Был ли Сталин верующим? Без иллюзий. Сталин и Церковь — история отношений

Уже 22 июня 1941 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий совершил молебен о даровании победы русскому воинству и в своей проповеди в тот день призвал православных верующих встать, как один, на защиту Родины, велев разослать эту проповедь-призыв по всем храмам, что еще действовали, и зачитывать ее с амвонов. Защищать страну призвал и митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. В апреле 1942 года впервые в крупных городах было разрешено провести пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажжёнными свечами. «Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство», - писал митрополит Сергий в пасхальном послании 2 апреля 1942 года.

В начале 1943 года состоялся первый обмен посланиями между Сталиным и патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. А 25 февраля 1943 года митрополит писал Сталину о просьбе принять в дар деньги, собранные на постройку танковой колонны «Дмитрий Донской». В Новосибирске священнослужители и прихожане собрали средства на авиаэскадрилью «За Родину». На средства священника из Ижевска построено две «именных» машины - «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», на средства прихожан Саратова - 6 самолетов «Александр Невский». Сталин просил передать духовенству и верующим благодарность от Красной Армии.

Первая личная встреча Сталина с духовенством произошла только в 1943 году. Вождь спросил о проблемах РПЦ. Сергий сказал, что главная проблема - отсутствие у церкви Патриарха и Священного синода, которые могут быть выбраны по обычаю только Поместным Собором. Сталин поддержал это предложение и предложил помочь транспортом и созвать Собор уже 8 сентября. 12 сентября состоялся Поместный Собор - 3 митрополита, 11 архиепископов, 5 епископов избирали Патриарха Всея Руси, которым стал митрополит Сергий. Сталин сам предложил Сергию открыть духовные академии и училища. Для связи между правительством и Церковью был создан Совет по делам Русской православной Церкви во главе с генералом НКВД Карповым. Только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей. В блокадном Ленинграде проводились регулярные богослужения и духовенство разделяло все тяготы вместе со своей паствой. Из 50 священников, живших в Ленинграде, 20 умерло от голода. Все они читали молитвы за победу над нацистами. Выжившие были награждены правительством медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 году икону Казанской Божией Матери, по личному приказу Сталина, вынесли из храма и пронесли по всем воинским частям, готовившимся к снятию блокады Ленинграда, и она была прорвана. В то время, когда нацисты стояли под Москвой, Вокруг нее была обнесена самолетом Ли-2, пилотируемым личным пилотом И. Сталина, впоследствии маршалом авиации Александром Головановым чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.

Более 50 советских священников были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Гонения на Церковь возобновились после смерти Сталина с приходом к власти Хрущева. Начало ему положило партийно-правительственное постановлением от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». С 1948 г. по 1954 г. не разрешили открыть ни одного храма. А с 1959 года начинается массовая хрущевская кампания по закрытию действующих церквей.

Именно Сталин:
- ЗАПРЕТИЛ ликвидацию Церквей и молитвенных собраний
- ЗАПРЕТИЛ "религиозные" аресты
- ОТМЕНИЛ указ Ленина "о борьбе с попами и религией"
- ВЫДЕЛИЛ колоссальные средства на восстановление Церквей
- ВОССТАНОВИЛ ПАТРИАРХАТ
- приказал основать Православную газету
- санкционировал открытие богословских курсов в Новодевичьем монастыре
- вернул Церкви Троице-Сергиеву Лавру в Загорске, в которой вскоре начала работу Духовная Академия
- спас Русскую Православную Церковь от её полного уничтожения.

РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В. СТАЛИНЕ В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН (9.03.1953 г.)

Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.

Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.

Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой.

В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.

Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.

Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.

Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3.

Иосиф Сталин умер 54 года назад. Но его имя до сих пор находится в десятке наиболее упоминаемых в России политиков. Более того, удивительные вести о его жизни и деятельности продолжают поступать и через полвека после кончины. Вот один исследователь берется доказывать, что существовало не две жены Иосифа Виссарионовича, а три. Вот другой авторитетно заявляет: Сталина отравил Берия. Или вот еще модная фишка: главный коммунист СССР, оказывается, был глубоко верующим человеком

Последняя идея при ее очевидной завиральности хорошо укладывается в русло современного российского властного мейнстрима с его модой на "государственничество".

Одно только портит официальную биографию прежнего кремлевского бога: сам он в Господа не верил. Ну да с помощью современных средств массовой информации (особенно телевидения) это легко и поправить.

Православный атеист

Справедливости ради стоит отметить, что Сталин действительно не одобрял крайних проявлений богоборчества 1920-х годов прошлого века. В 1933 г. на заседании Политбюро он говорил: "В период с 20-30-х годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов... Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнерусского зодчества".

В 1939 г. по настоянию Сталина Политбюро ЦК признало преследования верующих "нецелесообразным" и даже отменило указание Ленина от 1 мая 1919 года за N 13666-2 "О борьбе с попами и религией". Органам НКВД было предписано освободить из-под стражи уже арестованных священников, "если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти".

Во время войны Сталин действительно разрешил открыть много православных церквей. Правда, сделал он это после того, как разведка донесла: на оккупированных территориях немцы поощряют работу священников с населением. Когда вождь узнал, что оставленные без опеки НКВД, НКГБ, парткомов и месткомов люди охотно ходят в церковь, он не стал препятствовать этому. После войны генералиссимус даже признал роль православной церкви в победе и наградил ряд иерархов.

Страшнее Бога

"С детства маленький Иосиф не мог не верить в Бога, - говорит историк Рой Медведев. - Его мать была очень набожной женщиной, какой и оставалась до последних дней своей жизни. В те годы в городе Гори был не слишком разнообразный выбор учебных заведений. Собственно, их было всего два: грузинская начальная школа и русское православное училище. Именно в последнее мать отдала сына - несмотря на то, что тот не владел русским языком. Тогда у будущего отца народов, понятное дело, никаких атеистических мыслей еще не было. Иосиф тщательно и, вероятно, от всей души выполнял все надлежащие церковные обряды и таинства. Кстати, он и учился довольно хорошо.

Позднее младший Джугашвили поехал учиться в православную семинарию в Тбилиси. Много лет спустя, уже сделавшись всесильным Сталиным, он рассказывал немецкому писателю Эмилю Людвигу, что именно в те годы, в возрасте примерно 15 лет, он отошел от веры.

Надо признать, подобное в семинариях случалось нередко. Николай Чернышевский, Анастас Микоян и многие их коллеги в католических странах, изучая профессию священника изнутри, узнавали много такого, что недоступно пониманию простого верующего. В семинариях проходили, выражаясь языком современного менеджмента, "организацию чудес в промышленных масштабах". И не все юные и искренне верующие души были готовы к такому. Там учили и определенному цинизму, присущему представителям любой профессии, в том числе и профессии священника. Именно в семинариях многие юные бунтари поняли простую вещь: даже если лично ты не веришь в существование Бога, веру все равно необходимо демонстрировать прилюдно.

Точно так же в последующие безбожные годы многие преподаватели научного коммунизма ни на грош в него не верили. Но это не мешало им вполне благополучно учить студентов.

Сталин в отличие от многих других большевиков никогда особенно не распространялся относительно своего безбожия. Упомянутому уже Людвигу он без всякой патетики сообщил, что в мистику и чудеса не верит, не молится, в церковь не ходит.

Вплоть до 1943 г. Сталин даже по долгу службы не встречался с церковными иерархами. Причем первым стал вовсе не представитель Русской православной церкви, а высокопоставленный грузинский иерарх. У него Сталин в шутку (подобное чувство юмора вообще было для него характерно) спросил: "Кого ты больше боишься, меня или Господа Бога?" И сам, довольный, ответил: "Меня ты больше боишься, иначе пришел бы в облачении священника, а не в мирском костюме".

Но годы обучения в семинарии не прошли для Джугашвили даром. Полученные там знания Иосиф Виссарионович с успехом применил для строительства новой религии - собственного культа личности. Но началось все, разумеется, с культа Ленина. Строительство мавзолея, клятвы перед гробом, поклонение мощам - все эти ритуалы были заимствованы из православного детства Иосифа. Возможно, став Сталиным, вождь решил, что этому народу надо обязательно верить хоть во что-то.

