Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище. Святые мученицы вера, надежда и любовь и их мать софия (†137) Миусская церковь

Святые мученицы ВЕРА, НАДЕЖДА и ЛЮБОВЬ и их мать СОФИЯ (†137)

Вера, Надежда, Любовь и мать их София (греч. Мудрость) — святые мученицы, жившие во II веке в Риме. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг.

Прошло уже более 100 лет с тех пор, как ученики Иисуса Христа, святые апостолы разошлись по всему миру проповедовать Святое Евангелие. В те времена самым большим государством была Римская империя, которую населяли языческие народы. Но с каждым днём христиан в Римской империи становилось всё больше и больше. Их ненавидели и боялись ревностные язычники, их проклинали языческие жрецы. Христианам не разрешалось строить храмы и для богослужений они собирались в отдалённых домах или горных пещерах. Преследовали христиан и римские правители. Император Траян издал указ против христиан, повелевающий открыто их обвинять, привлекать к суду и казнить. Тысячи последователей Христа были распяты на крестах, сожжены на кострах, обезглавлены или затравлены дикими зверями.

В это тяжёлое для Церкви время жила благочестивая христианка София, что в переводе с греческого означает «Премудрость ». Она родилась и выросла в богатой семье. Её окружали многие искушения и соблазны мира, но она ревностно исповедовала веру Христову. Даже, когда она вышла замуж за язычника, любящий муж не запрещал ей верить в Господа.

Живя в честном супружестве, благочестивая София родила трех дочерей и назвала их именами главных христианских добродетелей: Пистис , Эльпис , Агапэ , что в переводе с греческого означает Вера , Надежда , Любовь . Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Отроковицы росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг.

Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Она разделила своё имущество между бедняками и переселилась вместе с дочерьми в Рим. Всё своё внимание и заботу она обратила на воспитание детей.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и правитель той части Рима, где жила София - претор Антиох, и пожелал их видеть. Святые отроковицы явились к нему и не стали скрывать своей веры во Христа. Разгневанный Антиох донёс на них императору Адриану (117-138), и тот велел привести их к нему во дворец на суд и заставить отречься от своей веры.

София хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедает христианскую веру и знала, что за неповиновение их ждет там только одно - смерть….


София беспокоилась за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет - вот что её беспокоило. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти.

Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны.

Удивленный смелостью юных христианок, император, не желая вступать с ними в продолжительную беседу и судить их, отослал Софию вместе с дочерьми к одной знатной римлянки-язычнице Палладии, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой святые девы не изменили своих убеждений. Тогда через 3 дня их снова привели к императору Адриану.

Видя, что "по-хорошому" убедить не получается, разгневанный император приказал жестоко истязать их и предать различным пыткам: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их.

Палачи начали с Веры, старшей дочери Софии. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее кнутами, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки.

Юную Надежду сначала подвергли бичеванию, а потом бросили в огонь. Но огонь не причинил ей вреда. Тогда её подвесили на дереве и стали царапать тело железными крючьями. После этого Надежду бросили в котёл с кипящей смолой. Но тут случилось чудо: котёл раскололся, а смола разлилась, обжигая палачей. Однако это не вразумило императора - гнев затмил его совесть и разум. Он приказал отрубить ей голову.

Младшую, Любовь, привязали к громадному колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенеся невиданные муки, святая Любовь тоже была обезглавлена.

Святую Софию не подвергли телесным мучениям. Её подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Господа Иисуса Христа. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Пострадали они в 137 году.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

ИСТОРИЯ МОЩЕЙ

Мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с 777 года вплодь до Французской революции (1789г.) покоятся в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau, ранее Hascgaugia, Hascowia, Aschowa, Eschowe, что буквально переводится как "ясеневый остров").

Церковь святого Трофима в городе Эшо на востоке Франции, недалеко от Страсбурга. Церковь св. Трофима ранее была центром обширного бенедиктинского аббатства св. Софии, разрушенного после французской Революции (1789).

Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму" (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года).

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".

В 1792 году, спустя 3 года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями. После того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители.


