Апостол петр биография. Апостол Петр - хранитель ключей от рая

Родился в в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. Шимон).

Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус.

Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал:

«Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:19).

anonimus , Public Domain

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть

«Христос, Сын Бога живого» .

В ответ Иисус произнёс:

«Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»
(Мф.16:18-19)


По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду.

Anonymous , CC BY-SA 3.0

В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

anonimous , Public Domain

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла. В первой части Деяний Пётр играет главную роль.

В Деяниях описывается как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу.

Основные эпизоды Деяний с участием апостола Петра:

  • Речь перед коллегией апостолов о необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян.1:15-22).
  • Проповедь перед иудеями в день Пятидесятницы (Деян.2:14-40).
  • Исцеление хромого и проповедь народу (Деян.3:1-26).
  • Речь перед начальниками и старейшинами (Деян.4:8-23).
  • Эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян.5:1-11).
  • Ответ перед синедрионом (Деян.5:18-32).
  • Эпизод с Симоном Волхвом (Деян.8:14-25).
  • Посещение Петром Лидды и Иоппии, чудесные деяния (Деян.9:32-43).
  • Пётр и сотник Корнилий. Принятие первых язычников в Церковь (Деян.10:9-48)
  • Упрёки от обрезанных, Пётр оправдывает принятие бывших язычников (Деян.11:2-18)
  • Арест апостола Петра царём Иродом, чудесное спасение (Деян.12:3-17)
  • Апостольский собор (Деян.15:6-21)

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов.

Gerard van Honthorst (1590–1656) , Public Domain

В 49 г. принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Послания апостола Петра

Однако, взгляд библеистов на авторство этих посланий весьма различен. Если Первое послание безусловно признавалось ранней Церковью подлинным посланием апостола Петра и многократно цитировалось раннехристианскими авторами, то принадлежность Второго послания перу апостола вызывала сомнения ещё в самые ранние времена.

В настоящее время большинство ученых отвергает авторство Петра для этого Послания и считает его более поздним псевдоэпиграфическим произведением.

Апостол в церковных преданиях

По преданию апостол Пётр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса - воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно 25 лет занимал пост первого епископа Рима - с 43 по 67-68 гг.

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, основал её около 37 г. в Антиохии.

Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егезиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв, основатель гностической секты - не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

Michelangelo Merisi da Caravaggio , Public Domain

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 г. (по другой версии - в 67-68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

«В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жен, Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошел было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идешь?» - спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», - отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключен в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни».

Фотогалерея



















Годы жизни: умер около 67 г. в Риме

Полезная информация

Симон сын Ионы
ивр. שמעון בר-יונה, פטרוס הקדוש
араб. سمعان
Симон Пётр
Апо́стол Пётр
греч. Απόστολος Πέτρος
Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כיפא - камень), которое ему дал Иисус
араб. القديس بطرس ، بطرس الرسول

Почитание

В католицизме традиционно считается первым папой Римским.

Установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков - 29 июня.

В большинстве христианских церквей, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (Католическая церковь почитает его как первого папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

Поиски могилы апостола

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра.

С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I–II вв.

Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр.

В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II в., писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию.

На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане.

Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает - «то, что осталось от мучеников».

Такие видные учёные, как Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам - постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Юстин Мученик, писавший в первой половине II века в Риме.

«Согласно Гал.2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн - среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год).

Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II в., причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго - начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу.

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр.5:13) и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима.

Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община. Так как, по словам Павла (Гал.2:7-9) , Петру было вверено проповедование Благой Вести обрезанным иудеям, то отдельные исследователи предполагают, что он посетил Вавилон с этой целью.

12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу , который готовил христиан к этому дню. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.

Петр и Павел – два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.

Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) – еврейское слово, означающее «скала, камень», было дано ему самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного.

Не отягощенный образованием или ученостью Петр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере – горячность. Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос – и это было одно из первых чудес. Петр участвовал в чудесной ловле рыбы, когда, после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь, по слову Христа, сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Христа: «Выйди от меня, ибо я человек грешный».

Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время – его страданий в Гефсиманском саду. Там горячный Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы.

Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами – «паси овец моих».

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

По преданию, вдохновившему Генриха Сенкевича на написание целого романа «Камо грядеши» , римские христиане очень боялись, что Петра подвергнут тяжелейшим пыткам и издевательствам и уговорили его спастись бегством. Но, покидая Рим, на дороге Петр увидел идущего к нему навстречу Христа.

«Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг.

Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:

– Христос! Христос!

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:

– Quo vadis, Domine?* * Куда идешь, Господи? (Лат.)

До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

– Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.

Видя это, юноша повторил как эхо:

– Quo vadis, Domine?

– В Рим, – тихо отвечал апостол.».

День апостолов Петра и Павла – это призыв к миссионерству – если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя – поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом увидеть то, чего он пока не знает. Конечно немногие сегодня ходят в миссионерские походы и не для всех это возможно. Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку – быть для всех солнышками, как говорил прп. Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»!

Святитель Филарет Московский пишет, что праздники святых в Церкви зовутся днями памяти не случайно, но по апостольскому завету «поминайте наставники ваша, подражайте вере их». В день памяти святых апостолов Петра и Павла полезно вспомнить, что долг апостольства лежит на каждом христианине, Все мы, в какой бы среде не находились, являемся апостолами, т.е. «посланниками». Церковь христианская называется апостольской, а значит члены ее, христиане, имеют великую честь свидетельствовать о Христе и делиться радостью о Господе.

Христианство распространилось по земле большими трудами учеников Христа — апостолов. Они обходили страны и континенты, принимали мученичество, отдавая жизнь за Христа, от Которого при жизни даже отрекались по малодушию. Среди них особо выделяются двое: апостолы Петр и Павел, названные первоверховными. Расскажем о святом апостоле Петре — свидетеле земной жизни Христа и хранителе райских ключей.

Почему апостол Петр первоверховный

Петр был одним из свидетелей земной жизни Христа, его ближайшим учеником, но при аресте Христа отрекся от Него. А Павел поначалу был даже гонителем Христа — при земной Его жизни он с Христом не встречался. Однако эти двое апостолы более всех известны, потрудились ради Господа и для просвещения людей, смогли взойти на высоту святости, несмотря на свои прежние дела.

В православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так и святой апостол Петр имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Петр вместе с Павлом принес христианство в Рим и на многие земли Римской империи. Они оба мученически закончили жизнь в Риме, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.


Изображение апостола Петра

В церковных книгах осталось описание внешности апостолов Петра и Павла. Изображаются они почти всегда вместе, но в иконостасах многих храмов есть их отдельные иконы — во втором снизу ряду икон они предстают по обе стороны от Христа молящимися Ему. Все иконы святых всегда имеют подписи с их именами.

  • Образы святых апостолов Петра и Павла — это изображение двоих мужчин чуть старше средних лет.
  • У апостола Петра круглая седая борода, обычно он стоит слева, апостол Павел — с длинноватой коричневой бородой.
  • Апостол Петр имеет синюю нижнюю и желтую верхнюю одежду.
  • Часто апостол изображен на иконе во всех рост. Тогда он держит в руках свиток (как знак его писаний, учения) или книгу Евангелия.


Служение апостола Петра — хранителя ключей рая

Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого — Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа — по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад.

Поэтому апостола Петра называют и хранителем райских ключей, как бы основателя Церкви.

Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.


Апостол Петр — отречение

Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.

Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.

При Вознесении Господнем апостол Петр с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Петра и его брата Андрея, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.


Просвещение апостолов Святым Духом

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

Апостол Петр основал церковь в Риме и наставил множество людей в вере. Путешествуя по Империи, он обращал в христианство до пяти тысяч человек одновременно, исцелял больных и даже воскрешал мертвых. В книге Деяний апостолов написано, что в толпе люди выносили больных к ногам проходящего спешно апостола, чтобы хотя бы его тень попала на больного — так исцелялись многие люди.


Казнь и смерть апостола Петра

Император Нерон приказал схватить всех христиан, и ученики упросили Петра покинуть Рим. Но на Аппиевой дороге ему явился Сам Христос… Петр спросил его. «Куда идешь, Господи?» («Quo vadis, Domine?») — а Христос ответил, что идет вновь принять муки. Апостол Петр понял, что есть воля Божия ему оставаться до конца с верными христианами. Он был распят на перевернутом кресте римлянами — есть предание, что это произошло из-за обращения святым апостолом в христианство жены и наложниц самого императора. Этот эпизод и мученическая кончина апостола описаны в романе Генрика Сенкевича «Кво Вадис?»

Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг — а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.

