов России, Гильдия храмоздателей.

Мы мыслим так, что каждый год у нас будет большой Всероссийский, с возможностью международного участия, открытый конкурс по каким-то определенным темам.

Например, сейчас будет разрабатываться тема, целиком связанная с приходскими комплексами. Не просто храмы, но со всем блоком социальных помещений и, желательно, в одном здании. Сейчас эта тема очень важна, поскольку в экономике проблемы, и мы пришли к выводу, что надо работать над созданием проектов, лаконичных по архитектуре, и, скажем так, малобюджетных. А может быть, даже быстровозводимых. Хотя отчасти здесь есть и размышление о дальнейшем развитии типологии церковных зданий вообще.

– Отец Андрей, а современный храм – он вообще какой?

Это очень серьезная тема соотношение традиций и новаторства. Понятно, что Церковь – институт достаточно консервативный, Церковь это Богочеловеческий организм.

По Божеству – это что-то вечное, где существует вся наша догматика, незыблемый Символ веры. Вещи же, которые пытаются называть «канонами архитектуры» – это некая догматика, но на самом деле их гораздо меньше, чем думают люди.

Они думают, что архитектурные каноны – это закомары, арки, своды, купола, еще что-то. Но это не каноны – это формы, в которых эти каноны претворяются. А по форме церковная архитектура может быть очень разная. Например, форма купола. Она ведь развивалась во времени.

Смотрите, византийский купол – это огромная полусфера. А, например, древние маковки, русские главки – шлемовидные. Потом возникли луковицы, причем самые разные – круглые, приплюснутые с широкой пучиной, а луковицы в стиле модерн – уже устремленные вверх как огоньки, свечечки.

Если говорить о кавказской архитектуре, например, грузинской, – там вообще обошлись без куполов – одни только устремленные вверх шатры. Иногда пирамидальные, с квадратом в основании, иногда восьмигранные.

Или посмотрите на храм Василия Блаженного. С одной стороны, он вместил в себя чуть ли не всю историю архитектуры, но когда его построили, я уверен, в тогдашнем обществе это было самое настоящее актуальное произведение искусства. Не очень понятно, откуда вдруг взялись все эти цветные тюрбаны, такая азиатчина? Но зодчие так это видели. А теперь этот храм – мировое явление, охраняемое ЮНЕСКО. Правда, есть мнение, что такие купола сделали потом, но это только предположение.

И в храмовой архитектуре, как в Церкви – есть божественная сторона, а есть человеческая. Так вот, сторона человеческая, то есть формы и стили, всегда в истории развивалась. И всегда во все эпохи церковная архитектура соответствовала своему времени.

Даже глядя на сегодняшние эклектические вещи – все эти реплики и цитаты, можно сразу сказать: это в стиле такой-то школы, такого-то времени. Это Новгород пятнадцатого века, а это Псков тринадцатого, это Владимир и Суздаль двенадцатого, а это Москва конца четырнадцатого начала пятнадцатого. Те, кто знают историю архитектуры, сразу все это определяют.

А потом XVII век со всем его многоцветьем, Хамовники и прочее. А дальше пришла классика XIX века. А до этого было ещё барокко, а потом модерн. Щусев, Покровский и Перетяткович, и так далее. Все соответствовало своему времени, своей эпохе.

Сегодня на дворе XXI век. Где храм, который соответствует этой эпохе, храм XXI века? Пока это все цитаты, это все эклектика. А вот проект для Ходынки я считаю одним из храмов XXI века; таким, который на основе традиций идет дальше.

– Расскажите о проекте.

По проекту планировки было задано, что здание должно быть одно, оно должно быть компактное, то есть комплекс. Парковая зона, метро и все эти природные комплексы не позволяют сделать выгородку с оградой и домом причта.

Получается, должно быть открытое сооружение на эспланаде, которое компактно стоит единым объемом. Поэтому оно и приобрело ту кубическую композицию, которая сегодня кому-то не нравится.

Надо, конечно же, понимать контекст и окружение. Вы посмотрите, какие агрессивные там вещи – четыре сундука «Авиапарка». И ещё строятся высоченные апартаменты, жилые корпуса. Поэтому, по заданию и было так – чтобы это было монументальное сооружение. Как его сам Кузнецов назвал – «кубарь».

Все это должно быть лаконично. Если хотите, брутально. И на этом огромном Ходынском поле оно будет смотреться, даже будучи небольшим сооружением, поскольку имеет свой определенный масштаб.