Саркофаг из песчанника XIV века, в котором до Революции хранились честные мощи свв. Софии и ее дочерей. Саркофаг с одной из частиц мощей св. Софии украшен стершимися от времени рисунками сцен из жития святых мучениц. С 1938 года в нем содержится одна из двух частиц мощей св. Софии, принесенных из Рима в том же году.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.


Над саркофагом расположены скульптуры (слева-направо): св. мученика Христофора (250), свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, епископа Ремигия, основателя аббатства.

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ В ИСКУССТВЕ

Вера, Надежда и Любовь - это имена святых мучениц. Однако Вера, Надежда, Любовь - это еще и христианские добродетели, которые упомянуты в Новом Завете (1-е послание к Коринфянам апостола Павла): «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» .


Васнецов. «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)». Триптих (левая часть). Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха. Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади.

В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией.


В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда - с якорем, а Любовь - в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре.

УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТОЙ СЕМЬИ

Святые дети Вера, Надежда и Любовь удостоились мученического венца и несказанного блаженства в райских чертогах Господа Бога. Они имели в себе «столп веры, крылья надежды и огонь любви».

Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь.

Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Жизнь наша кратковременна и дана она нам для приготовления себя к вечности. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, - и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает - и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит:

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35) .

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28) .

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32) .

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37) .

Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак, глас 1
Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О, святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София (из цикла «Мульткалендарь»)


Храм относится к Троицкому благочинию Московской епархии Русской православной церкви. Сначала, на месте каменного храма стоял храм деревянный, освященный 20 января 1773 года в честь одной из покровительниц Екатерины II, по данному ей при коронации обету построить в Москве храмы в честь святых Екатерины, Софии, и святых, на день памяти которых пришлась коронация. В 1823г. на месте деревянного храма строят храм каменный в стиле ампир. Средства на строительство выделил купец первой гильдии Иван Петрович Кожевников. В 1834г. к храму были пристроены приделы иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Митрофана Воронежского. Позже со стороны западного фасада над приделами были возведены две одноярусные колокольни. Позже на средства гвардии прапорщицы А.А.Нероновой была возведена четырехъярусная колокольня, богадельня и расширена трапезная (прибавлены северо-западные и юго-западные углы). В начале 1920-х годов в храме неоднократно служил святитель Тихон Патриарх Всероссийский. С 1934 по 1990 год храм был закрыт, а на его территории разместился цех оборудования «Медучпособие» Минздрава РСФСР. В 1990г. церковь был возвращена Русской Православной Церкви и в ней возобновлены богослужения.

На Миусском кладбище, основанном в 1771 г. во время эпидемии чумы близ местности Миуссы (отсюда и название)., в 1773 году был построен и освящен деревянный храм по обету, данному Екатериной II в день коронации. Коронация пришлась на день памяти Екатерины, Софии, и других святых, в связи с чем церковь и была освящена в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1823 году на средства купца И. П. Кожевникова взамен деревянной построена каменная в стиле ампир (архитектор А.Ф. Элькинский). В 1834-1835 годах по сторонам пристроены приделы Знамения и свт. Митрофана Воронежского - на средства гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой. Чин освящения храма совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Позже со стороны западного фасада над приделами, симметрично главной оси храма, возведены две одноярусные колокольни. В 1912 г. на средства гвардии прапорщицы А. А. Нероновой храм перистраивался сооружена четырехъярусная колокольня расширена трапезная часть - прибавлены северо-западный и юго-западный углы, при храме открыта богадельня. В начале 1920-х годов в храме неоднократно служил святитель Тихон (Беллавин), патриарх Всероссийский. В 1922 году из уцелевших храмов и монастырей изымаются церковные ценности. Разорение храма на Миусском кладбище пришлось на 5 апреля 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из храма было изъято «4 пуда 4 фунта 25 золотников золотых и серебряных изделий». На 1 января 1933 года в храме свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище служили обновленцы. В 1934 году храм закрыт, крест с него сбит, колокольня сломана до первого яруса. За апсидами, по бокам купола и над трапезной сделаны уродливые пристройки. В здании храма разместился цех оборудования «Медучпособие» Минздрава РСФСР. года до 1990 года храм был закрыт и перестроен под гражданские помещения, колокольня разрушена до первого яруса. Русской Православной Церкви храм возвращен в 1990 году, и с 28 сентября здесь возобновлены богослужения. Было воссоздано архитектурно-художественного облика храма начала ХХ века. Была заменена крыша, которая теперь полностью покрыта медью, в храм заняли своё место иконы в киотах, расписаны стены. 14 марта 2012 года распоряжением патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме открыто представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. При церкви работает воскресная школа, библиотека. Святыни: чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница»; чтимая икона Божией Матери «Феодоровская»; чтимая икона свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии с мощами; частица мощей прп. Севастиана Карагандинского, исп.; частица мощей свв. мчч. Серафима и Феогноста Алматинских. Храм открыт с 9 до 18 час.