По преданию, первоверховные апостолы были казнены в один день (или в один день с разницей в год), в который сегодня все христиане отмечают их память — 12 июля (31 июня по старому стилю, в этот день их память празднует Католическая Церковь).


Молитва апостолу Петру

В этот день — 12 июля — накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти апостолов Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.

Апостолов первоверховные, Вселенной всей учителя, Владыку всех Бога просите мир Вселенной даровать и душам нашим великую Божию милость.

Молитву Петру и Павлу, в которой совершаются прошения сначала обоим апостолам отдельно, а потом каждому из них, также можно читать онлайн:

О святые апостолы Петр и Павел, не отходите духом от нас, грешных рабов Божьих (имена), чтобы не были мы навечно разлучены от любви Божией, но сильным заступничеством вашим защитите и охраните нас, чтобы помиловал Господь всех нас по молитвам вашим, уничтожил все грехи наши, записанные на Небесах и в аду, и подал со всеми святыми Царствие Свое, чтобы вечно прославляли мы Господа Христа, которому подобает слава, честь и благодарность всех людей.Святый верховный Апостол Петр, камень веры, стоящий твердо исповеданием твоим на Христе, Камне главном Церкви! Молись Ему, чтобы и мы, мыслями и похотями плоти всегда искушаемые и сомнениями страдающие, на Самом Христе, Камне Жизни, всегда был укреплены и руководствовались Его честью, любовью и избранием, чтобы благодатью Его и мы превратились в храмы духовные, в священство святое, для вознесения жертв молитвенных трудов наших Господу Иисусу Христу.
О святой верховный Апостол Павел, сосуд избранный Христов, наполненный благодати и славы Божией! Проси Творца Вседержителя, правящего всеми творениями Его, чтобы и нас, сосуды его несчастные и слабые, сделал Он честными, освященными и готовыми на благо. Аминь.

Величание — то есть прославление апостолов в благодарность за помощь:

Возвеличиваем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир учением своим просветивших, и все концы света ко Христу приведших.


Петрово говение — Петров пост

Перед днем памяти святых первоверховных апостолов Церковь благословляет христиан поститься, празднуя память святых апостолов как великий праздник, к которому нужно тщательно приготовиться, очистившись молитвой и постом. Так празднуется в году только еще Пасха, Рождество и Успение — величайшие праздники. Пост называется Петров, возможно, в знак особого уважения к апостолу Петру.

Петров пост считается через 50 дней после Пасхи, сразу в следующий за Духовым днем (понедельник после праздника Пятидесятницы) день. Завершается от 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла (то есть 11 июля — последний постный день).

В дни поста нельзя

  • Мясо,
  • Молочные продукты,
  • Яйца,
  • Рыбу.

Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.

Можно входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу. Те, кто необдуманно берутся за аскетические подвиги поста и начинают поститься строго, или становятся нездоровы, или нетерпеливы и раздражительны. Главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца объядением и пьянством. Желающие поститься могут посоветоваться со священником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и, конечно, в пост нужно исповедоваться и причаститься.


Святыни апостола Петра

По свидетельствам ученых, мощи и апостола Петра, и апостола Павла — это их останки. Есть ряд анатомических подробностей, которые подтверждают: их тела действительно сохранились до наших дней. Мощи его находятся в соборе святого Петра в Риме.

В России апостолы Петр и Павел особо почитаются в Санкт-Петербурге. Город был поручен Петром Первым его небесному покровителю — апостолу Петру, и первый собор Северной столицы был заложен и освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Сейчас здесь покоятся останки всех императоров из рода Романовых (вызывают споры останки последней Царской семьи, Николая Второго).

В Петергофе, пригороде столицы, любимом Петром Первым также существует Петропавловской собор, построенный при личном участии императора Александра Третьего в неорусском стиле, подобном храму Василия Блаженного — с шатром, изразцовыми куполами и прекрасными фресковыми интерьерами.

О чем молятся апостолу Петру

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Апостол Петр имеет благодать помощи

  • В науке, учебе — студентам и школьникам, понимании Священного Писания;
  • В исцелении от недугов тела, дни и духа, избавлении от грехов.
  • В выборе, принятии важного решения.

Апостол известен своими трудами, поэтому, по свидетельствам бизнесменов, он помогает тем, кто начинает собственное дело, подавая успех.