Будучи атеистом, Сталин никогда не отрицал силы веры. Он использовал ее в своих интересах. Так, тексты своих публичных выступлений главный большевик составлял "в стиле катехизиса". Именно так, как учат в семинариях: с многочисленными повторами и нарочито упрощенным изложением мыслей. То есть именно так, как принято составлять проповеди".

Адольф Гитлер, сидя в тюрьме после провала "пивного путча" в Мюнхене, начал писать "Майн Кампф". Впрочем, писать - не совсем верно, он диктовал книгу Рудольфу Гессу. Будущий фюрер тогда о литературной славе не помышлял - соратники с большим трудом уговорили его пересказать им несколько речей. Речами Гитлера позднее заслушивалась вся Германия, а вот книга получилась на удивление скучной

Начался англо-аргентинский конфликт вокруг Фолклендских островов. После короткого боя их захватила морская пехота Аргентины. Великобритания послала в бой свои ВМС и отвоевала острова. Фолклендский конфликт стал первой войной грядущего XXI века - он доказал, что современные сражения выигрывает не пехота с танками, а супертехнологии.

Советский хирург Юрий Вороной впервые в мире провел операцию по трансплантации почки. 26-летняя женщина, которой пересадили почку умершего 60-летнего мужчины, прожила с донорским органом более двух суток. Но мировое первенство в какой-нибудь области не означало успешного внедрения новшества в народное хозяйство СССР. Почки в России до сих пор пересаживают на порядок реже, чем в Европе.

Создан блок НАТО, в который вошли США, Канада и 10 стран Западной Европы. Вскоре в НАТО вошли еще 4 страны, в том числе Турция. Ныне в блоке 26 государств, и, судя по приглашению туда Украины и Грузии, это не предел.

Император Павел I издал указ, запрещавший помещикам принуждать крестьян к работе по воскресеньям. Барщина, то есть работа на феодала, ограничивалась тремя днями в неделю. Не исключено, что дворяне-заговорщики убили Павла именно за это. По другой версии, незадолго перед смертью император решил навести порядок в винокурении и национализировать "водочную индустрию".

Наполеон под давлением большинства маршалов и министров подписал отречение от французского трона. Коалиция европейских государств, с которой Бонапарт воевал два предшествующих десятилетия, решила сослать его на остров Эльба. О том, сколь ошибочно было это решение, союзники узнали 20 марта 1815 г., когда начался отсчет знаменитых Ста дней Наполеона...

В Донском монастыре в Москве умер Патриарх Московский и всея Руси Тихон, в миру Василий Белавин. Все последние годы жизни советская власть держала его под домашним арестом. После этого патриаршество на территории СССР восстановили лишь в 1943 г.

Http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200704055573306

Шестьдесят лет назад умер И. В. Сталин - человек, споры о котором не затихают и вряд ли утихнут в обозримом будущем. Человек, которого одни считают величайшим гением, другие - величайшим преступником. Среди православных христиан тоже нет единства мнений - кто-то воспринимает его как царя Ирода, кто-то - как «богоданного императора». В церковной среде бытует множество мифов о Сталине, кое-кто даже пытается объявить его святым. Как же на самом деле относился Сталин к Православию и можно ли вообще считать его верующим? Об этом мы беседуем с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института российской истории, автором фундаментальной монографии «Сталин. Власть. Религия» Игорем Александровичем Курляндским.

Игорь Александрович, Вы лично сталкивались с мифологемами на тему Сталина - как позитивными, так и негативными?

Да, неоднократно. Например, есть миф о «православном» Сталине - что он втайне от «товарищей по партии» исповедовал православную веру и вел подлинно духовную жизнь. А есть и негативный миф - что человеком он был глупым и недалеким, малообразованным. Конечно же, и тот, и другой миф не имеют никакого отношения к реальности.

Но ведь те, кто убежден в святости Сталина, ссылаются на факты: что он встречался с митрополитом гор Ливанских Илией, что его благословила Матронушка, что он посылал в храмы записки с перечислением грехов, что по его приказу был облёт Москвы с иконой Казанской Божией Матери на борту.

Постойте, какие же это факты? Для историка факты - это то, что подтверждено заслуживающими доверия источниками, то есть архивными документами, многочисленными воспоминаниями современников. Если задаться целью найти источник всех этих околоцерковных рассказов о «православном Сталине», то вы не найдете ничего - кроме разве что сомнительных брошюрок, авторы которых не приводят никаких доказательств своим фантазиям. В отличие от документальных свидетельств участия Сталина в репрессиях, в том числе и в гонениях на Русскую Православную Церковь.

Как историк, много лет занимающийся изучением жизни и деяний Сталина, могу подтвердить, что никакой встречи Сталина с митрополитом гор Ливанских Илией (Карамом) не было, равно мифами и выдумками являются сказания о посещении Сталиным блаженной Матроны, о посланных им в московские храмы записках с перечислениями грехов. Не было никакого облета Москвы с иконой Казанской Божией матерью на борту. Это ложь, распространяемая или по невежеству, или с злонамеренной целью поддержать в общественном сознании легенду о «православном Сталине». А для нее нет никаких оснований.

Надо помнить, что советское государство, хоть и изменило в 1943 году формат своих отношений с Церковью, все равно оставалось по своей идеологии атеистическим. А пресловутый «поворот» был обусловлен не духовными и романтическими, а сугубо прагматическими мотивами, о чем уже есть обстоятельные исследования современных историков - О. Ю. Васильевой, М. В. Шкаровского, Вашего покорного слуги и других. Реальные документы и факты не позволяют говорить о том, что Сталиным в повороте политики к «новому курсу» в государственно-церковных отношениях в 1943 году двигали духовные причины, обусловленные его семинарским прошлым, симпатией к религии и Православию и др.

История вопроса

Когда и в какой политической, идеологической ситуации началось участие Сталина в вопросах, связанных с отношением советской власти к Церкви?

Сталин начал принимать участие в решении вопросов, связанных с отношением советской власти к Церкви, с 1922 года, когда он, как генеральный секретарь ЦК РКП (б), безукоризненно проводил ленинско-троцкистский план по разгрому и ограблению Русской Православной Церкви под предлогом помощи голодающим.

Потом в 1923 году он сыграл большую роль в смягчении прежней антицерковной линии, выработке более осторожной политики в вопросе закрытия церквей, лично редактировал циркуляр ЦК по этому вопросу. Да и патриарх Тихон был выпущен на свободу не без его участия. Диктовалось все это конъюнктурными причинами борьбы с Троцким и, так сказать, общей логикой развертывания в стране НЭПа как политики, предполагающей частичную либерализацию общественных отношений.

Но тот же Сталин сыграл руководящую и направляющую роль в свертывании в 1927-1930 годов так называемого «религиозного НЭПа», в организации нового масштабного наступления на религию и Церковь, перехода к политике массовых репрессий и гонений. Об этом подробно, на документах и фактах, я пишу в своей книге «Сталин. Власть. Религия». В 1937-1938 годах Сталин руководил массовым истреблением православного епископата, религиозных лидеров других конфессий, священноцерковнослужителей и мирян.

Правда ли, что в 30-е годы существовал план официальной ликвидации Церкви, была намечена дата закрытия последнего храма?

Нет, такого конкретного плана в 30-е годы не существовало. Он был просто не нужен, потому что программа большевистской партии и сама доктрина марксизма не оставляли в будущем «счастливом обществе» места для религии, для Церкви, для религиозного сознания. Партия большевиков была главной и единственной легальной политической силой в советском обществе 1930-х годов, а марксизм - идеологическим фундаментом этого государства. Следовательно, тактические повороты в отношении религии могли быть в советской реальности самыми разными, - от гонений и ужесточения до «оттепели» и «нового курса». У армии партийных работников при любых вариантах было твердое представление, что религия - это отжившая идеология, пережиток «проклятого прошлого», от которого рано или поздно советские люди избавятся.



Сталин в юности учился в духовной семинарии. Повлияло ли это на его отношение к Церкви?