Дата создания: 1823 г. Описание:

История

Миусское клад-бище бы-ло от-кры-то в 1771 г. во вре-мя эпи-де-мии чу-мы. В 1773 г. здесь был постоен пер-вый де-ре-вян-ный храм.

В 1823 г. на месте деревянного здания на сред-ст-ва куп-ца И.П. Ко-жев-ни-ко-ва был вы-стро-ен ны-не су-ще-ст-вую-щий ка-мен-ный храм (арх. А.Ф. Эль-кин-ский). Освящение совершил митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В 1834 г. к церкви были пристроены приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и свт. Митрофана Воронежского. Позже со стороны западного фасада над приделами были возведены две одноярусные колокольни. В 1911-12 гг. на сред-ст-ва А.А. Не-ро-но-вой по-строе-ны ко-ло-коль-ня и бо-га-дель-ня.

В начале 1920-х гг. в хра-ме неоднократно со-вер-шал бо-го-слу-же-ние свт. Ти-хон, Пат-ри-арх Московский и всея Руси.

В 1934 г. храм был за-крыт, крест сбили, ко-ло-коль-ня была разрушена до первого яруса, зда-ние храма впоследствии пе-ре-строе-но.

Бо-го-слу-же-ния во-зоб-нов-ле-ны 28 сен-тяб-ря 1990 г. Под руководством настоятеля храма протоиерея Бориса Присяжнюка (+2011) был воссоздан архитектурно-художественный облик храма начала ХХ в. Была заменена крыша, расписаны стены, иконы помещены в киоты.

В собственность Церкви храм распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 10 февраля 2017 г.



Храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Чертанове

АДРЕС: ЮАО. Ул. Подольских Курсантов, вл. 7

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВО СВЯЩЕННИК: иерей Михаил Карпенко, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве

ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: "ЮниСтройПроект"

Официальный сайт прихода: hram-vnls.ru

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА:

В мае 2019 года архитектор проекта Денис Анатольевич Римша сообщил: «Внутри временный храм благоустроен, однако снаружи необходимо облагородить фасады, гармонично объединить разрозненные постройки, придать комплексу вид законченной архитектурной композиции».

Март 2019 года: ведутся работы по внутренней отделке.

На январь 2019 года выполняется пристройка к храму, которая позволит увеличить вдвое площадь молельного зала.

Силами верующих во временном храме закончены работы по внутренней отделке. По стенам развешаны иконы. В малой церкви очень уютно и тепло.

Осенью 2015 года на временный храм были подняты купол и крест.

22 марта 2015 года на месте строительства храма был воздвигнут Поклонный крест.

«Все строительные работы осуществляются за счет общины и благотворителей, - говорит настоятель. – Однако средств не хватает. Мы понимаем, что сейчас непростое время. Но очень просим всех, у кого есть такая возможность, внести свою посильную лепту в созидание Дома Божиего. Будем рады и благодарны любой помощи! Любая поддержка для нас важна: Ваши молитвы, труды по распространению информации, внесение пожертвований и помощь стройматериалами. Храни всех Господь!»