Также апостол Петр считается помощников рыбаков и моряков, поскольку сам до апостольства много рыбачил. 
Мужчины по имени Петр обращаются к своему святому заступнику во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Петру, если вы носите это имя, звучит так:

«Молись к Богу обо мне, святой апостол Божий Петр, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».

Да хранит вас Господь молитвами святого апостола Петра!

В Библии очень много противоречий, неувязок и нестыков. Это можно объяснить тем, что писали её абсолютно разные люди. Каждый из них имел своё мнение, которое не во всём совпадало с мнением других. Касается это и смертной казни. Основная заповедь гласит: «Не убий». В то же время декларируется право на месть - «око за око». Так в первой книге Моисеева «Бытие» говорится: «И сказал Господь - если кто прольёт кровь человеческую, то и его кровь прольётся рукой человека». Это можно понимать как разрешение на смертную казнь за убийство.

Библейские казни довольно подробно описываются в Новом и Ветхом Завете. Самая впечатляющая из них - казнь Иисуса Христа . На смерть его осудил синедрион. Это высший религиозный и судебный орган в иудаизме. В то время он имелся в каждом городе и состоял из 23 человек. Утверждал же приговор римский наместник, так как Иудея входила в состав Римской империи.

Наместником являлся Понтий Пилат, которому, в принципе, проповеди Иисуса Христа были на руку. Они ослабляли власть синедриона, а стало быть, способствовали укреплению власти Рима. Обвинение против Иисуса гласило, что он назвал себя иудейским царём. Пилат посчитал, что за это не стоит лишать человека жизни. Но в ходе следствия выяснилось, что Христос ругал и кесаря (римского императора). А это уже считалось серьёзным проступком в государстве, распрощавшимся совсем недавно с республикой и признавшим абсолютную власть одного человека.

Распятие Иисуса Христа и двух преступников

Поэтому Пилат не отпустил Иисуса, а приговорил его к смерти. В то же время наступал праздник Пасхи, что давало амнистию преступнику. Но выбирать пришлось из двоих. Вторым оказался злостный бандит и убийца по имени Варавва. Проку от него для римского наместника никакого не было, и он предложил синедриону помиловать Христа.

Однако иудеи, прекрасно понимая опасность, исходившую от человека, проповедующего новую религию, пришли к решению дать свободу убийце и насильнику. Блаженного же, а точнее мессию, решили лишить жизни. Для Пилата такой исход событий был нежелателен. Но синедрион поддержали жители города. Они начали фанатично кричать: «Распни его!», и римский наместник уступил.

Казнь представляла собой довольно жестокую процедуру. Проводили её на горе, которая называлась Голгофой. На ней вкопали три креста, а на них распяли приговорённых. В центре оказался Иисус, а справа и слева от него настоящие преступники, приговорённые к смерти за убийства. Всё это происходило в полдень, когда Солнце сияло в зените. То есть жара стояла неимоверная.

Сама же казнь на кресте считалась очень мучительной. Умирать можно было несколько дней. Причём смерть наступала в основном от обезвоживания организма. Чтобы ускорить кончину приговорённых, стражники перебивали им голени. Дело же заключалось в том, что делать вдох распятому на кресте можно было, лишь опираясь на ноги. Только в этом случае грудная клетка приподнималась, и воздух поступал в лёгкие. Без опоры на ноги человек быстро умирал от удушья.

Иудеи обратились к Пилату с просьбой, перебить приговорённым голени, чтобы те умерли до святого праздника. Тот согласился, но когда воины подошли к Иисусу, то увидели, что он уже умер. Видимо у мессии не выдержало сердце. Преступники же оказались физически более крепкими. Поэтому их пришлось добивать, чтобы не омрачать Пасху.

Библейские казни нашли своё продолжение в мученической смерти апостола Петра. До встречи с Иисусом был он рыбаком и носил имя Симеон. Именно учитель и нарёк его Петром. Тот же оказался ярым последователем нового учения. Он бродил по землям Римской империи и рассказывал всем обиженным и обездоленным о новой вере. Петр обладал таким даром убеждения, что число христиан стало множиться не по дням, а по часам.

Деятельность апостола продолжалась вплоть до 64 года, когда в Риме возник пожар огромной силы. Он бушевал полторы недели и уничтожил большую часть великого города. Среди жителей, оставшихся без крова, поползли слухи, что столицу поджёг император Нерон. Он якобы хотел построить на пепелище новый город и назвать его своим именем.