– А точные габариты здания определены?

Сейчас пока сложно сказать. Участок выделили 0,5 га.

Первый этаж, подклет занимают всякие канцелярские и складские помещения, ризница, трапезная и т.д. Один из блоков, как раз боковой, на все три этажа занимает большая церковно-приходская школа. То есть предполагается духовно-просветительский социальный комплекс.

Еще одна особенность – это постановка куполов в ортогональной проекции примерно, как собор Сан-Марко в Венеции, то есть не по углам, а по основным осям. Это придает храму определенную фундаментальность и центричность по типу купольной базилики.

Существуют только самые первые наброски внутренних помещений. Внизу счетверенные столбы. Достаточно тонкие, которые переходят в большие арки. Вверху все массивно, а внизу достаточно воздушно, то есть людям ничего не загораживает.

– Ну, это, по крайней мере, достоверная информация…

Самое главное, повторяю еще раз: я отстаиваю право архитектора творить. Право тех, кто смотрит, согласовывает и утверждает – согласовывать и утверждать. Предоставьте всем свои права.

Вообще, я не знаю, чтобы когда-нибудь испокон веков внешний вид храмов обсуждался народом. Это решали либо князья, либо решали сами зодчие и потом до самого конца знать не знали, что это будет. Есть даже такая поговорка: «Архитектура – творчество королей». Но, чтобы это решалось на сельском сходе, я такого никогда не слышал.

И всё-таки, вернёмся к вопросу – что из наследия прошлых веков можно взять в современный храм?

Брать надо всё, ничего мы не должны выбрасывать. Но это как сделать? Архитектура сродни любому другому творчеству. Возьмите творчество модельеров, ведь они же берут за основу все, что угодно. Берут, например, одежду эпохи НЭПа, но делают из этого одежду XXI века. И видно, что это только аллюзия, а на самом деле сегодняшнее.

– Где тогда критерий? Что хорошо, что плохо, что соответствует XXI веку?

Я скажу общие слова – это и удобный, и красивый, функциональный, конструктивно решенный, прочный храм и так далее. Это та самая древняя триада Витрувия – «прочность, польза, красота».

Все это должно быть: храм должен быть прочный, полезный функционально, красивый. Но как? Кто должен решать? Можно же, в конце концов, поставить под сомнение компетентность любого человека, любой комиссии, любого жюри, кого угодно. В том числе, естественно, и тех, кто недоволен. Их компетентность тоже можно поставить под сомнение.

И тогда кто-то должен решать. Вот у меня семья: семеро детей, масса внуков, зятья, невестки, жена. Я иногда отпущу все на демократию – кричат все, что-то шумят, куда поедем в выходной. Все разные – одному хочется посидеть в теньке, другому купаться, третьему еще что-то.

Я слушаю, слушаю, слушаю, говорю: «Так, ребята, вы сами можете договориться?» – «Нет, папа, не можем». – «Тогда, простите, я беру на себя эту роль главы семьи. Я все взвесил, всех услышал, внутри меня все это прошло, а теперь я выдаю решение: будет вот так».

Кто-то после этого, конечно, в ладоши хлопает, кто-то: «У-у!», но все должны смириться. А как еще иначе? Страна, народ – это большая семья, но кто-то должен в ней что-то решать. Если никто ничего не будет решать – наступит полная анархия. На всяком месте есть люди, которые решать обязаны.

И, между прочим, это не столько право, сколько тяжелая обязанность. Это бремя – что-то решать, потому что ты всегда прекрасно понимаешь, что как бы ты ни решил, всегда найдутся люди, которые будут недовольны, которые скажут, что ты решил плохо. Но делать все равно надо.

– Что для вас было главным при выборе именно этого автора и этого проекта?

Для меня было решающим то, что этот человек профессионал, глубоко верующий и церковный архитектор. То, что он пропустил проект через свою душу, свой мозг и руку.

Интуитивно, это уже моя интуиция, есть ощущение профессионализма автора и его понимания задачи в этом месте. Ну, и параметры самого проекта – этот эскиз отвечает им в наибольшей степени. Идеально, наверное, ни один не будет отвечать, но в наибольшей степени.

Ещё надо сказать, что мне сейчас в этой программе достаточно трудно. Потому что практически невозможно найти универсального проектировщика храмов.

Деградация профессии именно церковного архитектора за советское время дает о себе знать. И есть, допустим, некоторые архитекторы-одиночки, которые могут что-то сочинить. Но при этом они не делают нормальную проектную документацию, в том числе, рабочую.