Согласно многочисленным источникам, в старших классах семинарии Иосиф Джугашвили потерял интерес к духовной учебе, из «отличника» и «хорошиста» он превратился в «троечника», а духовные уроки шли мимо его ушей. В Тифлисской семинарии были прекрасные педагоги и сильная программа, но у него уже сменились интересы. Потеряв желание учиться и решив не делать никакой духовной карьеры, Джугашвили ушел из семинарии до окончания курса. Ушел в революционную деятельность, оставшись духовно непросвещенным человеком, несмотря на все прежнее духовное образование.

Учеба в семинарии уж точно не повлияла на то, что в военные годы он смягчил государственную политику в отношении к Церкви. Более того, я полагаю, что своих духовных учителей он впоследствии ненавидел. Малоизвестный факт, - ректор первых лет учебы Сталина в семинарии митрополит Серафим (Мещеряков) был расстрелян в 1933 году по постановлению одной из «троек», созданных по решению того же Сталина («тройки» при местных органах ГПУ создавались с 1930 года в рамках кампании по коллективизации).

Кстати, из советских руководителей не только у Сталина было за плечами семинарское образование. Например, это А. И. Микоян, Н. И. Подвойский, А.К. Воронский, Миха Цхакая и другие. Учеба в семинарии никак не смягчила их отношение к Церкви.

В чем причины таких жизненных поворотов? В семинариях что-то не так было, или причины чисто внешние?

На этот вопрос пытаются ответить и я, и известный исследователь духовного образования той эпохи, доктор исторических наук Т.Г. Леонтьева. Ответ - и в семинариях не все было, как надо, и внешние причины тоже сказывались. В семинариях отрицательно влияли зубрежка, формализм, казарменный дух обучения, в национальных окраинах добавлялись и русификаторские тенденции. С другой стороны, революционное движение всячески стремилось дискредитировать религию и Церковь, и порождаемые им настроения проникали в семинарскую среду. Сказывалось антицерковное влияние окружающей среды в целом, - несмотря на строгие семинарские порядки, воспитанники находили выходы в окружающий мир.



То есть, несмотря на семинарскую юность, Сталин сделался убежденным атеистом, материалистом?

В своей книге «Сталин. Власть. Религия» я пытаюсь ответить на этот вопрос. Мой вывод, - таким убежденным атеистом и материалистом, как некоторые выдающиеся вожди российского коммунизма, вроде Ленина, Троцкого и Бухарина, Сталин не стал. Тому свидетельства, - и его пометки на произведениях ряда русских и зарубежных классиков, изученные моим учителем, одним из крупнейших исследователей сталинской темы Б. С. Илизаровым (в них присутствуют следы размышлений на тему Бога и бессмертия, невозможные для человека, радикально их отрицающего). Характерны, например, в этой связи замечания Сталина на полях сочинения Франса, «Воскресения» Л.Н. Толстого, «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского и других известных произведений. Так, например, Сталин исчеркал диалог Анатоля Франса «О Боге», - и в одном месте написал свой вывод о причине непостижения людьми Бога: «Следов не знают, не видят. Его для них нет», оставляя таким образом «лазейку» для бытия Божиего. Нельзя не отметить и факты пародирования Сталиным некоторых религиозных черт в тщательно выстраиваемом им культе своей собственной персоны, а также в культе Ленина, в коммунистической символике. Для последовательного атеиста такие действия представляются невозможными.

Я убежден, что по своему отношению к религии Сталин был агностиком , то есть человеком, не веровавшим ни в существование Бога, ни в его отсутствие. Это обстоятельство (а не выдуманное сталинское «православие», как многие считают) и облегчило ему маневрирование в отношении религии и Церкви в годы войны. Для него этот атеистический момент не являлся вопросом принципа.

Выражал ли он где-то в своих речах, в своих текстах отношение к вере, Богу, Русской Православной Церкви?

Да, выражал неоднократно и в 1920-е годы, и это его отношение было последовательно отрицательным. Приведу на эту тему пару цитат. Так, в своей беседе с американской рабочей делегацией в 1927 году он объявил, что дело ликвидации религиозного духовенства будет доведено до конца, а в беседе с рабселькорами 1928 года сказал, что «наша страна признала, что религия не нужна», призвал издевательски высмеивать духовенство и объявил: «конечно, мы за то, чтобы превратить все церкви в клубы».. Надо иметь в виду, что эти тексты были рассчитаны на публичные выступления перед партийной и рабоче-крестьянской аудиториями. У Сталина нет отдельных речей или статей, полностью посвященных религиозным проблемам, но фрагменты на эту тематику у него есть, и в своей книге «Сталин. Власть. Религия» я их анализирую.

Спор о масштабах

До сих пор идут споры о масштабе репрессий по отношению к верующим людям и духовенству. Одни говорят, что в 37-38 годах было расстреляно более 100 тыс. человек (именно за веру), другие опровергают эти цифры. А есть ли достоверная статистика?

Такой достоверной статистики нет. Вернее, цифра 100 тысяч человек была озвучена в начале 90-х годов, в докладе А.Н. Яковлева, председателя созданной еще в конце 80-х правительственной комиссии по реабилитации репрессированных граждан. В число этих 100 тысяч включались не только священноцерковнослужители, но и алтарники, просфорницы, свечницы, церковные старосты. Сюда же включались и обновленческие священники, и любые сектанты, и верующие других конфессий - словом, все те, кто каким-то образом ассоциировался с религиозной верой.

Не очень понятно при этом, какими именно документами пользовалась эта правительственная комиссия и каким образом можно проверить ее выкладки. Опять же, возникает вопрос: кого считать в этой связи верующими людьми (в виде объектов такого подсчета)? Наверное, надо вести речь об активных мирянах, осужденных именно с формулировками, предполагающими их активное участие в жизни той или иной конфессии. Сколько было таких? Кто и как возьмется их посчитать при нынешних условиях закрытости для исследователей большинства архивно-следственных дел эпохи репрессий? Известно, что священноцерковнослужители и активные миряне репрессировались в ходе массовых операций в категории «антисоветские элементы» наряду с «кулаками» и «уголовниками». Но ведь и среди «кулаков» тоже были активные члены церковных общин. А в «национальных операциях» репрессировались представители духовенства и верующих самых разных конфессий. Отдельный вопрос: кого из этих верующих считать пострадавшими именно за веру, а кого - просто попавшими в мясорубку сталинских репрессий. Чтобы ответить, нужно изучать следственные протоколы в каждом конкретном деле.

Поэтому корректнее было бы сказать так: в 1937-38 годах по представителям всех конфессий был нанесен чудовищный удар. А установить более или менее точное число пострадавших - дело будущего.

Были ли гонения на Церковь и верующих конца 30-х годов как-то мотивированы идейно, имели ли они четкую цель, были ли спланированы? Если да, то ставилась ли специальная задача искоренения религиозной веры?

Были. Их идейная мотивация вытекала из сразу двух сталинских теорий, реанимированных им на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП (б) 1937 года: обострения классовой борьбы по мере продвижения социализма - и едином фронте врагов социализма, объединяющем все враждебные силы, от «троцкистов» до «церковников». Четкая цель была - максимально вытеснить все лишние элементы из идейно однородного общества. В частности, не дать им воспользоваться правом, дарованным новой Конституцией 1936 года, чтобы получить представительство в центральных и местных органах власти на выборах 1937-1938 годов. Все репрессии были спланированы и контролировались в центре, что не исключало и эксцессов местных исполнителей на местах. Когда Сталин посчитал, что эта цель в значительной мере достигнута, он свернул «большой террор» (при этом ликвидировав и частьнепосредственных исполнителей).

Поворот

Насколько неожиданным был для народа и власти поворот Сталина в отношениях с Церковью в 1943 году?

Он не был неожиданным ни для народа, ни для власти, потому что уже с 1941 года, в связи с войной, к нему велась активная подготовка, - была свернута антирелигиозная пропаганда в стране, власть стала контактировать с церковными структурами.

Являлся ли этот поворот Сталина результатом внутренней борьбы, какого-то пересмотра ценностей?

Нет каких-либо источников, позволяющих считать так. Если анализировать разные факты деятельности Сталина и до, и после войны, - можно с уверенностью утверждать, что никакого «пересмотра ценностей» у него было. Просто он решил, что в этот исторический период такая политика для государства более выгодна. Не надо романтизировать Сталина, искать в нем выдуманную духовную основу. В основе поворота - прагматические соображения.