Нерон, чтобы защитить себя от подозрений, обвинил в поджоге христианскую общину, которая неуклонно набирала силу и становилась всё более многочисленной. Христиан стали хватать в домах и на улицах и бросать в тюрьму.

Петр в это время находился в Риме и являлся лидером общины. В любую минуту его могли схватить, и соратники уговорили апостола покинуть столицу империи. Тот их послушал и сумел выбраться за городские стены. Но, идя по просёлочной дороге, увидел видение в виде Иисуса Христа, который шёл к нему навстречу. Петр спросил у него: «Учитель, куда же ты идёшь?»
- Я иду в Рим, - ответил Иисус.
- Для чего?
- Чтобы меня там распяли.

После этого видение растаяло в воздухе, а Пётр повернул обратно. Он понял, что не имеет права бросать единоверцев в самую трудную для них минуту.

В Риме апостола тут же арестовали и бросили в тюрьму. Причём не в простую, а подземную, да ещё вырубленную в горной скале. Представляло узилище собой длинный коридор со сводчатым потолком и темницами по обеим сторонам. В одну из них Петра и посадили.

Распятие апостола Петра вниз головой

Через некоторое время состоялся суд и верного ученика Христа приговорили к распятию. Но он попросил, чтобы распяли его вниз головой, так как считал, что недостоин умирать в той же позе, что и учитель.

Казнь состоялась 29 июля 67 года. Умирая, Петр испытывал страшные муки, но, невзирая на них, читал мучителям проповедь. Он испустил дух, когда окончил её. На месте казни впоследствии христиане построили огромный католический собор и назвали его собором Святого Петра. Сам же апостол считается первым римским папой и почитается как ближайший и верный соратник Сына Божьего.

Казнь апостола Павла

К умерщвлению людей иудеи были причастны ничуть не в меньшей степени, чем римляне. Обречённых на смерть они забивали камнями. Таким изощрённым способом был убит диакон Стефан. По решению синедриона его вывели за город и там забросали булыжниками. Вина же человека заключалась в том, что он ругал синагогу и законы Моисея.

В казни первомученика Стефана принимал участие юноша по имени Савл. По происхождению он был иудеем, но имел римское гражданство, которое перешло к нему от отца. Молодой человек яро ненавидел христиан, но только до тех пор, пока не увидел воскресшего Христа. После этого юноша пересмотрел свои взгляды и стал христианином. В историю он вошёл под именем апостола Павла.

Занявшись новой деятельностью, Павел нажил себе множество врагов среди иудеев. Несколько десятков человек поклялись, что убьют его. Но предмет их садистских вожделений имел римское гражданство. Поэтому римляне задержали вольнодумного христианина, но не посмели применять к нему какие-либо меры воздействия, а отправили в столицу империи.

В великом городе римского гражданина тут же освободили. Тот, однако, не сделал никаких выводов. Павел продолжил свою проповедническую деятельность и «заразил» идеей христианства множество людей. Но Рим был свободным городом. Любой мог высказывать свои взгляды и идеи. Поэтому на проповеди апостола смотрели сквозь пальцы.

Апостол Павел проповедует христианство

К сожалению, Павлу не повезло. Он обратил в христианство двух заложниц императора Нерона. Те тут же обрели целомудрие и отказались заниматься с кесарем любовными утехами. Сумасбродный самодержец возмутился и апостола арестовали.

Но Павел был римским гражданином, поэтому на кресте казнить его не имели никого права. Верному сподвижнику Христа отрубили голову. При этом люди стали свидетелями чуда. Отрубленная голова коснулась земли, и в этом месте забил целебный источник. Но это лишь красивое предание.

Впоследствии император Константин (272-337) повелел на месте казни построить храм. Тот получил название Сан-Паоло-фуори-ле-Мура . В наши дни это строение считается одной из 4-х величайших церковных базилик.

В Ветхом Завете иудеи представляются очень жестокими людьми. У них было в порядке вещей совершать ритуальные жертвоприношения. Причём казнили людей, и чаще всего это были дети. В Библии говорится, что иудейскому богу Яхве приносили в жертву первенцев. Но впоследствии библейские казни приобрели более умеренный характер. Вместо младенцев на алтарь жертвоприношений стали приводить животных.