Есть люди, которые грамотно это делают, но они совершенно не церковные. Есть такие, которые мнят себя гениями и просят за работу совершенно баснословные суммы.

Есть те, которые говорят: «Вот Леонардо «Джоконду» всю жизнь рисовал, и я буду делать это три года». А нам некогда ждать.

И так далее, все время есть какие-то минусы. Выбора не так много. Причём ведь нужны люди, которые в основном работают в этой теме. А не так, что «я буду проектировать всякие торговые центры, бары, рестораны, жилые апартаменты, а где-нибудь на коленке нарисую храм».

Вообще-то, должны быть архитекторы, которые этой теме посвящают, по крайней мере, больше половины времени. Желательно посвятить и всю свою жизнь. Кузнецов как раз такой человек. Он ничего, кроме храмов, больше не проектировал.

Не знаете, как доехать до Храм Преподобного Сергия Радонежского На Ходынском Поле в Хорошёвском, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Храм Преподобного Сергия Радонежского На Ходынском Поле от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Храм Преподобного Сергия Радонежского На Ходынском Поле с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Храм Преподобного Сергия Радонежского На Ходынском Поле? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Дворец Спорта Мегаспорт (Южный Вход); Спорткомплекс Цска; Цска; Улица Авиаконструктора Сухого; Дворец Спорта «Мегаспорт».

Вы можете доехать до Храм Преподобного Сергия Радонежского На Ходынском Поле на метро, автобусе, троллейбусе, маршрутке или поезде. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Метро) , ; (Поезд) ; (Автобус) , .

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Храм Преподобного Сергия Радонежского На Ходынском Поле с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Храм Преподобного Сергия Радонежского На Ходынском Поле проще простого, именно поэтому более 460 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Хорошёвского! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit - ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

Храмовый комплекс на территории Ходынского поля состоит из храма преп. Сергия Радонежского и храма в честь Архангела Гавриила, возведенного в память о погибших летчиках-испытателях. Храм преп. Сергия Радонежского построен по проекту архитектора С.Я. Кузнецова в память о прежде бывшем на Ходынском поле Сергиевском храме, построенном в 1892-1893 гг. на средства благотворителей. После Октябрьской революции храм был закрыт и к 1930-м гг. снесён.

Строительство нового храма начато в 2007 г. по Программе «200 храмов». Новый храм построен не на месте старого, а в нескольких сотнях метров северо-западнее: на углу Ходынского бульвара и бывшей взлётно-посадочной полосы Центрального аэродрома им. Фрунзе. Ранее — Центральный аэродром имени Л.Д. Троцкого. Это бывший аэродром в Москве, располагавшийся на территории Ходынского поля.

В августе 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан приход храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, начавший воссоздание святыни. В 2012 г. приход объединен с приходом церкви Гавриила Архангела. 5 января 2016 г. состоялось освящение и поднятие купола и креста на центральную главку храма преподобного Сергия Радонежского. 5 марта 2016 г. епископ Бронницкий Парамон, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами, совершил Божественную Литургию и освятил оставшиеся четыре купола и креста перед их установкой. 7 января 2017 года совершилась первая Литургия.

Новый храм - 5-ти купольный, рассчитан на 1000 прихожан. Проект, разработанный профессором МАРХИ Сергеем Яковлевичем Кузнецовым при участии члена Союза архитекторов России, члена Союза немецких архитекторов Сергея Чобана, является индивидуальным. Он сочетает в себе, с одной стороны, традиции древнерусского зодчества, с другой - отвечает современному стилю окружающих его построек. Сам автор характеризует проект так: «Прототипом послужил собор Сан Марко в Венеции, который я увидел 16 лет назад. Меня поразила особая конструкция куполов - пять барабанов, соединенных широкими подпружными арками. С тех пор у меня и возникла идея построить храм по такому же принципу, но со своими доработками. Здесь передо мной стояла задача - соединить под одной крышей сам храм, воскресную школу, учебные классы, трапезную и прочие подсобные помещения. В результате все получилось: проект вышел экономичным и достойным».