То есть - отношения с союзниками и политика немцев на оккупированных территориях?

Сыграли свою роль оба этих фактора. Но второй сказывался больше. Немцы на оккупированных территориях особо не благоприятствовали религии, но и часто не препятствовали. Здесь важно вспомнить и Псковскую православную духовную миссию, организованную с согласия руководства оккупантов, и деятельность митрополита Сергия (Воскресенского), других священников, обвиненных потом в коллаборационизме, и открытие множества храмов на оккупированных территориях, закрытых прежде в 1920-30-е годы советской властью. Сталин испугался этого идущего в оккупации на самом деле снизу возрождения церковной и религиозной жизни, - вот и мотив перехватывания инициативы по контролю за этим процессом играл, мне представляется, в этой связи значительную роль. Борьба за влияние на верующих советских граждан была важным в этой связи обстоятельством.

Играло свою роль и поднимание темы необходимости более мягкой политики по отношению к Церкви и верующих со стороны союзников (англичан), хотя это и не было главным фактором.

То, что с первых же часов войны Церковь заняла четкую антигитлеровскую позицию, повлияло ли на поворот 1943 года? Или непосредственной связи тут не было?

Безусловно, с этим была непосредственная связь. Сталинский режим стремился выжить и удержаться в этой войне, - поэтому народ надо было объединять всеми возможными способами для противостояния агрессору. Патриотическая позиция Церкви прямо обусловила дальнейший поворот власти в сторону значительного смягчения прежней антирелигиозной политики.

Обращение к народу в 1941 году «братья и сестры» было искренним или Сталин сознательно использовал внутрицерковный оборот с целью добиться расположения людей? Почему до сих пор так много споров вокруг этого обращения?

Сталин сознательно использовал внутрицерковный оборот с целью добиться расположения людей. Он употребил в своем обращении не только этот оборот, поскольку стремился «охватить» своей речью как можно большее число людей.

Какие реальные послабления были сделаны Церкви после встречи 1943 года? Не слова, а факты?

Разрешение Поместного Собора, восстановление Патриаршества и избрание Патриарха, восстановление церковной иерархии, открытие многих тысяч храмов и приходов, открытие некоторых монастырей, восстановление, пусть в очень ограниченных размерах, духовного образования, большее благоприятствование в вопросах аренды земли и свечного производства.

Нет, нельзя. Антицерковные гонения возобновились вскоре войны. Главным было в такой политике - запереть церковную жизнь только в пределах церковной ограды, исключить для Церкви любую благотворительность, просвещение, миссионерство, не давать ей никакой обратной связи с обществом, опутать религиозную жизнь многочисленными ограничениями. То есть держание религии и Церкви в таком своеобразном «гетто». Это сознательно делалось Сталиным и руководством страны, снова арестовывались и бросались в лагеря тысячи активных священников и мирян.

Начался этот антирелигиозный откат в 1948 году. Его причина в том, что Сталин разочаровался в эффективности использования Русской Православной Церкви в международных делах, после крушения его амбициозного плана созвать в Москве Вселенский Собор и сделать Москву своего рода «православным Ватиканом». Об этом неосуществленном плане Сталина существует прекрасное исследование замечательного историка Ольги Васильевой. Вселенский Собор должен был провозгласить объединение всех православных церквей под началом Патриарха всея Руси в Москве. Таким образом, Сталин считал, что кремлевское руководство, используя церковные каналы, получит в мире уникальные рычаги для трансляции советского (имперского) влияния, то есть в большей мере сможет использовать церковные структуры во внешней политике. Однако план этот был сорван в связи с тем, что ряд восточных церквей отказался прислать в Москву своих представителей. И пришлось объявить несостоявшийся «Вселенский собор» «совещанием».

С августа 1948 года был введен запрет на открытие новых церквей и молитвенных домов любых конфессий на всей территории СССР (он действовал до смерти Сталина) - при том, что открытые ранее храмы все чаще стали закрываться (статистику я тоже привожу в книге), усилился полицейский контроль над епископами и священноцерковнослужителями, запрещались крестные ходы и любые службы вне церковных зданий, правительство инспирировало и поддерживало процесс деградации духовно-учебных заведений и морального оскудения священноцерковнослужителей, насыщало духовную среду чекистскими сексотами и провокаторами, раздуло провокационное «Саратовское дело», занималось новыми репрессиями, цензурировало проповеди - так, известный святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был лишен права проповедовать...

Как у Сталина складывались отношения с Церковью в последние годы его жизни?

Они у него вообще никак не складывались. Последний раз он принял Патриарха в апреле 1945 году, и с тех пор ни один религиозной деятель (любой конфессии) у Сталина на приеме не был. Патриарх Алексий пытался добиться приема у Сталина через обращения к Карпову (председателя Совета по делам РПЦ), - в связи с антирелигиозным «откатом» 1948-1949 годов. Карпов сообщил Сталину об этих просьбах (такие документы есть), но в приеме Патриарху Алексию тот отказал.


Тоска по крепкой руке

В чем же причина появления апокрифов насчет Сталина и Церкви? Все высосано из пальца, или были какие-то факты, вокруг которых затем складывались легенды? Ведь, к примеру, митрополит Гор Ливанских Илия действительно приезжал в СССР. Что об этом известно?

Причина - в потребности определенной части общества в сильной диктаторской власти, в крепкой руке, когда великий вождь будет решать за них все важные вопросы. Это своего рода состояние вечного инфантилизма. Ну а для полноты восприятия такого вождя нужно, чтобы этот вождь опирался на традиционные духовные основы, или нужна хотя бы иллюзия, что он на них опирается. Поэтому выдумывается легенда о «православном Сталине» и изобретаются под нее соответствующие апокрифы. В такого рода литературе можно встретить утверждения, что Сталин «богоданный вождь» или что он «святой православной император», зиждитель и вождь великой православной Империи, которая всегда жива и «никогда не умирает» и тому подобные совершенно мифологические вещи.

Подобные апокрифы о «православном Сталине» именно высосаны из пальца и никакой фактической основы не имеют. Да, митрополит Илия (Карам) приезжал в СССР после войны, но никакой встречи со Сталиным у них не было, выдумкой является и история о переданном Илии (Карамом) Сталину в 1943 году известии о видении ему Богородицы с требованием разрешить Церковь для победы над врагом, чему якобы Сталин внял. Это не подтверждено никакими источниками.

Даже среди священников сейчас встречаются сталинисты. Как к этому относиться?

Священники-сталинисты, безусловно, есть. К этому надо относиться как к социальному и духовному злу. Обращать к ним какие-либо аргументы бессмысленно, они не способны их услышать, раз уж создатель и вождь бесчеловечной тоталитарной системы Сталин для них является объектом почитания. Можно только молиться о том, чтобы Господь их вразумил. А вот мирян-сталинистов надо просвещать, рассказывать им о реальных делах Сталина, стараясь освобождать их из плена пропагандистских выдумок и просталинской мифологии.

Архивные материалы из книги И.А. Курляндского "Сталин. Власть. Религия".

Беседовал Виталий Каплан.

Сталин теперь - в одной из церквей. В той, что за Стрельной, близ Петербурга. На иконе. В своей простой шинели, в какой его запомнили миллионы советских людей, смотрит на вас задумчивыми и глубокими глазами из-под густых бровей. Рядом с ним святая. Матрёна Московская с нимбом вокруг головы осеняет красного цезаря крёстным знамением.

"Блаженная Матрёна Московская благословляет вождя". На этом образе соединилась воедино разорванная в XX веке и кровоточащая нить русской истории. Сталин и церковь. Советская власть и русская традиция. Вера Христова в красной России. Наверное, такая икона нужна именно сейчас, когда враги, выжигающие саму память о советской стране, пытаются привлечь себе в помощники и церковь. Прочитав роман "Мать", Ленин назвал эту книгу нужной для дела революции. Так же и этот образ Блаженной Матрёны Московской, написанный Ильёй Пивником, - для православных он нужный.