Но иногда израильские цари продолжали умерщвлять людей. Причём они приносили в жертву своих детей. Так иудейский царь Ахаз не пожалел собственного сына для богов.

Чрезмерной жестокостью отличался и Саул - первый библейский царь Израиля. Во время войны с филистимлянами он приказал своему народу ничего не есть, пока враг не будет побеждён. Но сын царя Ионофан ослушался и попробовал мёда из сот. Грозный царь хотел за это казнить своего сына, но за того вступился народ.

Жизнь самого Саула закончилась трагически. Все его три сына погибли в битве с филистимлянами, а сам владыка был тяжело ранен. Чтобы не попасть в руки врагов, он приказал слуге заколоть себя мечом. Но тот не отважился этого сделать. Тогда царь сам убил себя. Враги обнаружили тело, отрубили ему голову и возили по стране, показывая жителям.

После Саула к власти пришёл Давид, который оказался не менее жестоким. Он начал войну с царём Иевосфеей. Заговорщики убили его и принесли голову Давиду, надеясь получить награды и милость. Но грозный царь приказал казнить их. По его приказу казнили и многих других людей за незначительные провинности.

Самым мудрым из всех израильских правителей считается царь Соломон. Он унаследовал трон после Давида, а своё правление начал с того, что устранил всех конкурентов на престол. Впрочем, такое решение было абсолютно правильным, так как дальнейшее правление царя протекало мирно и спокойно.

Забрасывание человека камнями

Наиболее распространённой казнью у иудеев было забрасывание жертвы камнями. Таким образом умертвили апостола Иакова. Его вначале сбросили со скалы, а уже потом начали забрасывать булыжниками. Но апостол нашёл в себе силы встать на колени. Он начал молиться Богу, умоляя его простить палачей. Кто-то из них крикнул, обращаясь к другим: «Что же вы делаете? Остановитесь! Праведник же молится за нас».

Но тут к Иакову подбежал некий суконщик. В руках он держал скалку, на которую накатывалось сукно. Именно ей он и нанёс несколько ударов апостолу по голове. Тот получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался.

В Иудеи широко практиковалось повешение преступников и отсечение головы. Впрочем, подобные экзекуции пользовались большой популярностью и в последующие времена. Однако надо отметить, что никаких извращённых действий к людям не применяли. Их не сажали на кол, не заливали в глотку раскалённый свинец, не выкалывали глаза и не четвертовали. Всё это стало популярным в последующие столетия. А библейские казни хоть и отличались чрезмерной суровостью, но их нельзя назвать изуверскими и патологически жестокими.

Житие апостола Петра исполнено святостью и служению Богу. Благодаря этому обычный рыбак, поверивший в истинность существования Господа, становится апостолом Иисуса Христа.

Жизнь до Мессии

Апостол Петр, некогда имевший имя Симон, родился в Палестине, в городе Вифсаида. Он имел жену и детей, занимался рыбной ловлей на Геннисаретском озере. Работа Симона была поистине опасной: спокойствие вод могло в одночасье смениться бурей. Таким образом, будущий апостол мог дни на пролет ловить рыбу, тем самым зарабатывая на пропитание для своей семьи. Подобный труд воспитал в нем волю и упорство, что впоследствии ему очень пригодилось: после воскресения Иисуса Христа голодный и уставший Петр бродил по земным просторам, распространяя истинную веру.

Дорога к Господу была открыта Симону благодаря его брату Андрею. Пламенная любовь к Христу зажглась в нем на всю его оставшуюся жизнь. За его преданность и верность Господь более всех апостолов приблизил его к себе.

По правую руку от Христа

С апостолом Петром связано много библейских сюжетов. Один из них повествует о том, как Симон и его товарищи занимались всю ночь рыболовством, но так и не смогли ничего поймать. И лишь под утро, когда Господь вошел в лодку будущего апостола, приказав вновь закинуть рыболовные сети, тот получил большой улов. Рыбы было настолько много, что часть улова пришлось расположить в соседнем судне его товарищей. Симонбыл объят ужасом от небывалого количества рыбы. С сердечным трепетом он обратился ко Господу и, упав на колени, попросил Его покинуть лодку, считая себя недостойным находится рядом с Иисусом Христом. Но Господь, избрав для себя Симона в качестве своего верного ученика, поднял его с колен и провозгласил не только «ловцом рыбы, но и людей». Под грузом улова обе лодки начали тонуть, но Господь помог рыбакам вытащить судна на берег. Оставив все, мужчина последовал за Христом, став приближенным учеником наряду с Иоанном Богословом и Иаковом.