Строительство храма в честь преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле планируется закончить в 2016 году. Ранее здесь был расположен одноименный храм на тысячу верующих, построенный в 1893 году. Это величественное сооружение, украшавшее Ходынку, снесли в 1920-х годах. Оригинальный проект храма найти не удалось, поэтому было заказано историко-архивное исследование в Обществе охраны памятников, по результатам которого и будет воссоздан храм.

http://mtsk.mos.ru/?WCI=VIEWPRODUCTION&WCE=GOTO.OBJECTCATALOGUE.53890

Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле в последние годы нередко становился предметом споров и даже земельных скандалов. Но дела мирские улеглись, и вот на Рождество 2017 года в еще не завершившей строительство церкви прошла первая литургия. Власти обещают, что храм будет полностью отреставрирован к осени этого года. Все это вызывает повышенный интерес к церкви на Ходынском поле. Когда она была построена и почему? Когда и зачем ее снесли? Отвечает ли нынешний храм первоначальному виду? Об этом мы расскажем в нашей статье. Мы также дадим общую информацию о том, как добраться до храмового комплекса, и о расписании служб. Коротко мы затронем перипетии, связанные с восстановлением церкви.

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле: история

Чтобы понять назначение первоначальной церкви, нужно уяснить, что ранее при воинских частях в обязательном порядке служили капелланы. Даже в чистом поле, перед битвой, они раскладывали перед собравшимися солдатами походный алтарь и проводили литургию. В девятнадцатом веке Ходынское поле располагалось за городом. В теплое время туда для муштры переводили солдат. Там были построены так называемые летние казармы. А как же солдатам без богослужений? Поэтому каждое лето возводился шатер, в котором устанавливался алтарь. Возле этой походной часовни вбивался в землю столбик с колоколами.

Необходимость построить полноценную церковь появилась в восьмидесятых годах позапрошлого века, когда количество солдат достигло тридцати тысяч. Шатер уже не мог вмещать всех желающих послушать литургию. В мае 1883 года на Ходынском поле прошел парад, который принимал император. После этого военное командование приняло решение в честь этого события возвести церковь, освятив ее в честь Преподобного Сергия Радонежского. Деньги на возведение деревянной церкви взялся внести - купец Николай Каверин. Но губернскому правлению не понравился представленный чертеж сооружения, и оно направило его на доработку.

Начало строительства первоначального храма

Средств на постройку более дорогостоящего проекта не было, и о нем ненадолго забыли. В 1891 году российских подданных потрясло событие: на наследника престола Николая Александровича в японском городе Оцу было совершено покушение. Цесаревич чудом остался цел, и в честь этой памятной даты генерал А. Костанда, командующий Московским военным гарнизоном, дал приказ возвести на Ходынском поле храм Сергия Радонежского.

Строительство поддержали все верноподданные. Купцы и состоятельные горожане стали жертвовать на церковь. Весной 1892 года был окончательно утвержден проект здания, который доработал архитектор Иван Хородинов. А летом состоялась церемония закладки первого камня, на которой присутствовали Московский митрополит Леонтий, архимандриты Знаменского и Чудова монастырей и другой высший клир.

В дальнейшем строительство велось очень быстрыми темпами, чтобы приурочить открытие церкви к пятисотлетию со дня смерти Преподобного Сергия Радонежского, в честь которого и был назван храм (25 сентября 1892 года).

Описание здания церкви

В целом строительство обошлось в шестьдесят тысяч царских рублей. Храм, выполненный в был рассчитан на вместимость в 1000 человек. В первом проекте он задумывался как однопрестольный. В последующем архитектор заложил два придела по бокам. Главный престол посвящен Сергию Радонежскому. Приделы были названы именами святителя Николая (в честь чудесного спасения цесаревича) и Марии Магдалины и Александра Невского (в ознаменование 25-летия брака императорской четы - Александра III и Марии Федоровны).

Зимой в одном из нефов проводились службы, поскольку в деревянном здании только он отапливался. Рядом с церковью были построены дома для священника, дьякона и караульная сторожка. Весь комплекс был обнесен металлической оградой.

Революционный период

Ирония судьбы состояла в том, что и после Октябрьской революции Ходынское поле использовалось как локация военных лагерей. Конечно же, о богослужениях не могло быть и речи. Храмовый комплекс Сергия Радонежского на Ходынке был закрыт в 1919 году. Коменданты лагерей думали, как бы приспособить церковь под новые, революционные нужды. Предполагалось организовать в ней партийную школу, читальню и даже эстраду для концертов. Но это все было в докладных записках.