Игумен Евстафий (Жаков), настоятель храма Святой равноапостольной Великой княгини Ольги, в котором сейчас находится образ с изображением Сталина, очень уважаемый прихожанами священник. Ранее в церкви в Знаменке, настоятелем которой он был тогда, появилась икона Св.Евгения Родионова - русского солдата, убитого чеченцами в плену за отказ снять себя нательный крест и отречься от веры - один из первых образов этого новомученника в России. В апреле 2003 года, когда лидер запрещённой ныне НБП Эдуард Лимонов ожидал приговора в саратовской тюрьме, отец Евстафий собирал среди прихожан подписи в поддержку русского писателя. Многие петербургские национал-большевики потянулись в этот храм, в котором они были услышаны и поняты.

Мы встретились с игуменом Евстафием 4 октября. В 15-летнюю годовщину рокового расстрела Верховного Совета. Тогда, в тот ясный, но холодный московский день, на баррикадах на Горбатом мосту вместе плечом к плечу стояли все, кому была дорога Россия: коммунисты и монархисты, советские офицеры и казаки, священники и атеисты. И сквозь реющие на ветру красные и чёрно-золото-белые стяги проглядывали хоругви. В тот день были едины в своих жертвах и страданиях все честные русские люди.

Я верю, что главный день русского единения нам ещё предстоит встретить...

"ЗАВТРА". Отец Евстафий, а как вообще возникла идея создать такую икону?

О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, у нас в России полководцы часто благословлялись монахами, блаженными, юродивыми. Вот, например, преподобный Сергий Радонежский благословил полководца Дмитрия Донского на битву. И битва была выиграна. То же самое произошло в Москве осенью 41-го года. Блаженная Матрёна приняла у себя очень озабоченного положением в Москве вождя Сталина. И успокоила его, сказала: "Ты один останешься в городе. Всех отправляй, город не сдавай. И не сдашь". В этом нет ничего странного. Святые люди всегда благословляли воинов, вождей. На этом стояла, стоит и будет стоять Россия. Здесь нет никакой выдумки. На этой иконе отражение того святого пути, который прошла Матрёна Московская, в том числе и благословив вождя на победу.

"ЗАВТРА". Но ведь Сталин был атеистом.

О.ЕВСТАФИЙ. А откуда вы знаете?

"ЗАВТРА". Он возглавлял атеистическое государство.

О.ЕВСТАФИЙ. Мало ли кто что возглавлял. Я больше верю двум Патриархам - Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определённо: Сталин был верующим человеком. Во всяком случае, я гораздо больше доверяю им, чем всем этим либералам и демократам.

"ЗАВТРА". Скажите, а как на появление такой иконы отреагировало руководство епархии?

О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, у нас мудрое руководство епархии. Оно должным образом оттеняет тот факт, что эта не икона, прославляющая Сталина. Это образ святой Матрёны Московской. А Сталин - это один из тех людей, кого она благословила. Она благословляла многих. Были среди них и один известный архитектор, и известный композитор тех лет. И Сталин был. Так что в этом нет никакого криминала с точки зрения богословия.

"ЗАВТРА". Имя Сталина сейчас оболгано, предано анафеме. На него вылили ушаты грязи. Как вы считаете, историческая справедливость когда-нибудь восторжествует? Будет это имя у нас когда-нибудь официально оценено по достоинству?

О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, вот когда издохнут все эти пигмеи и моськи, которые имеют свой заказ или интерес, тогда очиститься атмосфера. Да, так и напишите обязательно: именно издохнут! И вокруг Сталина, наконец, начнётся почитание. Речь не идёт о его канонизации. Речь идёт именно о почитании великого вождя и руководителя, спасителя страны. Но это будет ещё не очень скоро.

"ЗАВТРА". Сейчас в России строят церкви, по телевидению регулярно выступают священнослужители, а наше общество всё глубже и глубже проваливается в бездну пороков. Что это: парадокс?

О.ЕВСТАФИЙ. Это такой же парадокс, как и всякая борьба. Борьба всегда - парадокс. Потому что сталкиваются противоположные силы. Причём то одна, то другая одолевает. То одна, то другая становится сильнее. Но та сила, за которой стоит Господь, - эта сила в конечном счёте самая победоносная. И то, что мы наблюдаем сейчас, не более чем временно.

"ЗАВТРА". В советское время у нас была вроде бы атеистическая страна, но уровень нравственности и общественной морали был несравнимо выше, чем сейчас. Да, теперь религию никто официально не отменяет и не борется с ней. Но при этом духовное состояние народа всё хуже и хуже.

О.ЕВСТАФИЙ. Речь идёт о политической воле. А политическая воля то угодна Богу, то неугодна. Вот вы говорили о советской стране. Там была политическая воля. Может быть, она была в чём-то отрицательной. Но она сдерживала многие пороки. Например, тогда никто даже не слышал о добрачном сожительстве жениха и невесты...

"ЗАВТРА". А сейчас это бич современной русской молодёжи...

О.ЕВСТАФИЙ. Да. Тогда ещё педерастов сажали. Смертная казнь была, что очень хорошо. Это всё проявления политической воли. Кстати, это остатки. Остатки того, что сделал Сталин. Это его политическая воля, всё ослабевая в годах, тем ни менее, ещё имела силу. После того как ушла эта страна, ослабла эта политическая воля, началось безвременье. Но я ожидаю, что сейчас мы всё-таки сможем сейчас видеть рождение другой политической воли, которая будет во многом христианской, во многом православной. И в то же время сдерживающей так, как любая воля руководителя может сдержать отрицательные тенденции, возникающие в той или иной части нашей страны. Поэтому давайте ждать эту новую волю. А сейчас пока что безвременье, смутное время. Но оно заканчивается.

"ЗАВТРА". И закончится скоро?

О.ЕВСТАФИЙ. Нет, не скоро. Но тенденции к окончанию безвременья я просматриваю. Нельзя сделать всё сразу. Тем более, после того, что натворили эти выскочившие, как джины, из бутылки, антирусские, антипатриотические элементы. А им ведь удалось многое! Но настанет время, когда их влияние сойдёт на нет.

"ЗАВТРА". Ещё один острый вопрос, отец Евстафий. В советское время у нас, хоть и не все являлись членами КПСС, но почти все прошли через пионерию и комсомол, говорили, что они за Советскую власть, за коммунизм. А потом, в 90-е, множество людей начало надевать кресты, ходить в церкви. Что это: истинное обращение или дань моде? Или просто многие миллионы отчаявшихся людей искали себе какого-то спасения?

О.ЕВСТАФИЙ. Это всё. И протест, и дань моде, и своеобразная истерическая реакция, и, наконец, реакция людей, освобождённых от духовного гнёта. Те элементы были нежизнеспособными, и они отпали сами собой. А вот та молодёжь, которую я вижу в церквях сейчас, это другие люди. Это не бабушки и не дедушки - это просто другие люди. Те самые, которые уже православие воспринимают как что-то родное, как что-то своё. Хотя, может быть, они во многом очень далеки от истинной веры. Но тем не менее, интерес к православию и восприятие православия как родного и своего - это ведь тоже начало пути к истине.

"ЗАВТРА". Сейчас молодёжи обращается больше?

О.ЕВСТАФИЙ. Да, намного больше! Вы знаете, у молодёжи сейчас очень осмысленное отношение к церкви как к инструменту благосостояния страны, благосостояния семьи. Те, кто идут в церковь, чтобы венчаться, считают, что это то скрепление семейных уз, которое не достигается простой регистрацией брака.

"ЗАВТРА". Но многие из тех, кто приходят венчаться, делают это скорее формально, без глубинного осмысления таинства. Возможно, до венчания, они пару лет просто прожили вместе.

О.ЕВСТАФИЙ. Нам не важно, откуда ты пришёл. Нам важно, куда ты идёшь. Сожительствовали - и сожительствовали. А потом перестали сожительствовать и просто обвенчались. Мы все идём из тёмных областей, в которых греха немало. Но мы идём к свету.

"ЗАВТРА". А как, на ваш взгляд, современная Россия может ответить на глобальные вызовы XXI века? На глобализацию? На культ потребительства, который, расцветая в мегаполисах, поедает людские души? На духовное обнищание и оскудение многих наших сограждан? Вызовы очень серьёзны.