Почему Симон заслужил особое расположение Господа?

Как-то раз, находясь со своими учениками, Христос спросил их, кем они считают его. Апостол Петр, не раздумывая, ответил, что Он есть истинный Сын Господень и Мессия, о котором говорил За это признание Иисус Христос провозгласил его достойным Царствия Небесного, вручив ему ключи от рая. Не следует понимать эти слова Господа буквально. Иисус Христос имел в виду, что отныне святой апостол Петр является помощником и заступником людей, которые «потерялись» ввиду человеческой немощи, творя беззаконие, но покаялись и исправились. Петр, ученик Иисуса, грешил более всех апостолов, но всегда исповедовался в своих проступках, о чем и свидетельствуют страницы Священного Писания.

Однажды, когда Господь ступал по воде, Петр захотел приблизиться к своему учителю и попросил ему помочь совершить такое же чудо. Ступив на морскую гладь, апостол пошел по воде. Внезапно, почувствовав сильный ветер, он испугался и начал тонуть, призывая Господа спасти его. Иисус упрекнул Петра в маловерии и, подав ему руку, вытащил из морской пучины. Тем самым Сын Божий избавил апостола от смерти и отчаяния, которое было следствием маловерия.

Великое согрешение

Еще будучи верным Иисусу, святой апостол Петр услышал от Сына Божьего горькое предсказание о том, что он отречется от Христа прежде, чем на заре пропоет петух. Не веря этим словам, Петр всегда клялся в своей верности и преданности Богу.

Но однажды, когда после предательства Иудой Христа арестовали, апостол и еще один ученик последовали за Господом до самого двора первосвященника, где собирались допрашивать Сына Божьего. Множество обвинений услышал Иисус в свой адрес. Лжесвидетели избивали Его и плевали Ему в лицо, но Христос сносил все мучения. В этот момент Петр находился во дворе и грелся у огня. Одна из служанок дома приметила его и сказала, что апостол был с Иисусом. Страх, обуявший сердце Петра, не позволил ему сознаться в этом. Апостол, испугавшись за свою жизнь, отрекся от Господа и сказал, что не знает этого человека. Другая служанка, увидевшая уходившего Петра, подтвердила, что видела его с Иисусом. Поклялся апостол, что никогда Его не знал. Находившиеся рядом рабы первосвященника сказали с уверенностью, что Петр один из учеников Христа, но тот в страхе продолжал это отрицать. Услышав петушиный крик, святой вспомнил пророческие слова Сына Божьего и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Данный библейский сюжет очень аллегоричен в отношении человеческой души. Так, некоторые богословы считают, что уличение Петра служанкой - есть ни что иное, как проявление немощи духа человеческого, а крик петуха - есть глас Господа с небес, не позволяющий нам расслабляться и помогающий нам непрестанно бодрствовать.

В Богослова Иисус Христос полностью восстанавливает Петра как своего ученика, трижды спрашивая о его любви к Богу. Трижды получив утвердительный ответ, Сын Божий поручает апостолу впредь пасти «овец своих», то есть научать народ христианской вере.


Преображение Господне

До того как Иисус Христос был арестован, а затем распят на кресте, он явился трем своим ученикам (Петру, Иакову и Иоанну) в Божьем обличии на В тот момент апостолы также узрели пророков Моисея и Илию и услышали глас Бога-отца, наставляющего учеников. Увидели святые Царство Небесное, еще не будучи телесно мертвыми. После чудесного Преображения Господь запретил своим ученикам говорить об увиденном. И вновь апостол Петр был призван узреть величие Божье, тем самым еще более приблизившись к Царству Небесному.

Пропуск в рай

Апостол Петр - хранитель ключей Царства Божьего. Согрешивши перед лицом Господа не один раз, он стал проводником между Богом и людьми. Ведь кто, как ни он, познал всю немощь человеческой сущности и сам был когда-то ввергнут в это бессилье. Только благодаря христианской вере и покаянию Петр смог постигнуть Истину и войти в Царство Божие. Господь, видя преданность Своего ученика, позволил ему быть стражником Небесного Рая, наделив его правом впускать те души людей, которых он посчитает достойными.