На деле же церковь разграблялась неизвестными. Опись 1921 года показывает, в каком плачевном состоянии находился тогда храм. На полу вперемешку валялись поломанные иконы, хоругви, битое стекло, части паникадил и подсвечников. В середине 1920-х то, что уцелело, было передано подворью уфимского Михаило-Архангельского монастыря и приходской церкви в деревне Белой Тверской губернии. Но даже ободранные стены без крестов и куполов мозолили глаза новой власти. Поскольку «присутствие церкви пагубно влияет на политработу с красноармейцами», здание было полностью снесено.

Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле вместе с прилегающими строениями занимал площадь около гектара и располагался в середине военного лагеря. Его было видно с Петербургского шоссе. Но с тех пор утекло много воды, и место, где некогда высился храмовый комплекс, было застроено. Во-первых, был разбит парк «Березовая роща». А во-вторых, был построен Центральный аэродром имени Фрунзе. Дома и улицы заполнили некогда пустое пространство поля.

Поэтому когда в 1990-х годах появились планы о восстановлении церкви, возникли определенные трудности. Первоначальных чертежей не сохранилось. Зато в распоряжении московских властей было множество старых фотографий храма. Главная трудность состояла в выборе места для возведения новой церкви. Там, где она некогда стояла, теперь находится парковая ограда (возле ул. Куусинена, 6).

Строительство церкви и учреждение прихода

Новая история комплекса "Храм Преподобного Сергия Радонежского" берет начало в 2000 году. Тогда Патриарх Московский Алексий II благословил создание одноименного прихода. Примечательно, что на то время не только не существовало никакой церкви, но даже участка земля для ее строительства выделено не было. Тем не менее в 2012-м патриарх Кирилл объединил приход с часовней Архангела Гавриила, которая сейчас располагается по адресу: Ходынский бульвар, 2.

Настоятелем нового комплекса был назначен клирик из церкви Георгия в Коптеве Василий Биксей. Тогда решено было возводить храм Сергия Радонежского в нескольких сотнях метров к северо-западу от старого места. Был выбран участок в конце взлетно-посадочной полосы закрытого в 2003 г. аэродрома, на углу бульвара, рядом с проездом парка «Березовая роща». По добытым из архива визуальным данным был разработан проект здания.

Земельные скандалы

Крест на месте, где решено было возводить новый храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, был установлен летом 2012 года. Тогда же состоялось и первое богослужение - пока под открытым небом.

Но земля, на которой было задумано строительство, принадлежала Министерству обороны РФ. Оно оспорило в судовом порядке возведение храма. Возник конфликт. Против строительства выступили и жители окрестных домов.

В конце концов правоту суд признал за Министерством обороны. Начавшееся было строительство признали незаконным.

Тогда весной 2014 года решено было искать новое место для возведения храма. Его задумали строить в начале бывшей взлетно-посадочной полосы. Рядом была уже почти возведена часовня в честь посвященная погибшим летчикам-испытателям. Ее освятили в октябре 2014 г. А в декабре были оформлены все документы на небольшой участок в 0,5 га для строительства храма Сергия Радонежского. Он располагается напротив дворца спорта.

Новый проект

Создателям хотелось, чтобы храм Сергия Радонежского на Ходынском поле вписывался в окружающий его урбанистический пейзаж. Соседство спортивного комплекса и высоток не допускало возведения «деревянной церквушки в полях». Поэтому архитектором, профессором МАРХИ Сергеем Яковлевичем Кузнецовым был разработан новый проект, существенно отличающийся от старого, выдержанного в псевдорусском стиле. За основу в этом здании была взята псковская архитектура XII—XIII столетий.

Это большое каменное строение, увенчанное пятиглавием и дополненное звонницей. Смешение древнерусского зодчества и модерновой архитектуры идеально внедрило церковь в окружающий пейзаж. Она не выглядит диссонансным пятном, что неминуемо бы произошло в случае, если бы храм возводился по старым фотографиям.

Как выглядит церковь сейчас

Строительство началось в 2015 году. За это время были возведены стены, положена кровля, установлены пять куполов. Под одной крышей будут располагаться все службы прихода: детская художественная школа, трапезная, ризницы и т. д. Сейчас проходят последние отделочные работы в храмовом комплексе Сергия Радонежского на Ходынке. Богослужения совершаются с Рождества этого года. В первой праздничной литургии принял участие настоятель храма, который поблагодарил всех собравшихся верующих за помощь и жертвования на церковь. Он в числе прочего заверил, что росписи интерьера будут завершены к осени этого года.