О.ЕВСТАФИЙ. Так Россия уже отвечает. Кто друзья России? Это армия и флот. Крепкая армия и крепкий флот - это уже ответ. Если мы видим, как хорошо устроена оборона страны, как великолепны корабли, если мы видим, как замечательно стреляют пушки новейших поколений, то люди гордятся этим. В такой гордости за свою страну, где постепенно строится мощная держава, и рождается этот ответ.

"ЗАВТРА". Вы всё же считаете, что у нас строится мощная держава?

О.ЕВСТАФИЙ. Да, строится. Не знаю, правда, насколько мощна она сейчас, но она строится. И в этом, опять-таки, я вижу политическую волю. Ведь можно было бы не защищать Южную Осетию, скажем. Но наши политические деятели - не просто волевые люди. Они порядочные люди. И их порядочность - тоже пример. Пример того, как не надо быть жалким, как не надо быть эгоистом. Очень много значит сила примера. Если армия и флот будут устроены здорово, то многое изменится в нашем обществе. И конечно, своё обычное место занимает церковь. Это не новое и не старое место. Это просто обычное место. Это такой живой родник, где можно многое почерпнуть и узнать, многое переоценить.

"ЗАВТРА". Церковь сейчас стремится занять то положение, которое она занимала в России до 1917 года.

О.ЕВСТАФИЙ. Ну и что же! Пусть стремится. Чем больше монастырей и церквей, тем лучше. Монастырь - это хозяйственная единица. Там работают люди, которые бы без монастыря могли бы и не выжить, спиться. А там им есть и работа, и место, где можно жить. Монастырь - это такая хозяйственная единица. И нужно, чтобы их было всё больше и больше.

"ЗАВТРА". Единство религии способно консолидировать православные народы? Пример Грузии, да и Молдавии тоже, даёт обратный пример.

О.ЕВСТАФИЙ. А вы не путайте церковь с оголтелой политикой. Потому что политика - это явление одного порядка. А церковь - это проникновенное, глубинное и вечное. Политики уходят, а церковь всегда остаётся. Я думаю, что на уровне церковном Грузия и Россия ни в коем случае не враги. Они друзья. Хотя политики пытаются поссорить православные народы.

"ЗАВТРА". Но ведь история Грузинской православной церкви в XX веке - это история её откола и отделения от Русской Православной Церкви. При Сталине ей удалось добиться автокефальности. Вряд ли такой шаг был направлен на достижение православного единства.

О.ЕВСТАФИЙ. А что плохого в автокефальности? Ничего плохого в этом нет. Автокефалия - это просто особенность административного управления. А единство - это Евангелие, это Господь, это устроение церковной жизни. Есть единство. Автокефалия и автономия - это скорее канцелярский, бюрократический феномен.

"ЗАВТРА". А были ли примеры того, чтобы кто-то из грузинских иерархов и священнослужителей в дни войны произнёс слово о том, что православные русские люди им не враги, что их с нами стравили политики?

О.ЕВСТАФИЙ. Уверен, что таких примеров было много. Но я просто не бывал там, где такие примеры можно наблюдать. У нас в Петербурге есть грузинская церковь. Там грузины были очень расстроены происходящим. Но, тем ни менее, они относились к русским людям с чувством неослабевающего братства и ни в чём не винили своих единоверцев.

"ЗАВТРА". Однако никто из известных представителей грузинской диаспоры с такими заявлениями не выступал. Напротив, Вахтанг Кикабидзе и Олег Басилашвили делали антироссийские заявления.

О.ЕВСТАФИЙ. Это артисты, а артисты нередко лжецы. Они держат нос по ветру. Зачем равняться на лжецов?! У них профессия - лгать, притворяться, играть роли. Вот, например, вам артистка скажет, что любит, а на самом деле она притворяется, играет роль, тренируясь на вас. Я, может, утрирую, но от этих людей не приходиться ждать правды. Их специальность - это удачно сыгранная ложь.

"ЗАВТРА". Раз уж мы заговорили о международных вызовах, о месте России в современном мире, то нельзя, наверное, обойти стороной и такой вопрос: крепнущий и активно наступающий мир ислама опирается не только и не столько собственно на религию, сколько на вполне конкретную политическую идеологию исламизма, на шариат. Есть мнение, что православие не имеет в себе подобной политической составляющей. И в этом отношении оно исламу проигрывает.

О.ЕВСТАФИЙ. Исторически православие всегда выигрывало. Образовать такую огромную страну, удержать её от распада...

"ЗАВТРА". А как же падение Византии?

О.ЕВСТАФИЙ. Это немного другой вопрос. Я говорю о тысячелетней истории православия в России. Вы знаете, удержать такую огромную землю, скрепить её воедино могла только Русская православная церковь. Ведь сколько было примеров, что русские князья воевали между собой, убивали друг друга. Но то общее, что могло их объединить и примирить - это был церковный голос. Может быть, он не всегда был слышен для них, но всегда имел звучание. Для такой огромной страны системообразующим фактором всегда являлась и является Русская Православная Церковь. Поэтому можно говорить лишь о способах достижения национальных целей. Наши способы, быть может, более тихие и менее наглядные, в них меньше жестокости. Но православная страна существует.

Что касается мусульман, то хочу сказать, что настоящие мусульмане - это очень мирные люди. И я это знаю сам, поскольку очень долго жил в Казани, среди татар.

"ЗАВТРА". Но эти мусульмане адаптированы к русской цивилизации пятью веками совместной жизни с нами в одном государстве. А вот мусульмане-чеченцы, например, в массе неадаптированы.

О.ЕВСТАФИЙ. Если приходят мусульмане неадаптированные, то им надо противопоставить силу закона. Вот взять, например, ситуацию в Кондопоге. Она вызвана тем, что милиция продалась, что она не осуществляла свои охранительные функции. И потому она позволила разгореться такой межнациональной распре. Но если бы милиция чётко стояла на страже закона: поправляла одних, помогала другим, пресекала деятельность третьих, то там бы ничего не было. То есть, опять-таки речь идёт о политической воле. Если её нет, то голову могут поднимать экстремисты и очень вредить всем нам.

"ЗАВТРА". Есть такие факты - скорее, печальные. Например, с начала 2000-х годов, по сообщениям СМИ, около сорока семинаристов отошли от христианства и приняли ислам. Были и священники-вероотступники. Имя Вячеслава Полосина, конечно, уже набило оскомину, но ведь, если не ошибаюсь, он не был единственным. А вот обратных примеров, с "другой стороны", я не знаю.

О.ЕВСТАФИЙ. Я тоже не знаю. Но хочу сказать, что Русская Православная Церковь очищается от таких людей. Это самоочищение. Ушли, и слава Богу. И хорошо, что ушли сейчас, а не предали потом. Это обычный процесс самоочищения от вредоносных элементов. Наша православная религия - она самая угодная Богу. Мы очень много отдаём времени богослужению. Мы чтим Бога, мы правильно его славим. Правильно - это значит долго, много. Если сравнить с другими религиями, то те просто превращаются в какие-то культурные мероприятия. В некоторых я вижу даже удовлетворение каких-то садистических тенденций. Трудности правильного прославления Бога таковы, что некоторые люди просто не выдерживают православия. Это для них очень трудно. Православие - это очень тяжёлая религия. Но она самая боговдохновенная, боговмещающая именно вследствие своей тяжести. Православный священник - это подвижник. Если он не такой, то он отсеется или будет проклят. Быть подвижниками могут не все. Даже очень немногие. Отсев - это положительное явление, его надо приветствовать. Только он должен проходить демонстративно. Чтобы все видели: вот ещё один нестойкий отсеялся. Теперь нам легче. Как говориться, баба с возу - кобыле легче. Пусть отсеиваются. Мы без них обойдёмся.

"ЗАВТРА". А католический священник, к примеру, не подвижник?

О.ЕВСТАФИЙ. Я не стал бы говорить о священниках, но хочу сказать, что служба Рождества Христова у нас длится часов пять. Служба Рождества Христова у католиков длится сорок минут. Как можно за сорок минут организовать связь с Богом?! Это просто несколько песнопений, несколько слов, несколько действий. И всё так легковесно, так неглубоко. Я ничего не хочу сказать о католических священниках. Но службы в католических храмах легковесны и неглубоки.