Реквизиты:

Получатель платежа: Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Чертанове Центральном г.Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ИНН/КПП получателя: -
№ счета получателя: 40703810138000004754
Наименование банка получателя: ПАО «Сбербанк России» г.Москва
БИК: 044525225
Номер кор/сч банка получателя: 30101810400000000225
Наименование платежа: Для храма отца Михаила Карпенко

Новости прихода:

Два новых проекта храмов планируется получить из экспертизы уже в мае (Совещание в Храме Христа Спасителя)


Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Подвиг стояния в вере этих мучениц был явлен роду человеческому много веков назад для укрепления всех последующих поколений христиан. Да укрепит сей подвиг и нас, христиан современных.

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Во времена гонений на христиан София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 - 138), и тот повелел доставить праведниц в Рим.

Когда святые девы предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10, а Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их.

Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц претерпеть мучения во Имя Небесного Жениха до конца.

Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Наконец, они были обезглавлены. Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила их останки в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город, где похоронила на высоком месте. Три дня святая София сидела у могилы дочерей и, наконец, предала свою душу Господу. Верующие погребли тело святой на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года почивают на северо-востоке Франции в Эльзасе, в церкви Эшо.

День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии празднуется Православной Церковью 30 сентября. В этот день будет светло праздноваться и престольный праздник будущего храма. И пусть каждый год, особенно же на престол, храм будет наполнен младенцами и отроками, приводимыми благочестивыми родителями к неиссякаемому источнику благодати – Господу и Спасу нашему Иисусу Христу.

Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище назван так во имя небесной покровительницы императрицы Екатерины Великой (урожденной Софии). Поводом для строительства этого храма стала ужасная эпидемия чумы, разразившаяся в Москве в 1770-1771 гг. Умирало так много людей, что не хватало мест на городских кладбищах. Во избежание распространения инфекции в первопрестольной начали открывать новые кладбища за пределами городской черты. Одним из таких стало Миусское, получившее название от местности, в которой располагалось. Здесь хоронили в основном жителей Марьиной Рощи и Бутырок.

Фото 1903 г.

В Москве умерших погребали обычно при церквах, так что с основанием нового кладбища сразу же строили часовню или небольшой . на Миусском кладбище освятили в честь мц. Софии и трех ее дочерей – Веры, Надежды и Любови 20 января 1773 г., поручив наблюдение за ней В.И. Баженову.

Венчание в храме

В 1834-1835 гг. гвардии прапорщица А. Неронова сделала пожертвование на устройство двух приделов – в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя свт. Митрофана Воронежского. Несколько позднее над приделами с западной стороны были возведены две симметричные одноярусные колоколенки. Храм стал напоминать любимый собор Екатерины II — Троицкий – в Александро-Невской лавре Петербурга.

Чудотворная икона «Скоропослушница»

После Октябрьского переворота храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии постигла участь других церквей. В 1920-е годы здесь часто служил вновь избранный Патриарх Тихон (последний раз – в 1925 г.), в 1922 г. из храма были экспроприированы ценности, а в начале 1930-х он и вовсе был закрыт. Крест сбили, верхние ярусы колокольни разобрали, вокруг соорудили несколько уродливых промышленных пристроек, разместив в здании храма цех по выпуску медицинских учебных пособий.

Феодоровская икона Божией Матери

В 1990 г. обезображенное и оскверненное здание церкви вернули верующим, которые тут же терпеливо взялись за восстановление храма в формах начала ХХ века.

Ныне храм практически отреставрирован, в нем хранятся несколько особо почитаемых святынь. Одна из них мироточивая икона Божией Матери «Скоропослушница». Миро начало истекать в 1997 г. И хотя, спустя несколько лет, мироточение прекратилось, но люди и по сей день получают от чудесной иконы помощь и избавление.

С 2012 г. храм Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище является Патриаршим Подворьем, настоятелем туда назначен митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, подаривший храму еще один почитаемый образ Богородицы – список с чудотворной Феодоровской иконы, помощницы в родах.