Как добраться до церковного комплекса

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле и часовня архангела Гавриила находятся по адресу: г. Москва, Ходынский бульвар, 2. Ближе всего к комплексу подходят станции метро «Полежаевская» и «Динамо». Но и от них пешком до храма добираться будет далековато. От двух станций метро курсирует маршрутное такси № 18. Выходить нужно на улице Куусинена, возле Д/С «Мегаспорт». От станции метро «Полежаевской» ходит также автобус № 48. Выходить нужно на остановке «Авиаконструктора Сухого». Далее следует пересечь улицу и пройти немного через поле по диагонали. Храм будет справа, он стоит напротив дворца спорта. Можно добраться к комплексу и на автобусах №№ 12Ц и 207. Они отходят от станции метро «Динамо». Выходить из автобуса также следует на остановке «Авиаконструктора Сухого».

Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле: расписание служб

В церкви отмечаются два престольных праздника. Один (18 июля) посвящен чудотворному обретению мощей Преподобного Сергия Радонежского. Второй праздник приходится на 8 октября. В этот день вся православная церковь чтит память чудотворца, игумена Радонежского и всея Руси Преподобного Сергия. Поскольку в храмовый комплекс входит часовня, посвященная Архангелу Гавриилу, отмечаются праздники 8 апреля и 26 июля по новому стилю. Но и в обычное воскресенье можно прийти в храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Настоятель, Василий Биксей, в сане иерея, служит в 15:30 молебен с чтением акафиста.

Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском после был построен в 1893 г. для войск Московского гарнизона (летние казармы). Принимать участие в богослужении могли до тысячи человек. По свидетельству современников, храм, располагавшийся на площади 1,29 га и вмещавший до тысячи верующих, был величественным сооружением и служил истинным украшением Ходынского поля. В 1920-х гг. по решению Московского политотдела Красной Армии храм был снесен как якобы «мешающий политработе с красноармейцами».

В августе 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан приход храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, начавший воссоздание святыни. Верующие разыскали архивные документы, обратились к властям, начали служить молебны и участвовать в крестных ходах. Поскольку оригинальный проект храма найти не удалось, Обществу охраны памятников было заказано историко-архивное исследование. По его результатам было рекомендовано воссоздание храма по имеющимся визуальным данным. В 2005 г. был получен акт резервирования земельного участка под строительство храмового комплекса площадью 1 га. К 2006 г. была изготовлена предпроектная проработка (буклет).

В дальнейшем решением Правительства Москвы на сопредельной территории было запланировано строительство часовни в честь Архангела Гавриила, которую ранее предполагалось возвести на противоположной стороне Ходынского поля. Община Храма Архангела Гавриила начала свою деятельность по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 г. Инициаторами создания этого храма стали генералы-авиаторы - участники Великой Отечественной Войны. Решение построить храм было связано с желанием увековечить имена погибших летчиков-испытателей (подобно тому, как в храме Христа-Спасителя увековечены имена героев, отстоявших нашу Родину в Отечественной войне 1812 г.). Для строительства храма и часовни потребовалось выделение дополнительной территории. Комплекс был органично вписан в планировку парка «Архитектурные ландшафты Москвы», а его строительство согласовано с представителями городских властей и соответствующих ведомств.

После получения необходимых документов в марте 2012 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла оба прихода начали объединяться, чтобы с удвоенной силой приступить к строительству и воссозданию поруганных святынь.

Нельзя не отметить, что усилия по восстановлению храма и часовни иногда наталкиваются на сопротивление отдельных местных жителей, распространяющих листовки с протестами, ведущих «антихрамовую» кампанию в Интернет-пространстве, пытающихся помешать богослужениям. Эти протесты связаны, в числе прочего, с незнанием церковной жизни и боязнью, что строительство православного храма «в недопустимой близости от фасадов жилых домов» чреват возможным «нарушением тишины и спокойствия», якобы вызванным «вибрацией от звонниц», «гарантированным аншлагом из катафалков» и «лимузинами, полными свадебных гостей». Авторов листовок также беспокоит, что «непосредственная близость детских садов к храму нарушит комфортное и тихое пребывание детей в детских дошкольных учреждениях». Однако беседы с местными жителями позволяют сделать вывод о том, что количество «принципиальных» противников строительства храма и часовни невелико и главная причина сопротивления благому делу - элементарная нехватка информации о будущем храмовом комплексе, которую мы постараемся восполнить всеми доступными нам средствами. Мы надеемся, что разъяснительная работа поможет нашим сегодняшним противникам и просто сомневающимся стать нашими союзниками в благом деле строительства храма, прийти к Господу и стать православными христианами.