"ЗАВТРА". Но это уже неокатоличество. Насколько я знаю, решением одного из Ватиканских соборов во второй половине XX века было сокращено время литургии, отменены некоторые другие элементы службы. Католичество выхолостили. Грубо говоря, оно сейчас стало попсовым.

О.ЕВСТАФИЙ. Это кризис. Это их трагедия. Но мы говорим о факте. Решили облегчить жизнь священников. И облегчить за счёт богослужения, потому что жалеют себя.

"ЗАВТРА". Вот сейчас ни для кого не секрет, что царская Россия была православной страной с церковью чуть ли не в каждом селе, и народ в массе был верующим. Но тогда у нас народ был структурирован сословиями, социум выглядел монолитным. А современная Россия - это страна маргиналов и люмпенов, особенно это касается больших городов. Сейчас сословий нет, все социальные слои и классы давно размыты. Есть многомиллионные массы людей, находящихся в броуновском движении и не привязанных к корням. Сможет ли в таких условиях страна сохранить свою православную идентичность? Ведь действие социальных законов никто не отменял.

О.ЕВСТАФИЙ. Насчёт маргиналов, я вспомню пьесу Максима Горького "На дне". И вот этих босяков, которых вы называете маргиналами, было очень много. Причём, некоторые из них выглядели как богомольцы, переходящие из монастыря в монастырь. А некоторые были просто обитателями дна. У нас есть один хранитель: чаша Господня, храм, иконы, священник, служба - вот что хранит. Это тот стержень, вокруг которого крутятся и маргиналы, и другие неустойчивые элементы. Мы для того и нужны, чтобы дать пример людям, дать некое вдохновение и утешение тем, кто нас услышал и увидел. Таких людей немало. Даже в нашем храме.
Беседовал Игорь Бойков

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/08/779/61.html

А как же Гитлер и Сталин? Разве они не были атеистами?

Несмотря на общее движение Zeitgeist в сторону прогресса, улучшения происходят, как уже отмечалось, не плавно, а скорее зигзагообразно, с удручающими откатами в прошлое. В XX веке ужасные, глубокие откаты случались под властью диктаторов. Важно не смешивать сущность злых намерений таких людей, как Гитлер и Сталин, и наличие у них огромных возможностей для их осуществления. Выше отмечалось, что идеи и намерения Гитлера сами по себе были не более кровожадными, чем у Калигулы или некоторых оттоманских султанов, омерзительная жестокость которых описана в книге Ноела Барбера «Правители Золотого Рога». Но в распоряжении Гитлера были оружие и средства связи XX века. Хотя, несомненно, Гитлер и Сталин по любым стандартам были исключительно жестокими личностями.


«И Гитлер и Сталин были атеистами. Что вы об этом скажете?» Этот вопрос задается практически после каждого моего публичного выступления на тему религии и почти в каждом радиоинтервью. Тон его, как правило, язвительный, и негодующий автор обычно подразумевает две вещи, а именно: Сталин и Гитлер не только были атеистами (1), но и совершали ужасные злодеяния именно по причине своего неверия (2). Положение (1) верно в отношении Сталина и сомнительно в отношении Гитлера. Но это в любом случае не имеет значения, потому что положение (2) ложно. Если оно приводится как вывод из положения (1), то оно просто нелогично. Даже если допустить, что Гитлер и Сталин оба были атеистами, то их также объединяло наличие усов, которые, кстати, имелись и у Саддама Хусейна. И что теперь? Вопрос не в том, были ли дурные (или хорошие) индивидуумы атеистами или верующими. Мы не собираемся пересчитывать дурных овец с обеих сторон и сравнивать списки. Тот факт, что на пряжках ремней нацистов было выгравировано «Gott mit uns», сам по себе ничего не доказывает, по крайней мере без дальнейшего углубленного изучения. Вопрос не в том, были ли атеистами Гитлер и Сталин, а в том, склоняет ли атеизм людей систематически совершать дурные поступки? Этому не существует никаких подтверждений.


Атеизм Сталина, по-видимому, сомнений не вызывает. Он учился в православной духовной семинарии, и его мать до конца своих дней переживала, что сын не стал, как она мечтала, священником. Сталина этот факт, как утверждает в своей книге Алан Буллок, всегда забавлял. Возможно, из-за полученной в юности подготовки к посвящению в сан взрослый Сталин всегда едко отзывался о Русской православной церкви, христианстве и религии в целом. Однако не существует доказательств того, что его жестокость мотивировалась именно атеизмом. Ее также вряд ли удастся объяснить полученным в молодости религиозным образованием, если, конечно, оно не учило его абсолютистской вере, уважению к сильной власти и тому, что цель оправдывает средства.


Миф об атеизме Гитлера культивировался настолько старательно, что в наши дни огромное количество людей верят ему безоговорочно, а защитники религии любят с вызовом использовать его в спорах. Но истинное положение вещей не настолько очевидно. Гитлер родился в католической семье и в детстве ходил в католические школы и церкви. Само по себе это, конечно, неважно: он так же легко мог впоследствии отказаться от католической веры, как Сталин, который, будучи исключенным из Тифлисской духовной семинарии, отказался от православной веры. Но Гитлер никогда публично не отрекался от католицизма; более того, существуют указания на то, что до конца жизни он оставался верующим. Если это и не был католицизм, то какая-то вера в божественное провидение у него, скорее всего, сохранилась. Например, в «Моей борьбе» он пишет, как услышал об объявлении Первой мировой войны: «Опустившись на колени, я от всего сердца возблагодарил небо, что мне посчастливилось жить в такое время». Но это было в 1914 году; может быть, впоследствии он поменял убеждения?


В 1920 году близкий соратник Гитлера, впоследствии ставший заместителем фюрера, Рудольф Гесс написал о нем в письме премьер-министру Баварии: «Я очень близко и хорошо знаком с герром Гитлером. Это - необычайно благородный человек, исполненный бесконечной доброты, религиозных чувств, хороший католик». Мне, конечно, могут возразить, что, поскольку Гесс так отчаянно промахнулся с «благородством» и «бесконечной добротой», возможно, и «хорошего католика» не следует принимать слишком всерьез! Вряд ли к Гитлеру можно без иронии применить эпитет «хороший» в его прямом значении; кстати, последнее замечание приводит на ум уморительный, самый нелепый из слышанных мною аргумент, почему Гитлер должен был быть атеистом. Много раз в разных вариантах повторялся следующий довод: Гитлер был дурным человеком, христианство учит добру, следовательно, Гитлер не мог быть христианином! Замечание Геринга о Гитлере «только католик может объединить Германию», следовательно, имело в виду просто воспитанного в католической вере человека, а не верующего католика?


В произнесенной в 1933 году в Берлине речи Гитлер сказал: «У нас не было сомнений, что людям нужна, необходима эта вера. Поэтому мы повели борьбу с атеистическим движением, и не только путем теоретических дискуссий: мы вырвали его с корнем». Может, это означает лишь, что Гитлер «верил в веру»? Но и в 1941 году он говорил своему адъютанту, генералу Герхарду Энгелю: «Я навсегда останусь католиком».


Даже если Гитлер и не остался искренне верующим христианином, было бы поистине поразительно, если бы на него не оказала влияние многовековая христианская традиция обвинения евреев в убийстве Христа. В своей речи в 1923 году в Мюнхене Гитлер заявил: «Первое, что нам нужно сделать, - это спасти [Германию] от правящих нашей страной евреев… Надо спасти Германию от страданий, доставшихся на долю Другого, смерти на Кресте». Джон Толанд в своей книге «Адольф Гитлер. Полная биография» писал о религиозных убеждениях Гитлера в период «окончательного решения еврейского вопроса»:


По-прежнему оставаясь преданным членом римско-католической церкви, несмотря на недовольство ее иерархией, он хорошо усвоил ее учение о том, что еврей - это убийца Бога. Следовательно, уничтожение можно было совершать без зазрения совести, попросту выполняя роль карающей десницы Господа, - нужно было лишь проводить его отстраненно, без лишней жестокости.