Некоторые богословы (например, Августин Блаженный) уверены, что врата Эдема охраняет не только апостол Петр. Ключи от рая также принадлежат и другим ученикам. Ведь Господь всегда обращался к апостолам в лице Петра как главного среди своих братьев.

После воскрешения Христа

Главному из апостолов Иисус явился первым после своего воскрешения. А через 50 дней Святой Дух, посетивший всех учеников, наделил Петра небывалой духовной силой и возможностью проповедовать слово Божие. В этот день апостол смог обратить 3000 людей в веру Христову, произнеся пламенную речь, исполненную любовью ко Господу. Через несколько дней по воле Божией Петр смог исцелить человека от хромоты. Весть об этом чуде разнеслась среди иудеев, после чего еще 5000 человек стали христианами. Сила, которой Господь наделил Петра, исходила даже от его тени, которая, осеняя лежащих на улице безнадежных больных, исцеляла.

Побег из темницы

Во время правления Ирода Агриппы святой Петр был пойман гонителями христиан и заточен в тюрьму вместе с апостолом Иаковом, которого впоследствии убили. Верующие во Христа непрестанно молились за жизнь Петра. Господь услышал глас народа, и Ангел явился в темницу к Петру. Тяжелые кандалы спали с апостола, и он незаметно для всех смог покинуть тюрьму.

Каждый из учеников избрал свой путь. Петр проповедовал в Антиохии и на Средиземном побережье, творил чудеса и обращал людей в веру христианскую, а затем ушел в Египет, где также рассказывал о пришествии Иисуса Христа.

Смерть ученика

Апостол Петр заведомо по воле Божией знал, когда придет его кончина. В то время он смог обратить в христианскую веру 2 жен чем вызвал небывалый гнев правителя. Христиане, которых гнали и истребляли в тот период, уговорили апостола покинуть город во избежание гибели. Выходя из ворот, Петр встретил на своем пути самого Христа. Удивленный апостол спросил у сына Божьего, куда Он направляется, и услышал ответ: «Чтобы вновь быть распятым». В тот момент Петр осознал, что пришла его очередь пострадать за веру и войти в Царство Небесное. Он смиренно вернулся в город и был схвачен язычниками. Смерть апостолаПетра была мучительной - он был распят на кресте. Единственное, что ему удалось - это уговорить палачей казнить его вниз головой. Симон считал, что не достоин умереть той же смертью, что и сам Мессия. Именно поэтому перевернутое распятие - это крест апостола Петра.

Распятие апостола

Некоторые путают данную символику с сатанинскими течениями. В антихристианских учениях используется именно как некая насмешка и непочтение вере православных и католиков. На самом деле распятие апостола Петра не имеет с этим ничего общего. Как таковое оно не используется в богослужении, но имеет место быть в качестве исторического факта. Кроме того, крест Петра вырезан на спинке трона Папы Римского, так как этот апостол считается основателем католической церкви. Тем не менее более широкое распространение данного распятия вызывает у многих, в основном неверующих и несведущих в церковных делах, много споров и разногласий. Так, например, когда папа Римский прибыл с визитом в Израиль с Петровским (перевернутым) крестом, многие расценили это как его скрытую принадлежность к сатанизму. Изображение этого распятия на епитрахили (церковном одеянии) главы католической церкви также вызывает двусмысленные ассоциации у атеистов, осуждающих поступок ученика Христова. Тем не менее простому человеку невозможно справедливо судить о Петре, который смог оправиться от человеческой немощи и духовно возвыситься. Будучи "нищим духом", апостол Петр, биография которого сложна и многогранна, не дерзнул встать на место Христа. Но, отстаивая свою веру, он умирает в мучениях так же, как некогда Сын Божий.

Петрово говение

В честь Петра православной церковью был установлен период поста, начинающийся через неделю после Троицы и заканчивающийся 12 июля - в день Петра и Павла. Пост провозглашает "твердость" апостола Петра (его имя в переводе значит "камень") и благоразумие апостола Павла. является менее строгим, нежели Великий - в пищу можно употреблять как растительную пищу и масло, так и рыбу (за исключением среды и пятницы).

Петр, ученик Христов, есть великий пример многим заблудшим, но желающим покаяния душам. Для тех, кто исправляет свою грешную жизнь, апостол Петр обязательно откроет врата Эдема теми ключами, которыми ему заповедовал владеть Господь.