Ненависть христиан к евреям свойственна не только католической традиции. Ярым антисемитом был Мартин Лютер. Во время Вормсского рейхстага он заявил, что «из Германии нужно изгнать всех евреев». Помимо этого, он написал целую книгу «О евреях и их лжи», возможно оказавшую влияние на Гитлера. Лютер называл евреев «порождением ехидны», и Гитлер в своей речи 1922 года использовал это же выражение, а также несколько раз повторил, что является христианином:


Мои христианские чувства указывают мне, что мой Господь и Спаситель - борец. Они указывают на человека, который однажды, будучи одинок и окружен малочисленными последователями, распознал истинную сущность евреев и призвал людей к борьбе против них, и Он (правда Божья!) был величайшим не только в страдании, но и в борьбе. В безграничной любви, как христианин и просто человек, я вчитываюсь в отрывок, который рассказывает нам, как Господь наконец восстал во всей своей мощи и, взявши плеть, изгнал из Храма порождения ехидн и гадюк. Как прекрасна была Его борьба против еврейского яда! Сегодня, после двух тысяч лет, во власти сильных эмоций, я еще более ясно понимаю, что именно для этого Он пролил Свою кровь на Кресте. Как христианин, я обязан не поддаваться обману, но быть борцом за правду и справедливость… И ежедневно усиливающиеся страдания свидетельствуют о том, что мы правы в жажде действий. Ибо у меня как христианина есть долг перед моим народом.


Трудно определить, позаимствовал ли Гитлер выражение «порождение ехидн» у Лютера или взял его, как и сам Лютер, напрямую из Евангелия от Матфея (3:7). Что же касается преследования евреев как выполнения Божьей воли, Гитлер возвращается к этому в «Моей борьбе»: «Поэтому нынче я верю, что поступаю согласно воле Всемогущего Создателя: защищаясь против евреев, я сражаюсь за дело Господа ». Написано в 1925 году. Он еще раз повторил это в 1938-м и потом, неоднократно, на протяжении всей карьеры.


Приведенные цитаты необходимо рассматривать совместно с другими, из его «Застольных бесед», где Гитлер выражает записанные секретарем яростно антихристианские взгляды. Эти отрывки датированы 1941 годом:


Самым сильным из когда-то постигших человечество ударов был приход христианства. Большевизм - незаконнорожденное дитя христианства. Оба изобретены евреями. Христианство принесло в мир нарочитую ложь в религиозных вопросах…

Древний мир был таким чистым, светлым и безмятежным, потому что в нем не знали двух великих зол: чумы и христианства. И все же я бы не хотел, чтобы итальянцы или испанцы отвергли наркотик христианства. Пусть мы будем единственной нацией, свободной от этой заразы.


В «Застольных беседах» Гитлера немало подобных высказываний, часто равняющих христианство с большевизмом, порой проводящих аналогию между Карлом Марксом и апостолом Павлом, причем Гитлер никогда не забывает упомянуть, что оба были евреями (хотя он, странным образом, всегда настаивал, что Иисус не был евреем). Конечно, не исключено, что к 1941 году Гитлер испытал определенное разочарование и отдалился от церкви. А может, эти противоречия просто свидетельствуют, что он был изощренным лжецом, мнению которого нельзя доверять ни при каких обстоятельствах?


Также можно заявить, что, несмотря на собственные утверждения и свидетельства соратников, Гитлер на самом деле не был верующим, а цинично использовал религиозные чувства публики. Возможно, он был согласен с Наполеоном, заявившим: «Религия - отличное средство, чтобы утихомиривать чернь», и с Сенекой Младшим: «Чернь считает религию истиной, мудрец - ложью, правитель - полезным изобретением». Бесспорно, Гитлер был способен на подобное двуличие. Если он действительно притворялся верующим с этой целью, то не стоит забывать, что ответственность за совершенные злодеяния не лежит исключительно на нем. Убийства совершали солдаты и офицеры, большинство из которых несомненно были христианами. Именно широко распространенное среди немецкой нации христианство привело нас к предположению, которое мы сейчас обсуждаем, - к предположению о неискренности религиозных признаний Гитлера! А может, Гитлеру казалось, что, если проявить дежурное почтение к христианству, режиму легче удастся получить поддержку церкви. Эта поддержка выражалась разными способами, включая являющийся для современной церкви весьма щекотливой темой упорный отказ папы Пия XII выступить против нацизма. Либо уверения Гитлера в приверженности церкви были искренними, либо он притворялся христианином - достаточно успешно, чтобы заполучить поддержку немецких верующих и католической церкви. В любом случае злодеяния Гитлера вряд ли проистекают из атеистических убеждений.


Даже выступая против христианства, Гитлер не переставал ссылаться на провидение - некую мистическую сущность, якобы выбравшую его для священной миссии - встать во главе Германии. Иногда он называет ее провидением, иногда - богом. После аншлюса и триумфального возвращения Гитлера в Вену в 1938 году в восторженной речи он упоминал бога именно в роли дарителя судьбы: «Я верю, что Божья воля послала юношу отсюда в Рейх, чтобы он вырос, стал во главе нации и привел свою родную землю обратно в германское государство.


Чудом избежав покушения в Мюнхене в 1939 году, Гитлер приписал свое случайное спасение вмешательству провидения, заставившего его изменить распорядок дня: «У меня нет никаких сомнений. То, что я покинул пивную «Бюргербрау-келлер» раньше, чем обычно, - это вмешательство провидения, берегущего меня для выполнения миссии». После этой неудачной попытки архиепископ Мюнхена кардинал Михаэль Фаульхабер приказал отслужить в соборе благодарственный молебен с пением «Те Deum» «в знак благодарности Божественному провидению от имени епархии за счастливое спасение фюрера». Некоторые из сторонников Гитлера при поддержке Геббельса лелеяли планы создания новой религии на основе нацизма. Нижеприведенный текст приветствия главы объединенных профсоюзов напоминает молитву и даже перекликается с молитвой Господней («Отче наш») и Символом веры:


Адольф Гитлер! Мы сплочены вокруг тебя, единого! Хотим в этот час вновь возвестить свою клятву: веруем только в Адольфа Гитлера на сей земле. Верим, что национал-социализм - единственная спасительная вера нашего народа. Верим в Господа Бога на небесах, Творца нашего, ведущего нас, и направляющего, и благословляющего нас явно. И верим, что Господь Бог ниспослал нам Адольфа Гитлера, чтоб сделать Германию краеугольным камнем вечности.


Сталин был атеистом, Гитлер, скорее всего, - нет; но даже если бы он им и был, вывод из дискуссии о Сталине/Гитлере довольно прост. Отдельные атеисты могут совершать зло, но они не совершают его во имя атеизма. Сталин и Гитлер совершили чудовищные преступления: один - во имя догматического, доктринерского марксизма, другой - во имя безумной ненаучной евгеники с элементами псевдовагнеровского бреда. Религиозные войны ведутся под знаменами религии, и в ходе истории они происходили с ужасающей частотой. Но не могу вспомнить ни одной войны, которая бы велась во имя атеизма. Да и зачем она? Война может разразиться из-за жажды экономической наживы, политических амбиций, расовых или этнических предрассудков, жестокой обиды, или мести, или патриотической веры в высокое предназначение нации. Еще более подходящим мотивом для войны может оказаться непоколебимая убежденность в том, что наша религия - единственно правильная, что подтверждается священной книгой, безоговорочно приговаривающей всех еретиков и сторонников других религий к смерти и безоговорочно обещающей всем воинам Господа прямую дорогу в лучший уголок рая. Сэм Харрис в книге «Конец веры», как ему часто удается, бьет не в бровь, а в глаз:


Опасность религиозной веры состоит в том, что она позволяет нормальным в других отношениях людям пожинать плоды безумия и считать их при этом священными. Поскольку каждое новое поколение детей обучают, что религиозные утверждения не нужно подкреплять фактами, как это требуется в других случаях, цивилизации все еще приходится иметь дело с тучами нелепиц. Даже в наше время люди истребляют друг друга во имя древних литературных произведений. Невозможно поверить, что такое безумство может продолжаться.


А теперь скажите: кому придет в голову затевать войну ради отсутствия веры?